Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Народные традиции и культура Урала» для обучающихся 5 класса Березовский городской округ, 2024 1. Результаты освоения курса Личностные результаты: Ученики научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, адекватно воспринимать оценку учителя, строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны. Школьники могут приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам города и области, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе. Метапредметные результаты: Школьники приобретают знания об истории происхождения названия региона, области, родного города, об истории родного города, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Формирование основ экологической культуры, для принятия ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, для формирования гражданской идентичности в форме осознания ««Я» как гражданин России», чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, для воспитания уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Ученики научатся включаться в творческую деятельность под руководством учителя, строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации целенаправленной познавательной деятельности. к обучению и 2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности Тема 1. Мой край – земля Урала 1.Вводный урок. Беседа. Знакомство с целями и задачами курса «Мы живем на Урале». 2.Дом, в котором мы живем. Виртуальная экскурсия. История Урала. Географическое расположение своего края, города (поселка). Уральские горы. Древний Урал. Гиперборейские горы, древние племена Урала. 3.Урал – опорный край державы. Освоение новых знаний. Становление Урала как опорного края державы. Роль Урала в войнах, которые вела Россия в XVIII-XX вв. 4.Природа Урала. Освоение новых знаний. Природно-климатические зоны Урала. Географическое расположение Урала. Карта Свердловской области, карта города (поселка). География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природа, население и хозяйство родного края, Свердловской области. Климатические особенности Среднего Урала. 5.Первобытный человек на Урале. Виртуальная экскурсия. «Уральская мифология» или «Как первый человек пришел на Урал». Археологические находки. Письма из прошлого: Каповая пещера. Виртуальная экскурсия. Местонахождение и история открытия Каповой пещеры. Наскальные рисунки и способы их нанесения. Археологические находки в Каповой пещере. 6. Урал многонациональный. Освоение новых знаний. Беседа. Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Среднем Урале и месте проживания. Этнический и социальный состав населения, его верования и религии, быт и образ жизни. Музей как социокультурный феномен. 7.Заселение Урала русскими. Освоение новых знаний. Борьба Новгорода и Москвы за Урал. Поход русских войск на Пермь Великую. Именитые люди Строгановы и их владения в Прикамье. Походы дружины Ермака и разгром Сибирского ханства. Бабиновская дорога. Города Урала XVI-XVII вв.: Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень. Заселение Восточного Урала русскими поселенцами. 8.Горнозаводской Урал. Освоение новых знаний. Горнозаводской Урал. История возникновения горнозаводской промышленности на Урале. В.И. Татищев и В. Де Генин – основоположники строительства «железоделательного» завода на Урале. Природные богатства Урала: полезные ископаемые (нефть, газ, уголь). свойства магнита). 9.Закрепление. Металлы (рудные полезные ископаемые и Тема 2. Культура и искусство народов Среднего Урала. 10.Игры коренных народов Урала. Урок – игра. Русские – «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Лапта», «У медведя во бору». Башкирские – «Липкие пеньки», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Стрелок», «Юрта». Татарские – «Займи место», «Лисичка и курочки», «Мяч по кругу», «Продам горшки», «Спутанные кони», «Тимербай». Удмуртские – «Водяной», «Догонялки», «Охота на лося», «Серый зайка». Марийские «Биляша», «Катание мяча». Коми – «Ловля оленей», «Невод», «Стой, олень!». Чувашские – «Штаидерт», «Тума-дуй». 11.Пещера – чум – изба: кто там жил и когда? Виртуальная экскурсия. Древние жилища первобытных людей – пещеры, полуземлянки, землянки. Благоустройство жизни в пещере первобытного человека. Чум – жилище кочевого населения. Формирование избы как постоянного жилища. Особенности строительства избы. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства избы от климатических и географических особенностей Урала. 12.Устройство русской избы. Виртуальная экскурсия. Форма поселения и застройки. Жилые и хозяйственные постройки. Строительный материал и техника. Типы усадеб. Типы жилищ. Конструктивные особенности жилища: сруб, подклет, крыша, сени. Русская печь. Синячихинский музей-заповедник русской расписной избы. 13.Календарные праздники коренных народов Урала. Виртуальная экскурсия. Христианские праздники. Земледельческие праздники. Коляда. Новый год. Масленица. Семик. Чупрай. Олень – золотые рога. Тулыглап – медвежий праздник манси и хантов. Праздник Ледохода. Сабануй. Вожодыр – цикл новогодних праздников удмуртов. Вой – удмуртская масленица. 14.Обереги народов Урала. Виртуальная экскурсия. Пояс – обережный элемент одежды. Полотенце – оберег. Куклы – закрутки. Мунё – кукла-оберег у удмуртов. Куклы – треноги. Украшения – обереги. 15.Народные промыслы Урала. Виртуальная экскурсия. «Уральская роспись по дереву, бересте, металлу». История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы. Особенности уральской росписи. 16.Урало-сибирская роспись. Виртуальная экскурсия. Урало-сибирская роспись. Мотивы уральской росписи в узорах на посуде. Нижнетагильский поднос. Династия Худояровых. Музей истории подносного промысла Нижнего Тагила. Тагильские сундуки. Виртуальная экскурсия. История сундучного промысла в Нижнем Тагиле. Технология изготовления сундуков. Сундучные горки. Сундучные мастерские Нижнего Тагила. Выставочная экспозиция Нижнетагильского музея быта и ремесел. 17.Златоустовская гравюра. Виртуальная экскурсия. Искусство холодного оружия. История златоустовской гравюры на стали. Мастера Шафы. Златоустовские мастера – гравировщики – Бушуевы, Тележниковы, И.Бояршинов. Павел Петрович Аносов – булатная сталь. 18.Камнерезное дело на Урале. Виртуальная экскурсия. Камнерезное искусство Урала. Отражение профессии камнереза в сказах П.П. Бажова. Уральские поделочные камни: малахит, родонит, агат, яшма. Основные элементы ювелирных изделий. «Сказы, спрятавшиеся в уголке малахитовой шкатулки». Драгоценные камни Урала, их свойства и способы обработки. Ювелирные изделия. 19.Художественное литье. Виртуальная экскурсия. «Художественное литье». Каслинское чугунное литье. Изделия каслинских мастеров. Художественные решетки и ограды города Екатеринбурга. Узоры в изделиях каслинских мастеров. 20.Сказы П.П.Бажова. Виртуальная экскурсия. Викторина. Творчество уральского писателя П.П. Бажова. Образ жизни горнозаводских людей в сказах писателя. Язык сказов. Устаревшие слова, их значение. Сравнительная характеристика главных действующих лиц сказов: «Малахитовая шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка». Характерные герои сказов, литературных произведений об Урале. 21.Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Виртуальная экскурсия. Викторина Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Серая Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Аленушкины сказки». Единство содержания и художественной формы произведений. Добро и зло, трусость, храбрость, хитрость в сказках писателя 22.Закрепление. Тема 3. Моя малая Родина. 23.Город мой родной – Березовский. Виртуальная экскурсия. Мой родной город Березовский. История его зарождения и развития. События общественной жизни в родном городе. Местные достопримечательности, известные люди. Достопримечательности моего города. Символика родного города. Традиции родного города. 24.Где родился, там и пригодился. Беседа. История и родословная моей семьи. Профессии промышленного города. 25.Вот моя улица, вот он мой дом! Мой дом, улица, двор. Моя школа. Традиции моей школы. Беседа. 26.Мой город – часть Урала, часть России. Виртуальная экскурсия. Родной край как часть России. Столица Урала - город Екатеринбург. История зарождения и развития своего края. Города Уральского региона. 27.Закрепление. Тема 4. Моя семья. 28.Семья – то, на чем держится мир. Беседа. Семейные ценности и семейные традиции. Дом и семья – это отдельный мир. Традиции моей семьи – понятие и виды. Семейные традиции праздники. 29.Спасибо деду за победу! Виртуальная экскурсия. Вклад жителей Березовского в Великую Отечественную войну. Мой дед воевал на фронтах Великой Отечественной. Мой дед работал в тылу в годы Великой Отечественной войны. 30.Профессии рабочего города. Виртуальная экскурсия. Профессия, место работы родителей. Профессии, связанные со спецификой местных условий. 31.Мои земляки – известные люди. Виртуальная экскурсия. Беседа. Люди – труженики, прославившие Уральский край на всю Россию. Я горжусь тружениками города Березовского. 32.Трудовые династии города Березовского. Виртуальная экскурсия. Деятели города Березовского. Трудовые династии города Березовского. 33.Я – будущее страны! Беседа. Викторина. Кем я хочу стать, когда вырасту. Профессия моей мечты. 34.Итоговое повторение.