Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 Протокол от 30.08.2024 № 1 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» для обучающихся 10-11 классов Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы журналистика» (далее – Программа) составлена на основе требованийк результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской ФедерацииПр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр2182 от 20.12.2020 г.). Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации обучающей профориентации на уровне среднего общего образования при реализации филологического профиля. Курсы внеурочной деятельности ориентируют обучающегося, помогают ему обнаружить свое профессиональное место благодаря тому, что помещают его в модели разнообразных профессиональных контекстов. Усилению профориентационной составляющей могут способствовать,в том числе, курсы по выбору, знакомящие обучающегося с основами его (предполагаемой) будущей профессии. Одним из таких курсов является предлагаемый курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» (далее – курс) Цели и задачи журналистика» изучения курса внеурочной деятельности «Международная Цель: развитие предметной профориентационной компетенции обучающихся (средствами предметной области «Русский язык и литература»), включающей начальные журналистские знания, владение базовой специализированной терминологией, умения в области журналистики (интервьюирование, подготовка репортажа, элементарные умения редактирования публицистического текста, первое знакомство со спецификой работы 2 журналистов разных специальностей и т. д.). Задачи: • расширить знания в области стилистики с акцентом на особенностяхстиля публицистических текстов; • ознакомиться с некоторыми деятельности журналистов; • сформировать правовыми специализированные и умения этическими (в их основами элементарных формах) в области: - сбора сведений (о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки произведения в форме одного из журналистских жанров; анализа и переработки полученного материала, получения дополнительных сведений через непосредственное общение с людьми (практическое применение начальных навыков и умений межкультурной коммуникации, в т. ч. в рамках проектной деятельности); создания журналистского произведения; – определения круга публицистических материалов; лиц, которых целесообразно привлекать к подготовке – начального опыта в изучении и анализе общественного мнения, общественных интересов и потребностей; начальной практики в области социологического исследования для выяснения общественного мнения (опрос, анкетирование, дискуссия); – основ редактирования предоставленного публицистического текста (материала); – базовых навыков и умений разработки издания школьной газеты, теле-, радиопередачи; – умений использовать свои личностные качества в деятельности, приближенной к работе журналиста; – умений планировать собственную работу; – умений осуществлять рефлексию в области профессионального самоопределения. Место и роль курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» в учебном плане основной общеобразовательной программы Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных и профессиональных задач при переходе обучающихся с уровня среднего общего образования на уровень высшего образования(в области филологии и/или журналистики). Предлагаемый курс предназначен для следующих целевых групп: – 10–11 классы лингвистических гимназий и лицеев; – 11 класс общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение Вариант освоения курса: 1 час в неделю, длительность в 1 год (34 ч) Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Основы журналистики» с 3 федеральной рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, обучающихся при получении среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: • в приоритете личностных результатов при освоении программы курса внеурочной деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального самоопределения посредством изучаемого курса; • в использовании методов и форм профессиональной ориентации, встраиваемых в процесс обучения русскому языку и литературе; Организация деятельности педагога и виды деятельности обучающихся При организации работы обучающихся в рамках данного курса педагогу необходимо учесть следующие принципы работы: Необходимость углубления в рамках курса определенных аспектов содержания обучения учебного предмета «Русский язык» (например, в области стилистики, жанрового разнообразия текстов и т. п.). Важность межпредметности и интегративности содержания. Курс следует проектировать с учетом данных дисциплин, соотносящихсяс выбранной профессией (курс интегрирует в своем содержании самые начальные, элементарные основы соответствующих наук), с которыми обучающиеся знакомятся средствами русского языка, что и способствует осуществлению прикладной направленности в изучении этого предмета. Учебный предмет «Русский язык» интегрируется в процессе изучения курса во все этапы ознакомления с начальными основами выбранной профессиональной области. Учебные дисциплины в рамках курса дополняюти расширяют друг друга в той степени, насколько это необходимо для успешного освоения элементарных основ специальности. Значимость формирования исходных практических профессиональных навыков и умений в рамках курса – т. е. возможность осуществлять в первом приближении практическую деятельность, начальные профессиональные пробы. Учет требований профессии к личности работника, к уровню развития его общего кругозора, наличию «фоновых» знаний и т. д. Формирование некоторых профессиональных качеств, соответствующих профессиограмме. Необходимость обеспечения преемственности уровней среднего общего образования (в частности, обучения в рамках гуманитарного профиля) и высшего образования. В силу своей профессиональной направленности курс будет нацелен на подготовку обучающихся к более углубленному изучению выбранной специальности в рамках высшего образования, используя уже готовую «базу», созданную гуманитарным профилем. В предложенном курсе можно предусмотреть два основных вида организации занятий 4 и связанных с ними видов организации деятельности обучающихся, в рамках которых учитель может использовать многообразные формы работы. Прежде всего, это теоретические занятия, которые, однако, не должны глубоко проникать в теоретические основы научных дисциплин,а давать лишь самый общий обзор, направленный, в основном, на пояснениеи облегчение дальнейшей практической работы (т. е. формировать именно те знания, умения и навыки, которые потребуются обучающимся в практической деятельности). Подобные занятия предполагают разнообразные режимы работы. Так, индивидуальная работа может предусматривать чтение специализированных текстов, работу с их содержанием (т. е. выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий), работу с лексическим материалом (специализированной терминологией), подготовку устных сообщений, связанных с проблематикой профессиональной области, подготовку письменных материалов, также связанных с особенностями профессии, работу над проектами. Все описанное свойственно и индивидуальной работе в рамках обычных уроков русского языка, однако продукт этой работы специфичен (ориентирован на профессиональную область журналистской деятельности). Это может быть, например, подготовка статьи, пресс-релиза, видеорепортажа и т. д. Парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в рамках профессионально ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет подготовить обучающихся к особенностям профессионального общения. В рамках групповой формы работы обучающимся могут быть предложены на обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанныес определенными аспектами профессиональной деятельности. Также уместны и дискуссии, направленные на поиск возможных решений этих вопросов. Планирование хода и формата дискуссии может осуществляться учителем вместе с обучающимися. Вместе с тем, дискуссия должна отвечать следующим общим требованиям: – все обучающиеся принимают активное участие в дискуссии; – говорящий отстаивает собственную точку зрения, приводя аргументы, используя выразительные языковые средства, «речевые формулы» и активную лексику занятия; – участники внимательно выслушивают его речи задают вопросы (если таковые имеются); каждого говорящего и по окончании – при несогласии с говорящим участники выслушивают его до конца, не перебивая, а затем критикуют его аргументы, избегая «нападок на личность»(этика дискуссии); – в завершении участники подводят итог дискуссии (как разрешен проблемный вопрос). Могут обучающихся подобной значительный информации. быть предусмотрены и краткосрочные мини-проекты, нацеливающие на творческую переработку теоретического материала. Благодаря организации учебного процесса в теоретические занятия вносится практический компонент, что способствует активному усвоению новой 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданского воспитания: • сформированность гражданской позиции обучающегося как активногои ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие демократических ценностей; • готовность противостоять идеологии экстремизма, дискриминациипо социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствиис их функциями и назначением. В сфере патриотического воспитания: • сформированность российской гражданской идентичности, чувства ответственности за свой край, свой язык и культуру; • ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. В сфере духовно-нравственного воспитания: • сформированность нравственного сознания, этического поведения; • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности в общении; • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего через объективную журналистскую деятельность в Российской Федерации. В сфере эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации; убежденность в значимости для личности и общества отечественного имирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа; В сфере физического воспитания, формирования культуры эмоционального благополучия: здоровьяи 6 • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; • умение принимать себя и других, не осуждая; • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; • сформированность навыка рефлексии, признание ошибку и такого же права другого человека. своего права на В сфере трудового воспитания: • интерес к изучаемой сфере профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализациисредствами языка; • готовность и способность к образованию и самообразованию в области интересующей профессии на протяжении всей жизни; • готовность адаптироваться в профессиональной среде; • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересови потребностей. В сфере экологического воспитания: • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе объективной журналистской деятельности; • расширение опыта деятельности экологической направленности. В сфере понимания ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. В сфере совершенствования сформированность: эмоционального интеллекта, предполагающего • самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению целии 7 успеху, оптимизм, инициативность, возможностей; умение действовать, исходя из своих • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации; • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми. 8 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения • определять универсальными учебными познавательнымидействиями: цели профориентационной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности в жанровых журналистских продуктах; • вносить коррективы в учебную и профориентационную деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; • развивать критическое и креативное мышление при решениипрофессионально ориентированных задач; • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области журналистики, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания (в т. ч. некоторых профессиональных методов в работе журналиста); • владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных профессионально ориентированных ситуациях; • • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • владеть навыками получения и верификации информациииз источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, отделять объективную информацию от субъективной; • создавать журналистские тексты, в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; • оценивать достоверность информации, ее соответствие морально-этическим нормам. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: • владеть различными способами общения и взаимодействия в основных ситуациях профессиональной журналистской деятельности; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств; • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом профессионально ориентированных задач и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовыватьи координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной профориентационной деятельности; свой • • • делать осознанный профориентационный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; • • делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; оценивать приобретенный опыт в области журналистской деятельности; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать образовательный и культурный уровень с целью повышения журналистской грамотности; владеть навыками познавательной рефлексии как осознаниясовершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; • оценивать соответствие создаваемого устного/письменного журналистского текста выполняемой журналистской задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; • развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Анализировать и интерпретировать публицистические статьи; • реферировать и аннотировать публицистические • вести дискуссии и дебаты; тексты; • создавать собственные журналистские статьи; • – – – иметь представление о: видах газет и журналов, теле- и радиопередач; видах журналистской деятельности, функциях журналистики, ее ролив современном обществе; профессиональных компетенциях журналистов; – элементарных формах журналистской практики. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» Модуль 1. Знакомьтесь: журналистика (2 ч) Факты и мнения о журналистике. Опрос. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 2. Функции журналистики (2 ч) Чем занимается журналистика? Журналистские жанры: факты и мнения. Аналитическое сообщение. Аннотация. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 3. Профессиональная квалификация журналиста (7 ч) Требования к журналисту. Журналист и писатель. Журналист – работа мечты? Профессиональная этика журналистов. Репортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 4. Сферы журналистской деятельности (6ч) Журналистские сферы деятельности. Профессиональные профили журналистов. Интервью. Фоторепортаж. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 5. Печатные СМИ: газеты (4 ч) Газеты: общая характеристика. Качественные газеты. Публицистические жанры в качественной газете. Таблоиды разных стран. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 6. Печатные СМИ: журналы (2 ч) Журналы: общая характеристика. Рецензии и аннотации: кинокритика. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 7. Радио и телевидение (4 ч) Телерадиовещание в странах изучаемого языка и России. Теле радиожурналист. Теле радиопередачи. Язык журналистики: тренинг. Работанад проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Модуль 8. Интернет-журналистика (6 ч) Интернет-версии газет, журналов, телеканалов. Журналистикаи социальные сети. Журналист и блогер. Язык журналистики: тренинг. Работа над проектом. Работа с языковым профориентационным портфелем. Практический модуль Содержание данного модуля встраивается в основные модули в видепрактических заданий и профессиональных проб. Опрос общественного мнения. Эссе. Сообщение: новость, аналитическое сообщение, репортаж. Интервью. Дебаты. Ток-шоу. Структура газеты. Журналистский блог. Дополнительный модуль Обобщающе-расширяющий модуль, материал которого может осваиваться отдельно или встраиваться в работу над другими модулями. Журналистское образование в России и за рубежом. Прогнозы развития журналистики. Само- и взаимооценивание. Работа с языковым профориентационным портфелем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся 1 Знакомьтесь: журналистика Факты и мнения о журналистах и журналистике. Сферы деятельности журналистов (обзорно). Профессиограмма российского журналиста. Иметь представление о: журналистике и профессии «журналист»; журналистских организациях; задачах журналистики в соответствиис требованиями профессиограммы. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: высказывать собственное мнение / оценочное суждение о профессии журналиста; составлять письменные материалы для презентации № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся проекта; Б) учебно-познавательные умения: использовать словари; искать и выделять в тексте необходимую информацию (включая профессиональную терминологию); заполнять обобщающие таблицы для систематизации специализированного материала; самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, в т. ч. используя Интернет-ресурсы; определять значимость изучаемого для профессионального самоопределенияи дальнейшего образования; В) специализированные журналистские умения: собирать материал и сведения в ходе опроса общественного мнения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты 19 № п/п 2 Модуль Функции журналистики Основное содержание Виды деятельности обучающихся Функции СМИ. Роль Иметь представление о: журналистики в современном обществе. Понятия функциях журналистики; жанровой классификации публицистических «информационное общество», «век информации». Процесс передачи информации: от источника к получателю, место журналистав этой цепочке. Деловая игра «Трансформация информации». Искажение фактов и вымысел, их причины и следствия. Факты и мнения в статьях. публицистическийматериал: новостная заметка, интервью, опрос общественного мнения, статьялитературная критика текстов, особенностях этой классификации в российской журналистике. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: делать устные и письменные сообщения,соблюдая структуру этого журналистского жанра; высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанныхпублицистических текстов; использовать навыки и умения монологическойи диалогической речи для участия в дебатах; 20 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся в зависимости от поставленной коммуникативнойзадачи; писать аннотацию, составлять письменные материалы для презентации проекта; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: собирать материал и сведения для подготовки сообщения, перерабатывать полученный материал, представлять результаты; вычленять факты из статей, избегать искаженияфактов при передаче информации; критически оценивать позицию автора статьи,делать выводы; находить признаки публицистического стиляв статьях 21 № п/п 3 Модуль Профессиональная квалификация журналиста Основное содержание Требования профессиограммык личностным качествам и профессиональным компетенциям. Отличие журналиста от писателя. Проблемы и опасности журналистской профессии. Этические кодексы журналистов. публицистическийматериал: репортаж Виды деятельности обучающихся Иметь представление о: требованиях профессиограммы к личности и профессиональным компетенциям журналиста; проблемах и опасностях журналистской деятельности; требованиях кодекса профессиональной этики журналиста. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: делать устные сообщения, соблюдаяструктуру этого журналистского жанра; 22 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанныхпублицистических текстов; составлять письменные материалы для презентациипроекта; реферировать статьи репортажных жанров; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: критически оценивать позицию автора статьи; находить признаки композиционных типов речив статьях информационных жанров, делать выводы; описывать признаки репортажного жанра и готовить собственные репортажи; работать несложные над развитием личностных качеств своих и небольшие «профессиональных» 23 № п/п 4 Модуль Сферы журналистской деятельности Основное содержание Виды деятельности обучающихся Пресса, телевидение, радио, электронные СМИ, информационные агентства. Основныеспециализации журналистов: Иметь представление о/об: корреспондент, репортер, фото- фоторепортажа; журналист, диктор (ведущий) и др.Жанр «интервью». Фоторепортаж. публицистический материал: интервью, фоторепортаж основных сферах деятельности журналистов; обязанностях и особенностях работы корреспондента, репортера, ведущего и др.; правилах подготовки интервьюи Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: излагать факты / описывать события, руководствуясь закономерностями репортажного жанра; использовать навыки и умения диалогической речив различных ее комбинациях для участия в интервью; читать публицистические текстыразличных жанров; 24 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: использовать свои «профессиональные» личностные качества в деятельности, приближеннойк работе репортера, ведущего, редактора применять на практике элементарные основы искусства интервьюирования 5 Печатные СМИ: газеты Типология газет. Структура газеты. Самые распространенные публицистические жанры качественных газет. Качественнаяи бульварная пресса. Понятие «развлекательной информации». Разделы газет. Известные российские газеты, их содержание. публицистический материал: статьяпортрет Иметь представление о/об: основных общепринятых классификациях газет (качественная / бульварная пресса, общегосударственные / региональные издания, информационные / специализированные издания и т. д.); основных российских печатныхСМИ, их специфике; признаках наиболее распространенных публицистических жанров качественной и бульварнойпрессы; основных рубриках газет; 25 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: высказывать собственное мнение/оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных публицистических текстов, используя аргументацию;давать комментарии; использовать навыки и умения монологической и диалогической речи для участия в дискуссии на тему качественной и бульварной прессы, цензуры в СМИ; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: 26 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся различать статьи качественной и бульварнойпрессы по характерным признакам; проводить опросы с целью составления рейтингов газетных рубрик; собирать материалы для подготовки статьипортрета 6 Печатные СМИ: Типология журналов. Известные Иметь представление о/об: журналы российские журналы, их содержание. основных общепринятых классификациях Основные формы кинокритики. Рецензии и аннотации художественных фильмов. публицистическийматериал: рецензии и аннотациихудожественных фильмов журналов; особенностях кинокритики: рецензияхи аннотациях. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: писать (простые) рецензии и аннотации художественных фильмов; 27 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: описывать отличительные признаки газетыи журнала; собирать материалы для подготовки статей в жанре кинокритики 7 Радио и телевидение Частное и государственное, антенное (спутниковое) и кабельное, аналоговое и цифровое радио и телевидение.Виды радио- и телеканалов, а также передач. Рейтинги телевизионных программ. Специфика работы теле- и радиожурналистов, Иметь представление о/об: российских теле- и радиоканалах; видах теле- и радиопередач; основных способах теле- и радиотрансляции; специфике и главных характеристиках самых распространенных типов программ; особенностях работы теле- и радиожурналистов. Знать: значение новых лексических единиц,в т. ч. специализированных терминов. Уметь: А) речевые умения: 28 № п/п Модуль Основное содержание их специализации. Виды телевизионных шоу. публицистический материал: интервью, радиожурнал, радиофельетон, новостная передача, репортаж Виды деятельности обучающихся высказывать собственное мнение / оценочное суждение по тематике и проблематике публицистических текстов разных жанров, используя аргументацию; давать комментарии; использовать навыки и умения диалогической речидля подготовки радиоинтервью; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: проводить опросы с целью составления рейтингов телеканалов / телепередач; уметь анализировать подобные рейтинги; 29 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся уметь анализировать теле- и радиопередачи различных типов, в т. ч. для проведения исследованияв сфере СМИ; уметь подбирать материалы для подготовки теле-или радиопередач изученных жанров 8 Интернетжурналистика Структурные, содержательные, интерактивные особенности представления традиционных СМИ в интернете. Новые интернет-СМИ в разных странах. Представление журналистских материалов в различных типах социальных сетей. Блогер и/или журналист: за и против. публицистическийматериал: интернет-сайты СМИ,материалы СМИ в социальных сетях, блог-контент Иметь представление о/об: особенностях интернет-сайтов СМИ; принципах размещения журналистских материаловв интернете / в социальных сетях; сходстве и различии работы журналистаи блогера. Знать: жанровые особенности журналистского интернет-контента. Уметь: А) речевые умения: высказывать собственное мнение / оценочное суждение по проблемам интернет-журналистики; 30 № п/п Модуль Основное содержание Виды деятельности обучающихся использовать умения монологической и/или диалогической речи для подготовки текстовогоили аудиовизуального интернет-контента; Б) учебно-познавательные умения: см. модуль 1; В) специализированные журналистские умения: анализировать журналистский интернет-контент; создавать собственную версию интернет-СМИс помощью возможностей социальных сетей или интернет-конструкторов; создавать блогерский контент Практический модуль Информационный раздел, обобщающий особенности жанровой деятельности журналиста.Содержит правила создания публицистических материалов и комплексных журналистских «продуктов» следующих жанров: опрос общественного мнения, эссе, сообщение (новость,аналитическое сообщение, репортаж), интервью, дебаты, ток-шоу. Дает информацию о структуре газеты, журналистском блоге. Используется для организации учебно- практической профориентационной деятельности, включая профессиональные пробы Дополнительный модуль Обобщающий модуль, где обучающиеся знакомятся с возможностями продолжения журналистского образования в России и прогнозами развития журналистики. 31 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И. А. Горюнова Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений 10-11, Вентана – Граф Интернет-ресурсы по журналистике, On-line библиотеки, каталоги • http://www.mediasprut.ru/media/media.shtml сайт "МедиаСпрут" Каталоги СМИ России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья • http://journalism.narod.ru/ Библиотека журналиста • http://www.gumer.info/ Библиотека Гумер - гуманитарные науки • http://www.library.cjes.ru/online/ Библиотека центра экстремальной журналистики • http://www.infohome-altai.ru/node/143 Книги для журналистов • http://www.dosye.ru/ Архив журналиста, все о структурной власти в России. Досье на политиков, телефонный справочник, исторические справки. • http://www.countries.ru/library/map.htm Библиотека по культурологии • http://jurnalisti.clan.su/publ/ Каталог статей журналистам • http://www.gpntb.ru/win/search/ Каталоги и базы данных ГПНТБ • www.evartist.narod.ru/ Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR, а также ряду других сопутствующих теоретических и практических знаний. • www.lib.ru/ - библиотека Максима Мошкова • www.librarium.orthodoxy.ru/ - библиотека православной литературы • www.lib.tsu.ru/ - научная библиотека Томского ГУ • www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека • www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека • www.rvb.ru/ - Русская виртуальная библиотека • www.feb-web.ru/ - Русская литература и фольклор • www.magister.msk.ru/library/ - библиотека О. Колесникова • www.rusf.ru/ - русская фантастика • www.ruthenia.ru/ - кафедра русской литературы Тартуского университета • www.lib.pu.ru/rus/Volsnx/ - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1826) • www.gnpbu.ru/- государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского • www.aforizm.info/- лучший сборник афоризмов на все случаи жизни • www.gumilevica.kulichki.ru/ - гипотезы, теории, мировоззрение Л.Н.Гумилева (1912-1992) • www.proza.ru/ - современная проза • www.philologos.narod.ru/ - материалы по теории языка и литературы 32 • • • • http://www.nazaykin.ru/_MR_mediakit.htm Александр Назайкин.Медиарилейшнз. Материалы для журналистов. http://home.about.com/newsissues/ Каталог печатных СМИ мира http://creajob.com/index/0-4 Свободная журналистика: как стать автором в глянцевых журналах http://www.sibupk.nsk.su/New/06/Yp/data/DZ03.HTM Журналистика и СМИ 33 34