Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для обучающихся 10-11 классов Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 - 11 класса» составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»). 2. Федеральной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart) 3. Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г.И..М.: Дрофа, 2017. Общая характеристика учебного предмета. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока» и «Художественная культура Возрождения».В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура концаXIX–XX века». Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла. Образовательные цели и задачи курса: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные цели задачи курса: • • • • • • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии. Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. • Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарноэстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью. • Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора. • Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Место предмета в базисном учебном плане • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; • устанавливать несложные реальные связи и зависимости; • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; • владеть основными формами публичных выступлений; • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; • осознавать свою культурную и национальную принадлежность. Требования к результатам обучения и воспитания. Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают: • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; • понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности; • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности; • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству; • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей; • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности; • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения: • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее • • • • • • • • • • • эффективные способы их решения; адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы; устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности); понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума; эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг. Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают: • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; • развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественнотворческой деятельности в каком-либо виде искусства; • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; • понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии; • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; • знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства; • развитие художественного мышления, творческого воображения, • • • • • • • внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и другое; овладение умениями и навыками для реализации художественнотворческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства; осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства; умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы; осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка); воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности; иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни; использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. Оценки и формы контроля. 1. Устный контроль: o фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний; o индивидуальный опрос; o собеседование по теме, 2. Письменный контроль: o тестирование, o творческая работа, o письменный ответ, o составление глоссария по изученному материалу, o ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Художественная культура Античности Крито-микенская культура. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Христианская символика. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Художественная культура Средних веков София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура средневекового Востока Китай. Вечная гармония инь и янь – основа китайской культуры. Ансамбль храма в Пекине. Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философскорелигиозных воззрений буддизма. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений.Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура Возрождения Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Художественная культура XVII – XVIII вв.. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Художественная культура XIX в.. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. Художественная культура XX в.. Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. 10-11 класс Учебно-методический комплекс Программа № I II III № 1 2 3 4 Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2011год. Учебник «Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2012 год. Автор : Данилова Г. И. УчебноТематическое и поурочное планирование « Мировая методические художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . пособия для учителя Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) Дидактические Электронные пособия: « Учимся понимать материалы живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» Тематический план по МХК в 10 классе Тема раздела Количест во часов Художественная культура древнего и средневекового Востока Художественная культура Европы: становление христианской традиции Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции Итого: Тематический план по МХК в 11 классе Название раздела Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века Художественная культура России 19 века Европа и Америка: Художественная культура 20 века Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам Итого: 9 16 9 34 часы 10 11 6 7 34 Поурочное планирование МХК в 10 классе № Тема урока 1 Искусство первобытного человека 2 Художественная культура Древней Передней Азии 3 Архитектура Древнего Египта 4 Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта 5 Художественная культура Мезоамерики 6 Контрольный срез по теме «Древние цивилизации» Д/З Гл.1, творческая мастерская зад.2 стр. 19 Гл.2, творческая мастерская зад.1 стр.31 Гл.3, творческая мастерская зад. 2 стр.38 Гл.4, вопросы и задания 1-3 стр.51 Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63 контроль Собеседование по теме. Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос. №1Контрольный срез по теме «Древние цивилизации» 7 Эгейское искусство Гл.6,подг. сообщения по темам стр.72 8 Архитектурный облик Древней Эллады Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83 Индивидуальный опрос. 9 Изобразительное искусство Древней Греции Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91 Гл.9, подг. рефераты по темам стр.102 Собеседование по теме. 10 Архитектурные достижения Древнего Рима Фронтальный опрос. 11 Изобразительное искусство Древнего Рима 12 Театр и музыка Античности 13 Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура Античности» 14 Мир византийской культуры 15 Архитектура западноевропейского средневековья 16 Изобразительное искусство Средних веков 17 Театр и музыка Средних веков 18 Художественная культура Киевской Руси 19 Развитие русского регионального искусства Гл.10, Индивидуальный вопросы и опрос. задания стр.109 Гл.11, Тестирование. творческая мастерская зад.4 стр. 117. Подг. к ПОУ«Культур а Античности» №2 Художественная культура Античности реферат. Гл.12, вопросы и задания стр.128 Гл.13, творческая мастерская зад. 1,3 стр.139 Гл.14, вопросы и задания стр.148 Гл.15, вопросы и задания стр.158. Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167 Гл.17, подг. Доклады по темам стр.184 Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Собеседование по теме. Творческие задания. 20 Искусство единого Российского государства. Театр и музыка 21 Контрольная работа по теме «Художественная культура Средних веков» 22 Художественная культура Индии 23 Художественная культура Китая 24 Искусство Страны восходящего солнца (Япония) 25 Художественная культура исламских стран 26 Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока» 27 Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения 28 Архитектура Итальянского Возрождения 29 Титаны Высокого Возрождения Гл.18,19 творческая мастерская зад.3 стр.201; вопросы и задания стр.209 Гл.20, подг. сообщения по темам стр.225 Гл.21, вопросы и задания стр.236 Гл.22, творческая мастерская (по выбору) стр. 248 Гл.23, творческая мастерская зад.1,4 стр.261. Гл.24, вопросы и задания стр.278 Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293 Гл.26, вопросы и задания стр.309 №3 Контрольная работа Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Собеседование по теме. Эссе Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. 30 Мастера венецианской живописи Гл.27, вопросы и задания стр.325 Гл.28, подг. сообщения по темам стр. 345 31 Искусство Северного Возрождения. 32 Музыка и театр эпохи Возрождения 33 Обобщающий урок по теме «Возрождение» Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Гл.29, Собеседование по вопросы и теме. задания стр.359Подг. к ПОУ «Возрождение » Зачет по теме «Возрождение» 34 Обобщающий урок. Годовая контрольная работа. Поурочное планирование МХК в 11 классе № п/п Тема урока Колво часов Формы контроля Д/з 1- Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. 2ч Стартовый контроль - тест П.1 Стр.8-15 2 Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. Характерные черты искусства маньеризма. 3 4 Архитектура барокко. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Изобразительное искусство барокко. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, П.2 Стр.16-26 1ч Устный опрос П.3 Стр.27-36. Сообщение 1ч Опрос в парах – анализ картины П.4 Стр.37-46 5 6 Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Классицизм в архитектуре Западной Европы. Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Шедевры классицизма в архитектуре России. Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). 1ч Устный опрос анализ архитектурного произведения П.5 Стр.47-53 2ч Видеотест, анализ архитектурного произведения П.6 Стр.55-60. Сообщение 7 Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. 8 Изобразительное искусство классицизма и рококо. Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство). Реалистическая живопись Голландии 1ч Устный опрос П.7 Стр.65-74. Посмотреть видеофильм 1ч Устный опрос 10 Русский портрет XVIII в. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). 1ч Опрос в парах – анализ портрета; тест П.8 Стр.75-89. Заполнить таблицу стр.89 П.9 Стр.90-102. 11 Музыкальная культура барокко. Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). 2ч аудиотест 9 12 Композиторы Венской классической П.6 Стр.55-64. Сообщение П.10 Стр.103111. Сообщение П.11 Стр.112-121 школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен 13 Театральное искусство XVII – XVIII вв. Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров). 1ч Устный опрос, анализ музыкального произведения П.12 Стр.122134. Подготовить сообщение 14 Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков». 1ч Контрольная работа №1 - 15 Романтизм. Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. 16 Изобразительное искусство романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). 17 Реализм – художественный стиль эпохи. Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). 18 Изобразительное искусство реализма Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). 19 «Живописцы счастья» (художники импрессионизма). Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). 20 Многообразие стилей зарубежной 1ч Устный опрос П.13 Стр.138-145 1ч видеотест П.14 Стр.145-159 1ч Устный опрос- П.15 Стр.160-164 анализ картины 1ч видеотест 1ч Творческая работа 1ч Устный опрос- П.16 Стр.165-181 Подготовить презентацию (на выбор) П.17 Стр.183-200 Сообщение (Сезанн, Ван Гог, Гоген) П.18 Стр.203- 21 22 музыки. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля. Русская музыкальная культура. Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Пути развития западноевропейского театра. Западноевропейский театр романтизма и его мастера. анализ музыкального произведения 212. Ответить на вопросы. 1ч тест П.19 Стр.214227. Индивид.задания. 1ч Устный опрос П.20 Стр.229237. Послушать видеозаписи произведений. П.21 Стр.238248. 23 Русский драматический театр Романтизм в русском театре и музыке. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова). 1ч Зачет – эссе. 24 Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.БорисовМусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Триумф модернизма. Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.) Архитектура: от модерна до конструктивизма Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Основные стили и творческие направления искусства XX века 1ч Устный опрос П.22 Стр.252-265. 1ч Творческая работа П.23 Стр.267281. Написать сочинение 1ч Опрос в парах П.24 Стр.282-297 1ч Тест или анализ картины П.25 Стр.298312. Заполнить таблицу. 25 26 27 28 (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Мастера русского авангарда 1ч видеотест 29 Зарубежная музыка XX в. 1ч Устный опрос 30 Русская музыка XX столетия. Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк). 1ч тест 31 Зарубежный театр XX в. Русский театр XX в. Становление и расцвет мирового кинематографа Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века. 1ч 32 33 34 Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 века». 1 ч. 2ч П.26 Стр.314326. П.27 Стр.327340, понятия П.28 Стр.341-355 П.30 Стр.367-377 Контрольная работа П.31 Стр.379-390 подготовка к защите проектов Защита презентаций по темам Список цифровых образовательных ресурсов: ЭСУН «История искусства» 10-11 класс ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи» ЦОР «Мировая художественная культура» Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку» « История древнего мира и средних веков» электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» «Архитектура» Учебники: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.; РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для обучающихся Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000. История красоты / под общ.ред. У.Эко. – М., 2005. Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001. Для учителя Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007. Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989. История красоты / под общ.ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г. История уродства / под общ.ред. У.Эко. – М., 2007. Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000. Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г. Литература для учителя. 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2013 2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002 3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007 4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008 ЦОР 1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). 2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). 3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК. 4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК. 5. Музеи Флоренции. Серия «Лучшие музеи». 1С: познавательная коллекция [Электронный ресурс]. – ИДДК. 2012 г. 6.Лувр. Серия «Лучшие музеи». 1С: познавательная коллекция [Электронный ресурс]. – ИДДК. 2012 г. 7.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008. Учебно-методический комплект обучающегося: 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2013 ЦОР 1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). 2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). 3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК. 4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК. 6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.