Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 Протокол от 30.08.2024 № 1 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы информатики» для обучающихся 2-3 классов Березовский городской округ, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Информатика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ 2013г. • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; • Программы курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова из сборника программ для общеобразовательных учреждений 2 – 11 кл / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе: 1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. 2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики. 3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера. 4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов. 5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем. 6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе. 7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д. В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи: • развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.) • формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач. Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика». Содержание курса строилось на основе трех основных идей: • Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере. • Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели. • Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации. Курс информатика и ИКТ рассчитан на 2 года обучения. 2 класс – первый год обучения (35 часов), 3 класс – второй год обучения (35 часов). Итого за курс обучения начальной школы 70 часов. По учебному плану на каждый год отведено 35 часа (по программе 34 часа). 2 класс Тема 1.Виды информации. Человек и компьютер 2.Кодирование информации Количество часов В примерной программе В рабочей программе 8 8 8 9 7 8 6 7 Резерв 5 3 Всего 34 35 3.Числовая информация и компьютер 4.Текст и компьютер Примечание в полном объеме 1 час на повторение за счет резерва (по программе резерв составляет 5 часов) 1 час на повторение за счет резерва 35-я учебная неделя 2 ч на повторение в конце изучения 2, 3 темы 3 класс Тема 1.Повторение пройденного Количество часов В примерной программе 6 Примечание В рабочей программе 6 в полном объеме во втором классе 2.Действия с информацией 3.Объект и его характеристика 4.Информационный объект и компьютер Резервные часы Итого по программе 8 8 в полном объеме 10 10 в полном объеме 10 10 в полном объеме 0 34 1 35 35-я учебная неделя Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят: 1) два учебника (по две части для 2, 3 классов); 2) рабочие тетради (по две для каждого года обучения); 3) тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика; 4) методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно); 5) электронные пособия (на CD-ROM), содержащие: • презентации; • клавиатурный тренажер и тренажер мыши; • дидактический обобщающий материал в виде плакатов; • контрольные работы к данному курсу. 6) коллекция образовательных ресурсов интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f9e9dfa0-6a9b-11da-8cd60800200c9a66/?interface=teacher&class[]=43&subject[]=19 Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, мы имеем __ компьютеров. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью контрольных работ. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными. Планируемые результаты 2 класс 1. Личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»: 1) Готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 2) Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции; 3) Социальные компетентности; 4) Личностные качества. 2. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – это освоение УУД: 1) Познавательных; 2) Коммуникативных; 3) Регулятивных; 4) Овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) 3. Предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. Планируемые результаты по итогам изучения курса «Информатика» во 2 классе Учащиеся научатся: - называть виды информации по способам восприятия - различать и называть понятия «источник информации», «приемник информации» - называть органы чувств с помощью которых человек воспринимает информацию - называть основные части компьютера - узнавать носители информации - использовать различные способы кодирования - различать «естественный язык», «искусственный язык» Учащиеся получат возможность научиться: - представлять информацию в различных формах в тетради и на компьютере - правильно сидеть перед компьютером - правильно держать руки на клавиатуре - правильно включать компьютер, находить нужную программу на Рабочем столе, запускать её. - правильно выходить из программы, выключать компьютер - управлять экранными объектами с помощью мыши - пользоваться системой навигации, т.е. быстро и правильно находить нужное задание. 3 класс 1. Личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»: 5) Готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 6) Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции; 7) Социальные компетентности; 8) Личностные качества. 2. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – это освоение УУД: 5) Познавательных; 6) Коммуникативных; 7) Регулятивных; 8) Овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) 3. Предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. Ученик научится понимать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности; что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде; что данные - это закодированная информация; понимать и знать определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах; что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит. Ученик получит возможность научиться: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин; • • • • • • • • • • • • • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач; называть виды имен объектов; различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Содержание учебного предмета 2 класс (34 часа) Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Виды информации. Человек и компьютер. Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Кодирование информации. Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Информация и данные. Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Документ и способы его создания. Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. Основные понятия: - информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации; - каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент; кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы; - письменные источники информации, носители информации; - форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация; - текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа. 3 класс (34 часа) Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Информация, человек и компьютер. Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Действия с информацией. Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Мир объектов. Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами Информационный объект и компьютер. Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Компьютерный практикум Цель компьютерного практикума – научить учащихся: • представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел; • выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему; • работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы; • производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора; • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации; • использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации; • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ; • находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение; • управлять экранными объектами с помощью мыши; • получить навыки набора текста на клавиатуре. Основные понятия: • информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок; • язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации; • объект, имя объекта, признаки объекта; • ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества; • компьютер, программа, меню программы, пиктограммы. Календарно - тематическое планирование 2 класс. № Тема урока Кол-во часов 1 Техника безопасности. Человек и информация. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Какая бывает информация. Источники информации. 1 Приемники информации. Компьютер и его части Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Повторение по теме «Кодирование информации». Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». Текстовые данные Графические данные Числовая информация. Десятичное кодирование Двоичное кодирование Числовые данные Повторение по теме «Информация и данные». Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные». Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа Создание текстового документа Создание текстового документа Создание графического документа Создание графического документа Повторение по теме «Документ и способы его создания». Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания». Создание проекта Создание проекта Итоговое повторение 1 Итого 34 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П Дата Ф 3 класс № Тема урока 1 Техника безопасности. Человек и информация. 2 3 4 5 6 Источники информации. Приемники информации. Носители информации Компьютер и его части Повторение по теме «Повторение: информация человек и компьютер». Контрольная работа № 1 по теме «Повторение: информация человек и компьютер». Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации Обработка информации и данных Повторение по теме «Действия с информацией». Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией». Объект его имя и свойство Функции объекта Отношение между объектами Характеристика объекта Документ и данные об объекте Создание документа Повторение по теме «Мир объектов». Контрольная работа № 3 по теме «Мир объектов». Компьютер это система Системные программы и операционные системы Файловая система Компьютерные сети Информационные системы Повторение по теме «Компьютер, системы и сети». Контрольная работа № 4 по теме «Компьютер, системы и сети». Проект «Сбор информации» Проект «Календарь» Итоговое повторение по теме «Действия с информацией» 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Итоговое повторение по теме «Мир объектов» Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 П Дата Ф