Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 ________/Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года __________/Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 Руководитель ШМО _______/Савченко Н.А./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке» Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В школах Российской Федерации обучается большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Поэтому одной из актуальных проблем последних лет является обучение детей- мигрантов (инофонов) русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычия. Инофоны – это те, кто вырос или очутился в условиях двуязычия: в семье ребенок слышит один язык, а вне семьи – другой. Инофонизм развивается стихийно, если родители не планируют заранее языковое общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на её недостатки. Таким детям очень сложно учиться, так как перед осмыслением учебного материала нужно осмыслить звучащую речь. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре: традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Проведенный анализ национального состава учащихся БМАОУ СОШ № 2 г. Березовский, Свердловской области показал, что почти четверть состава дети - нерусской национальности, в некоторых классах их количество достигает 20%, из них половина слабо владеет русским языком. На основании вышеизложенного, возникла необходимость создания программы педагогической поддержки детей-инофонов «Говорим на русском языке». Цель данного курса: формирование, развитие и коррекция устной и письменной речи детей-инофонов. Основные задачи курса: обогащать словарный запас учащихся; формировать навыки словообразования и словоизменения; обучать правильному согласованию различных частей речи; обучать правильному грамматическому оформлению предложений; способствовать формированию связной речи. Основные принципы построения курса: Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность определяется как спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения русского языка детьми, у которых русский язык не является родным, с учетом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа курса позволяет реализовывать обще дидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества. Основные методы обучения: - практические; - наглядно-демонстрационные; - игровые; - методы ролевого моделирования типовых ситуаций; - словесные. Общая характеристика курса Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует запаса расширению и совершенствованию словарного учащимися при одновременной работе над различными грамматическими категориями. По своей структуре занятие включает в себя организационно- подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Задачей основного этапа является работа над активизацией словаря, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий той или иной грамматической направленности. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев соответствует лексической теме занятия. Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания, обсуждение результатов работы. Программа направлена на развитие, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, формирование уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников. Описание курса. Занятия по данной программе проводятся в количестве 2 часов в неделю в течение одного года и составляют 34 часа. Рабочая программа составлена для двух категорий учащихся. В первую группу входят дети, не владеющих устной монологической (русской) речью, во вторую -испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи. Программа рассчитана на детей, плохо говорящих на русском языке и обучающихся в БМАОУ СОШ №2 города Березовский. Описание ценностных ориентиров содержания курса. Ведущее место в системе общего образования занимает русский язык. Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национального самосознания. национальной культуры и основе В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. БМАОУ СОШ № 2 составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А. и адаптирована к применению на базе школы. Определение уровня владения языком должно начинаться с изучения уровня владения языком, которое следует проводить в двух направлениях: - изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки обучающегося; -определение исходного уровня владения русским языком (особенности функционирования русского языка в регионе, откуда прибыл ученик; наличие или отсутствие русской языковой среды, язык в семье и т.д.) Беседы с учащимися, тестирование позволяют определить уровень владения русским языком (в соответствии с ФГОС). - средний уровень – акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснение учителя из-за незнания терминов и словесных сочетаний, используемых в учебных дисциплинах. - слабый уровень – ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать на русском языке, говорить на определенные темы (о себе, о семье, общаться в магазине, транспорте и т.п). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий общению. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, потому что ученик постоянно «ищет» слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка). - нулевой уровень – ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет на русском языке. Лексический запас очень ограничен. Сильно выраженный акцент. Содержание реализации программы: -определение уровня и комплектование группы; (Приложение 1) - проведение занятий согласно календарно-тематическому планированию; организация психолого-педагогической помощи обучающимся; - разработка памяток со справочными материалами по русском языку. Организация реализации программы: - учебный план; - система условий реализации Система оценки достижения планируемых результатов должна: - определить состав инструментария оценивания; - обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы; - обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений, обучающихся в процессе освоения программы «Уроки русской речи»; - Предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. Условия успешного обучения детей-инофонов: - тесное сотрудничество учителя, психолога, логопеда, социального педагога (помощь в обеспечении условий социализации через взаимодействие и сотрудничество); - чётко скоординированная программа (постепенное усложнение заданий и речевого материала); - работа с семьей (беседы, консультации); - привлечение детей в спортивные секции, кружки по интересам (создание среды успеха и доброжелательного общения между детьми); Планируемые результаты освоения программы «Уроки русской речи» должны: - обучить учащихся русскому языку согласно требованиям ФГОС; - адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям проживания в России, в частности в г. Березовский. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Определение уровня владения языком должно начинаться с изучения уровня владения языком, которое следует проводить в двух направлениях: - изучение факторов, обучающегося; влияющих на уровень языковой подготовки -определение исходного уровня владения русским языком (особенности функционирования русского языка в регионе, откуда прибыл ученик; наличие или отсутствие русской языковой среды, язык в семье и т.д.) Беседы с учащимися, тестирование позволяют определить уровень владения русским языком (в соответствии с ФГОС). - средний уровень – акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснение учителя из-за незнания терминов и словесных сочетаний, используемых в учебных дисциплинах. - слабый уровень – ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать на русском языке, говорить на определенные темы (о себе, о семье, общаться в магазине, транспорте и т.п). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий общению. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, потому что ученик постоянно «ищет» слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка). - нулевой уровень – ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет на русском языке. Лексический запас очень ограничен. Сильно выраженный акцент. Содержание реализации программы: -определение уровня и комплектование группы; (Приложение 1) - проведение занятий согласно календарно-тематическому планированию; организация психолого-педагогической помощи обучающимся; - разработка памяток со справочными материалами по русском языку. Организация реализации программы: - учебный план; - система условий реализации Система оценки достижения планируемых результатов должна: - определить состав инструментария оценивания; - обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы; - обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений, обучающихся в процессе освоения программы «Уроки русской речи»; - Предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. Условия успешного обучения детей-инофонов: - тесное сотрудничество учителя, психолога, логопеда, социального педагога (помощь в обеспечении условий социализации через взаимодействие и сотрудничество); - чётко скоординированная программа (постепенное усложнение заданий и речевого материала); - работа с семьей (беседы, консультации); - привлечение детей в спортивные секции, кружки по интересам (создание среды успеха и доброжелательного общения между детьми). Планируемые результаты освоения программы «Уроки русской речи» должны: - обучить учащихся русскому языку согласно требованиям ФГОС; - адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям проживания в России, в частности в г. Березовский. Приложение 1 Комплектование групп Индивидуальная диагностическая карта речевого развития детей-инофонов Фамилия, имя ученика:___________________________ Возраст:______ Класс: ______ Дата поступления в БМАОУ СОШ № 2:_______________________________________ № Виды речевых знаний 1.Знание букв русского алфавита Знает Частично знает Не знает Виды речевых умений Умеет Допускает ошибки/ Владение навыками описания и повествования Рассуждение Не умеет затрудня ется Умение составлять текст по серии картинок - называть слова называть слова - составлять словосочетания - составлять предложения - составлять текст Умение работать с текстом - нахождение информации -интерпретация информации - осмысление информации Количество Техническая сторона чтения слов в минуту Количество ошибок Понимание смысла Способ чтения прочитанного Обучающий научится: Чтение 1. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание. 2. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации. Говорение 1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. Диалограсспрос ведется без подготовки. 2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Тематика определяется списком изученных тем. 3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. 4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения. Письмо 1. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «Уроки русской речи» Личностные УУД должны отражать: - воспитание чувства любви и уважения к русскому языку; - осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках; - формирование навыков сотрудничества в процессе выполнения совместной деятельности; - формирование толерантного отношения к культуре и традициям разных народов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: - самостоятельное извлечение нужной информации; - определение лексико-грамматических понятий и приведение своих примеров по аналогии; - осознаний поставленной задачи, восприятие её на слух, решать её; - составление небольших текстов по предложенной теме; - осуществление сравнения, сопоставления, классификации по заданным признакам; - работа с разными видами информации (представленными в текстовой, иллюстративной, дидактической форме) Регулятивные УУД: - планирование (совместно с учителем) своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - выполнение действий по намеченному плану, а также по инструкциям; - определение правильность грамматических основ на слух, корректировка в случае расхождения с эталоном; - оценивание результата своих действий, внесение соответствующих корректив Коммуникативные УУД: - слушание собеседника и понимание речи других; - участие в диалоге, общей беседе, выполнение правил речевого поведения (не перебивать, выслушивать, стремиться понять речь собеседника); - умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, грамотно отвечать на поставленные вопросы, строить понятные грамматически оформленные высказывания; - уметь сотрудничать со сверстниками, работать в группах. Предметные результаты освоения русского языка (неродного): 1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) 2. Расширение знаний о русском языке 3. Обогащение активного и пассивного словарного запаса языка, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей. 4. Овладение основными нормами литературного языка; приобретение их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность содержание курса. Определение уровня владения языком должно начинаться с изучения уровня владения языком, которое следует проводить в двух направлениях: - изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки обучающегося; -определение исходного уровня владения русским языком (особенности функционирования русского языка в регионе, откуда прибыл ученик; наличие или отсутствие русской языковой среды, язык в семье и т.д.) Беседы с учащимися, тестирование позволяют определить уровень владения русским языком (в соответствии с ФГОС). - средний уровень – акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснение учителя из-за незнания терминов и словесных сочетаний, используемых в учебных дисциплинах. - слабый уровень – ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать на русском языке, говорить на определенные темы (о себе, о семье, общаться в магазине, транспорте и т.п). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий общению. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, потому что ученик постоянно «ищет» слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка). - нулевой уровень – ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет на русском языке. Лексический запас очень ограничен. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для группы детей, не владеющих устной монологической (русской) речью. 1 год обучения. № Разделы Количество часов 1 Фонетика. Графика. 8 2 Морфология. Имя существительное. 5 3 Местоимение. 4 4 Имя прилагательное. 5 5 Глагол. 5 6 Синтаксис. 5 7 Словообразование и работа с текстом. 3 8 Урок обобщения. 1 для группы детей, не владеющих устной монологической (русской) речью. 2 год обучения. № Разделы Количество часов 1 Повторение. 4 2 Морфология. Имя существительное. 16 3 Имя прилагательное. 8 4 Глагол. 5 5 Работа с текстом. 3 6 Урок обобщения. 1 для группы детей, испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи. 1 год обучения. № Разделы Количество часов 1 Фонетика. Графика. 8 2 Морфология. Имя существительное. 2 3 Местоимение. 2 4 Имя существительное. 3 5 Имя прилагательное. 3 6 Глагол. 3 7 Синтаксис. 5 8 Словообразование и работа с текстом. 7 9 Урок обобщения. 1 для группы детей, испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи. 2 год обучения. № Разделы Количество часов 1 Морфология. Имя существительное. 8 2 Имя прилагательное. 4 3 Глагол. 6 4 Наречие. 2 5 Причастие. 5 6 Деепричастие. 5 7 Работа с текстом. 3 8 Урок обобщения. 1 Поурочное планирование для группы детей, не владеющих устной монологической (русской) речью. № 1 Грамматические темы Введение. Русская речь. Алфавит. 2 Буквы гласных звуков. 3 Гласные звуки первого ряда 4 Гласные звуки второго ряда. (смягчающие согласные) 5 Согласные звуки и буквы. 1 год обучения. Лексические Характеристика деятельности темы учащихся Семья Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Школа, учебные Находить в слове гласные принадлежности звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Учебные Распознавать условные принадлежности обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове согласные Содержание темы Знакомство с русским алфавитом. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Семья». Знакомство с гласными. Гласные йотированные. Формировать навык различать буквы и звуки. Активизация словарного запаса в лексической темы рамках «Учебные принадлежности». Знакомство с согласными. Формировать навык различать согласные буквы и звуки. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Учебные 6 Звонкие и глухие Осень согласные звуки. 7 Мягкие согласные. 8 Мягкий знак, Фрукты как Овощи показатель мягкости звука. согласного звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. принадлежности». Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове парные звуки. Правильно согласные произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые звуки. Различать согласные непарные мягкие шипящие звуки. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове мягкие согласные. Правильно произносить эти согласные звуки. Знакомство с согласными. Согласные парные по глухостизвонкости. Формировать навык различать согласные буквы и звуки. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Осень» Знакомство с согласными. Согласные парные твердостимягкости. Формировать навык чтения и записи слов с мягкими согласными звуками. Активизация запаса в рамках словарного лексической темы «Фрукты». Мягкие согласные. Формировать навык чтения и записи слов с мягким знаком. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Овощи». 9 Разделительный мягкий Урожай, осень знак. 10 Разделительный твердый Зима знак. 11 12 Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Домашние животные Единственное и Дикие животные. множественное число существительных. Слова: один, много. Числительные: один, одна. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове мягкие согласные. Правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Знакомство с разделительным мягким знаком. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Домашние и дикие животные». Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове мягкие согласные. Правильно писать слова с разделительным твердым знаком. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? и подбирать примеры таких существительных. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Знакомство с разделительным твердым знаком. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Зима». Знакомство со словамипредметами. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слуха, внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Домашние животные» Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам. Классифицировать имена существительные по Формирование практических навыков словоизменения. Согласование существительных мужского и женского рода с числительными один, одна. Составление предложений из двух слов Активизация словарного запаса в рамках лексической темы 13 14 Личные местоимения ОН, Деревья, ОНА кустарники. Притяжательное местоимение МОЙ (моя) Вопросительное местоимение ЧЕЙ(чья). определённому грамматическому признаку. Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, или нарицательное; собственное число (единственное или множественное), роль в предложении Определять грамматические признаки личных местоимений. местоимения к Подбирать существительным, согласовывая их в роде. Согласовывать местоимения с именами существительными. Подбирать ответы на вопросы с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. 15 Категория рода имен существительных. Магазин игрушек. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Различать имена существительные по родам. 16 Слова обозначающие Форма. Распознавать имя прилагательное «Дикие животные.» Согласование местоимений и существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Деревья, кустарники». Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Согласование местоимений и существительных в роде. Формирование практических навыков правильного употребления существительных разного рода. Подбор существительных к местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «В магазине игрушек». 17 Признаки Цвет. предметов. Согласование имен прилагательных с Именами существительными в роде и числе. Словосочетание. 18 Согласование имен Форма. Цвет. прилагательных с Что из чего именами сделано существительными в роде и числе. Словосочетание. 19 Слова, обозначающие Транспорт. действия предметов. Изменение глагола по числам. среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Определять число имен прилагательных (единственное и множественное). Изменять имена прилагательные по числам. Классифицировать имена прилагательные по определённому грамматическому признаку. Обогащать собственный словарный запас. Составлять словосочетания. Знакомство со словами, обозначающими признаки. Подбор признаков к предметам. Составление словосочетаний Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Форма». Формирование практических навыков словоизменения. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Цвет». Определять число глагола (единственное и множественное). Изменять имена глаголы по числам. Классифицировать имена глаголы по определённому грамматическо му признаку. Формирование практических навыков словоизменения. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Транспорт». Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Что из чего сделано». Знакомство с понятием «Словосочетание» Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Составление словосочетаний. Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому обобщенному значению и вопросу. Определять изученные признаки грамматические глаголов. Образовывать глаголы. 20 Предложение. Простое Двусоставное нераспространенное предложение. 21 Простое двусоставное нераспространенное предложение. 22 Текст. 23 Распространение предложений определениями. существительных и глаголов в числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Транспорт». Обогащать собственный Знакомство с понятием словарный запас. «Предложение» с опорой на Составлять предложение из двух графическую схему и без нее. слов. Развитие артикуляционной Составлять предложение по моторики и мелкой моторики пальцев рук. Составление простых схеме. предложений по теме «На уроке в школе» Школа. На Обогащать собственный словарный Знакомство с главными членами запас. предложения Составление перемене. Составлять предложение из двух предложений из двух слов. Развитие слов. Составлять предложение по артикуляционной моторики, слуха, схеме. внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «На перемене». Школа. Обосновывать Знакомство с понятием «Текст». правильность написания Составление текста по теме разных частей речи. «Школа». Составлять текст. Весна. Времена Обогащать собственный Знакомство с понятием года словарный запас. «Определение» с опорой на Составлять предложение из трех графическую схему и без нее. слов. Развитие артикуляционной Составлять предложение по моторики и мелкой моторики схеме. пальцев рук. Составление Школа. На уроке. 24 Грамматическая основа. Продукты питания. 25 Однокоренные слова. 26 Окончание. Окончание прилагательных (-ЫЙ, -ЫЕ) Магазин 27 Приставка. Образование глаголов при помощи приставок Мебель. 28 Суффикс. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов. продуктов. предложений по теме «Весна». Составление предложений. Находить грамматическую Знакомство с понятием основу. Обогащать «грамматическая основа». Развитие собственный словарный запас. артикуляционной моторики и Составлять предложение из двух мелкой моторики пальцев рук. слов. Составление простых Составлять предложение предложений по теме. по схеме. Распознавать и образовывать Знакомство с частями слова, понятием форма слова и однокоренные слова. Находить в слове корень слова. однокоренные слова. Разбор слов по составу. Образование однокоренных Изменять форму слова. слов. Изменять прилагательные по Роль имен прилагательных. числам. Составлять предложения и Упражнения в использовании имен правильно записывать окончания прилагательных при сравнении прилагательных. предметов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Продукты». Подбирать приставки к Образование новых слов при помощи словам. Образовывать новые приставок Формирование слова. практических навыков правильного употребления приставок. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель». Подбирать суффиксы к именам Образование существительных существительным. при помощи суффиксов. Образовывать Формирование практических существительные. навыков правильного употребления суффиксов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель». 29 Состав слова. Разбор слов Посуда. по составу. Разбирать слова по составу. Выделять все части слова. 30 Образование глаголов с Приставкой, с разделительным твердым знаком. Подбирать приставки к словам. Образовывать новые слова. Записывать слова, с разделительным Ъ 31 Образование глаголов с Приставкой, с разделительным твердым знаком. Различать написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. 3233 Различия в написании слов Времена года. с разделительными твердым и мягким знаками. 34 Подведение итогов 1 за Времена года. Составлять словосочетания. Обогащать собственный словарный запас. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного и прилагательного Составлять словосочетания. Составление словосочетаний с Обогащать собственный словарный опорой на грамматические признаки. запас. Активизация словарного запаса. Обосновывать правильность определения грамматических учебный год Образование новых слов при помощи суффиксов и приставок. Формирование практических навыков правильного употребления частей слова. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда». Образование новых слов при помощи приставок. Правильное написание слов с разделительным твердым знаком Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда». Образование новых слов при помощи приставок. Правильное написание слов с разделительным твердым знаком Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда». Знакомство с различием написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. признаков имени существительного и прилагательного Поурочное планирование для группы детей, не владеющих устной монологической (русской) речью. 2 год обучения. № 1 Грамматические темы Лексические темы Алфавит. Буквы. Гласные Осень и согласные звуки. 2 Согласные звуки парные по твердости-мягкости и глухости-звонкости. 3 Разделительный мягкий и твердый знак. Отличия. 4 Текст. Предложение. Грамматическая основа предложения. 5 Состав слова. 6 Имя существительное. Характеристика деятельности учащихся Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Находить в слове гласные и согласные звуки. Сбор урожая Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове парные согласные звуки. Правильно писать слова с парными согласными. Осень в лесу Различать слова с твердым и мягким знаком. Определять и правильно писать и произносить разделительным мягким и твердым знаком. Различать части слова. Город Составлять предложения, находить грамматическую основу. Обогащать простое двусоставное предложение определениями. Осень в Знать состав слова. Образовывать слова при помощи городе разных частей слова. Выделять части слова. Школа Различать одушевлённые и неодушевлённые имена Содержание темы Повторение русского алфавита. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Осень». Формировать навык различать парные согласные буквы и звуки. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Сбор урожая». Знакомство с написанием разделительного мягкого и твердого знака в частях слова. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Осень в лесу». Повторить понятия «Предложение, текст, определение» с опорой на графическую схему и без нее. Развитие артикуляционной моторики. Составление предложений по теме «Город». Образование новых слов при помощи разных частей слова. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство со словами-предметами. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов имен Профессии существительные с опорой на вопросы кто? и что? и подбирать примеры таких существительных. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Различать имена существительные по родам. Подбирать суффиксы к именам существительным. Образовывать существительные. Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. 7 Род существительных. 8 Образование существительных при помощи суффиксов и приставок. 9 Употребление существительных с предлогами в, из. Одежда обувь 10 Употребление существительных с предлогами на. Мебель Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. 11 Грамматическое оформление Моя комната Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. и кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слуха, внимания, памяти. Согласование местоимений и существительных в роде. Формирование практических навыков правильного употребления существительных разного рода. Подбор существительных к местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование существительных при помощи суффиксов. Формирование практических навыков правильного употребления суффиксов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы . Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии Составлять предложения с сюжетных картинок. Распространение простого предлогами. Выделять предлоги в двусоставного предложения определением, предложении. дополнением. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Употребление На кухне. Наблюдать над ролью и значением Распространение простого двусоставного существительных с предлога в предложении. предложения обстоятельством. Пересказ текста предлогами под, над Составлять предложения с с опорой на картинный план, по представлению. предлогами. Выделять предлоги в предложении. Винительный падеж Скотный Изменять имена Грамматическое оформление предложения существительных без существительные по Распространение простого двусоставного двор. предлогов. падежам. предложения словами, отвечающими на вопросы Зима. Определять падеж имен Кого? Что? Активизация словарного запаса. Работа существительных. Подбирать с деформированными предложениями. слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? Дательный падеж Изменять имена Грамматическое оформление предложения существительных без существительные по Распространение простого двусоставного предлогов. падежам. предложения словами, отвечающими на вопросы Определять падеж имен Кому? Чему? Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. Работа с существительных. Подбирать слова, отвечающие на вопросы деформированными предложениями. Кому? Чему? Родительный падеж Мой друг. Изменять имена Распространение простого двусоставного существительных без существительные по предложения словами, отвечающими на Дружба. предлогов. падежам. вопросы Кого? Чего? Образование Определять падеж имен падежа существительных. родительного существительных. Развитие логического мышления, навыков Подбирать слова, отвечающие эффективного общения. Работа с на вопросы Кого? Чего? деформированными предложениями. Изменять имена Творительный падеж Школа. Распространение простого двусоставного существительные по существительных без предложения словами, отвечающими на падежам. предлогов. вопросы Кем? Чем? Образование Определять падеж имен творительного падежа существительных. предложения. Предлоги с, со. 12 13 14 15 16 существительных. Подбирать слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? 17 18 Падежные формы существительных и прилагательных без предлогов. Составление рассказа с именами существительными в предложном падеже. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. Записывать Спортивная предложения, находить в них площадка в дополнения и определения. школе. Виды спорта. 19 Согласование Цвет, форма, Различать части речи. прилагательного с Составлять распространённые размер. существительным в роде. предложения, выделяя в них определения 20 Согласование Человек. прилагательного с Части тела. существительным в роде, числе. Образовывать относительные прилагательные. Находить однородные определения. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. 21 Синонимы Формировать представления о словах близких по смыслу. Обогащать собственный словарь употребляя синонимы. Образовывать имена прилагательные от существительных. Человек, его качества. и (внешние внутренние) Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных без предлогов. Работа с деформированными предложениями. Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения Работа с деформированными предложениями. Формирование навыка связывать части речи согласовывая их в роде. Распространение простого предложения определением. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Цвет, форма, размер» Однородные определения. Образование относительных прилагательных от существительных Распространение простого предложения определением. Развитие восприятия, слухового фонематического внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование представлений о словах близких по значению (синонимах). Подбор синонимов к именам существительным. Образование прилагательных от существительных. Составление предложений со словами синонимами. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. 22 23 24 25 Формировать представления о словах противоположных по смыслу. Обогащать собственный словарь употребляя антонимы. Образовывать части речи от существительных. Образование Человек и его Образовывать имена прилагательных от имен качества прилагательные от существительных. существительных. Составлять словосочетания. Настоящее время глагола Человек, его Распознавать время глагола. действия Изменять глаголы по временам. глаголы Образовывать согласовывая их с существительными. Будущее время глагола Антонимы 26 Прошедшее глагола 27 Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. 28 время Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Действие я в Образовывать глаголы природе. согласовывая их с существительными. Весна. Действия природе. в Согласовывать имена существительные с глаголов прошедшего времени. Формирование представлений о словах противоположных по значению (антонимах). Образование прилагательных и глаголов от существительных. Составление предложений со словами антонимами. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование имен прилагательных из имен существительных. Составление словосочетаний Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование глаголов настоящего времени. Согласование существительных и глаголов настоящего времени в роде. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование глаголов будущего времени. Согласование существительных и глаголов будущего времени в роде. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование глаголов прошедшего времени. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование глаголов прошедшего времени. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов прошедшем времени единственного числа. Развитие фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата. Активизация словарного запаса в 29 Изменение временам. 30 и Распознавать время глагола. Изменять время глаголы их действия. согласно смыслу текста. Спортивные Превращать части игры. речи в другие. Образовывать новые слова. Составление текста На улице. Составлять рассказ по описания. заданной теме. Находить часть речи. Обосновывать правильность определения грамматических признаков частей речи. Работа с текстом. В магазине. Распознавать время глагола. Восстановление Изменять время глаголы деформированного согласно смыслу текста. текста. Подведение итогов 1 за Времена года. Составлять словосочетания. Обогащать собственный учебный год. В саду и в словарный запас. огороде. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного и прилагательного. 31 32 33 34 глагола Восстановление деформированного текста. Субстантивация. по Животные и Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. их действия. Образовывать глаголы согласовывая их с существительными. Животные рамках лексической темы. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов в речи. Развитие фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Восстановление деформированного текста изменяя время глаголов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование различных частей речи. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Составление рассказов с грамматические признаки. словарного запаса. опорой на Активизация Восстановление деформированного текста изменяя время глаголов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Составление словосочетаний грамматические признаки. словарного запаса. с опорой на Активизация Поурочное планирование для группы детей, испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи. 1 год обучения. № 1 2 3 4 5 Грамматические темы Лексические темы речь. Семья. Характеристика деятельности учащихся Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Алфавит. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Буквы гласных звуков. Школа, учебные Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль Гласные звуки первого ряда принадлежности. звуков и букв в слове. Находить в слове гласные звуки. Гласные звуки второго ряда. Объяснять особенности гласных звуков. (смягчающие согласные) Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Звонкие и глухие согласные Учебные Распознавать условные обозначения звуков речи. звуки. принадлежности. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове парные согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Введение. Русская Содержание темы Знакомство с русским алфавитом. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство с гласными. Гласные йотированные. Формировать навык различать буквы и звуки. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство с согласными. Согласные парные по глухости-звонкости. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. 6 Мягкие согласные. Осень. Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать непарные мягкие шипящие звуки Знакомство с согласными. Согласные парные твердости-мягкости. Формировать навык различать согласные буквы и звуки. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. 7 Мягкий знак, как показатель Фрукты. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове мягкие согласные. Правильно произносить эти согласные звуки. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Находить в слове мягкие согласные. Правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Правильно писать слова с разделительным твердым знаком. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? и подбирать примеры таких существительных. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Мягкие согласные. Формировать навык чтения и записи слов с мягким знаком. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. мягкости согласного звука. 8 Разделительный мягкий Овощи. знак. 9 Разделительный твердый Урожай. Осень. знак. 10 Фонетический разбор слов. Зима. 11 Слова, обозначающих предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Домашние животные. Знакомство с разделительным мягким знаком. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство с твердым знаком. разделительным Знакомство с фонетическим разбором. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство со словами-предметами. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слуха, внимания, памяти. 12 Единственное и множественное число существительных. Слова один, много. Дикие животные. 13 Единственное и множественное число существительных. Числительные один, одна 14 Личные местоимения ОН, ОНА. Притяжательное местоимение МОЙ(моя) Деревья. Вопросительное местоимение ЧЕЙ(чья). Деревья, 15 16 Деревья кустарники. кустарники и цветы. 17 Категория рода существительных. имен Игрушки. Магазин игрушек. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Определять число имён существительных Формирование практических навыков (единственное и множественное). словоизменения. Изменять имена существительные по числам. Согласование существительных Классифицировать имена существительные мужского и женского рода с по определённому грамматическому признаку. числительными один, одна. Составление предложений из двух Определять грамматические признаки имён слов Активизация словарного запаса существительных: одушевлённое или в рамках лексической темы. неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Определять грамматические признаки Согласование местоимений и личных местоимений. Подбирать местоимения существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. и к существительным, согласовывая их в роде. Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Согласовывать местоимения с именами Согласование местоимений и существительными. Подбирать ответы на существительных. Подбор вопросы с использованием местоимений чей, существительных к местоимениям. чья, мой, моя. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Обогащать собственный словарь именами Согласование местоимений и существительными разных лексико- существительных в роде. тематических групп. Различать имена Формирование практических навыков существительные по родам. правильного употребления существительных разного рода. Подбор существительных к 18 Слова, обозначающие Форма, цвет. признаки предметов. 19 Согласование имен прилагательных с Именами существительными в роде и числе. Словосочетание. Синонимы. 20 Форма. Цвет. Что из чего сделано. Транспорт (наземный). 21 Антонимы. Транспорт (воздушный водный). местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Распознавать имя прилагательное среди Знакомство со словами, других частей речи по обобщенному обозначающими признаки. Подбор признаков к предметам. Составление лексическому значению и вопросу. Использовать в речи прилагательные словосочетаний Активизация различных лексико-тематических групп. словарного запаса в рамках лексической темы «Форма». Обогащать собственный словарный запас. Знакомство с понятием Составлять словосочетания. «Словосочетание» Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Составление словосочетаний. Формировать представления о словах близких по смыслу. Обогащать собственный словарь употребляя синонимы. Образовывать имена прилагательные от существительных. Формировать представления о словах противоположных по смыслу. Обогащать и собственный словарь употребляя антонимы. от Образовывать имя прилагательное существительных. Формирование представлений о словах близких по значению (синонимах). Подбор синонимов к именам существительным. Образование прилагательных от существительных. Составление словосочетаний со словами синонимами. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование представлений о словах противоположных по значению (антонимах). Образование прилагательных и глаголов от существительных. Составление словосочетаний со словами антонимами. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. 22 Слова обозначающие Домашние и действия предмета. дикие животные. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. 23 Согласование глаголов с именами существительными в числе. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Определять изученные грамматические признаки глаголов. Образовывать глаголы. 24 Предложение. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Школа. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Школа. Текст. Школа. 25 26 уроке. перемене. На Обогащать собственный словарный запас. Составлять предложение из двух слов. Составлять предложение по схеме. На Обогащать собственный словарный запас. Составлять предложение из двух слов. Составлять предложение по схеме. Обосновывать правильность написания разных частей речи. Составлять текст. Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу»мяукает, «му»-мычит. Подбор слов-предметов к словамдействиям. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Транспорт». Знакомство с понятием «Предложение» с опорой на графическую схему и без нее. Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Составление простых предложений по теме «На уроке в школе». Знакомство с главными членами предложения Составление предложений из двух слов. Развитие артикуляционной моторики, слуха, внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «На перемене». Знакомство с понятием «Текст». Составление текста по теме 27 Грамматическая основа. Продукты питания. 28 Состав слова. Корень. Однокоренные слова. 28 Окончание. Окончание прилагательных (-ЫЙ, -ЫЕ) Магазин 29 Приставка. Образование глаголов при помощи приставок. Мебель. 30 Суффикс. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов. 31 Состав слова. Разбор слов по Посуда. составу. продуктов. «Школа». Знакомство с понятием «грамматическая основа». Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Составление простых предложений по теме. с частями слова, Распознавать и образовывать однокоренные Знакомство понятием форма слова и слова. Находить в слове корень слова. однокоренные слова. Разбор слов по Изменять форму слова. составу. Образование однокоренных слов. Изменять прилагательные по числам. Роль имен прилагательных. Составлять предложения и правильно Упражнения в использовании имен записывать окончания прилагательных. прилагательных при сравнении предметов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Продукты». Подбирать приставки к словам. Образование новых слов при помощи Образовывать новые слова. приставок Формирование практических навыков правильного употребления приставок. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель». Подбирать суффиксы к именам Образование существительных при помощи суффиксов. Формирование существительным. практических навыков правильного Образовывать существительные. употребления суффиксов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель». Разбирать слова по составу. Образование новых слов при помощи Выделять все части слова. суффиксов и приставок. Формирование практических навыков правильного употребления частей Находить грамматическую основу. Обогащать собственный словарный запас. Составлять предложение из двух слов. Составлять предложение по схеме. 32 Образование глаголов с приставкой с разделительным твердым знаком. Подбирать приставки к словам. Образовывать новые слова. Записывать слова, с разделительным Ъ 33 Различия в написании слов с Времена года. Разделительными Лето. твердым и мягким знаками. Времена года. Подведение итогов за учебный год. Различать написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. 34 слова. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда». Образование новых слов при помощи приставок. Правильное написание слов с разделительным твердым знаком Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда». Знакомство с различием написание слов с разделительным твердым и мягким знаками. Составлять словосочетания. Составление словосочетаний с Обогащать собственный словарный запас. опорой на грамматические признаки. Обосновывать правильность определения Активизация словарного грамматических признаков имени запаса. существительного и прилагательного. Поурочное планирование для группы детей, испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи. второй год обучения. № 1 2 Грамматические темы Лексические Характеристика деятельности темы учащихся Имя существительное. Осень. Морфологические признаки -число, -род. Употребление Сбор урожая. существительных с предлогами в, из 3 Осень в лесу. Употребление существительных с предлогами в, из и написание окончаний у данных существительных. 4 Город. Употребление существительных с предлогами на. Осень в городе. Употребление существительных с предлогами на и написание окончаний у данных существительных. Грамматическое Профессии. оформление предложения. 5 6 Подбирать суффиксы к именам существительным. Образовывать существительные. Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. Содержание Образование имен существительных. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок. Распространение простого двусоставного предложения определением, дополнением. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Употребление Одежда и обувь. существительных с предлогами с, со и написание окончаний у данных существительных. Окончание Мебель. существительных с данными предлогами. Употребление Моя комната. существительных с предлогами к, от Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. Распространение простого двусоставного предложения обстоятельством. Пересказ текста с опорой на картинный план, по представлению. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Наблюдать над ролью и значением предлога в предложении. Составлять предложения с предлогами. Выделять предлоги в предложении. 10 Винительный существительных предлогов. 11 Дательный падеж существительных без предлогов. Скотный двор. 12 Родительный падеж существительных без Зимние забавы. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. слова, Подбирать отвечающие на вопросы Кого? Что? Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. Подбирать слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? Изменять имена существительные по Составление рассказов по сюжетной картинке, серии картин, по картинному плану. Выделение предлогов из предложений. словосочетаний, Распространение простого двусоставного предложения определением, обстоятельством, дополнением. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Грамматическое оформление предложения Распространение простого двусоставного предложения словами отвечающими на вопросы Кого? Что? Активизация словарного запаса. Работа с деформированными предложениями. 7 8 9 падеж Домашние и без дикие птицы. Грамматическое оформление предложения Распространение простого двусоставного предложения словами отвечающими на вопросы Кому? Чему? Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. Работа с деформированными предложениями. Распространение простого двусоставного предложения словами Предлогов. падежам. Определять падеж имен существительных. Подбирать слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? 13 Творительный падеж существительных без предлогов. Мой друг. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. Подбирать слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? 14 Падежные формы существительных без предлогов. Школа. 15 Имя прилагательное. Морфологические признаки. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. Записывать предложения, находить в них дополнения и определения. Находить имена прилагательные. Определять их число и род. Составлять предложения. Обогащать собственный словарь. 16 17 отвечающими на вопросы Кого? Чего? Образование родительного падежа существительных. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения. Работа с деформированными предложениями. Распространение простого двусоставного предложения словами отвечающими на вопросы Кем? Чем? Образование творительного падежа Формирование существительных. практических навыков правильного употребления падежных форм существительных без предлогов. Работа с деформированными предложениями. Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения Работа с деформированными предложениями. Находить имена прилагательные определять их число и род. Формирование практических навыков правильного употребления суффиксов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы.. Окончание прилагательных. Цвет, форма, Изменять прилагательные по Роль имен прилагательных. Упражнения (-ЫЙ,-ЫЕ). Образование размер. числам. Составлять предложения и в использовании имен прилагательных качественных правильно записывать окончания при сравнении предметов. прилагательных. прилагательных. Образование Человек, его Образовывать притяжательные Образование притяжательных притяжательных качества. прилагательные. Находить слова, прилагательных. Распространение прилагательных. (внешние) 18 Образование сравнительной степени прилагательных. 19 Глагол. Морфологические признаки глагола (число) 20 Глаголы времени. 21 Глаголы будущего времени. 22 Глаголы прошедшего времени. Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. 23 настоящего отвечающие на вопрос чей? простого предложения словами отвечающими на вопрос чей? Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Человек, его Образовывать прилагательные Образование прилагательных сравнительной качества. сравнительной степени. степени. Распространение простого (внутренние) Составлять предложения. предложения. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Мой школьный Находить имена прилагательные. Находить имена прилагательные определять друг. Определять их число и род. их число и род. Формирование Составлять предложения. практических навыков правильного Обогащать собственный словарь употребления суффиксов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Виды спорта. Распознавать время глагола. Образование глаголов настоящего Изменять глаголы по временам. времени. Согласование Образовывать глаголы существительных и глаголов настоящего согласовывая их с времени в роде. Активизация словарного существительными. запаса в рамках лексической темы. Человек, его Распознавать время глагола. Образование глаголов будущего действия. Изменять глаголы по временам. времени. Согласование Образовывать глаголы, существительных и глаголов будущего согласовывая их с времени в роде. Активизация словарного существительными. запаса в рамках лексической темы. Согласовывать имена Формирование практических навыков существительные с глаголов правильного употребления глаголов прошедшем времени единственного Весна. Действие прошедшего времени. Распознавать время глагола. числа. Развитие фонематического на природе. Изменять время глаголы согласно восприятия, подвижности органов смыслу текста. артикуляционного аппарата. 24 Субстантивация. 25 Восстановление деформированного текста. 26 Наречие правописание наречий. Образование наречий от прилагательных. Причастие и причастный оборот. Составление предложений причастиями. 27 28 29 Животные и их Превращать части речи действия. в другие. Образовывать новые слова. Распознавать время глагола. Изменять время глаголы согласно смыслу текста. Спортивные игры. Образовывать наречия от прилагательных. Различать наречия от других частей речи. В магазине. Образовывать причастия от прилагательных. Составлять предложения с причастиями. Выделять причастный оборот. Образовывать деепричастия от глаголов На улице. 30 Образование деепричастий Лето. В саду и в от глаголов. огороде. 31 Деепричастие и деепричастный оборот. Детский праздник. 32 Согласование местоимений с глаголами и прилагательными. Каникулы. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование различных частей речи. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Восстановление деформированного текста изменяя время глаголов. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование наречий от имен прилагательных. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование причастий, выделение причастного оборота. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Образование деепричастий, выделение деепричастного оборота. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. Составлять предложения с Образование деепричастий, выделение деепричастного оборота. Активизация деепричастиями. Выделять словарного запаса в рамках лексической деепричастный оборот. темы. Согласовывать части речи. Формирование навыка согласовывать Наблюдать над частями речи. между собой части речи. Распространение простого предложения определением. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы. 33 Составление рассказа описательноповествовательного характера. Времена года. 34 Составление рассказов по Мой город. картинке, по серии сюжетных картин, по схеме. Подведение итогов. Строить предложения, употреблять существительные в правильном падеже, подбирать предлоги. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имен существительных. Составлять рассказ по картинкам. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательноповествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям. Работа с деформированным текстом. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательноповествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление и запись рассказов по картинкам, по представлениям. Работа с деформированным текстом. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Акишина А.А., Акишина Т.Е Учимся учить детей русскому языку (в помощь родителям и ученикам) – русский язык. Курсы, 2007. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. Рига: «RETORIKAA», 2005. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. Барышникова Е.Н., Денисова А.А. Чебурашка и его друзья: Пособие о развитию речи с использованием мультфильмов. М.: Издательство РУНД. 2006. Бердичевский А.Л. Почему? Книга для чтения с комментариями. М.: Русский язык. Курсы 2012. Быстрова Е.А. Русская фонетика. 5 класс: Учебное пособие по русскому языку (неродному) языку. Издательство: Дрофа, 2009. Вохмина Л.П., Осипова И.А. Русский класс. Учебник и рабочая тетрадь + СD. М.: Русский язык для детей. СПб.: Златоуст, 2007. Голубева А.В. Картинный словарь русского языка для детей. М.,2014 Голубева А.В. Первые уроки русского письма. СПб.: Златоуст, 2011 Губанова Т.В., Нивина Е.А. Русский язык в играх: Учебно-методическое пособие, Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. Иванова Э.И. Истоки: учебный комплекс по русскому языку для детей билингвов: учебник, рабочая тетрадь. М.: Русский язык. Курсы, 2012. Играем с местоимениями: Пособие для начинающих изучать русский /под ред. Л.С.Дьяченко, О.Э.Чубаровой. М.: Русс кий язык. Курсы.2008. Играй-ка в падежи. Пособие для начинающих изучать русский /под ред. Л.С.Дьяченко, О.Э.Чубаровой. М.: Русс кий язык. Курсы.2007. Казнышкина И.В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как иностранного: учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы 2012. Какорина Е.В. Говорю и пишу по-русски. От буквы к слову. Часть 1,2. Учебное пособие для детей 8-12 лет. М.: Русское слово, 2008. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски (в 3 ч.) Учебное пособие для детей 8-12 лет. М.: Русское слово, 2008. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени. Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком (в 3 ч.) Части 1, 2, 3, М.: Издательский дом «Этносфера», 2007. Какорина Е.В. О базовых принципах и методах преподавания РКИ в школе. Савченко Т.В., Синёва О.В., Шорина Т.А. Методика РКИ. Обучение грамматики. Савченко Т.В., Какорина Е.В. Программа по русскому языку как иностранному для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ