РП Естествознание. Азбука экологии 1,2

Колпакова
Светлана
Борисовна

Колпакова Светлана
Борисовна
cn=Колпакова Светлана
Борисовна, o=БМАОУ СОШ
№2, ou=Руководитель ,
email=bgo_ou2@mail.ru,
c=RU
2023.10.18 14:31:37 +05'00'

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2023 года №317

«31 » августа 2023 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2023 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Естествознание. Азбука экологии»
для обучающихся 1,2 классов

Березовский городской округ, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
становление экологического типа мышления, экологической культуры как
необходимого элемента общей культуры современного человека.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности
обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно
придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести
работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник
духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального
благополучия.
Основная цель настоящей Программы – формирование у
обучающихся экологической культуры как нового качества личности,
основанного на влиянии на
её интеллектуальную, эмоциональночувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности
за свои действия в природе, базирующегося на знании закономерностей
протекания природных процессов.
Задачи программы
- Формирование у младших школьников системы экологических
ценностей как базового компонента экологической культуры, умения
различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности.
- Формирование у обучающихся потребности познания окружающего
мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей,
интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к
природному окружению, к живым существам).
- Формирование экологического сознания, основанного на гуманном,
ценностном отношении к природе.
- Формирование умений, навыков и опыта применения экологических
знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
- Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой –
природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные
ценности.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственноэстетического отношения к окружающей среде.
- Создание условий для формирования и реализации обучающимися
активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности,

готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях
нравственно-экологического выбора.
- Создание условий для формирования начал экологической
компетентности.
Основные направления Программы
Основные направления содержания Программы определяются в
соответствии с направлениями экологического образования, отражающего
содержание науки экологии.
Основные направления образовательной деятельности в рамках
Программы:
- вовлечение учащихся в социально значимую практическую
деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного
окружения;
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие
научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их
экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к
природной среде и человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия
окружающего мира.
На изучение учебного курса «Естествознание. Азбука экологии»
отводится: в 1 классе 33 ч, со 2 по 4 классы – по 34 ч в год (1 ч в неделю).
Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности
экологической и естественно-научной направленностей; в условиях
дополнительного образования детей. Основные формы организации
образовательной деятельности: тематические занятия, направленные на
формирование экологической культуры и бережного отношения к природе;
исследовательская работа; беседы (проблемные, эвристические); экскурсии,
практические занятия в ближайшем природном и социоприродном
окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,
водоём и пр.); виртуальные путешествия; мини­проекты; конкурсы
экологической направленности; образовательные ситуационные игры;
издание брошюр, буклетов; листовок и др.
Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.

Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования (личностных, метапредметных и
предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов,
обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей
личности, способной на социально значимую практическую деятельность.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания;
- формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основным источником формирования содержания курса выступает
экологическая культура как синтез научного знания, экологических норм.
Содержание курса обеспечивает становление экологического сознания
обучающегося, совокупности чувств, взглядов и представлений о проблемах
взаимосвязей в природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) –
природа», о путях их оптимального решения в соответствии с социальными и
природными возможностями. Данное направление содержания Программы
базируется на естественно-научном и обществоведческом знании,
формирующем у младших школьников взвешенное, грамотное понимание
окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам,
происходящим в нём. Содержание Программы также направлено на
формирование экологической компетентности, которая проявляется в
демонстрируемых обучающимся умении и способности пользоваться
экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять
проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую
деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными
группами. Экологическая компетентность предполагает грамотное и
гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий для разрешения
экологических проблем, соотнесение своих целей и способов
жизнедеятельности с потребностями общества и природных сообществ.
Содержание Программы ориентировано на эмоционально-чувственный
мир личности младшего школьника, формирование чувства меры,
эстетического отношения к природному миру. Содержание Программы
обеспечивает возможность накопления обучающимися опыта экологической
деятельности, включающей все виды и формы деятельности людей, в том
числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на
достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие
формированию экологического сознания.
Основу содержания Программы составляют базовые экологические
понятия: наука экология (первоначальные представления); место обитания
живых существ; условия существования живых существ; черты
приспособленности живых существ к условиям жизни; взаимосвязи в
природе; взаимоотношения живых существ между собой и с объектами
неживой природы; цикличность природных процессов; биоразнообразие.
Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в
том числе экосистем региона), биосферы, эволюции жизни, циклических
природных процессов, преобразующей деятельности человека, современных
экологических проблем локального и глобального уровня, путей их
преодоления, места каждого человека в их решении.
Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к
участию в международных исследованиях качества естественно-научного
образования (например, TIMSS), предполагающих глубокие знания по ряду

вопросов: история Земли, природные ресурсы, влияние условий окружающей
среды на живые организмы, позитивное и негативное влияние людей на мир
природы, виды взаимоотношений живых организмов в природных
сообществах и др.
При составлении Программы использован концентрический принцип
построения содержания. С 1 по 4 класс происходит расширение и углубление
представлений обучающихся по темам программы. Младшие школьники
учатся применять освоенные знания для решения экологоориентированных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, повседневных
проблем, реализуют накопленный опыт при участии в акциях, конкурсах
экологической направленности, издании листовок и т.д.
Первый класс
Что такое экология? Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Организмы и окружающая среда.
Растения и животные ближайшего окружения. Знакомство с
растениями и животными родного края, особенностями их внешнего вида,
жизни, происхождением названий.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Что такое
место обитания. Места обитания знакомых растений и животных: лес, луг,
река, город. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Условия существования живых организмов. Воздух, вода. Солнце как
источник тепла и света для живых существ. Значение природных
компонентов в жизни растений, животных, человека. Благоприятные и
неблагоприятные условия существования живых организмов. Цикличность
природных процессов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: хвойные и
цветковые; культурные и дикорастущие; строение растений разных мест
обитания. Многообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; дикие и
домашние животные; строение животных, живущих в разных средах
обитания. Природное многообразие как ценность и как условие, без которого
невозможно существование человека.
Экологические связи в природе. Экологические связи в природных
сообществах (на примере разных мест обитания, растений и животных
родного края). Экологическая целостность мира (на примере разнообразных
экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой
природы, между природой и человеком). Последствия нарушения связей в
природе. Экологически целесообразное поведение людей в природном
окружении, экологические правила.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических

проблем. Природоохранная деятельность людей.
Человек и природа. Как природа влияет на человека? Красота природы.
Что нужно человеку для жизни. Положительное и отрицательное влияние
человека на природу. Источники загрязнения воздуха, воды, почвы.
Второй класс
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности
людей по охране природы. Экологические знания как основа изучения
природных сообществ. Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз,
экосистема.
Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто
живёт на пришкольном участке, в парке, у реки. Растения и животные
родного края. Наиболее характерные отличительные признаки схожих видов.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Место
Земли во Вселенной и Солнечной системе. Строение Земли. История
развития жизни на Земле. Ископаемые останки.
Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты
растений и животных, живущих в одной из сред обитания: наземновоздушной, водной, почвенной.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и
живой природы. Необходимые условия существования живых организмов,
роль воздуха, воды, света, тепла в жизни растений, животных, человека.
Черты приспособленности растений, животных. Поведение животных,
обеспечивающее выживание в разных условиях (миграция, зимняя спячка,
гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность природных
процессов. Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство,
юность, зрелость и старость). Продолжительность различных жизненных
стадий и продолжительность жизни организмов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы
растений. Многообразие животных: группы животных. Грибы, их строение и
питание. Разнообразие грибов.
Многообразие растений и животных в природных сообществах.
Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Производство растениями
питательных веществ под действием солнечного света. Выявление
экологических связей в природе. Понятия «цепь питания», «пищевая сеть».
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны
природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий нарушения
связей в природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки
зрения экологической целесообразности. Составление экологических правил.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических

проблем. Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные
территории: заповедники, национальные парки.
Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы.
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Роль
человека в сохранении экосистем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов
экологической культуры личности (экологическое сознание, естественнонаучное знание, экологическая компетентность, эмоционально-чувственный
и нравственный компоненты, эстетическое отношение к окружающему миру,
опыт экологической деятельности) на уровне начального общего образования
позволяет определить планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной
деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать
личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность
группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной
задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой
форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом
межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в
дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об экологии как об одном из
важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между
природой и человеком, как о важнейшем элементе культурного опыта
человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний,
необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов
естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических
задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил
безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием
окружающей среды.
Среди результатов экологического образования также можно выделить
формирование готовности защищать и оберегать природу, восприятие
окружающего мира обучающимися как объекта их постоянной заботы.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием у детей
способности к самоограничению своих потребностей на основе становления
экологического мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.
На этапе начального общего образования на первое место выдвигается
опыт применения формируемых при изучении учебных предметов
универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных
умений, социальных норм поведения в учебной деятельности и повседневной
жизни. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого
противоречия экологического сознания данного возраста «хочу – нельзя» и
его эмоционального переживания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1

2

3

4

5

Содержание курса
Что такое экология? Экология – наука о
связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком
и природой. Организмы и окружающая
среда.
Растения и животные ближайшего
окружения. Знакомство с растениями и
животными родного края, особенностями
их внешнего вида, жизни,
происхождением названий.
Места обитания и среды обитания
растений и животных. Что такое место
обитания. Места обитания знакомых
растений и животных: лес, луг, река,
город. Среды обитания: наземновоздушная, водная, почвенная.
Условия
существования
живых
организмов. Воздух, вода. Солнце как
источник тепла и света для живых
существ.
Значение
природных
компонентов в жизни растений, животных,
человека.
Благоприятные
и
неблагоприятные условия существования
живых
организмов.
Цикличность
природных процессов.
Разнообразие
живой
природы.

Формы организации образовательной
Виды деятельности
деятельности
Тематические
занятия, Коммуникация со сверстниками и
образовательные ситуационные и взрослыми, учебная, креативная,
деловые игры
рефлексивно-оценочная
деятельность
Тематические
занятия,
учебноисследовательская
деятельность,
наблюдения, практические занятия в
ближайшем
природном
и
социоприродном окружении
Тематические занятия, экскурсии,
наблюдения и практические занятия в
ближайшем
природном
и
социоприродном окружении
Тематические занятия, наблюдения в
природе, исследовательская работа

Беседы,

тематические

Учебно-исследовательская,
образно­познавательная,
регулятивная,
общественно
полезная
(природоохранная)
деятельность, коммуникация со
сверстниками и взрослыми
Учебно-исследовательская,
образно­познавательная
деятельность,
моделирование,
коммуникация со сверстниками и
взрослыми, анализ произведений
литературы
Учебно-исследовательская,
рефлексивно­оценочная
деятельность, коммуникация со
сверстниками и взрослыми, анализ
ситуаций

занятия, Учебная, учебно-исследовательская,

6

7

8

Многообразие растений: хвойные и
цветковые; культурные и дикорастущие;
строение растений разных мест обитания.
Многообразие животных: насекомые,
рыбы, птицы, звери; дикие и домашние
животные; строение животных, живущих
в разных средах обитания. Природное
многообразие как ценность и как условие,
без которого невозможно существование
человека.
Экологические
связи
в
природе.
Экологические связи в природных
сообществах (на примере разных мест
обитания, растений и животных родного
края). Экологическая целостность мира
(на примере разнообразных экологических
связей: между неживой и живой природой,
внутри живой природы, между природой и
человеком).
Последствия
нарушения
связей
в
природе.
Экологически
целесообразное поведение людей в
природном окружении, экологические
правила.
Способы охраны природы. Причины
возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей.
Человек и природа. Как природа влияет на
человека? Красота природы. Что нужно
человеку для жизни. Положительное и
отрицательное влияние человека на
природу. Источники загрязнения воздуха,
воды, почвы.

исследовательская
практические работы

работа, игровая,
образно­познавательная
деятельность, коммуникация со
сверстниками и взрослыми, работа с
атласами-определителями, игровые
упражнения

Тематические
занятия, Учебно-исследовательская,
исследовательская
работа, креативная, игровая,
образовательные ситуационные игры
рефлексивно­оценочная,
общественно полезная
(природоохранная) деятельность,
коммуникация со сверстниками и
взрослыми

Беседы,
тематические
занятия, Рефлексивно­оценочная,
образовательные ситуационные игры, регулятивная,
общественно
экологические акции
полезная
(природоохранная)
деятельность, коммуникация со
сверстниками и взрослыми
Тематические
занятия,
беседы, Учебно-исследовательская,
самонаблюдения и наблюдения за проектная, рефлексивно­оценочная,
деятельностью людей в ближайшем регулятивная
деятельность,
природном
и
социоприродном коммуникация со сверстниками и
окружении
взрослыми

2 КЛАСС
№ п/п
1

2

3

4

Формы организации образовательной
Виды деятельности
деятельности
Что такое экология? Экологические Тематические
занятия, Учебная деятельность, коммуникация
знания как основа деятельности людей образовательные
ситуационные, со
сверстниками
и
взрослыми,
по охране природы. Экологические практические работы
моделирование
знания
как
основа
изучения
природных сообществ. Экология леса,
луга, почвы, водоёмов. Биоценоз,
экосистема.
Растения и животные ближайшего Тематические занятия, экскурсии, Учебно-исследовательская,
окружения. Что растёт и кто живёт на практические занятия в ближайшем художественно-творческая,
пришкольном участке, в парке, у реки. природном
и
социоприродном образно­познавательная,
Растения и животные родного края. окружении, исследовательская работа регулятивная, общественно полезная
Наиболее характерные отличительные
(природоохранная) деятельность,
признаки схожих видов.
коммуникация со сверстниками и
взрослыми
Места обитания и среды обитания Тематические занятия, экскурсии, Учебно-исследовательская, проектная,
растений и животных. Место Земли во наблюдения и практические занятия в образно­познавательная деятельность,
Вселенной и Солнечной системе. ближайшем
природном
и коммуникация со сверстниками и
Строение Земли. История развития социоприродном
окружении, взрослыми, моделирование
жизни на Земле. Ископаемые останки. фотовыставки
Места
обитания.
Составление
описания места обитания. Общие
черты растений и животных, живущих
в одной из сред обитания: наземновоздушной, водной, почвенной.
Условия
существования
живых Тематические занятия, наблюдения в Коммуникация со сверстниками и
организмов. Компоненты неживой и природе, исследовательская работа
взрослыми, рефлексивно­оценочная,
живой
природы.
Необходимые
учебно-исследовательская
условия
существования
живых
деятельность
организмов, роль воздуха, воды, света,
тепла в жизни растений, животных,
человека. Черты приспособленности
Содержание курса

12

5

6

растений,
животных.
Поведение
животных,
обеспечивающее
выживание в разных
условиях
(миграция, зимняя спячка, гибернация
и др.). Сезонные изменения в природе.
Цикличность природных процессов.
Причины цикличности. Жизненный
цикл животных (детство, юность,
зрелость
и
старость).
Продолжительность
различных
жизненных
стадий
и
продолжительность
жизни
организмов.
Разнообразие
живой
природы.
Многообразие
растений:
группы
растений. Многообразие животных:
группы животных. Грибы, их строение
и питание. Разнообразие грибов.
Многообразие растений и животных в
природных
сообществах.
Биоразнообразие
как
основа
устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе.
Производство
растениями
питательных веществ под действием
солнечного
света.
Выявление
экологических связей в природе.
Понятия «цепь питания», «пищевая
сеть». Значение знаний о пищевой
сети и экологической пирамиде для
охраны природы. Непищевые связи в
природе. Определение последствий
нарушения связей в природе. Оценка
поведения людей в природном
окружении
с
точки
зрения
экологической
целесообразности.

Беседы,
тематические
занятия,
исследовательская работа, проведение
конкурсов,
фотовыставок.
практические работы

Учебно-исследовательская,
креативная, игровая деятельность,
коммуникация со сверстниками и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская работа,
мини­проекты, дискуссионные клубы,
образовательные ситуационные игры,
издание листовок

Тематические занятия,
исследовательская работа,
образовательные ситуационные игры

13

7

8

Составление экологических правил.
Способы охраны природы. Причины
возникновения экологических
проблем. Природоохранная
деятельность людей. Охраняемые
природные территории: заповедники,
национальные парки.

Беседы,
тематические
занятия, Рефлексивно­оценочная, регулятивная,
образовательные ситуационные игры, общественно полезная
экологические акции
(природоохранная) деятельность,
коммуникация со сверстниками и
взрослыми, издание листовок

Человек и природа. Современный
рельеф Земли. Горные породы.
Положительное
и
отрицательное
влияние человека на природу. Роль
человека в сохранении экосистем.

Тематические
занятия,
беседы,
самонаблюдения и наблюдения за
деятельностью людей в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении

Учебно-исследовательская, проектная,
рефлексивно­оценочная, регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками и взрослыми

14

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Наименование раздела
тема занятия

Кол-во
часов

Что такое экология?

3ч
1
1

Что такое экология?
Экология – наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой.
Организмы и окружающая среда.

1

Растения и животные ближайшего окружения.
Растения и животные ближайшего окружения.
Знакомство с растениями родного края, особенностями их
внешнего вида, жизни, происхождением названий.
Знакомство с животными родного края, особенностями их
внешнего вида, жизни, происхождением названий.
Растения и животные родного края.

4ч
1
1

Места обитания и среды обитания растений и животных.
Места обитания и среды обитания растений и животных.
Что такое место обитания.
Места обитания знакомых растений и животных: лес, луг.
Места обитания знакомых растений и животных: река, город.
Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.

5ч
1
1
1
1
1

Условия существования живых организмов.
Условия существования живых организмов. Воздух, вода.

5 ч.
1

1
1

Формы организации
образовательной
деятельности

Характеристика основной
деятельности ученика

Тематические занятия,
образовательные
ситуационные
и
деловые игры

Коммуникация
со
сверстниками и взрослыми,
учебная,
креативная,
рефлексивно-оценочная
деятельность

Тематические занятия,
учебно исследовательская
деятельность,
наблюдения,
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении

Учебно-исследовательская,
образно - познавательная,
регулятивная, общественно
полезная (природоохранная)
деятельность, коммуникация
со сверстниками и взрослыми

Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения и
практические занятия в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении

Учебно-исследовательская,
образно • познавательная
деятельность, моделирование,
коммуникация
со
сверстниками и взрослыми,
анализ
произведений
литературы

Тематические занятия,

Учебно-исследовательская,
15

Наименование раздела
тема занятия
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Значение природных компонентов в жизни растений,
животных, человека.
Благоприятные и неблагоприятные условия существования
живых организмов.
Цикличность природных процессов.
Разнообразие живой природы.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений:
хвойные и цветковые; строение растений разных мест
обитания.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений:
культурные и дикорастущие; строение растений разных мест
обитания.
Многообразие животных: насекомые, рыбы; строение
животных, живущих в разных средах обитания.
Многообразие животных: птицы, звери; строение животных,
живущих в разных средах обитания.
Многообразие животных: дикие и домашние животные;
Природное многообразие как ценность и как условие, без
которого невозможно существование человека.
Экологические связи в природе.
Экологические связи в природе.
Экологические связи в природных сообществах (на примере
разных мест обитания, растений и животных родного края).
Экологическая целостность мира (на примере разнообразных
экологических связей: между неживой и живой природой,
внутри живой природы, между природой и человеком).
Последствия нарушения связей в природе.
Экологически целесообразное поведение людей в природном
окружении, экологические правила.
Способы охраны природы.

Кол-во
часов
1
1

Формы организации
образовательной
деятельности
наблюдения
в
природе,
исследовательская работа

1
1
6 ч.
1
1
1

Характеристика основной
деятельности ученика
рефлексивно • оценочная
деятельность, коммуникация
со сверстниками и
взрослыми, анализ ситуаций.

Беседы, тематические
Учебная, учебнозанятия,
исследовательская, игровая,
исследовательская работа,
образно • познавательная
практические
деятельность, коммуникация
работы
со сверстниками и взрослыми,
работа с атласамиопределителями, игровые
упражнения

1
1
1
5 ч.
1
1
1
1
1

Тематические занятия,
исследовательская работа,
образовательные
ситуационные игры

Учебно-исследовательская,
креативная, игровая,
рефлексивно • оценочная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность, коммуникация
со сверстниками и взрослыми

3 ч.
16

Наименование раздела
тема занятия
Способы охраны природы.
Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей.

Кол-во
часов
1
1
1

Человек и природа.
Человек и природа. Как природа влияет на человека? Красота
природы. Что нужно человеку для жизни.
Положительное и отрицательное влияние человека на
природу. Источники загрязнения воздуха, воды, почвы.

2 ч.
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

1

Наименование раздела
тема занятия

Кол-во
часов

Что такое экология?
Что такое экология? Экологические знания как основа
деятельности людей по охране природы.
Экологические знания как основа изучения природных
сообществ.
Экология леса, луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.
Растения и животные ближайшего окружения.
Растения и животные ближайшего окружения.
Что растёт и кто живёт на пришкольном участке, в парке, у

3ч
1
1
1
4ч
1
1

Формы организации
образовательной
деятельности

Характеристика основной
деятельности ученика

Беседы, тематические
занятия,
образовательные
ситуационные игры,
экологические акции

Рефлексивно • оценочная,
регулятивная, общественно
полезная (природоохранная)
деятельность, коммуникациясо
сверстниками и
взрослыми

Тематические занятия,
беседы,
самонаблюдения
и
наблюдения за
деятельностью людей
в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении

Учебно-исследовательская,
проектная, рефлексивно •
оценочная, регулятивная
деятельность, коммуникациясо
сверстниками и взрослыми

Формы организации
образовательной
деятельности

Характеристика основной
деятельности ученика

Тематические занятия,
образовательные
ситуационные,
практические работы

Учебная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками и взрослыми,
моделирование

Тематические занятия,

Учебно-исследовательская,
17

Наименование раздела
тема занятия
реки.
Растения и животные родного края.
Наиболее характерные отличительные признаки схожих
видов.

Кол-во
часов
1
1

Места обитания и среды обитания растений и животных.
Места обитания и среды обитания растений и животных.
Место Земли во Вселенной и Солнечной системе.
Строение Земли.
История развития жизни на Земле.
Ископаемые останки.
Места обитания. Составление описания места обитания.
Общие черты растений и животных, живущих в одной из сред
обитания: наземно-воздушной, водной, почвенной.

6ч
1

Условия существования живых организмов.
Условия существования живых организмов. Компоненты
неживой и живой природы.
Необходимые условия существования живых организмов,роль
воздуха, воды, света, тепла в жизни растений, животных,
человека. Черты приспособленности растений, животных.
Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных
условиях (миграция, зимняя спячка, гибернация и др.).
Сезонные изменения в природе.
Цикличность природных процессов. Причины цикличности.
Жизненный цикл животных (детство, юность, зрелость и
старость).
Продолжительность различных жизненных стадий и
продолжительность жизни организмов.

5 ч.
1

1
1
1
1
1

1

Формы организации
образовательной
деятельности
экскурсии, практические
занятияв ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении,
исследовательская
работа

Характеристика основной
деятельности ученика
художественно-творческая,
образно • познавательная,
регулятивная, общественно
полезная (природоохранная)
деятельность, коммуникациясо
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
Учебно-исследовательская,
экскурсии, наблюдения
проектная,
образно
•
ипрактические
познавательная
занятияв ближайшем
деятельность, коммуникация
природном
и
со
сверстниками
и
социоприродном
взрослыми, моделирование
окружении,
фотовыставки.
Тематические занятия,
наблюдения
в
природе,
исследовательская работа

Коммуникация
со
сверстниками и взрослыми,
рефлексивно • оценочная,
учебно-исследовательская
деятельность

1
1
1

18

Наименование раздела
тема занятия

Кол-во
часов

Разнообразие живой природы.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений:
группы растений.
Многообразие животных: группы животных.
Грибы, их строение и питание. Разнообразие грибов.
Многообразие растений в природных сообществах.
Многообразие животных в природных сообществах.
Биоразнообразие как основа устойчивости природных
сообществ.
Экологические связи в природе.
Экологические связи в природе. Производство растениями
питательных веществ под действием солнечного света.
Выявление экологических связей в природе.
Понятия «цепь питания», «пищевая сеть». Значение знаний о
пищевой сети и экологической пирамиде для охраны
природы.
Непищевые связи в природе. Определение последствий
нарушения связей в природе.
Оценка поведения людей в природном окружении с точки
зрения экологической целесообразности. Составление
экологических правил.
Способы охраны природы.
Способы охраны природы. Причины возникновения
экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей.
Охраняемые природные территории: заповедники,национальные
парки.

6 ч.
1

Человек и природа.
Человек и природа. Современный рельеф Земли.

2 ч.
1

1
1
1
1
1
5 ч.
1
1
1
1

Формы организации
образовательной
деятельности

Характеристика основной
деятельности ученика

Беседы, тематические
занятия,
исследовательская
работа,
проведение
конкурсов,
фотовыставок.
практические работы

Учебно-исследовательская,
креативная,
игровая
деятельность, коммуникациясо
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа, мини­проекты,
дискуссионные клубы,
образовательные
ситуационные игры,
издание листовок.

Тематические
занятия,
исследовательская
работа,
образовательные ситуационные
игры

Беседы, тематические
занятия,
образовательные
ситуационные игры,
экологические акции

Рефлексивно • оценочная,
регулятивная, общественно
полезная (природоохранная)
деятельность, коммуникациясо
сверстниками и
взрослыми, издание листовок

Тематические занятия,

Учебно-исследовательская,

1
3 ч.
1
1
1

19

Наименование
разделатема
занятия

Кол-во
часов

Горные породы.
Положительное и отрицательное влияние человека
наприроду. Роль человека в сохранении экосистем.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Формы организации
образовательной
деятельности
беседы, самонаблюдения
и наблюдения
за
деятельностью людей в
ближайшем природном и
социоприродном
окружении.

Характеристика основной
деятельности ученика

проектная, рефлексивно •
оценочная, регулятивная
деятельность, коммуникация со
сверстниками
и
взрослыми

20

21

22

23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Азбука экологии» 1,2 класс
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Естествознание. Методическое пособие для учителей к завершённой
предметной линии учебников Т. В. Шпотовой и др. «Естествознание. Азбука
экологии. 1 класс», «Естествознание. Азбука экологии. 2 класс»,
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для
учащихся начальных классов.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных
классов.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».