РП Я-исследователь 1-4

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2023 года №317

«31 » августа 2023 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2023 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Я - исследователь»
для обучающихся 1-4 классов

Березовский городской округ, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Я –
исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования,
- программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических
рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения
младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие
умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательных
отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с
семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и
их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее - ФГОС НОО) требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной
деятельности.
Педагог, осуществляющий реализацию программы курса внеурочной
деятельности «Я – исследователь», использует следующие образовательные
технологии:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• критическое мышление;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии и др.
Актуальность
данной
программы
также
обусловлена
ее
методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут
основой для организации научно-исследовательской деятельности при
получении основного и среднего общего образования, колледжах,
техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и
успех.
Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» - создание условий для развития интеллектуально
творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий
для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском и проектном
обучении как ведущем способе учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска,
работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор;
 формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское
общение);
 развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над
темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно
они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Порядок действий при работе над проектом:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выполнение проекта складывается из трёх основных этапов:
разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является
первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное
внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства
изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала,
способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с
поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой
информации
ученики
изучают
книги,
журналы,
энциклопедии,
расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи),
подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в
вещественном виде с внесением необходимых корректировок или
практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной
цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности
выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности)
требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением
доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
Достижению цели и задач программы курса внеурочной деятельности «Я
– исследователь» будет способствовать выбор участников образовательных
отношений на промежуточной аттестации учащихся 2-4 классов одной из
приоритетных форм ее проведения – защита индивидуального/группового
проекта.
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»
рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования (личностных, метапредметных и
предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов,
обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей
личности, способной на социально значимую практическую деятельность.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания;
- формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников

общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1класс
Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не
планируется (это возможно только для одаренных детей). По возможности
исследовательская практика выполняется ребенком с высокой долей
самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной
исследовательской работы первоклассники представляют только на миниконференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. В соответствии с авторскими рекомендациями выделено
специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в
конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов
учащихся вторых-четвертых классов.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Что такое научные исследования? Что 17
такое научное открытие? Знакомство с
основными
доступными
методами
исследования. Наблюдение как метод
исследования. Гипотеза. Классификация
предметов. Как задавать вопросы? Что
такое вывод? Знакомство с понятиями:
схема, чертеж, рисунок, график, формула.
Правила работы с книгой. Что такое
парадокс? Что такое эксперимент и
модель? Исследование и проект. Что
такое доклад?

В течение
всего учебного
года

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

Коллективная
игра-исследование. 10
Экскурсия-исследование
в
природе.
Экспресс-исследование.

В течение
учебного года
со II четверти.

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся 1

Мини-конференции по итогам экспресс- 6
исследований
и
собственных
исследований. Участие в защитах
исследовательских работ и творческих
проектов учащихся вторых-четвертых
классов.

В течение
учебного года
по мере
подготовки
исследований.

Общее количество часов

Кол-во Примечание
часов

33

____________________
Функции мониторинга выполняют также мини-конференция по итогам экспресс-исследования и миниконференции по итогам экскурсий, запланированные в разделе «Самостоятельная исследовательская
практика».

1

Содержание курса 2 класса

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс
самостоятельная работа вне школы: 34 часа под руководством учителя и до
19 часов самостоятельной работы (в тематическое планирование не входит).
Во втором классе программа тренинговых занятий поделена на две
самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой
четверти, вторая - в третьей. Каждая из этих частей спланирована как
относительно автономная и цельная. Каждый ребенок получает рабочую
тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения
собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники
будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах
исследовательских работ и творческих проектов.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских
способностей
(первый
цикл/второй цикл)

Научные открытия,
использующиеся в жизни. Методы
исследования. Приборы для
наблюдения. Планирование и
проведение экспериментов с
доступными объектами. Что такое
гипотеза и что такое
провокационная идея. Основные
логические операции. Гипотеза.
Ассоциации и аналогии. Загадки
как определения понятий. Логика и
правила суждений, умозаключений
и выводов. План сообщения.
Подготовка защиты собственной
работы.

Самостоятельная
исследовательская
практика

Коллективная игра-исследование.

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Участие
в
защитах
исследовательских
работ
и
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работ
и
творческих проектов

II

III

Кол-во
часов

Самост.
работа

Примеча
ние

3

В
течение1й и 3йчетверте
й

11

16

В течение
учебного
года.

6

-

В
течение3й и 4йчетверте
й

34

19

17
(8/9)

Планирование
и
проведение
самостоятельных исследований.

Общее количество часов
Содержание курса 3 класса

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс
самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под
руководством учителя плюс до 24 часов самостоятельной работы.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Наблюдение
и
экспериментирование.
Методы
исследования.
Знакомство
с
понятием
«интуиция».
.Как
выделить главное и второстепенное.
Структурирование
полученной
информации. Подготовка текста
доклада.

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Самост.
работа

Примеча
ние

10

4

В течение
3-й
четверти
один раз в
неделю

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Планирование
и
проведение
самостоятельных исследований.

18

20

В течение
учебного
года

Участие
в
защитах
исследовательских
работ
и
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работ
и
творческих проектов

6

-

В течение

Общее количество часов

Кол-во
часов

3-й и 4-й
четвертей

34

24

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Обучающиеся должны научиться:
− структурировать материал;
− выделять существенное в рассказе, разделив его на логически
законченные части;
− делать выводы из фактов, совокупности фактов;
− выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
− делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение
на основе выводов.

Содержание курса 4 класса
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1
час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким

образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа
под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне
школы. В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно
программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в
третьей четверти.
№
разд.

Наименование
раздела

Содержание

I

Тренинг
исследовательских
способностей

Анализ
и
синтез.
Методы
исследования.
Исследования
с
помощью
новейших
информационных технологий. Что
такое научная теория. Что такое
научный прогноз и чем он
отличается
от
предсказания.
Какими бывают научные прогнозы.
Методы прогнозирования. Как
правильно проводить наблюдения и
эксперименты.
Ассоциации
и
аналогии в научном поиске. Что
такое проблемы и как их выявляют.
Цели и задачи исследования. Как
подготовиться к защите работы.

II

Самостоятельная
исследовательская
практика

III

Мониторинг
исследовательской
деятельности
учащихся.

Самост.
работа

Примеча
ние

10

2

В течение
3-й
четверти
один раз в
неделю

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.
Индивидуальная
работа
по
планированию
и
проведению
самостоятельных исследований.

16

22

В течение
учебного
года

Участие
в
защитах
исследовательских
работ
и
творческих проектов учащихся.
Подготовка собственных работ к
защите.
Собственная
защита
исследовательских
работ
и
творческих проектов.

8

-

В течение

Общее количество часов

Кол-во
часов

3-й и 4-й
четвертей

34

24

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
-

широкая

мотивационная

основа

исследовательской

деятельности,

включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-

ориентация

на

понимание

причин

успеха

в

исследовательской

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ

соответствия

понимание

результатов

предложений

и

требованиям

оценок

учителя,

конкретной
взрослых,

задачи,

товарищей,

родителей;
-

способность

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности

исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости
исследовательской

деятельности,

выраженного

в

преобладании

познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
-

адекватного

понимания

причин

успешности/неуспешности

исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на
основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в
поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом

информационном

пространстве,

в

т.

ч.

контролируемом

пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
-

ориентироваться

на

разные

способы

решения

познавательных

исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие,
событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии;
-

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

партнерам

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»
предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

результатов (1 класс)

результатов (2-3 класс)

результатов (4 класс)

предполагает приобретение предполагает
первоклассниками
знаний,

опыта

проектных
различным
Результат

позитивное предполагает

получение

новых отношение детей к базовым школьниками
решения ценностям

задач

общества,

по частности к образованию и социального

направлениям. самообразованию.
выражается

в самостоятельного

в Результат

проявляется

опыта.

Проявляется
в школьников

в
в

участии
реализации

понимании

детьми

проектной

деятельности, школьниками

умении

поэтапно

проектные задачи.

сути активном

использовании социальных

проектов

по

метода самостоятельно выбранному

решать проектов, самостоятельном направлению.
выборе

тем

проекта,
опыта

(подтем) Итоги

реализации

приобретении программы

могут

самостоятельного представлены

через

поиска, систематизации и презентации
в

быть

проектов,

оформлении

участие

интересующей

олимпиадах

информации.

направлениям,

выставки,

конференции,

фестивали,

чемпионаты.

конкурсах
по

и

разным

Результат проектной деятельности – личностно или общественно
значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение),
комплексная работа, социальная помощь, другие формы
результатов
проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов:
•
альбом,
•
выставка,
•
газета,
•
гербарий,
•
графическое изображение собственных наблюдений за
изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы,
•
журнал, книжка-раскладушка,
•
коллаж,
•
коллекция,
•
костюм,
•
макет,
•
модель,
•
музыкальная подборка,
•
наглядные пособия,
•
отчет по результатам исследования,
•
паспарту,
•
плакат,
•
план,
•
серия иллюстраций,
•
сказка,
•
справочник,
•
стенгазета,
•
сувенир-поделка,
•
сценарий праздника,
•
учебное пособие,
•
фотоальбом,
•
экскурсия и др.
Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской
деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных
раздела:
1.
2.
3.
1)

Тренинг исследовательских способностей;
Самостоятельная исследовательская практика;
Мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:


видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу
«концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные
блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя
первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся
к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при
сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к
классу.
2)

Самостоятельная исследовательская практика

Основное
содержание
работы
проведение
учащимися
самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот
раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены
так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского
поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со
второй четверти.
3)

Мониторинг исследовательской деятельности

Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен,
как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые
для управления процессом решения задач исследовательского обучения
(мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих
проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны
другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику
презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями
аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как
примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами.
Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня

развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик,
которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению
необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже
необходим элемент импровизации со стороны педагога.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Что такое исследование? Кто такие
исследователи?

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

/Тренинг исследовательских способностей

2-3
4-5

Наблюдение и наблюдательность.
/Тренинг исследовательских способностей

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся
высказывать суждения.

2
2

/Тренинг исследовательских способностей

6-7
8

Как правильно классифицировать.
/Тренинг исследовательских способностей

Что такое определения?
Как давать определения понятиям.

2
1

/Тренинг исследовательских способностей

9

Учимся делать умозаключения и выводы.
/Тренинг исследовательских способностей

1

10

Как задавать вопросы?

1

11

Как задавать вопросы? Учимся выделять
главное и второстепенное.

1

12

Как делать схемы?

1

13

Как работать с книгой?

1

/Тренинг исследовательских способностей

/Тренинг исследовательских способностей
/Тренинг исследовательских способностей
/Тренинг исследовательских способностей

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

14
15

Как планировать исследования и проекты.
/Тренинг исследовательских способностей

Как сделать сообщение о результатах
исследования.

1
1

/Тренинг исследовательских способностей

16
17

Что такое парадоксы?
/Тренинг исследовательских способностей

Мысленные эксперименты и эксперименты
на моделях.

1
1

/Тренинг исследовательских способностей

18
19
20
21
22-23
24
25
26
27

Экскурсия-исследование «Наблюдение за
воробьями».
/Самостоятельная исследовательская практика
Мини-конференция по итогам экскурсии
/Самостоятельная исследовательская практика
Тренировочное занятие по методике
проведения самостоятельных исследований
/Самостоятельная исследовательская практика
Экспресс-исследование «Какие коллекции
собирают люди». Коллекционирование.
/Самостоятельная исследовательская практика
Сообщения о собранных коллекциях.
/Самостоятельная исследовательская практика
Тренировочное занятие по методике
проведения самостоятельных исследований.
/Самостоятельная исследовательская практика
Экспресс-исследование «Свойства снега и
воды»
/Самостоятельная исследовательская практика
Коллективная игра-исследование.
/Самостоятельная исследовательская практика
Групповые (индивидуальные) работы по

1
1
1
1
2
1
1
1
1

28-31
32--33

выбранной тематике.
/Самостоятельная исследовательская практика
Мини-конференция по итогам
собственных исследований. /Мониторинг
Участие в школьной конференции «Первые
шаги в науку» /Мониторинг

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4
2
33

0

1

2 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Научные исследования и наша жизнь и
экспериментов. Тренинг исследовательских
способностей (первый цикл)

Методы исследования. Тренинг исследовательских
способностей (первый цикл)

Наблюдение и наблюдательность. Тренинг
исследовательских способностей (первый цикл)

Эксперимент – познание в действии. Тренинг
исследовательских способностей (первый цикл)

Гипотезы и провокационные идеи. Тренинг
исследовательских способностей (первый цикл)

Анализ и синтез. Тренинг исследовательских
способностей (первый цикл)

Как давать определения понятиям. Тренинг
исследовательских способностей (первый цикл)

Планирование и проведение наблюдений. Тренинг
исследовательских способностей (первый цикл)

Наблюдение и экспериментирование. Тренинг

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

исследовательских способностей (второй цикл)

10
11

Основные логические операции. Тренинг
исследовательских способностей (второй цикл)

Гипотезы и способы их конструирования. Тренинг
Искусство задавать вопросы. Тренинг
исследовательских способностей (второй цикл)

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное. Тренинг исследовательских

15
16

17

18
19-21

1

исследовательских способностей (второй цикл)

12

14

1

1
1
1

способностей (второй цикл)

Ассоциации и аналогии. Тренинг исследовательских

1

способностей (второй цикл)

Суждения, умозаключения, выводы. Тренинг

1

исследовательских способностей (второй цикл)

Искусство делать сообщения. Тренинг

1

исследовательских способностей (второй цикл)

Как подготовиться к защите собственной
исследовательской работы. Тренинг

1

исследовательских способностей (второй цикл)

Как выбрать тему собственного исследования.
Самостоятельная исследовательская практика

1

Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований.

3

1

Самостоятельная исследовательская практика

Коллективная игра- исследование

22-23

Самостоятельная исследовательская практика

2

24-27

Индивидуальная консультационная работа по
проведению самостоятельных исследований.

4

28
29-30

Самостоятельная исследовательская практика

Семинар «Как подготовиться к защите».
Самостоятельная исследовательская практика

1

Участие в процедурах защит исследовательских
работ в качестве зрителей.

2

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

31-32

33-34

Индивидуальная работа (подготовка к защите
результатов собственных исследований)
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Защита собственных исследований Мониторинг

2

исследовательской деятельности учащихся

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

3

3 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы

Наблюдение и экспериментирование
Тренинг исследовательских способностей

Методы исследования Тренинг
исследовательских способностей

Наблюдение и наблюдательность Тренинг

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1
1

исследовательских способностей

1

1

Совершенствование техники
Экспериментирования. Тренинг

1

1

исследовательских способностей

5
6
7
8
9-10

Интуиция и создание гипотез. Тренинг
исследовательских способностей

Правильное мышление и логика. Тренинг
исследовательских способностей

Искусство делать сообщения. Тренинг

1
1

исследовательских способностей

1

Искусство задавать вопросы и отвечать
на них. Тренинг исследовательских

1

Семинар «Как подготовиться к защите»

2

способностей

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тренинг исследовательских способностей

11

Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования.

1

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

3

Самостоятельная исследовательская практика

12-14

1

Самостоятельная исследовательская практика

15-16
17-18

19-28

Коллективная игра-исследование
Самостоятельная исследовательская практика

Семинар «Как подготовиться к защите».

2

Самостоятельная исследовательская практика

2

Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных
исследований. Самостоятельная

10

3

2

1

исследовательская практика

29-30
31-32
33-34

Участие в процедурах защит
исследовательских работ в качестве
зрителей.
Индивидуальная работа (подготовка к
защите результатов собственных
исследований).
Защита исследовательских работ и
творческих проектов.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
2
34

1
0

9

4 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Культура мышления Тренинг
исследовательских способностей

Методы исследования Тренинг

2

исследовательских способностей

3

способностей

4
5

Научная теория. Тренинг исследовательских
Научное прогнозирование Тренинг

Количество часов
Всего

1
1

исследовательских способностей

1

1

Совершенствование техники наблюдения
и экспериментирования. Тренинг

1

1

Искусство задавать вопросы и отвечать
на них. Тренинг исследовательских

1

способностей

7
8

Ассоциации и аналогии. Тренинг
исследовательских способностей

1

Как правильно делать выводы из
наблюдений и экспериментов. Тренинг

1

исследовательских способностей

9

Практические
работы

1

исследовательских способностей

6

Контрольные
работы

Умение выявлять проблемы Тренинг
исследовательских способностей

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Как подготовиться к защите. Тренинг

10

исследовательских способностей

1

11

Определение проблемы и выбор темы
собственного исследования.

1

12-16

Индивидуальная работа по планированию
и проведению самостоятельных
исследований. Самостоятельная

Самостоятельная исследовательская практика

5

2

8

3

исследовательская практика

17-24

Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных
исследований. Самостоятельная
исследовательская практика

25-26

27-30

Семинар «Как подготовиться к защите».
Самостоятельная исследовательская практика

2

Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в качестве
зрителей. Мониторинг исследовательской

4

1

Мониторинг исследовательской деятельности

2

1

Защита исследовательских работ и
творческих проектов. Мониторинг

2

деятельности

31-32

33-34

Подготовка к защите собственных работ.

исследовательской деятельности

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Формы работы

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

1

0

0

Что такое исследование? Кто
такие исследователи?

Коллективное обсуждение.

Наблюдение и наблюдательность.

Игры «Назовите как можно
больше признаков
предмета», «Найди отличия».

1

0

0

Наблюдение и наблюдательность.

Экскурсия «Осень в неживой
природе».

1

0

0

4

Учимся вырабатывать гипотезы.
Учимся высказывать суждения.

Экскурсия: «Почему светит
солнце?»

1

0

0

5

Как правильно классифицировать. Групповые игры «Продолжи
ряд», «Набор картинок».

1

0

0

6

Как правильно классифицировать. Решение задач на
классификацию с явными
ошибками.

1

0

0

1

0

0

1

2

3

Что такое определения?
7

Как давать определения
понятиям.

Игровая деятельность.

Загадки, игра « Трудные
слова».

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Учимся делать умозаключения и
выводы.

Практические задания «Что
сначала, что потом».

1

0

0

Как задавать вопросы?

Игры «Найди загаданное
слово», «Угадай, о чём
спросили?», знакомство с
матрицей для оценки идей.

1

0

0

10

Экскурсия-исследование
«Наблюдение за воробьями».

Групповая работа (размер,
окраска, оперение,
поведение)

1

0

0

11

Мини-конференция по итогам
экскурсии

Групповая работа.

1

0

0

12

Как задавать вопросы? Учимся
выделять главное и
второстепенное.

Творческие задания «Найди
причину события с помощью
вопросов», «Вопросы о
домашних животных»
(работа в группах)

1

0

0

Учимся вырабатывать гипотезы.
Учимся высказывать суждения.

Работа в группах «Найди
возможную причину
события», «При каких
условиях каждый из этих
предметов будет очень
полезным?»

1

0

0

Практические задания по
созданию схем объектов.
Практическое задание

1

0

0

8

9

13

14

Как делать схемы?

«Пиктограммы».
15

Как работать с книгой?

Практическая работа по
структурированию текстов.

1

0

1

Как планировать исследования и
проекты.

Практическое задание по
составлению планов
проведения
исследовательской работы и
разработки проекта.

1

0

0

Тренировочное занятие по
методике проведения
самостоятельных исследований

Практическое задание по
проектированию и
представлению итогов.

1

0

0

Как сделать сообщение о
результатах исследования.

Практические задания «Как
сделать сообщение».
Практические задания на
сравнения и метафоры.

1

0

0

Что такое парадоксы?

Дискуссия «Почему
металлические корабли не
тонут, а ножи вилки и гвозди
тонут?»

1

0

0

Мысленные эксперименты и
эксперименты на моделях.

Эксперименты с реальными
объектами: «Определяем
плавучесть предметов».

1

0

0

Мини-конференция по итогам
собственных исследований.

Семинар.

1

0

0

16

17

18

19

20
21

22

Экспресс-исследование «Какие
коллекции собирают люди».
Коллекционирование.

Групповая и индивидуальная
поисковая работа.

23

Сообщения о собранных
коллекциях.

Семинар.

24

Сообщения о собранных
коллекциях.

Семинар.
Групповые консультации.

25

Тренировочное занятие по
методике проведения
самостоятельных исследований.

26

Экспресс-исследование
«Свойства снега и воды»

Групповая работа.

Мини-конференция по итогам
экспресс-исследования.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Выступления с короткими
сообщениями по итогам
собственных изысканий,
сделанных в результате
экспресс-исследований.
Формулирование вопросов и
собственного мнения об
услышанном.

1

0

0

28

Участие в школьной
конференции «Первые шаги в
науку»

Формулирование вопросов и
собственного мнения об
услышанном.

1

0

0

29

Участие в школьной

Формулирование вопросов и

1

0

0

27

30

31

конференции «Первые шаги в
науку»

собственного мнения об
услышанном.

Коллективная игра-исследование.

Игровая деятельность.

1

0

0

Групповые (индивидуальные)
работы по выбранной тематике.

Проведение собственных
исследований по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».

1

0

0

Мини-конференция по итогам
собственных исследований

Краткие доклады по итогам
собственных исследований,
проведенных по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».

1

0

0

Краткие доклады по итогам
собственных исследований,
проведенных по методикам
«Коллекционирование» и
«Продолжи исследование».

1

0

0

33

0

1

32

Мини-конференция по итогам
собственных исследований
33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Научные исследования и наша
жизнь и экспериментов.
1

Методы исследования.
2

Наблюдение и наблюдательность.
3

4

Эксперимент – познание в

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Коллективное
обсуждение
вопросов о исследованиях и
открытиях, о возможностях
применения их результатов.
Беседа о самых интересных
научных открытиях.

1

0

0

Практические
задания:
тренировка в использовании
методов исследования в ходе
изучения
доступных
объектов.

1

0

0

Знакомство с приборами,
созданными для наблюдения
(телескопы, микроскопы и
др.). Практические задания
на
развитие
наблюдательности.

1

0

0

Планирование и проведение

1

0

0

Формы работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

5

действии.

экспериментов с доступными
объектами (вода, бумага и
др.).

Гипотезы и провокационные
идеи.

Практические задания на
продуцирование гипотез и
провокационных идей.

1

0

0

Анализ и синтез.

Практические задания на
анализ
и
синтез.
Практические задания «Как
делать обобщения».

1

0

0

Практическое использование
приемов,
сходных
с
определением
понятий.
Составление
кроссвордов,
загадок.

1

0

0

Планирование и проведение
наблюдений.

Практическая
работа
«Планируем и проводим
собственные наблюдения и
эксперименты».

1

0

1

Наблюдение и
экспериментирование.

Практические задания на
развитие умений наблюдать
и экспериментировать.

1

0

0

Основные логические операции.

Практические
задания:
давать
определения
понятиям, проводить анализ,

1

0

0

6

Как давать определения
понятиям.
7

8

9

10

синтезировать,
обобщать,
классифицировать,
делать
умозаключения.

11

Гипотезы и способы их
конструирования.

Беседа.
Практические
задания
по
теме
«Конструирование гипотез».

1

0

0

Искусство задавать вопросы.

Коллективная
беседа.
Практические занятия по
тренировке умений задавать
вопросы.

1

0

0

Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.

Практическая
работа
«Выявление
логической
структуры текста».

1

0

1

Ассоциации и аналогии.

Практические задания на
выявление
уровня
сформированности
и
развитие
ассоциативного
мышления.

1

0

0

Суждения, умозаключения,
выводы.

Практические задания по
развитию
умений
высказывать суждения и
делать умозаключения.

1

0

1

Искусство делать сообщения.

Составление рассказов
заданному алгоритму.

1

0

0

12

13

14

15

16

по

17

Как подготовиться к защите
собственной исследовательской
работы.

Коллективное
обсуждение
проблем:
«Что
такое
защита», «Как правильно
делать доклад».

1

0

0

Как выбрать тему собственного
исследования.

Коллективное
обсуждение
задачи
выбора
темы
собственного исследования.
Индивидуальная работа с
учащимися

1

0

0

Индивидуальная работа с
использованием тетради «Я исследователь».

1

0

0

18

19

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

20

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

21

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

22

Коллективная игра- исследование

1

0

0

23

Коллективная игра- исследование

1

0

0

24

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

Игры-исследования.

Индивидуальное
консультирование.

25

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

26

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

27

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

28

Семинар «Как подготовиться к
защите».

1

0

0

29

Участие в процедурах защит
исследовательских работ в
качестве зрителей.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

30

Участие в процедурах защит
исследовательских работ в
качестве зрителей.

31

Индивидуальная работа
(подготовка к защите результатов
собственных исследований)

32

Индивидуальная работа
(подготовка к защите результатов

Заслушивание докладов об
итогах
проведенных
исследований
и
выполненных
проектах,
формулирование вопросов,
высказывание собственных
суждений.
Планирование собственного
выступления.
Подготовка
текста
доклада,
схем,
графиков,
рисунков,
чертежей, макетов.

собственных исследований)
33

Защита собственных
исследований

34

Защита собственных
исследований

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Участие в конференции:
доклад, ответы на вопросы.

1

0

0

1

0

0

34

0

3

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Наблюдение и
экспериментирование

Практические задания по
развитию умений наблюдать
и
экспериментировать.
Групповая работа.

1

0

0

Методы исследования

Практические задания на
использование
методов
исследования
в
ходе
изучения
доступных
объектов. Групповая работа.

1

0

0

Работа
с
приборами,
созданными для наблюдения
(телескопы,
бинокли,
микроскопы
и
др.).
Практические
задания.
Групповая работа.

1

0

1

Практическое
«Проведение
экспериментов».

1

0

1

2

Наблюдение и наблюдательность
3

Совершенствование техники
4

Формы работы

Экспериментирования.

занятие

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Практическое занятие по
созданию
и
проверке
собственных
гипотез.
Групповая работа.

1

0

0

Практические задания на
анализ
и
синтез.
Практические задания «Как
делать обобщения».

1

0

0

Практические задания по
структурированию текстов.
Индивидуальная работа

1

0

1

Искусство задавать вопросы и
отвечать на них

Игра «Умные и глупые
вопросы».
Практические
задания
по
тренировке
умений задавать вопросы.

1

0

0

9

Семинар «Как подготовиться к
защите»

Семинар. Групповая работа.

1

0

0

10

Семинар «Как подготовиться к
защите»

1

0

0

Интуиция и создание гипотез.
5

Правильное мышление и логика.
6

Искусство делать сообщения.
7

8

11

12

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.

Коллективное
обсуждение
проблематики
возможных
исследований.
Индивидуальная работа.

1

0

0

Индивидуальная работа по

Индивидуальная работа по

1

0

0

планированию и проведению
самостоятельных исследований.

заданиям тетради
исследователь».

«Я

-

13

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

1

14

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

15

Коллективная игра-исследование

1

0

0

16

Коллективная игра-исследование

1

0

0

17

Семинар «Как подготовиться к
защите».

1

0

0

18

Семинар «Как подготовиться к
защите».

1

0

0

Индивидуальная работа.

1928

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований

10

0

3

29

Участие в процедурах защит
исследовательских работ в
качестве зрителей.

1

0

0

30

Участие в процедурах защит
исследовательских работ в

Заслушивание докладов об
итогах
проведенных
исследований
и
выполненных
проектах,
формулирование вопросов,

1

0

1

Коллективная игра.

Семинар.

качестве зрителей.

высказывание
суждений.

31

Индивидуальная работа
(подготовка к защите результатов
собственных исследований).

32

Индивидуальная работа
(подготовка к защите результатов
собственных исследований).

Планирование собственного
выступления.
Подготовка
текста
доклада,
схем,
графиков,
рисунков,
чертежей, макетов.

33

Защита исследовательских работ
и творческих проектов.

34

Защита исследовательских работ
и творческих проектов.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

собственных

Участие в конференции:
доклад, ответы на вопросы.

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

34

0

9

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Практические задания «Как
правильно
высказывать
суждения», «Как делать
обобщения»,
«Как
классифицировать».

1

0

0

Практические задания по
совершенствованию
владения
основными
методами исследования

1

0

0

Научная теория

Коллективная беседа.

1

0

0

Научное прогнозирование

Практическое
проверке
гипотез.

1

0

1

1

0

1

1

0

0

Тема урока

Культура мышления
1

Методы исследования
2

3
4

Формы работы

занятие по
собственных

Коллективная беседа.

5

Совершенствование техники
наблюдения и
экспериментирования

6

Искусство задавать вопросы и

Коллективная

Практическое
занятие:
проведение наблюдений и
экспериментов.
игра

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

отвечать на них

«Вопросы и ответы».

Ассоциации и аналогии

Практические задания на
выявление уровня развития
логического
мышления.
Практические задания на
ассоциативное мышление.

1

0

0

Практические задания по
развитию
умений
высказывать суждения и
делать умозаключения на
основе наблюдений.

1

0

0

7

Как правильно делать выводы из
наблюдений и экспериментов
8

9

Умение выявлять проблемы

Коллективная беседа.

1

0

0

10

Как подготовиться к защите

Индивидуальная работа.

1

0

0

11

Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования.

Коллективное обсуждение.

1

0

0

Индивидуальная работа.

12

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

13

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

14

Индивидуальная работа по
планированию и проведению

1

0

1

самостоятельных исследований.

15

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

0

16

Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.

1

0

1

17

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

18

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

19

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

1

20

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

21

Индивидуальная

1

0

1

Индивидуальная работа.

консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

22

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

23

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

1

24

Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований.

1

0

0

25

Семинар «Как подготовиться к
защите».

1

0

0

26

Семинар «Как подготовиться к
защите».

1

0

0

1

0

0

1

0

0

27
28

Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в
качестве зрителей.
Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в
качестве зрителей.

Семинар.

Заслушивание докладов об
итогах
проведенных
исследований
и
выполненных
проектах,
формулирование вопросов,

29
30

Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в
качестве зрителей.
Участие в процедурах защиты
исследовательских работ в
качестве зрителей.
Подготовка к защите собственных
работ.

высказывание
суждений.

собственных

32

Планирование собственного
выступления.
Подготовка
текста
доклада,
схем,
Подготовка к защите собственных графиков,
рисунков,
работ.
чертежей, макетов.

33

Защита исследовательских работ
и творческих проектов.

31

Защита исследовательских работ
и творческих проектов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Участие в конференции:
доклад, ответы на вопросы.

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

34

0

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6- 7 лет. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7- 8 лет. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
6. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.6-8 лет. Самара:
Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. Савенков
А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
7. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
8. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная
литература, 2010г
9. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е.И. Самохвалова. Проектно-исследовательская
деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1. Занимательные научные опыты для детей
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
4. «Жидкие» фокусыhttp://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
8. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный
ресурс]http://www.booklinks.ru/
9. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
10.Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/htt
p://www.nachalka.com/proekty


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».