Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Введение в педагогическую профессию» для обучающихся 10 - 11 классов Березовский городской округ, 2024 Пояснительная записка Открытие педагогического класса было не случайным выбором. Актуальность и востребованность данной профессии очевидна. Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк – это и учитель, как в общеобразовательной, так и в нетрадиционной школе, и управленецменеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. Возможно также оказание частных педагогических услуг. И выбор в пользу педагогической деятельности должен быть не просто не случайным, а высоко мотивирован. Но ещё более острой проблемой становится обучение будущего педагога в соответствии с новой парадигмой образования – которая требует нового учителя, творческая индивидуальность которого должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству. А для этого ребята уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом. Данная программа представляет собой профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы. Программа педагогического класса предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в течение 68 учебных часов, включая 10 часов летней практики. Программа педагогического класса состоит из двух основных учебных блоков: "Введение в педагогическую профессию", где учащиеся познакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. Знания о себе учащиеся педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно будет проводится работа, направленная на самопознание, повышение уровня психологической компетентности учащихся; получение теоретических и прикладных знаний современной психологии. Использование тестов, опросных методик позволит ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств. Большую роль в программе отводиться практикумам, профессиональным пробам, где учащиеся получат базовые сведения о профессиональной деятельности, где будут моделироваться элементы деятельности, отрабатываться конкретные умения. Обязательной частью подготовки будет являться педагогическая практика. 1. Основной целью программы является: освоение необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии знаний о педагогической профессии, её роли в жизни общества и истории возникновения; о путях получения педагогической профессии; об особенностях педагогической деятельности. Задачи: Дать учащимся представлениео значении, характере специфических особенностях педагогической профессии; 2. предоставить возможность старшим школьникам выполнить серию различных профессиональных проб, позволяющих получить представление о своих возможностях и предпочтениях; 3. способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней; 4. развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентировать их на освоение педагогической профессии; 5. создать условия для формирования лидерских качеств личности. На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и организаторские умения. Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий, профессиональных проб. Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью тестирования, самостоятельной работы школьников: написания докладов рефератов, творческих работ, выполнения самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии и педагогике, летней практике, а также традиционно во время текущего опроса. Цели иметь представления о: -возникновении и развитии педагогической профессии; -социальной значимости труда учителя; -педагогических учебных заведениях; -роли и сущности педагогической профессии; -закономерностях становления и развития личности, индивидуальнопсихологических особенностях человека. Знать: -требования, предъявляемые к личности педагога; -причины возникновения педагогических конфликтов; -права и обязанности в получении профессионального образования; - правила поступления в педагогическое учебное заведение; Уметь: -анализировать свою деятельность; -организовывать жизнь и деятельность детей; -осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю; -иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой; -применять полученные теоретические знания и практические навыки. Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий. 2.1 Концепция программы Концепция программы реализуется через направления деятельности, такие как: • учебные предметы • внеурочная деятельность • воспитательная деятельность • дополнительное образование • индивидуальный проект Учебный план Учебный план 10-11 класса гуманитарного профиля составляется по ФГОС СОО, в части формируемой участниками образовательного процесса вводится курс «Введение в профессию» - 1 час, «Психология» 1 час. Таким образом предметы, изучаемые на углубленном уровне, остаются в инвариантной части. Такой подход позволяет реализовать программу психолого-педагогической направленности, сохраняя реализацию требований стандартов среднего общего образования. Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 10 класс № Количест во часов 1. Я пришел в педкласс (ожидания) 1 2. Путешествие в страну «Педагогика» 1 3. Пути получения профессионального образования. 1 4. Мой идеал учителя. 2 5. Зарождение педагогики и педагогических знаний 2 6. Основные педагогические открытия прошлого 2 7. Выдающиеся педагоги прошлого 2 7. Основы педагогической деятельности 2 8. Социальная значимость труда педагога 2 9. Педагогическое взаимодействие 2 10. Педагогическое общение 4 11. Профессиональная педагогическая позиция 2 12 . 13 . Основные категории педагогики 6 Повторительно-обобщающий урок 2 итого 31 час Тематический план практики по педагогике 10 класс № Тема Количество часов 1. Особенности летнего лагеря для одаренных детей 1 2. Особенности работы помощника руководителя НОУ, 1 воспитателя в лагере. Особенности педагогического общения 3. Методика подготовки и проведения общелагерных 8 мероприятий. 4. Игровая деятельность детей 6 5. Основы оформительства 4 итого 20 часов Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 11 класс № Тема Количество часов 1. Подведение итогов летней практики 2 2. Этика педагога 2 3. Педагогическая деятельность как профессия 2 4. Сущность процесса обучения в современной школе. 2 Подготовка учителя к уроку 5. Сущность процесса воспитания. Семейное воспитание. 2 6. Особенности дополнительного образования детей. 2 7. Педагогические технологии. 4 8. Педагогическая техника учителя. 2 9. Повторительно-обобщающий урок 2 итого 20 часов Тематический план практики по педагогике 11 класс № Тема 1. Организаторская деятельность Количество часов и ее структура. 2 Стили руководства 2. Этапы и методы организаторской работы 1 3. Правила организаторской работы 2 4. Методика проведения занятий в учреждениях 2 дополнительного образования детей. 5. Профессиональные пробы. 8 итого 15 часов