Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Образовательная сессия. Грамматика английского языка» для обучающихся 9 классов Березовский городской округ, 2024 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся 9х классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ОГЭ. Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. 1.1. Цель реализации программы: Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: • - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); • - языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; • - социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка • - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; • - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур; - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ Программа по подготовке к сдаче ОГЭ по английскому языку имеет следующие развивающие и воспитательные задачи: • развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена; • развитие познавательной активности учащихся; • развитие компенсаторной компетенции; • воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению. 1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются: • изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена; • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом; • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий; • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме; в области письма – обучать написанию личного письма; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации; • для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой; • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности. 1.3. Ожидаемые результаты обучения: По итогам прохождения курса учащиеся должны: Овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий Listening - Аудирование Необходимо уметь: - понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи; - выбирать главные факты, опуская второстепенные; - выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст; - выполнить задания на сопоставление и с извлечением информации. Reading - Чтение Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста; выполнить задание на сопоставление и с извлечением информации. Use of English – Лексика и Грамматика Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте. Выполнить и задание по грамматике словообразованию. Writing - Письмо Написать личное письмо. Нужно продемонстрировать умение написать личное письмо, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета. Speaking - Говорение Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке. Высказаться по предложенной теме; вести диалог по предложенной теме. В рамках чтения вслух необходимо уметь: -читать вслух небольшой отрывок научно-популярного жанра без необоснованных пауз и фонетических ошибок. В рамках монолога необходимо уметь: - составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы; - изложить и обосновать свое мнение; В рамках диалога необходимо уметь: - начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, - отвечать на вопросы собеседника, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал - рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д. Общая характеристика учебного курса Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, письмо, чтение, говорение. В основе программы лежат следующие методические принципы: • Интеграция основных умений и навыков. • Последовательное развитие основных умений и навыков. • Коммуникативная направленность заданий. • Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий. • Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. В каждом уроке есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Каждый тематический блок содержит объяснительные таблицы по грамматике, в которых формулируются правила. В заключительную часть каждого из тематических блоков включены задания экзаменационного формата. В заключительную часть каждого из тематических блоков включены задания экзаменационного формата. Их цель – выработать у учащихся навыки внимательного прочтения текста задания, четкого выполнения самого задания. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении заданий в формате ОГЭ. Основная задача контроля — объективное определение уровня владения учащимися иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание. Контроль проводится в форме выполнения заданий пробного экзамена по всем разделам экзамена ОГЭ. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классе. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год. 2.1. Основные разделы программы учебного курса • • • • Аудирование Чтение Письмо Говорение 2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся и виды работ традиционная классно-урочная; парная работа; самостоятельная работа; выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий; • составление речевых высказываний по теме; • выполнение различных лексических и грамматических упражнений; • аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации. • • • • 2.3. Описание связи с учебными предметами. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данная программа по подготовке к сдаче экзамена по английскому языку как практико-ориентированному предмету помогает решать задачи формирования универсальных учебных действий на межпредметном уровне. 3. Место учебного курса в учебном плане Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классе. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса 4.1. Личностные и метапредметные результаты Личностные: • понимание значимости владения иностранного языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; • формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; • к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. Метапредметные: • умение планировать свое речевое и неречевое поведение; • умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей; • умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. 4.2. Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения иностранного языка в коммуникативной сфере (говорении, письме, чтении, аудировании); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере;в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах. Тематический план Число Темы, раскрывающие часов, программу отводимых на тему 1 1 Ознакомление с форматом экзамена Основное содержание тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста, письменного текста, устной речи, письменной речи, лексикограмматический тест. Продолжительност ь выполнения заданий. Задают вопросы собеседнику. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. 1 2. Стратегии подготовки к разделу «Listening» Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. Учатся соотносить аудио- и визуальную информацию. Ведут диалограсспрос о собеседнике и его семье. 1 3. Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . 1 4. Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации. Выполнение тестовых заданий с последующим анализом Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной выполнения заданий и разбор типичных ошибок коммуникацией; Работают с прослушанным диалогом, прогнозируютсодер жание по ключевым словам; устанавливают логическую последовательность основных фактов; Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата общения. 1 5. Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . 1 6. Выполнение теста по аудированию Тестирование навыков аудирования в формате ОГЭ Слушают и понимают речь учителя, одноклассников, аудиотексты и видеофильмы, построенные на изученном языковом материале. 1 1 7. Стратегии подготовки к Как работать с разделу «Reading» инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? Задают вопросы собеседнику. 8. Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания Отвечают на вопросы, используя новую лексику, и составляют письменно аналогичные вопросы. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Пишут по образцу побуждения к действию. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. 1 9. Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей языковом материале, выделяют запрашиваемую информацию. Вербально реагируют на услышанное. Выполнение Оценивают тестовых заданий с правильность выполнения последующим учебной задачи, анализом собственные выполнения возможности её заданий и разбор типичных ошибок решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. 1 10. Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. Знакомятся с новыми словами по теме, читают и понимают страноведческий текст, высказывают свое мнение о поведении людей в разных ситуациях. 1 11. Выполнение теста по чтению Тестирование навыков чтения в формате ОГЭ Знакомятся с новыми словами по теме, читают и понимают страноведческий текст, высказывают свое мнение о поведении людей в разных ситуациях. 1 12. Стратегии подготовки к разделу «Use of English» Структура раздела, Осуществляют информационный анализ заданий поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . 1 13. Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. Учатся соотносить аудио- и визуальную информацию. Ведут диалог- расспрос о собеседнике и его семье. 1 14. Страдательный залог 1 15. Степени сравнения прилагательных и наречий 1 16. Множественное число существительных Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . Повторение правил Осознанно строят своё высказывание в образования соответствии с степеней поставленной сравнения прилагательных и коммуникативной задачей; умеют наречий, аргументировать выполнение свою точку зрения, практических спорить и упражнений отстаивать свою позицию Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений Ведут диалоги на основе изученного языкового материала. Определяют цели деятельности на уроке; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия. 1 17. Порядковые числительные Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений 1 18. Работа с тестовыми заданиями по грамматике Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате экзамена с последующим анализом 1 19. Работа с тестовыми заданиями по словообразованию Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений Отвечают на вопросы, используя новую лексику, и составляют письменно аналогичные вопросы. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. Ставят цели и планируют пути их достижения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, владеют монологическими и диалогическими формами речи. 1 1 1 1 20. Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом Определять цели деятельности на уроке; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия. Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. 21. Способы управления в Выполнение Слушают и понимают речь предложении (предлоги), практических учителя, способы сочинения и упражнений одноклассников, подчинения (союзы) аудиотексты и видеофильмы, построенные на изученном языковом материале. 22. Работа с тестовыми Продумывание Определять цели деятельности на заданиями по возможного уроке; соотносят лексической сочетаемости варианта ответа, единиц выбор правильного свои действия с планируемыми ответа, результатами; определение неверных ответов, корректируют свои действия. выполнение заданий в формате Осознанно строят ОГЭ своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. 23. Выполнение лексико- Тестирование Оценивают грамматического теста лексикоправильность грамматических выполнения навыков в формате учебной задачи, собственные олимпиады 1 24. Стратегии подготовки Образцы писем и к разделу «Writing», рекомендуемый письмо личного характера языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера 1 25. Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера Мини-практикум по написанию письма личного характера возможности её решения. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Пишут по образцу побуждения к действию. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, выделяют запрашиваемую информацию. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. 1 26. Написание письма Образец письма и рекомендуемый языковой репертуар, Осуществляют контроль своей деятельности в процессе характерные черты, планирование письма, клише достижения результата общения 1 27. Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. 1 28. Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише. Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении. Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации Задают вопросы собеседнику. 1 29. Мини-практикум по выполнению заданий устной части. Чтение вслух. умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. 1 30. Мини-практикум по выполнению заданий. Односторонний диалог (ответы на вопросы) Презентация темы с обсуждением Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникацией; 1 31. Тематика монологического высказывания. Выполнение заданий в формате ОГЭ 1 32. Мини-практикум по выполнению заданий устной части (монолог) Выполнение заданий в формате ОГЭ Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Работают с прослушанным диалогом, прогнозируютсодер жание по ключевым словам; устанавливают логическую последовательность основных фактов; Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата общения. 1 33. Пробный тест в формате ОГЭ Выполнение заданий в формате ОГЭ Ставят цели и планируют пути их достижения. 1 34. Пробный тест в формате ОГЭ Выполнение заданий в формате ОГЭ Ставят цели и планируют пути их достижения. Итого 34 часа Использованная литература: • Веселова. Ю.С. Сборник тренировочных и проверочных заданий. Английский язык. 9 класс. М.: Интеллект –Центр, 2008 г. • Витковский Е.В., Долгопольская И.Б., Фоменко Е.А.. Английский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации -2013. Ростов-на-Дону. Легион. 2012г. • Конобеев А.В. Разработка элективных курсов для средней школы – принцип и опыт работы. Английский язык в школе (учебнометодический журнал), № 2(14), 2006, с.45-49. • Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение,2002 г. • Ю.С. Веселова. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Английский язык. Учебное пособие. М.: Интеллект –Центр, 2015г. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса: • отрывки из адаптированных и неадаптированных художественных произведений английских писателей, • страноведческие справочники, • журналы, • распечатки с заданиями, • компьютер и проектор, • видеоматериалы, • учебные диски. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса 1. Virginia Evans, Jenny Dooley. Mission 1. – Express publishing. 2. Paul Carne, Louise Hashemi, Barbara Thomas. Cambridge practice tests for First Certificates. – Cambridge University Press. 3. Jenny Quintana. New Headway English Course. PET practice tests. – Oxford. 4. Jenny Quintana. New Headway English Course. PET practice tests. Listening part.– Oxford. 5. Типовые экзаменационные варианты М.В. Вербицкой ЕГЭ 2024 по иностранному языку. 6. Демонстрационные варианты ЕГЭ http://www.fipi.ru/. 7. Jil Hdfied, Intermediate Communication Games. 8. Maria Lucia Zaorob and Elizabeth Chin, Games for Grammar practice, Cambridge University Press. 9. Sarah Cunnungham and Peter Moor, Cutting Edge Advanced, Perason Longman.