МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель методического
совета БМАОУ СОШ №2
Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2
Директор БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Щербакова Т.А.
Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Образовательная сессия. Дорога в
будущее»
для обучающихся 9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по
обществознанию» составлена на основе кодификатора и спецификации к ОГЭ 2026 по
обществознанию. Предлагаемая программа курса направленна на подготовку обучающихся
9-х классов к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Цель курса: повышение уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в форме ОГЭ
по обществознанию.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к государственной
итоговой аттестации;
- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в
том числе в контексте выбора ими социально – экономического и юридического профиля
для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Введение
Основной государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание
экзаменационной работы.
Тема I. Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками.
Конфликты в межличностных отношениях.
Практикум по теме «Человек и его социальное окружение».
Тема II. Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся
мире
Что такое общество. Связь общества и природы.
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
мир.
Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили
Информационное общество. Роль информации и информационных технологий в
современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её
противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация
и способы её улучшения.
Практикум по теме «Общество, в котором мы живём. Человек в современном
изменяющемся мире».
Тема III. Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование
личности.
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Общественные
ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть
и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения.
Влияние моральных норм на общество и человека. Волонтёрское движение.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере
культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Практикум по теме «Человек в мире культуры».
Тема IV. Человек в экономических отношениях
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и
возможности экономики нашей страны.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник экономических благ.
Факторы производства. Обмен. Торговля и её формы.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Заработная
плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица.
Рыночная экономика. Конкуренция. Государственная политика по развитию
конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Деньги и их функции.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы
финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические
функции
домохозяйств.
Потребление
домашних
хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений.
Экономические цели и функции государства.
Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная
бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации.
Государственная политика по развитию конкуренции.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Тема V. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур.
Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе.
Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность.
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная
культура.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества.
Право и мораль.
Социализация личности.
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Отношения в семье.
Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное
время подростка. Основные роли членов семьи.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Основные
государства.
направления
и
приоритеты
социальной
политики
российского
Практикум по теме «Человек в системе социальных отношений. Социальные
ценности и нормы.
Тема VI. Человек в политическом измерении
Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть.
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки государства.
Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое
государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-
политические организации.
Практикум по теме «Человек в политическом измерении».
Тема VII. Гражданин и государство
Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных государств.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг,
Государственный Гимн Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации ‒ основной закон.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒ демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия ‒
социальное государство. Россия ‒ светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в
Российской Федерации.
Президент ‒ Глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской
Федерации.
Местное самоуправление.
Практикум по теме «Гражданин и государство».
Тема VIII. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права
Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное
поведение. Правовая культура личности.
Законы и подзаконные акты. Отрасли права.
Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений. Физические и
юридические лица в гражданском праве. Правоспособность и дееспособность.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи.
Права потребителей и возможности их защиты.
Условия заключения брака в Российской Федерации.
Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и родителей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время
отдыха.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Особенности
правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление.
Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической
ответственности несовершеннолетних.
Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность.
Административные проступки и административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность.
Преступления и уголовная ответственность.
Правоохранительные
органы
в
Российской
Федерации.
Структура
правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных
органов.
Практикум по теме «Человек как участник правовых отношений. Основы
российского права».
Итоговые занятия
Выполнение заданий формата ОГЭ. Обобщающее занятие по курсу внеурочной
деятельности «Подготовка к ОГЭ по обществознанию».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1) Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем
в
общественной
и
государственной
жизни
(данный
курс
поможет
систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые для
успешной сдачи ОГЭ).
2) Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего
применения умения вести полемику.
3) Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия.
4) Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности - члена
формирующегося гражданского общества в РФ.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Базовые логические действия
1) Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений).
2) Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа.
3) С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.
4) Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий.
5) Выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи.
6) Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.
7) Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
8) Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия
1) Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой.
2) Оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента).
3) Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений.
4) Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
5) Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
6) Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное.
7) Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение.
Работа с информацией
1) Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев.
2) Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления.
3) Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
4) Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями.
5)
Оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
6) Эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД
Общение
1) Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах.
темы
2) В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
и
высказывать
идеи,
благожелательности общения.
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
3) Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций.
4) Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
5) Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
6) Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения.
7) Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры.
8) Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения.
Регулятивные УУД
Самоорганизация
1) Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
2) Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
3) Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой).
4) Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
5) Делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
1) Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.
2) Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
3) Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.
4) Учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.
5) Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
1) Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других.
2) Выявлять и анализировать причины эмоций.
3) Регулировать способ выражения эмоций.
Предметные результаты
1) Освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и
микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма.
2) Умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт.
3) Умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической
ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве.
4) Умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции.
5) Умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции.
6) Умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве.
7) Умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для
аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в
современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли
непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции;
проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
осмысления
личного
социального
несовершеннолетнего социальных ролей.
опыта
при
исполнении
типичных
для
8) Умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности.
9) Умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений.
10) Овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст.
11) Овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
(далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети
Интернет.
12) Умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека,
личным
социальным
опытом;
используя
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами.
обществоведческие
знания,
13) Умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения.
14) Приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и
в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
15) Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
9 класс
№
п/п
1
2
Тема
Введение
Человек и его социальное
окружение
Количество
часов
1
3
Основное содержание
Основные виды деятельности
Основной государственный экзамен по
Слушание объяснений учителя (лекция),
содержание экзаменационной работы
учебного материала
обществознанию: структура и
Биологическое и социальное в человеке.
Черты сходства и различия человека и
животного.
Потребности человека (биологические,
социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность.
Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения
между поколениями. Особенности
подросткового возраста. Люди с
ограниченными возможностями
здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
участие в беседе, конспектирование
Слушание объяснений учителя (лекция),
участие в беседе, конспектирование
учебного материала, решение заданий
формата ОГЭ (практикум)
Цели и мотивы деятельности. Виды
деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя
как вид деятельности.
Право человека на образование.
Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения.
Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Особенности общения в виртуальном
пространстве.
Отношения в малых группах. Групповые
нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые,
личные). Отношения с друзьями и
сверстниками. Конфликты в
межличностных отношениях.
Практикум по теме «Человек и его
социальное окружение».
3
Общество, в котором мы
живём. Человек в современном
изменяющемся мире
4
Что такое общество. Связь общества и
Слушание объяснений учителя (лекция),
Устройство общественной жизни.
учебного материала, решение заданий
природы.
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Развитие общества. Современные формы
связи и коммуникации: как они изменили
мир.
Информационное общество. Роль
информации и информационных
технологий в современном мире.
Профессии настоящего и будущего.
Непрерывное образование и карьера.
Информационная культура и
информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации,
её противоречия. Глобальные проблемы
и возможности их решения.
Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Практикум по теме «Общество, в
котором мы живём. Человек в
4
Человек в мире культуры
3
современном изменяющемся мире».
Культура, её многообразие и формы.
Слушание объяснений учителя (лекция),
формирование личности.
учебного материала, решение заданий
Влияние духовной культуры на
Духовные ценности, традиционные
ценности российского народа.
Общественные ценности. Свобода и
ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм.
Гуманизм.
Принципы и нормы морали. Добро и зло.
Нравственные чувства человека. Совесть
и стыд. Моральный выбор. Моральная
оценка поведения людей и собственного
поведения. Влияние моральных норм на
общество и человека. Волонтёрское
движение.
Наука. Естественные и социальногуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Образование. Личностная и
общественная значимость образования в
современном обществе. Образование в
Российской Федерации.
Самообразование. Политика в сфере
культуры и образования в Российской
Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни
человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные
и мировые религии. Религии и
религиозные объединения в Российской
Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств.
Роль искусства в жизни человека и
общества.
Практикум по теме «Человек в мире
5
Человек в экономических
отношениях
4
культуры».
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни
Слушание объяснений учителя (лекция),
Потребности и ресурсы, ограниченность
учебного материала, решение заданий
общества и его экономического развития.
ресурсов. Экономический выбор.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Ресурсы и возможности экономики
нашей страны.
Экономическая система и её функции.
Собственность.
Виды экономической деятельности.
Производство ‒ источник экономических
благ. Факторы производства. Обмен.
Торговля и её формы.
Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение
труда. Заработная плата и
стимулирование труда.
Занятость и безработица.
Рыночная экономика. Конкуренция.
Государственная политика по развитию
конкуренции. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки,
выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Предпринимательство. Виды и формы
предпринимательской деятельности.
Деньги и их функции.
Финансовый рынок и посредники (банки,
страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги
финансовых посредников. Основные
типы финансовых инструментов: акции и
облигации.
Банковские услуги, предоставляемые
гражданам (депозит, кредит, платёжная
карта, денежные переводы, обмен
валюты). Дистанционное банковское
обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств.
Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный
бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции
государства.
Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской
Федерации.
Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по
развитию конкуренции.
Практикум по теме «Человек в
6
Человек в системе социальных
отношений. Социальные
ценности и нормы
3
экономических отношениях».
Социальная структура общества.
Слушание объяснений учителя (лекция),
групп.
учебного материала, решение заданий
Многообразие социальных общностей и
Этнос и нация. Россия ‒
многонациональное государство. Этносы
и нации в диалоге культур.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Положение человека в обществе.
Социальный статус человека в обществе.
Социальные роли. Ролевой набор
подростка. Социальная мобильность.
Молодёжь ‒ активный участник
общественной жизни. Современная
молодёжная культура.
Социальные нормы как регуляторы
общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных
норм. Традиции и обычаи. Право и его
роль в жизни общества. Право и мораль.
Социализация личности.
Важность семьи в жизни человека,
общества и государства. Отношения в
семье. Функции семьи. Семейные
ценности. Семейные традиции.
Семейный досуг. Свободное время
подростка. Основные роли членов семьи.
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных
отклонений поведения.
Социальные конфликты и пути их
разрешения.
Здоровый образ жизни. Социальная и
личная значимость здорового образа
жизни.
Основные направления и приоритеты
социальной политики российского
государства.
Практикум по теме «Человек в системе
социальных отношений. Социальные
7
Человек в политическом
измерении
3
ценности и нормы.
Политическая жизнь общества. Политика
Слушание объяснений учителя (лекция),
Государство ‒ политическая организация
учебного материала, решение заданий
и политическая власть.
общества. Признаки государства.
Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и
республика ‒ основные формы
правления. Унитарное и федеративное
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности.
Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы,
референдум.
Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Практикум по теме «Человек в
8
Гражданин и государство
4
политическом измерении».
Наша страна в начале XXI в. Место
Слушание объяснений учителя (лекция),
государств. Государственная власть в
учебного материала, решение заданий
нашей Родины среди современных
нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный
Гимн Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации ‒
основной закон.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод
человека и гражданина в Российской
Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Основы конституционного строя
Российской Федерации. Россия ‒
демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой
правления. Россия ‒ социальное
государство. Россия ‒ светское
государство.
Законодательные, исполнительные и
судебные органы государственной власти
в Российской Федерации.
Государственное управление.
Противодействие коррупции в
Российской Федерации.
Президент ‒ Глава государства
Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской
Федерации: Государственная Дума и
Совет Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации:
республика, край, область, город
федерального значения, автономная
область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов
Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Практикум по теме «Гражданин и
государство».
9
Человек как участник правовых
отношений. Основы
российского права
5
Правовая норма. Правовая оценка
Слушание объяснений учителя (лекция),
Правомерное поведение. Правовая
учебного материала, решение заданий
поступков и деятельности человека.
культура личности.
Законы и подзаконные акты. Отрасли
права.
Правоотношения и их особенности.
Участники правоотношений. Физические
и юридические лица в гражданском
праве. Правоспособность и
дееспособность.
Несовершеннолетние как участники
гражданско-правовых отношений.
Право собственности, защита прав
собственности.
Основные виды гражданско-правовых
договоров. Договор купли-продажи.
Права потребителей и возможности их
защиты.
Условия заключения брака в Российской
Федерации.
участие в беседе, конспектирование
формата ОГЭ (практикум)
Права ребёнка и возможности их защиты.
Права и обязанности детей и родителей.
Защита прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей.
Стороны трудовых отношений, их права
и обязанности. Рабочее время и время
отдыха.
Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении
трудовой деятельности.
Правонарушение и юридическая
ответственность. Проступок и
преступление. Опасность
правонарушений для личности и
общества. Особенности юридической
ответственности несовершеннолетних.
Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность.
Административные проступки и
административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и
дисциплинарная ответственность.
Преступления и уголовная
ответственность.
Правоохранительные органы в
Российской Федерации. Структура
правоохранительных органов Российской
Федерации. Функции
правоохранительных органов.
Практикум по теме «Человек как
участник правовых отношений. Основы
10
Итоговые занятия
4
российского права».
Выполнение заданий формата ОГЭ.
Обобщающее занятие по курсу
внеурочной деятельности «Подготовка к
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ОГЭ по обществознанию».
Выполнение заданий формата ОГЭ
(практикум), обобщение результатов
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
9 класс
Тема
№
п/п
1
Количество
часов
Введение
Основной государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание
Дата
1
экзаменационной работы
2-3
4
Тема I. Человек и его социальное окружение
Человек и его социальное окружение
2
Практикум по теме «Человек и его социальное
1
окружение»
Тема II. Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся
мире
5-6
Общество, в котором мы живём. Человек в
2
7-8
Практикум по теме «Общество, в котором мы
2
современном изменяющемся мире
живём. Человек в современном изменяющемся
мире»
9-10
11
Тема III. Человек в мире культуры
Человек в мире культуры
2
Практикум по теме «Человек в мире
1
культуры»
Тема IV. Человек в экономических отношениях
12-13
Человек в экономических отношениях
2
14-15
Практикум по теме «Человек в экономических
2
отношениях»
Тема V. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и
16-17
18
нормы
Человек в системе социальных отношений.
2
Практикум по теме «Человек в системе
1
Социальные ценности и нормы
социальных отношений. Социальные ценности
и нормы»
19-20
21
Тема VI. Человек в политическом измерении
Человек в политическом измерении
2
Практикум по теме «Человек в политическом
1
измерении»
Тема VII. Гражданин и государство
22-23
Гражданин и государство
2
24-25
Практикум по теме «Гражданин и
2
государство»
Тема VIII. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права
26-28
Человек как участник правовых отношений.
3
29-30
Практикум по теме «Человек как участник
2
Основы российского права
правовых отношений. Основы российского
права»
31-33
34
Итоговые занятия
Выполнение заданий формата ОГЭ
3
Обобщающее занятие по курсу внеурочной
1
деятельности «Подготовка к ОГЭ по
обществознанию»
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34