РП Право. Основы правовой культуры 10-11

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

Протокол от 30.08.2024 № 1

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Право: основы правовой культуры»
для обучающихся 11 класса

Березовский городской округ, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по праву для 11класса составлена на основе Требований к результатам
среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, а также Основной образовательной программы среднего
общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней
общеобразовательной школы № 2» г. Березовский, разработанной на основе Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Программа рассчитана на 33 ч. (по 1 часу в неделю). Данная программа обеспечивается линией
УМК «Право: основы правовой культуры 10-11 классы»:
1. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций:
базовый уровень и углублённый уровни: в 2 ч. / Е.А Певцова.– М.: ООО «Русское слово», 2020.
2. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций:
базовый уровень и углублённый уровни: в 2 ч. / Е.А Певцова.– М.: ООО «Русское слово», 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное
и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей
и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида
социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать
соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и
свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и
человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать
функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской
Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в
Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право
как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды
гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми,
уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках
других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов.
Место учебного предмета «Право » в Примерном учебном плане основного общего образования
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего
образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и
установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной
жизни при решении задач в области социальных отношений.
Изучение учебного предмета «Право» предполагает ориентировку на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Учебный предмет «Право» на
уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что
создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.
Для достижения обучающимися планируемых личностных образовательных результатов
организация обучения выстраивается с учётом Программы воспитания (модуль «Школьный урок»).
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Базовый уровень
Основы теории государства и права
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы
правления, формы государственного устройства, политический режим. Признаки права. Функции
права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.
Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды
правовых норм. Система российского права. Субъекты и объекты правоотношений.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок. Понятие
правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные
меры, принимаемые на государственном уровне. Правонарушения и юридическая ответственность.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания
прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Система органов государственной власти РФ.
Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические
принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской
Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный процесс в Российской
Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Права человека
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина.
Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права,
социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная
защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного
гуманитарного права.

Основные отрасли российского права Гражданское право. Источники гражданского права.
Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданских правоотношений.
Физические и юридические лица. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Обязательственное право.
Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора:
оферта и акцепт. Защита прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты
гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в
гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое
регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака.
Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права.
Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу.
Трудовой договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров.
Дисциплинарная ответственность. Административное право. Источники административного права.
Административное правонарушение и административная ответственность. Административные
наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и
виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной
ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоговое право. Права и обязанности
налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от
уплаты налогов.
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности
сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты
интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет,
метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по
воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.
Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на
работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и
время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная
ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие
уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды
наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право.
Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного
процесса
Основы российского судопроизводства Гражданское процессуальное право. Принципы
гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства.
Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.

Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. Основные виды юридических профессий. Конституционное судопроизводство.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского
процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства.
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности
судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии:
судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности
юриста.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права.
Международноправовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и
основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная
система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы
международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники
вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских
объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема 1.Роль права в жизни человека и общества
Тема 2.Теоретические основы права как системы
Тема 3. Правоотношения и правовая культура
Тема 4. Государство и право
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
Тема 6. Гражданское право
Тема 7. Семейное право.
Тема 8. Жилищное право
Тема 9. Трудовое право
Тема 10. Административное право и
административный процесс
11 Тема 11. Уголовное право и уголовный процесс
12 Тема 12. Правовое регулирование в различных
сферах общественной жизни
13 Тема 13. Международное право
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего
2
2
3
6
1
6
2
1
2
1

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
1

2
4

1

1
33

3

1

3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2

Тема 1.Роль права в жизни человека и общества
Юриспруденция как важная область человеческих
знаний. Особенности и закономерности
возникновения права
Система регулирования общественных отношений

Всего
1
1

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Всего

2

3
4

1
1

Тема 2.Теоретические основы права как системы
Система права. Формы права
Действие норм права во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Реализация права
Всего
Тема 3. Правоотношения и правовая культура
5
Правоотношения и их виды
6
Правонарушения и их характеристика. Юридическая
ответственность
7
Правосознание и правовая культура. Правовые
системы современности
Всего
Тема 4. Государство и право
8
Понятие государства и его признаки. Теории
происхождения государства
9
Сущность и функции государства. Форма
государства.
10 Организация власти и управления в стране. Правовое
государство и его сущность.
11 Конституция РФ - основной закон страны.
12 Гражданство как правовая категория. Правовой
статус человека.
13 Избирательные системы и их виды.
Всего
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
14 Защита прав человека в государстве. Порядок
осуществления правосудия в судах общей
юрисдикции
Всего
Тема 6. Гражданское право
15 Гражданское право как отрасль российского права
Субъекты гражданско-правовых отношений
16 Обязательственное право. Понятие и сущность
договора.
17 Право собственности и его виды. Защита
неимущественных прав
18 Предпринимательство и предпринимательское право
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности
19 Правовое регулирование защиты
предпринимательской деятельности и прав
предпринимателей. Права потребителей
20 Наследственное право
Всего
Тема 7. Семейное право.
21 Правовые нормы института брака
22 Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Всего
Тема 8. Жилищное право
23 Жилищные правоотношения
Всего
Тема 9. Трудовое право
24 Трудовое право в жизни людей. Занятость и

1

2
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
6

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
6
1
1
2
1
1
1

1
1

трудоустройство. Порядок взаимоотношений
работников и работодателей
25 Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
1
Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Всего
2
Тема 10. Административное право и административный процесс
26 Административное право и административные
1
правоотношения. Административные
правонарушения и административная
ответственность
Всего
1
Тема 11. Уголовное право и уголовный процесс
27 Понятие и сущность уголовного права. Основные
1
виды преступлений
28 Уголовная ответственность и наказание. Уголовный
1
процесс по делам несовершеннолетних
2
Тема 12. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
29 Пенсионная система и страхование
1
1
30 Финансовое право. Экологическое право
1
31 Правовое регулирование отношений в области
1
образования.
32 Профессиональное юридическое образование
1
Особенности профессиональной юридической
деятельности
Всего
4
Тема 13. Международное право
33 Международное право как основа взаимоотношений
1
государств. Международная защита прав человека
Международное гуманитарное право
Всего
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
3

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».