РП Волейбол 5-9

Колпакова
Светлана
Борисовна

Колпакова Светлана Борисовна
cn=Колпакова Светлана
Борисовна, o=БМАОУ СОШ №2,
ou=Руководитель ,
email=bgo_ou2@mail.ru, c=RU
2023.10.19 15:19:43 +05'00'

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2023 года №317

«31 » августа 2023 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2023 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Волейбол»
для обучающихся 5-9 классов

Березовский городской округ, 2023

I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
- учебного плана основного общего образования МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»
(в структуре ООП ООО);
- рабочей программы воспитания МОУ «ГИМНАЗИЯ №58» (в структуре
ООП ООО).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах,
отличных от урочной системы обучения. В учебном плане МОУ «ГИМНАЗИЯ
№58» в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
спортивно - оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для
обучающихся, проявляющих интерес к физической культуре и спорту, в 5–9
классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе –
это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на
уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения,
обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу
сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему,
развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
В рабочей программе курса «Волейбол» учтены ключевые задачи
Программы воспитания МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ
жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, избранному виду спорта в свободное время;
воспитание инициативности, самостоятельности,
дисциплинированности, чувства ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя при этом индивидуальность каждого обучающегося;
воспитывать социальную активность учащихся, самостоятельность,
ответственность;
пропагандировать здоровый образ жизни, который ведет к снижению
асоциального поведения среди подростков.
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии. При электронном обучении с
применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во
время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий предусматривается на время массовых заболеваний и других
обстоятельств, исключающих очное обучение детей. Основные элементы системы
ЭО и ДОТ, используемые в работе: цифровые образовательные ресурсы,
размещённые на официальном сайте МОУ «ГИМНАЗИЯ №58», видеоконференции
(Сферум), электронная почта. Возможно проведение индивидуальных занятий с
применением ЭО и ДОТ для детей, пропустивших занятия по уважительной
причине.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из
ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается
в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого
условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления
здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и

личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит
образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление
следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности,
воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
- обучение технике и тактике игры в волейбол;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9
классов. Данная программа рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю
(34 часа в год). Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального
здоровья.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения.
Продолжительность одного академического часа не более 45 минут. Перерыв
между уроками по основному расписанию и занятием по внеурочной деятельности
составляет не менее 30 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям занимающихся.

Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные Посвящены только одному из компонентов подготовки
занятия
волейболиста: техникой, тактикой или физической.
Комбинированные Включают два-три компонента в различных сочетаниях:
занятия
техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.
Целостно-игровые Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по
занятия
упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные
Прием нормативов у занимающихся, выполнению
занятия
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности «Волейбол»
соответствует
возрастным
особенностям
обучающихся,
способствует
формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
I. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа гимназии предусматривает достижение
следующих результатов образования:
• личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность
основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе
современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование
следующих умений:
• Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);

• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
• Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и
произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные
секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
3. Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
• Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Предметными образовательными результатами являются
• Открытие нового знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
• Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.
• Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
II. Содержание программы внеурочной деятельности

Перемещения
Стойка игрока (исходные положения).
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым и левым боком, лицом вперёд. Сочетание способов перемещений (бег,
остановки,
повороты, прыжки вверх)
Передачи мяча
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).
Передача сверху
двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Передача сверху двумя
руками, стоя
спиной в направлении передачи. Передача снизу двумя руками над собой.
Передача снизу
двумя руками в парах.
Подачи мяча
Нижняя прямая. Верхняя прямая. Подача в прыжке.
Нападающие (атакующие) удары
Прямой нападающий удар (по ходу). Нападающий удар с переводом вправо
(влево).
Приём мяча
Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча,
отражённого
сеткой.
Блокирование атакующих ударов
Одиночное блокирование. Групповое блокирование (вдвоём, втроём).
Страховка при
блокировании.
Тактические игры
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите. Групповые
тактические
действия в нападении, защите. Командные тактические действия в
нападении, защите.
Двусторонняя учебная игра.
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических
приёмов и
тактических действий. Игры, развивающие физические способности.
Физическая подготовка
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости.
Судейская практика
Судейство учебной игры в волейбол
III. Учебно-тематический план курса «Волейбол»

Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6

Перемещения
Верхняя передача
Нижняя передача
Приём мяча
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

Кол-во
часов
9
6
6
4
9
34

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6

Индивидуальные тактические действия в защите
Закрепление техники верхней передачи
Закрепление техники нижней передачи
Верхняя прямая подача
Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная
игра
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

7

Кол-во
часов
7
6
6
4
3
8
34

Тематическое планирование 7 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6

Индивидуальные тактические действия в нападении
Закрепление техники верхней передачи
Закрепление техники нижней передачи
Верхняя прямая подача
Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная
игра
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

7

Тематическое планирование 8 класс

Кол-во
часов
7
6
6
4
3
8
34

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема

Кол-во
часов
Совершенствование техники верхней, нижней передачи 4
Прямой нападающий удар
8
Совершенствование верхней прямой подачи
5
Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите
4
Двусторонняя учебная игра
5
Одиночное блокирование
4
Страховка при блокировании
4
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого
34

Тематическое планирование, 9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема

Кол-во
часов
Верхняя передача двумя руками в прыжке
5
Прямой нападающий удар
5
Верхняя, нижняя передача двумя руками назад
6
Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите
4
Двусторонняя учебная игра
7
Одиночное блокирование и страховка
4
Командные тактические действия в нападении и защите 3
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого
34
IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы и виды деятельности:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.

Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание,
указание, беседа и разбор;
- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или
наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов,
рисунков,
фотографий,
схем
тактических
взаимодействий;
методы
ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.
V. Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение,
2011.
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А.
Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
3. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б.
Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011
4. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт,
2011
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.М.: Издательский центр «Академия», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».