РП Функциональная грамотность 1-3

Колпакова
Светлана
Борисовна

Колпакова Светлана
Борисовна
cn=Колпакова Светлана
Борисовна, o=БМАОУ СОШ
№2, ou=Руководитель ,
email=bgo_ou2@mail.ru,
c=RU
2023.10.23 16:53:02 +05'00'

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2023 года №317

«31 » августа 2023 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2023 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-4 классов

Березовский городской округ, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год разработан для
начальных классов в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых актов:
• Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 05.07.2021 № 64100)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций»
(Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности
в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования);
• Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»;
• Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(далее – СП 2.4.3648-20);
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21).
•
План внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год начального
общего образования (ФГОС) для 1-3 классов БМАОУ СОШ№2
Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Она предоставляет обучающимся возможности широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования (личностных, метапредметных и
предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных
интересов,
обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности,
способной на социально значимую практическую деятельность. Воспитание на
занятиях
школьных
курсов
внеурочной
деятельности
осуществляется
преимущественно через:

- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания;
- формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли
бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных обучающимися ее видов.
Направленность программы: общеинтеллектуальное
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность»
составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность»
для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предполагает проведение 1 занятия в неделю.
1
класс – 33 часа
2
класс – 34 часа
3
класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
•
Предметные недели;
•
Библиотечные уроки;
•
Деловые беседы;
•
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
•
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные
и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила

безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия):
бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная
плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия).
Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа
обеспечивает
метапредметных результатов.

достижение

следующих

личностных,

Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
•
•
•

•
•

оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного
общения,
установления
добрых,
уважительных
взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными
результатами изучения
курса
формирование следующих универсальных учебных действий:
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

является

определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис,
аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

•

•
•
•

Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
•
•
•
•
•
•

•
•

отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства.

Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую
привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в
чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их
самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы,
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия
соответствующих
решений; строить
развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Обучающиеся,
овладевшие математической
грамотностью,
способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности
и
могут
быть
решены
средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать
проблемы, используя математические факты и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты
с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты
решения.
Обучающиеся,
овладевшие финансовой
грамотностью,
способны: понимать
и
правильно
использовать
экономические
термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно
обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских
услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий
Бианки. Лис и
мышонок

Содержание сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотрительность
.

2.

Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц

Содержание сказки.
Качество:
выносливость,
упорство.

3.

Владимир
Сутеев. Живые
грибы

Содержание сказки.
Качество:
трудолюбие.

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в
заголовке занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения
понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из
научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание сказки.
Качество: вежливость,
умение признавать
свои ошибки.

5.

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы

Содержание сказки.
Дружба, жадность.

6

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные
высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного
текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на
текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного
текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей.

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась летать

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

8

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

Содержание сказки.
Семейные ценности.

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления
отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного
текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»

9

10

Про курочку
Счёт предметов,
Рябу, золотые
составление и
и простые яйца решение выражений,
задачи.
Многоугольники.
Про козу,
Счёт предметов,
козлят и
составление и
капусту
решение выражений,
задачи. Ломаная.

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру –
ломаную.

11

12

13

14.

15

16

Про петушка и
жерновцы

Состав числа 9, анализ – Раскладывать число 9 на два слагаемых;
данных и ответы на
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
вопросы.
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
Как петушок и Разложение числа 10
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше
курочки
на два и три
другого;
делили
слагаемых.
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
бобовые
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
зёрнышки
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
Про наливные Увеличение числа на
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;
яблочки
несколько единиц,
– находить недостающие данные при решении задач;
сложение и вычитание – складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
в переделах 20.
– овладевать практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
Про Машу и
Состав чисел 9, 10, 11. – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
трёх медведей Задачи на нахождение – решать задачи на нахождение суммы;
суммы.
– овладевать практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
Про старика,
Задачи на нахождение – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
старуху, волка части.
– решать задачи на нахождение части числа:
и лисичку
Состав числа 12.
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора
круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Про медведя,
Задачи на нахождение – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько
лису и мишкин суммы.
единиц;
мёд
Состав чисел второго
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно

десятка.

выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

18

Находчивый
Колобок

Деньги, цена, услуги,
товар.

19

День рождения Цена, стоимость,
Мухисдача, сбережения.
Цокотухи

20

Буратино и
карманные
деньги

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.

21

Кот Василий
продаёт
молоко

Реклама.

22

Лесной банк

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара,
почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка,
желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных
действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для
магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе
делать соответствующие выводы:

23

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом.

24

Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный
обмен, бартер.

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием
«равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как Иванушка
хотел попить
водицы

Вода, свойства воды.

26

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

Воздушный шарик,
воздух.

27

Про репку и
другие
корнеплоды

Корнеплоды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана
с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой
поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегурочку и
превращения
воды

Три состояния воды.

30

Как делили
апельсин

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

31

Крошка Енот и
Тот, кто сидит
в пруду

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные
результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока
из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых
металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной
учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в различных

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

Яблоко.

формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное
высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный
предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты
опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

2 КЛАСС
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

1.

Михаил Пришвин.
Беличья память

Различия научнопознавательного и
художественного текстов.

2.

Про беличьи
запасы

Сложение одинаковых
слагаемых, решение задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и металлические
деньги, рубль, копейка.

4

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научно-познавательного и

Формируемые умения

– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить
их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и
«копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

газетного стилей.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.

7

Повреждённые и
фальшивые деньги

Наличные деньги, средства
защиты бумажных денег,
повреждённые деньги.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

9

Лев Толстой. Зайцы Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного текстов.

– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в
явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и
ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое
фальшивые и поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и
письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;

10

Про зайчат и
зайчиху

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11

Банковская карта

Банковская карта.

12

Про Зайчишку и
овощи

Морковь, огурец, помидор,
свёкла, капуста.

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

Содержание рассказа

– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие
сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух
слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди них
овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве
ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или
опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая диаграмма,
чертёж.

15

Безопасность
денег на
банковской карте

Правила безопасности при
использовании банковских
карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей норы,
свойства лесной земли,
песка и глины, состав
почвы.

17

Обыкновенные
кроты

Содержание научнопознавательного
текста.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным
столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и
оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании банковских
карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли,
песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их
последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит.
Автокредит. Кредит
наличными.

20

Корень – часть
растения

Корень. Виды корневых
систем. Видоизменённые
корни.

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание
художественного текста.

22

Про ежа

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его
оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам
его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный
художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с
буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и
записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный
вклад, вклад до
востребования.

24

Занимательные
Яблоко, свойства яблока.
особенности яблока

25

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

26

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы, именованные
числа, четырёхугольники.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль,
дефицит, профицит.

– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии
разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с
буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что
путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке
товара;

28

Про хомяка и его
запасы

Горох, свойства
прорастания гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

30

Бобры-строители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Называть растения, плоды которых составляют основу питания
хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время,
проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание
семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание
семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание
семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян
гороха.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его
лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её
заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная
длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.

31

Такие
разные деньги

Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных
стран.

– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к
заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

32

Материал для
плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины
разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы, рептилии,
амфибии, млекопитающие.

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого
животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча друзей

– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский
вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

3 КЛАСС
№
п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного
– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
текста.
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие
под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

1

Про дождевого
червяка

3

Кальций

Содержание научнопознавательного
текста.

5

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;

7

Хлеб – всему
голова

9

Про мел

11

Про мыло

13

История свечи

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
Тип текста. Главная
– Определять тип текста;
мысль текста.
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
Содержание текста
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
Главная мысль текста. – Заполнять кластер о происхождении мела;
Содержание текста.
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Содержание научно– Дополнять предложение;
познавательного
– давать определение слова;
текста.
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
Содержание научно-

– Давать определение слова;

познавательного
текста.

15

Магнит

Содержание научнопознавательного
текста.

2

Дождевые черви

Дождевые черви

4

Полезный
кальций

Кальций

6

Про облака

Облака

– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.

Блок «Естественно-научная грамотность»

– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца,
если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;

8

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

10

Интересное
вещество – мел

Мел.

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

14

Про свечи

Свеча

16

Волшебный
магнит

Магнит

– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при
брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки
теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и

17

Проверь себя

18

Что такое
«бюджет»?

20

Семейный
бюджет

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

24

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и
социальные
пособия

26

Откуда в семье

другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Материал, изученный – Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;
в первом полугодии.
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет»,
бюджет, уровни
«налоги»; «дефицит», «профицит»;
бюджета, дефицит,
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
профицит.
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
доходы и расходы.
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.
Понятие заработной
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная
платы, виды
плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
зарплаты.
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
Пенсия, досрочная
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия»,
пенсия, пособия для
«досрочная пенсия», «пособие»;
разных категорий
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для
граждан.
назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
Наследство, вклад,
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный

берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

выигрыш.

28

На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

30

На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Как сэкономить
семейные
деньги?

Виды обязательных
платежей.

19

Расходы и
доходы бюджета

Сравнение доходов и
расходов. Дефицит и
профицит.

21

Планируем
семейный

Доходы и расходы в
семейном бюджете.

32

доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое
имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные
расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.

Экономия семейного
бюджета.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия
семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные
товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»

– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих
данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным
выполнять необходимые вычисления;

бюджет

23

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.

25

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум,
минимальная пенсия,
пособия.

27

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.

29

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

31

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого
числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с
выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от
числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного
дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять
таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

Экономия семейного
бюджета.

34

Проверь
себя

Материал, изученный
во втором полугодии.

– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения
количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

3

Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5

4

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5

5

М.

1

0,5

0,5

6

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

0,5

0,5

7

Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

10

Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5

11

Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

12

1

0,5

0,5

13

Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

14

Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5

15

Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8
9

16

Пляцковский.

Урок дружбы.

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

17

За покупками.

1

0,5

0,5

18

Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

19

День

1

0,5

0,5

20

Буратино

1

0,5

0,5

21

Кот
Василий
Лесной банк.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

22

рождения
и

мухи-цокотухи.

карманные деньги.
продает молоко.

24

Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.

25

Как Иванушка хотел попить водицы.

23

1

0,5

0,5

26

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

0,5

0,5

27

Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

32

Крошка енот и тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.

1

0,5

0,5

33

В. Сутеев. Яблоко.

1

0,5

0,5

33

16,5

28
29
30
31

Про
Снегурочку
превращения воды.
Как делили апельсин.

и

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16,5

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

2

Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

3

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

4

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

5

И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Медвежье потомство.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

8

Поврежденные и фальшивые деньги.
Лесные сладкоежки.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

9

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

10

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

11

Банковская карта.

1

0,5

0,5

12

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

13

Николай Сладков. Веселая игра.
Лисьи забавы.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

16

Безопасность денег на
банковской карте.
Лисьи норы.

1

0,5

0,5

17

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

18

Про крота.

1

0,5

0,5

19

Про кредиты.

1

0,5

0,5

20

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

1

6
7

14
15

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

21

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

22

Про ежа.

1

0,5

0,5

23

Про вклады.

1

0,5

0,5

24

1

0,5

0,5

25

Занимательные особенности
яблока.
Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

26

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

27

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

28

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

29

Про бобров.

1

0,5

0,5

30

Бобры строители.

1

0,5

0,5

31

Такие разные деньги.

1

0,5

0,5

32

Материал для плотин.

1

0,5

0,5

33

Позвоночные животные.

1

0,5

0,5

34

Встреча друзей.

1

0,5

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

17

17

3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

2

Кальций.

1

0,5

0,5

3

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

4

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

5

Про мел.

1

0,5

0,5

6

Про мыло.

1

0,5

0,5

7

История свечи.

1

0,5

0,5

8

Магнит.

1

0,5

0,5

9

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

10

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

11

Про облака.

1

0,5

0,5

12

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

13

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

14

1

0,5

0,5

15

Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.

1

0,5

0,5

16

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

17

Проверь себя.

1

0,5

0,5

18

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

19

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

20

Откуда в семье берутсяденьги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

21

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

26

деньги? Пенсия и социальные
пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад, выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.

27

Планируем семейныйбюджет.

1

0,5

0,5

28

Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

31

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

32

Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

33

Подсчитываем
Проверь себя.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

16

18

22
23
24
25

29
30

34

сэкономленные деньги.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. «Функциональная грамотность». Тренажёр для школьников, М.В.
Буряк, С.А. Шейкина 1 класс - М.: Планета, 2022 г
2. «Функциональная грамотность». Тренажёр для школьников, М.В.
Буряк, С.А. Шейкина 2 класс - М.: Планета, 2022 г
3. «Функциональная грамотность». Тренажёр для школьников, М.В.
Буряк, С.А. Шейкина 3 класс - М.: Планета, 2022 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
(ЦОР) http://school- collection.edu.ru
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao

https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20
грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности
%20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».