РП Основы журналистики 10-11

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании
педагогического совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года
№222

Протокол от 30.08.2024 № 1

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы журналистики»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский городской округ, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Основы журналистики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы журналистика» (далее –
Программа) составлена на основе требованийк результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от
31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во
исполнение поручений Президента Российской ФедерацииПр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр2182 от 20.12.2020 г.).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
обучающей профориентации на уровне среднего общего образования при реализации
филологического профиля.
Курсы внеурочной деятельности ориентируют обучающегося, помогают ему
обнаружить свое профессиональное место благодаря тому, что помещают его в модели
разнообразных профессиональных контекстов.
Усилению профориентационной составляющей могут способствовать,в том числе,
курсы по выбору, знакомящие обучающегося с основами его (предполагаемой) будущей
профессии. Одним из таких курсов является предлагаемый курс внеурочной деятельности
«Основы журналистики» (далее – курс)

Цели и задачи
журналистика»

изучения

курса

внеурочной

деятельности

«Международная

Цель: развитие предметной профориентационной компетенции обучающихся
(средствами предметной области «Русский язык и литература»), включающей начальные
журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, умения в
области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения
редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы
2

журналистов разных специальностей и т. д.).
Задачи:

• расширить знания в области стилистики с акцентом на особенностяхстиля
публицистических текстов;

• ознакомиться

с некоторыми
деятельности журналистов;

• сформировать

правовыми

специализированные

и

умения

этическими
(в

их

основами

элементарных

формах) в области:
- сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки произведения
в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки полученного материала,
получения дополнительных сведений через непосредственное общение с людьми
(практическое применение начальных навыков и умений межкультурной коммуникации, в т.
ч. в рамках проектной деятельности); создания журналистского произведения;

– определения

круга
публицистических материалов;

лиц, которых

целесообразно

привлекать к подготовке

– начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных
интересов
и
потребностей; начальной
практики в области социологического
исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование, дискуссия);

– основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала);
– базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-,
радиопередачи;

– умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к
работе журналиста;

– умений планировать собственную работу;
– умений осуществлять рефлексию в области профессионального самоопределения.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» в учебном плане
основной общеобразовательной программы
Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных и
профессиональных задач при переходе обучающихся с уровня среднего общего
образования на уровень высшего образования(в области филологии и/или журналистики).
Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп:

– 10–11 классы лингвистических гимназий и лицеев;
– 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение
Вариант освоения курса:
1 час в неделю, длительность в 1 год (34 ч)
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» с
3

федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
федеральной рабочей программы воспитания, обучающихся при получении среднего
общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность

педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на

нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:

•

в приоритете личностных результатов при освоении программы курса

внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального
самоопределения посредством изучаемого курса;

•

в использовании методов и форм профессиональной ориентации,

встраиваемых в процесс обучения русскому языку и литературе;
Организация деятельности педагога и виды деятельности обучающихся
При организации работы обучающихся в рамках данного курса педагогу необходимо
учесть следующие принципы работы:
Необходимость углубления в рамках курса определенных аспектов содержания обучения
учебного предмета «Русский язык» (например, в области стилистики, жанрового разнообразия
текстов и т. п.).

 Важность межпредметности и интегративности содержания. Курс следует
проектировать с учетом данных дисциплин, соотносящихсяс выбранной профессией
(курс интегрирует в своем содержании самые начальные, элементарные основы
соответствующих наук), с которыми обучающиеся знакомятся средствами русского языка, что
и способствует осуществлению прикладной направленности в изучении этого предмета.
Учебный предмет «Русский язык» интегрируется в процессе изучения курса во все этапы
ознакомления с начальными основами выбранной профессиональной области. Учебные
дисциплины в рамках курса дополняюти расширяют друг друга в той степени,
насколько это необходимо для успешного освоения элементарных основ специальности.

 Значимость формирования исходных практических профессиональных навыков и
умений в рамках курса – т. е. возможность осуществлять в первом приближении практическую
деятельность, начальные профессиональные пробы.

 Учет требований профессии к личности работника, к уровню развития его общего
кругозора, наличию «фоновых» знаний и т. д. Формирование некоторых профессиональных
качеств, соответствующих профессиограмме.

 Необходимость

обеспечения преемственности уровней среднего общего
образования (в частности, обучения в рамках гуманитарного профиля) и высшего
образования. В силу своей профессиональной направленности курс будет нацелен на
подготовку обучающихся к более углубленному изучению выбранной специальности в рамках
высшего образования, используя уже готовую «базу», созданную гуманитарным профилем.
В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида организации занятий
4

и связанных с ними видов организации деятельности обучающихся, в рамках которых учитель
может использовать многообразные формы работы. Прежде всего, это теоретические
занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных
дисциплин,а давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснениеи
облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те знания, умения и
навыки, которые потребуются обучающимся в практической
деятельности). Подобные занятия предполагают разнообразные режимы работы. Так,
индивидуальная работа может предусматривать чтение специализированных текстов, работу с
их содержанием (т. е. выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий), работу с
лексическим материалом (специализированной терминологией), подготовку устных
сообщений, связанных с проблематикой профессиональной области, подготовку письменных
материалов, также связанных с особенностями профессии, работу над проектами. Все
описанное свойственно и индивидуальной работе в рамках обычных уроков русского языка,
однако продукт этой работы специфичен (ориентирован на профессиональную область
журналистской деятельности). Это может быть, например, подготовка статьи, пресс-релиза,
видеорепортажа и т. д.
Парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в
рамках профессионально ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет
подготовить обучающихся к особенностям профессионального общения.
В рамках групповой формы работы обучающимся могут быть предложены на
обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанныес определенными аспектами
профессиональной деятельности. Также уместны и дискуссии, направленные на поиск
возможных решений этих вопросов. Планирование хода и формата дискуссии может
осуществляться учителем вместе с обучающимися. Вместе с тем, дискуссия должна отвечать
следующим общим требованиям:

– все обучающиеся принимают активное участие в дискуссии;
– говорящий отстаивает собственную точку зрения, приводя аргументы, используя
выразительные языковые средства, «речевые формулы» и активную лексику занятия;

– участники

внимательно выслушивают
его речи задают вопросы (если таковые имеются);

каждого

говорящего и по окончании

– при несогласии с говорящим участники выслушивают его до конца, не перебивая,
а затем критикуют его аргументы, избегая «нападок на личность»(этика дискуссии);

– в завершении участники подводят итог дискуссии (как разрешен проблемный
вопрос).
Могут
обучающихся
подобной
значительный
информации.

быть предусмотрены и краткосрочные мини-проекты, нацеливающие
на творческую переработку теоретического материала.
Благодаря
организации
учебного
процесса в теоретические занятия вносится
практический компонент, что способствует активному усвоению новой
5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:

•

сформированность гражданской позиции обучающегося как активногои
ответственного члена российского общества;

•

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;

• принятие демократических ценностей;
•
готовность
противостоять

идеологии
экстремизма, дискриминациипо социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;

•

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского

общества;

•

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствиис
их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:

•

сформированность российской гражданской идентичности, чувства
ответственности за свой край, свой язык и культуру;

•

ценностное отношение к историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности в общении;

•

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего через
объективную журналистскую деятельность в Российской Федерации.
В сфере эстетического воспитания:
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры
через источники
информации; убежденность в значимости для личности и общества
отечественного имирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;

•

стремление к лучшему осознанию культуры своего народа;
В сфере физического
воспитания,
формирования
культуры
эмоционального благополучия:

здоровьяи
6

•

осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

•

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;

• умение принимать себя и других, не осуждая;
•

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних
ресурсов;

•

сформированность навыка рефлексии, признание
ошибку и такого же права другого человека.

своего

права на

В сфере трудового воспитания:

•

интерес к изучаемой сфере профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, осознание возможностей самореализациисредствами языка;

•

готовность и способность к образованию и самообразованию в области
интересующей профессии на протяжении всей жизни;

• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и

жизненных планов с учетом личных и общественных интересови потребностей.
В сфере экологического воспитания:

•

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
объективной журналистской деятельности;

• расширение опыта деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:

•

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

•

совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира.
В сфере совершенствования
сформированность:

эмоционального

интеллекта,

предполагающего

•

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы;

•

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, быть открытым новому;

•

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению целии
7

успеху, оптимизм, инициативность,
возможностей;

умение действовать, исходя из своих

•

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми.

8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В

сфере

овладения

• определять

универсальными

учебными

познавательнымидействиями:

цели профориентационной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

• выявлять закономерности в жанровых журналистских продуктах;
• вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

• развивать критическое и креативное мышление при решениипрофессионально ориентированных задач;
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области журналистики, навыками разрешения
проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания (в т. ч. некоторых профессиональных методов в работе журналиста);

•

владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
профессионально ориентированных ситуациях;

•
•

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• владеть навыками получения и
верификации

информациииз источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, отделять
объективную информацию от субъективной;

•

создавать журналистские тексты, в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;

•

оценивать достоверность информации, ее соответствие морально-этическим нормам.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

•

владеть различными способами общения и взаимодействия в основных ситуациях профессиональной журналистской
деятельности; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

•

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;

•

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом профессионально ориентированных задач и возможностей
каждого члена коллектива;

•

принимать цели совместной деятельности, организовыватьи координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

•

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной профориентационной деятельности;

свой

•
•
•

делать осознанный профориентационный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

•
•

делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;

оценивать приобретенный опыт в области журналистской деятельности;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
образовательный и культурный уровень с целью повышения журналистской грамотности;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознаниясовершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

• оценивать

соответствие
создаваемого
устного/письменного
журналистского текста выполняемой журналистской задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости;

• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Анализировать и интерпретировать публицистические статьи;
• реферировать
и
аннотировать
публицистические
• вести дискуссии и дебаты;

тексты;

• создавать собственные журналистские статьи;
•
–
–
–

иметь представление о:
видах газет и журналов, теле- и радиопередач;
видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее ролив современном обществе;
профессиональных компетенциях журналистов;

– элементарных формах журналистской практики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Модуль 1. Знакомьтесь: журналистика (2 ч)
Факты и мнения о журналистике. Опрос. Язык журналистики: тренинг.
Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 2. Функции журналистики (2 ч)
Чем занимается журналистика? Журналистские жанры: факты и мнения. Аналитическое сообщение. Аннотация. Язык журналистики:
тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 3. Профессиональная квалификация журналиста (7 ч)
Требования к журналисту. Журналист и писатель. Журналист – работа мечты? Профессиональная этика журналистов. Репортаж. Язык
журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 4. Сферы журналистской деятельности (6ч)
Журналистские сферы деятельности. Профессиональные профили журналистов. Интервью. Фоторепортаж. Язык журналистики:
тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 5. Печатные СМИ: газеты (4 ч)
Газеты: общая характеристика. Качественные газеты. Публицистические жанры в качественной газете. Таблоиды разных стран. Язык
журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 6. Печатные СМИ: журналы (2 ч)
Журналы: общая характеристика. Рецензии и аннотации: кинокритика. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с
языковым профориентационным портфелем.
Модуль 7. Радио и телевидение (4 ч)
Телерадиовещание в странах изучаемого языка и России. Теле радиожурналист. Теле радиопередачи. Язык журналистики: тренинг.
Работанад проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Модуль 8. Интернет-журналистика (6 ч)
Интернет-версии

газет, журналов, телеканалов.

Журналистикаи социальные сети. Журналист и блогер. Язык журналистики:

тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем.
Практический модуль
Содержание данного модуля встраивается в основные модули в видепрактических заданий и профессиональных проб.
Опрос общественного мнения. Эссе. Сообщение: новость, аналитическое сообщение, репортаж. Интервью. Дебаты. Ток-шоу. Структура
газеты. Журналистский блог.
Дополнительный модуль
Обобщающе-расширяющий модуль, материал которого может осваиваться отдельно или встраиваться в работу над другими
модулями.
Журналистское образование в России и за рубежом. Прогнозы развития журналистики. Само- и взаимооценивание. Работа с языковым
профориентационным портфелем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

1

Знакомьтесь:
журналистика

Факты и мнения о журналистах и
журналистике. Сферы деятельности
журналистов (обзорно).
Профессиограмма российского
журналиста.

Иметь представление о:

 журналистике и профессии «журналист»;
 журналистских организациях;
 задачах журналистики в соответствиис
требованиями профессиограммы.
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:

 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение о профессии журналиста;

 составлять письменные материалы для презентации

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
проекта;
Б) учебно-познавательные умения:

 использовать словари;
 искать и выделять в тексте необходимую
информацию (включая профессиональную
терминологию);

 заполнять обобщающие таблицы
для систематизации специализированного материала;

 самостоятельно подбирать дополнительный материал по
теме, в т. ч. используя Интернет-ресурсы;

 определять значимость изучаемого для
профессионального самоопределенияи
дальнейшего образования;
В) специализированные журналистские умения:

 собирать материал и сведения в ходе опроса
общественного мнения, перерабатывать полученный
материал, представлять результаты

19

№
п/п
2

Модуль
Функции
журналистики

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Функции СМИ. Роль

Иметь представление о:

журналистики в современном
обществе. Понятия

 функциях журналистики;
 жанровой классификации публицистических

«информационное общество», «век
информации». Процесс передачи
информации: от источника
к получателю, место журналистав
этой цепочке. Деловая игра
«Трансформация информации».
Искажение фактов и вымысел, их
причины и следствия. Факты и мнения
в статьях.
публицистическийматериал:
новостная заметка, интервью, опрос
общественного мнения, статьялитературная
критика

текстов, особенностях этой классификации
в российской журналистике.
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:

 делать устные и письменные сообщения,соблюдая
структуру этого журналистского жанра;

 высказывать собственное мнение / оценочное суждение
по тематике и проблематике прочитанныхпублицистических
текстов;

 использовать навыки и умения монологическойи
диалогической речи для участия в дебатах;

20

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
в зависимости от поставленной коммуникативнойзадачи;

 писать аннотацию, составлять письменные
материалы для презентации проекта;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

 собирать материал и сведения для подготовки
сообщения, перерабатывать полученный материал,
представлять результаты;

 вычленять факты из статей, избегать искаженияфактов
при передаче информации;

 критически оценивать позицию автора статьи,делать
выводы;

 находить признаки публицистического стиляв
статьях

21

№
п/п
3

Модуль
Профессиональная
квалификация
журналиста

Основное содержание
Требования профессиограммык
личностным качествам и
профессиональным компетенциям.
Отличие журналиста от писателя.
Проблемы и опасности
журналистской профессии.
Этические кодексы журналистов.
публицистическийматериал: репортаж

Виды деятельности обучающихся
Иметь представление о:

 требованиях профессиограммы к личности
и профессиональным компетенциям журналиста;
 проблемах и опасностях журналистской
деятельности;

 требованиях кодекса профессиональной этики
журналиста.
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:

 делать устные сообщения, соблюдаяструктуру этого
журналистского жанра;

22

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

 высказывать собственное мнение / оценочное суждение
по тематике и проблематике прочитанныхпублицистических
текстов;

 составлять письменные материалы для презентациипроекта;
 реферировать статьи репортажных жанров;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;

В) специализированные журналистские умения:

 критически оценивать позицию автора статьи;
 находить признаки композиционных типов речив
статьях информационных жанров, делать выводы;

 описывать признаки репортажного жанра и
готовить собственные
репортажи;

 работать

несложные

над развитием
личностных качеств

своих

и

небольшие
«профессиональных»

23

№
п/п
4

Модуль
Сферы
журналистской
деятельности

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Пресса, телевидение, радио,
электронные СМИ,
информационные агентства.
Основныеспециализации
журналистов:

Иметь представление о/об:

корреспондент, репортер, фото-

фоторепортажа;

журналист, диктор (ведущий) и др.Жанр
«интервью». Фоторепортаж.
публицистический материал: интервью,
фоторепортаж

 основных сферах деятельности журналистов;
 обязанностях и особенностях работы
корреспондента, репортера, ведущего и др.;

 правилах подготовки интервьюи
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:

 излагать факты / описывать события, руководствуясь
закономерностями репортажного жанра;

 использовать навыки и умения диалогической речив
различных ее комбинациях для участия в интервью;

 читать публицистические текстыразличных жанров;

24

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

 использовать свои «профессиональные» личностные
качества в деятельности, приближеннойк работе репортера,
ведущего, редактора

 применять на практике элементарные основы
искусства интервьюирования
5

Печатные СМИ:
газеты

Типология газет. Структура газеты.
Самые распространенные
публицистические жанры
качественных газет. Качественнаяи
бульварная пресса. Понятие
«развлекательной информации».
Разделы газет.
Известные российские газеты, их
содержание.
публицистический материал: статьяпортрет

Иметь представление о/об:

 основных общепринятых классификациях газет
(качественная / бульварная пресса, общегосударственные /
региональные издания, информационные /
специализированные издания и т. д.);

 основных российских печатныхСМИ, их специфике;
 признаках наиболее распространенных публицистических
жанров качественной и бульварнойпрессы;

 основных рубриках газет;

25

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
 высказывать собственное мнение/оценочное
суждение по тематике и проблематике прочитанных
публицистических текстов, используя аргументацию;давать
комментарии;

 использовать навыки и умения монологической
и диалогической речи для участия в дискуссии на тему
качественной и бульварной прессы, цензуры в СМИ;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

26

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

 различать статьи качественной и бульварнойпрессы
по характерным признакам;

 проводить опросы с целью составления рейтингов
газетных рубрик;

 собирать материалы для подготовки статьипортрета
6

Печатные СМИ:

Типология журналов. Известные

Иметь представление о/об:

журналы

российские журналы, их содержание.

 основных общепринятых классификациях

Основные формы кинокритики.
Рецензии и аннотации
художественных фильмов.
публицистическийматериал: рецензии
и аннотациихудожественных фильмов

журналов;

 особенностях кинокритики: рецензияхи
аннотациях.
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:
 писать (простые) рецензии и аннотации
художественных фильмов;

27

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

 описывать отличительные признаки газетыи
журнала;

 собирать материалы для подготовки статей в жанре
кинокритики

7

Радио и
телевидение

Частное и государственное,
антенное (спутниковое)
и кабельное, аналоговое
и цифровое радио и телевидение.Виды
радио- и телеканалов,
а также передач. Рейтинги
телевизионных программ.
Специфика работы теле- и
радиожурналистов,

Иметь представление о/об:






российских теле- и радиоканалах;
видах теле- и радиопередач;
основных способах теле- и радиотрансляции;

специфике и главных характеристиках самых
распространенных типов программ;

 особенностях работы теле- и радиожурналистов.
Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч.
специализированных терминов.
Уметь:
А) речевые умения:

28

№
п/п

Модуль

Основное содержание
их специализации. Виды телевизионных
шоу. публицистический материал:
интервью, радиожурнал, радиофельетон,
новостная передача, репортаж

Виды деятельности обучающихся

 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по тематике и проблематике
публицистических текстов разных жанров, используя
аргументацию; давать
комментарии;

 использовать навыки и умения диалогической речидля
подготовки радиоинтервью;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

 проводить опросы с целью составления рейтингов
телеканалов / телепередач; уметь анализировать подобные
рейтинги;

29

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

 уметь анализировать теле- и радиопередачи различных
типов, в т. ч. для проведения исследованияв сфере СМИ;

 уметь подбирать материалы для подготовки теле-или
радиопередач изученных жанров

8

Интернетжурналистика

Структурные, содержательные,
интерактивные особенности
представления традиционных СМИ
в интернете. Новые
интернет-СМИ в разных странах.
Представление журналистских
материалов в различных типах
социальных сетей. Блогер и/или
журналист: за и против.
публицистическийматериал:
интернет-сайты СМИ,материалы СМИ
в социальных сетях, блог-контент

Иметь представление о/об:

 особенностях интернет-сайтов СМИ;
 принципах размещения журналистских материаловв
интернете / в социальных сетях;

 сходстве и различии работы журналистаи
блогера.
Знать: жанровые особенности журналистского
интернет-контента.
Уметь:
А) речевые умения:
 высказывать собственное мнение / оценочное
суждение по проблемам интернет-журналистики;

30

№
п/п

Модуль

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

 использовать умения монологической
и/или диалогической речи для подготовки текстовогоили
аудиовизуального интернет-контента;
Б) учебно-познавательные умения:
см. модуль 1;
В) специализированные журналистские умения:

 анализировать журналистский интернет-контент;
 создавать собственную версию интернет-СМИс
помощью возможностей социальных сетей
или интернет-конструкторов;

 создавать блогерский контент
Практический
модуль

Информационный раздел, обобщающий особенности жанровой деятельности журналиста.Содержит
правила создания публицистических материалов и комплексных журналистских
«продуктов» следующих жанров: опрос общественного мнения, эссе, сообщение (новость,аналитическое
сообщение, репортаж), интервью, дебаты, ток-шоу. Дает информацию
о структуре газеты, журналистском блоге. Используется для организации учебно- практической
профориентационной деятельности, включая профессиональные пробы

Дополнительный
модуль

Обобщающий модуль, где обучающиеся знакомятся с возможностями продолжения
журналистского образования в России и прогнозами развития журналистики.

31

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И. А. Горюнова
Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений
10-11, Вентана – Граф
Интернет-ресурсы по журналистике, On-line библиотеки, каталоги
• http://www.mediasprut.ru/media/media.shtml сайт "МедиаСпрут" Каталоги СМИ России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья
• http://journalism.narod.ru/ Библиотека журналиста
• http://www.gumer.info/ Библиотека Гумер - гуманитарные науки
• http://www.library.cjes.ru/online/ Библиотека центра экстремальной журналистики
• http://www.infohome-altai.ru/node/143 Книги для журналистов
• http://www.dosye.ru/ Архив журналиста, все о структурной власти в России. Досье на политиков, телефонный справочник,
исторические справки.
• http://www.countries.ru/library/map.htm Библиотека по культурологии
• http://jurnalisti.clan.su/publ/ Каталог статей журналистам
• http://www.gpntb.ru/win/search/ Каталоги и базы данных ГПНТБ
• www.evartist.narod.ru/ Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR, а также ряду других сопутствующих теоретических и
практических знаний.
• www.lib.ru/ - библиотека Максима Мошкова
• www.librarium.orthodoxy.ru/ - библиотека православной литературы
• www.lib.tsu.ru/ - научная библиотека Томского ГУ
• www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
• www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека
• www.rvb.ru/ - Русская виртуальная библиотека
• www.feb-web.ru/ - Русская литература и фольклор
• www.magister.msk.ru/library/ - библиотека О. Колесникова
• www.rusf.ru/ - русская фантастика
• www.ruthenia.ru/ - кафедра русской литературы Тартуского университета
• www.lib.pu.ru/rus/Volsnx/ - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1826)
• www.gnpbu.ru/- государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
• www.aforizm.info/- лучший сборник афоризмов на все случаи жизни
• www.gumilevica.kulichki.ru/ - гипотезы, теории, мировоззрение Л.Н.Гумилева (1912-1992)
• www.proza.ru/ - современная проза
• www.philologos.narod.ru/ - материалы по теории языка и литературы
32

•
•
•
•

http://www.nazaykin.ru/_MR_mediakit.htm Александр Назайкин.Медиарилейшнз. Материалы для журналистов.
http://home.about.com/newsissues/ Каталог печатных СМИ мира
http://creajob.com/index/0-4 Свободная журналистика: как стать автором в глянцевых журналах
http://www.sibupk.nsk.su/New/06/Yp/data/DZ03.HTM Журналистика и СМИ

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».