МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Председатель методического Заместитель директора
БМАОУ СОШ №2
совета БМАОУ СОШ №2
Щербакова Т.А.
Савченко Н.А.
Приказ № 223
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
БМАОУ
№2
Колпакова
СОШ
С.Б.
Приказ №223
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5 – 9 КЛАССЫ)
2025
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1.
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции, действ. с 25.07.2022).
2.
Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции от 11.12.2020) (далее – ФГОС ООО).
3.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с действующими
изменениями и дополнениями).
4.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с изм. на
11.02.2022 г.).
5.
СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания » (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, зарегистрировано в
Минюсте России 29.01.2021 г., регистрационный номер 62296).
6.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28,
зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020 года, регистрационный номер
61573).
7.
Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18
августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”).
8.
Основной образовательной программой основного общего образования БМАОУ
СОШ №2.
10. Учебным планом БМАОУ СОШ №2 на 2025 - 2026 учебный год.
11.Годовым календарным учебным графиком БМАОУ СОШ №2 на 2025 - 2026 учебный
год.
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу
нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные
возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности
и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5–9-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся //
Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL:
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 го-да: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
П.
5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в
социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в
психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным
образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех
же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в
новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL:
http://www.ug.ru/archive/72357
Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять
и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения
в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Метапредметные и предметные
Грамотность
5 класс
Уровень узнавания и
понимания
Читательская
находит и извлекает
информацию
из
различных текстов
применяет извлеченную
из текста информацию для
решения разного рода
проблем
7 класс
анализирует и
Уровень анализа и синтеза интегрирует информацию,
полученную из текста
6 класс
Уровень понимания и
применения
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
предметного содержания
оценивает форму и
содержание текста
в
рамках
предметного
содержания
Математическая
находит и извлекает
математическую
информацию в различном
контексте
применяет математические
знания для решения разного
рода проблем
формулирует
математическую проблему
на основе анализа ситуации
интерпретирует и оценивает
математические данные в
контексте лично значимой
ситуации
Естественнонаучная
находит и извлекает
информацию
о
естественнонаучных
явлениях в различном
контексте
объясняет
и
описывает
естественнонаучные явления
на
основе
имеющихся
научных знаний
распознает и исследует
личные, местные,
национальные, глобальные
естественнонаучные
проблемы в различном
контексте
интерпретирует и оценивает
личные, местные,
национальные, глобальные
естественнонаучные
проблемы в различном
контексте в рамках
предметного содержания
Финансовая
находит
и
извлекает
финансовую информацию
в различном контексте
применяет финансовые
знания для решения
разного рода проблем
анализирует информацию
в финансовом контексте
оценивает финансовые
проблемы в различном
контексте
9 класс
- Осознанно использует
речевые
средства
в
соответствии с задачей
коммуникации
для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности,
в
т.ч.
обучающий сможет:
определять
задачу
коммуникации
и
в
соответствии
с
ней
отбирать
речевые
средства;
соблюдать
нормы публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с
коммуникативной
задачей; высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать
его
с
собеседником; создавать
письменные
оригинальные
тексты
с использованием
- Самостоятельно планирует
пути достижения целей, в том
числе
альтернативные,
осознанно выбирает наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач, в т.ч.
обучающийся
сможет:
определять
необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной
задачей
и
составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывать
и
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов решения учебных и
познавательных
задач;
определять/находить условия
для выполнения учебной и
познавательной
задачи;
составлять план решения
проблемы;
определять
потенциальные затруднения
при решении учебной и
познавательной задачи и
находить средства для их
устранения; описывать свой
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических
задач
определенного класса.
- Оценивает правильность оценивает финансовые
выполнения учебной задачи, проблемы в различном
собственные возможности ее контексте
решения, в т.ч. обучающийся
сможет: определять критерии
правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария
для
выполнения учебной задачи;
свободно
пользоваться
выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся
средств, различая результат и
способы действий; оценивать
продукт своей деятельности
по заданным и/или
самостоятельно
определенным критериям в
соответствии
с
целью деятельности;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.
Грамотность
5-9 классы
Читательская
оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к
прочитанному
Математическая
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей
Естественнонаучная
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний
с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
Личностные результаты
Финансовая
оценивает финансовые действия в
конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей
гражданина страны
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов:
текстописание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в
геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода.
Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты
Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение
авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт,
репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики,
теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды
доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев,
подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач
реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование
океана. Использование подводных дронов. Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов.
Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что
такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий.
Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про
кредит.
8-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач
на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры
(рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических
задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Магнетизм и
электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы
жизнедеятельности человека.
Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как
сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
9 класс
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды.
Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование
для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и
юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст
как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные
ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное
обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Модуль «Основы математической грамотности»
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде
диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных
уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности
результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменения состояния
веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от
физических явлений. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы
и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная
и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
п\п
1
2
3
4
Название раздела и тема урока
5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа со сплошным текстом
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Модуль «Основы математической грамотности»
5
6
7
Кол-во часов
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего
мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
2
2
2
2
2
2
2
Звуковые явления
8
Звуковые
Устройство
явления.
Звуки
динамика.
живой
и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.
Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Строение вещества
2
9
10
11
12
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода.
Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность
планеты
Земля.
Условия
для существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
2
2
2
2
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
13
14
15
16
17
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги
в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие Как
разумно делать покупки?
Кто такие мошенники? Личные
деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Выполнение диагностической работы
Итого:
2
2
2
2
2
34
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
п\п
Название раздела и тема урока
Кол-во часов
6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская
летопись информации о реалиях времени.
2
Сопоставление
содержания художественных текстов. Определение авторской
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
3
4
5
6
7
8
2
позиции
в
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
2
2
2
2
2
2
2
9
Тело
и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
2
11
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
2
12
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
2
13
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.
2
10
14
15
16
17
Удивительные
факты и
истории
«Сувенирные» история и современность.
о
деньгах. Нумизматика.
Откуда
берутся
деньги?
Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Итого:
деньги. Фальшивые деньги:
2
2
2
2
34
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Название раздела и тема урока
Кол-во часов
7 класс
Определение
информации.
основной
Модуль «Основы читательской грамотности»
темы и
идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник
1
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Работа с не сплошным текстом: графики и диаграммы.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
1
1
1
1
1
1
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни,
задач практического содержания.
Решение
задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1
1
1
1
Структура и свойства вещества
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах,
жидкостях и твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Земля, мировой океан
1
1
1
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана.
Использование подводных дронов.
Биологическое разнообразие
1
Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1
1
1
1
1
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
Вклады:
как
сохранить
и
приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Выполнение диагностической работы.
Итого:
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
1
1
1
1
1
1
1
1
34
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Название раздела и тема урока
Кол-во часов
8 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
темы и
идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник
Определение
основной
информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры .
Решение задач по читательской грамотности
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема пифагора, соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
Решение
типичных
математических
задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Структура и свойства вещества (электрические явления)
17
Занимательное электричество.
18
19
Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
1
2
3
4
5
Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Решение задач по естественнонаучной грамотности
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма
. Кровь. Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
1
1
1
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
Государство и малый бизнес.
Бизнес
подростков
и
идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
Решение задач по основам финансовой грамотности. Выполнение диагностической работы
Итого:
9 класс.
Темы разделов программы
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Ценные бумаги
Инвестиции
Страхование
Обобщение по модулю «Основы финансовой грамотности»
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания . Электронный текст как
источник информации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Кол-во часов
теория
практика
1
1
1
-
8 часов
9 часов
1
1
1
2
1
6
7
8
9
10
11
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности»
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными.
1
0
-
10
2
1
2
2
2
1
12
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом
вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
-
2
13
Решение стереометрических задач.
-
1
14
Вероятностные, статистические явления и зависимости
1
1
15
Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности»
-
2
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
16
20
Химические изменения состояния вещества. Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон закономерности
наследования признаков.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая
деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
21
Обобщение по модулю «Основы естественнонаучной грамотности»
17
18
19
7
1
1
1
1
-
-
1
2
34
Итого:
9
25
Всего – 34 часа