Итоговое сочинение (изложение)

01.11.2024


Итоговое сочинение как условие допуска к ГИА-11 проводится для:

✅ обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, для обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, для обучающихся в дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), для экстернов.

Итоговое изложение вправе писать:

✅ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся - дети-инвалиды, экстерны - дети-инвалиды;

✅ обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

✅ лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Общая информация:

Итоговое сочинение (изложение) проводится 4 декабря 2024 года, 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года.

Продолжительность итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

✅ Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».


О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения): 

Итоговое сочинение (изложение) проверяется в той образовательной организации, где его писали участники.

Проверка итогового сочинения (изложения) и обработка материалов итогового сочинения (изложения) проводятся в следующие сроки:

 

✅ итоговое сочинение (изложение), проведенное в основную дату проведения итогового сочинения (изложения) и в первую среду февраля, -
не позднее чем через двенадцать календарных дней с соответствующей даты проведения итогового сочинения (изложения);

✅ итоговое сочинение (изложение), проведенное во вторую среду апреля - не позднее чем через восемь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Информирование о результатах итогового сочинения (изложения) проводится в местах регистрации на итоговое сочинение (изложение).

 

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться по месту регистрации.

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет»
или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

 

Апелляции:

Прием апелляций о несогласии с результатом оценивания итогового сочинения (изложения) не предусмотрен. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение), участник вправе подать в письменной форме заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений.

 

Повторный допуск в текущем году:

 

Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в текущем году, в дополнительные сроки, допускаются:

✅ обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

✅ обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленных требований;

✅ участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

✅ участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

 

Срок действия результатов итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

 

В 2024/2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы.

1.                  Структура закрытого банка тем итогового сочинения (без изменений)

2.                  Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (без изменений)

3.                  Образец комплекта тем 2024/25 учебного года (обновлен)

4.                  Критерии оценивания итогового сочинения и изложения (без изменений)


Итоговые изложения комплектуются из ежегодно пополняемого открытого банка текстов для итогового изложения, размещенного на сайте ФГБНУ «ФИПИ».



плакат сочинение 2024.pdf (скачать) (посмотреть)

СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

06.10.2024

Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. 


Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения. 


Разделы и подразделы: 


1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 

1.3. Познание человеком самого себя. 

1.4. Свобода человека и ее ограничения. 


2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 

2.2. Человек и общество. 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 


3. Природа и культура в жизни человека 

3.1. Природа и человек. 

3.2. Наука и человек. 

3.3. Искусство и человек. 

3.4. Язык и языковая личность. 


В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; Хочу такой сайт

темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; 

темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

06.10.2024

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела: 

 связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; 

 нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; 

 касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

  позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; 

 побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. 


Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела:

  связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; 

 нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; 

 касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; 

 позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; 

 побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества. 


Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела: 

 связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; 

 нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; 

 касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); 

 позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей; 

 побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

06.10.2024

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. 


Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

 Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. 

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и критериям оценивания). 


Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» 

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. 

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника итогового сочинения. 

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 


Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 

1. «Соответствие теме»; 

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 

3. «Композиция и логика рассуждения»; 

4. «Качество письменной речи»; 

5. «Грамотность». 


Критерии № 1 и № 2 являются основными. 

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. 


Критерий № 1 «Соответствие теме» 

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 


При подсчете слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» - одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). 


Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» 

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). 


«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). 

Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 


Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» 

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 


«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. 

Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 


Критерий № 4 «Качество письменной речи» 

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. 


«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 


Критерий № 5 «Грамотность»

 Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».