РП Культура и традиции Урала 5 класс

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Народные традиции и культура Урала»
для обучающихся 5 класса

Березовский городской округ, 2024

1. Результаты освоения курса
Личностные результаты:
Ученики научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во
внутреннем плане, адекватно воспринимать оценку учителя, строить речевое
высказывание в устной форме, осуществлять поиск и выделять конкретную
информацию с помощью учителя, устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений.
Развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному
наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к
памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к
традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Школьники могут приобрести опыт работы с архивными документами и
материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по
историческим и современным местам города и области, через практические
занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с
представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой
Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Метапредметные результаты:
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия региона,
области, родного города, об истории родного города, об истории школы; о семье и
семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и
тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного
поиска и нахождения информации.
Формирование основ экологической культуры, для принятия ценности
исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, для формирования
гражданской идентичности в форме осознания ««Я» как гражданин России»,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, для
воспитания уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном Российском государстве.
Ученики научатся включаться в творческую деятельность под руководством
учителя, строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет, договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность их мотивации
целенаправленной познавательной деятельности.

к

обучению

и

2. Содержание курса с указанием форм организации
и видов деятельности
Тема 1. Мой край – земля Урала
1.Вводный урок. Беседа.
Знакомство с целями и задачами курса «Мы живем на Урале».
2.Дом, в котором мы живем. Виртуальная экскурсия.
История Урала. Географическое расположение своего края, города
(поселка). Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние
племена Урала.
3.Урал – опорный край державы. Освоение новых знаний.
Становление Урала как опорного края державы. Роль Урала в войнах,
которые вела Россия в XVIII-XX вв.
4.Природа Урала. Освоение новых знаний.
Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала.
Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места
проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население
и хозяйство родного края, Свердловской области. Климатические особенности
Среднего Урала.
5.Первобытный человек на Урале. Виртуальная экскурсия.
«Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал».
Археологические находки. Письма из прошлого: Каповая пещера. Виртуальная
экскурсия.
Местонахождение и история открытия Каповой пещеры. Наскальные
рисунки и способы их нанесения. Археологические находки в Каповой пещере.
6. Урал многонациональный. Освоение новых знаний. Беседа.
Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей
разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Этнический и социальный
состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни. Музей как
социокультурный феномен.
7.Заселение Урала русскими. Освоение новых знаний.
Борьба Новгорода и Москвы за Урал. Поход русских войск на Пермь
Великую. Именитые люди Строгановы и их владения в Прикамье. Походы
дружины Ермака и разгром Сибирского ханства. Бабиновская дорога. Города
Урала XVI-XVII вв.: Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень. Заселение
Восточного Урала русскими поселенцами.
8.Горнозаводской Урал. Освоение новых знаний.
Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности
на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства
«железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные

ископаемые (нефть, газ, уголь).
свойства магнита).
9.Закрепление.

Металлы (рудные полезные ископаемые и

Тема 2. Культура и искусство народов Среднего Урала.
10.Игры коренных народов Урала. Урок – игра.
Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Лапта», «У медведя во
бору». Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка»,
«Стрелок», «Юрта». Татарские – «Займи место», «Лисичка и курочки», «Мяч по
кругу», «Продам горшки», «Спутанные кони», «Тимербай». Удмуртские –
«Водяной», «Догонялки», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Стой, олень!».
Чувашские – «Штаидерт», «Тума-дуй».
11.Пещера – чум – изба: кто там жил и когда? Виртуальная экскурсия.
Древние жилища первобытных людей – пещеры, полуземлянки, землянки.
Благоустройство жизни в пещере первобытного человека. Чум – жилище кочевого
населения. Формирование избы как постоянного жилища. Особенности
строительства избы. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства избы
от климатических и географических особенностей Урала.
12.Устройство русской избы. Виртуальная экскурсия.
Форма поселения и застройки. Жилые и хозяйственные постройки.
Строительный материал и техника. Типы усадеб. Типы жилищ. Конструктивные
особенности жилища: сруб, подклет, крыша, сени. Русская печь. Синячихинский
музей-заповедник русской расписной избы.
13.Календарные праздники коренных народов Урала. Виртуальная экскурсия.
Христианские праздники. Земледельческие праздники. Коляда. Новый год.
Масленица. Семик. Чупрай. Олень – золотые рога. Тулыглап – медвежий
праздник манси и хантов. Праздник Ледохода. Сабануй. Вожодыр – цикл
новогодних праздников удмуртов. Вой – удмуртская масленица.
14.Обереги народов Урала. Виртуальная экскурсия.
Пояс – обережный элемент одежды. Полотенце – оберег. Куклы – закрутки.
Мунё – кукла-оберег у удмуртов. Куклы – треноги. Украшения – обереги.
15.Народные промыслы Урала. Виртуальная экскурсия.
«Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения
искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки,
коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы.
Особенности уральской росписи.
16.Урало-сибирская роспись. Виртуальная экскурсия.
Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде.
Нижнетагильский поднос. Династия Худояровых. Музей истории подносного
промысла Нижнего Тагила.
Тагильские сундуки. Виртуальная экскурсия.
История сундучного промысла в Нижнем Тагиле. Технология изготовления
сундуков. Сундучные горки. Сундучные мастерские Нижнего Тагила.

Выставочная экспозиция Нижнетагильского музея быта и ремесел.
17.Златоустовская гравюра. Виртуальная экскурсия.
Искусство холодного оружия. История златоустовской гравюры на стали.
Мастера Шафы. Златоустовские мастера – гравировщики – Бушуевы,
Тележниковы, И.Бояршинов. Павел Петрович Аносов – булатная сталь.
18.Камнерезное дело на Урале. Виртуальная экскурсия.
Камнерезное искусство Урала. Отражение профессии камнереза в сказах
П.П. Бажова. Уральские поделочные камни: малахит, родонит, агат, яшма.
Основные элементы ювелирных изделий. «Сказы, спрятавшиеся в уголке
малахитовой шкатулки». Драгоценные камни Урала, их свойства и способы
обработки. Ювелирные изделия.
19.Художественное литье. Виртуальная экскурсия.
«Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских
мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в
изделиях каслинских мастеров.
20.Сказы П.П.Бажова. Виртуальная экскурсия. Викторина.
Творчество уральского писателя П.П. Бажова. Образ жизни горнозаводских
людей в сказах писателя. Язык сказов. Устаревшие слова, их значение.
Сравнительная характеристика главных действующих лиц сказов: «Малахитовая
шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка».
Характерные герои сказов, литературных произведений об Урале.
21.Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Виртуальная экскурсия. Викторина
Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Серая Шейка», «Сказка про зайца –
длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». Единство
содержания и художественной формы произведений. Добро и зло, трусость,
храбрость, хитрость в сказках писателя
22.Закрепление.
Тема 3. Моя малая Родина.
23.Город мой родной – Березовский. Виртуальная экскурсия.
Мой родной город Березовский. История его зарождения и развития.
События
общественной
жизни
в
родном
городе.
Местные
достопримечательности, известные люди. Достопримечательности моего города.
Символика родного города. Традиции родного города.
24.Где родился, там и пригодился. Беседа.
История и родословная моей семьи. Профессии промышленного города.
25.Вот моя улица, вот он мой дом!
Мой дом, улица, двор. Моя школа. Традиции моей школы. Беседа.
26.Мой город – часть Урала, часть России. Виртуальная экскурсия.
Родной край как часть России. Столица Урала - город Екатеринбург.
История зарождения и развития своего края. Города Уральского региона.
27.Закрепление.
Тема 4. Моя семья.

28.Семья – то, на чем держится мир. Беседа.
Семейные ценности и семейные традиции. Дом и семья – это отдельный
мир. Традиции моей семьи – понятие и виды. Семейные традиции праздники.
29.Спасибо деду за победу! Виртуальная экскурсия.
Вклад жителей Березовского в Великую Отечественную войну. Мой дед
воевал на фронтах Великой Отечественной. Мой дед работал в тылу в годы
Великой Отечественной войны.
30.Профессии рабочего города. Виртуальная экскурсия.
Профессия, место работы родителей. Профессии, связанные со спецификой
местных условий.
31.Мои земляки – известные люди. Виртуальная экскурсия. Беседа.
Люди – труженики, прославившие Уральский край на всю Россию. Я
горжусь тружениками города Березовского.
32.Трудовые династии города Березовского. Виртуальная экскурсия.
Деятели города Березовского. Трудовые династии города Березовского.
33.Я – будущее страны! Беседа. Викторина.
Кем я хочу стать, когда вырасту. Профессия моей мечты.
34.Итоговое повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».