Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11-го класса Березовский городской округ, 2024 г. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса на 2024-2025 учебный год разработана на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального образования, основного общего и среднего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (далее ФГОС ООО); • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; • письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08 – 1786 « О рабочих программах учебных предметов»; • Основной образовательной программы основного общего образования БМАОУ СОШ № 2 города Березовский; • Положения «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов в БМАОУ СОШ № 2 города Березовский. Общая характеристика учебного курса: Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом. Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ. Задачи курса: - повышение предметной компетентности учеников; - развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету; - краткое изложение и повторение курса обществознания; - ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности; - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; - формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию. Место курса в учебном плане образовательной организации Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» предназначен для учащихся 11 класса. На его изучение предусмотрено 33 часа, 1 час в неделю. Содержание курса включает: - Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию. - Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления. - Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: • умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; • владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, • умение искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; • объяснение изученных положений на конкретных примерах; • оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в т. ч. для корректировки собственного поведения в окружающей среде; • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Универсальные учебные действия, формируемые в процессе изучения предмета «Обществознание» Регулятивные УУД •формирование и развитие навыков и умений: •умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); •способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам. Познавательные УУД • формирование и развитие навыков и умений: • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; • рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: • использование элементов причинно-следственного анализа; • исследование несложных реальных связей и зависимостей; • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; • подкрепление изученных положений конкретными примерами. Коммуникативные УУД • формирование и развитие навыков и умений: • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; •определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: • овладение навыками написание эссе; • умение анализировать обществоведческий текст; • способности формулировать и аргументировать свою позицию по проблемным вопросам обществознания с опорой на научное знание и на собственный опыт; • понимание единых критериев оценивания эссе по обществознанию; • использование терминов, понятий, определений в эссе применительно к выбранной теме и науке. Содержание программы 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1ч.) ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 2. Тема "Человек и общество" (4 ч.) Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 3. Тема "Человек. Познание" (5 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 4. Тема "Социальная сфера" (5 ч). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 5. Тема "Экономическая сфера " (6 ч.) Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 6. Тема "Политология" ( 5 ч.) Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 7. Тема "Право" (5 ч.) Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ № п/ п 1 Тематическое планирование Наименование разделов и тем программы Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы 2 Тема "Человек и общество" 3 Тема "Человек. Познание" 4 Тема "Социальная сфера" 5 Тема "Экономическая сфера " 6 Тема "Политология" 7 Тема "Право" Всего Всего 1 4 6 5 6 6 5 33 Количество часов Контрольные Практические работы работы 1 2 2 1 2 2 2 2 2 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы Количество часов п/ Всего Контрольные Практические п работы работы Введение 1 Структура и содержание экзаменационной 1 работы Всего 1 Тема 1 «Человек и общество» 2 Общество как динамическая система. 1 3 Социальные институты. 1 4 Типология обществ. Глобальные 1 проблемы человечества. 5 Тренинг по выполнению заданий части 1,2 1 1 Всего 4 Тема 2 «Человек. Познание» 6 Человек как результат биологической и 1 социокультурной эволюции. 7 Познание мира. Формы познания. 1 8 Истина и ее критерии. 1 9 Анализ источников 1 10 Тренинг по выполнению заданий части 1 1 1 11 Тренинг по выполнению заданий части 2 1 1 Всего 6 Тема 3 "Социальная сфера" 12 Социальное взаимодействие и 1 общественные отношения. 13 Семья и брак как социальные институты. 1 1 14 Этнические общности. Межнациональные 1 отношения. 15 Тренинг по выполнению заданий части 1 1 16 Тренинг по выполнению заданий части 2 1 Всего 5 Тема 4 "Экономическая сфера" 16 Экономика и экономическая наука. 1 17 Экономические цели фирмы, ее основные 1 организационные формы. 18 Экономические системы. 1 19 Финансовые институты. 1 20 Тренинг по выполнению заданий части 1 1 21 Тренинг по выполнению заданий части 2 1 Всего 6 Тема 5 "Политология" 22 Государство 1 23 Избирательные системы. Политические 1 партии и движения. 24 Политика. Выбор позиций из списка. 1 Анализ ситуаций. 25 Задания-задачи. 1 26 Тренинг по выполнению заданий части 1 1 27 Тренинг по выполнению заданий части 2 1 Всего 6 Тема 6"Право" 28 Система права: основные отрасли, 1 институты, отношения. 29 Основные понятия и нормы 1 государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 30 Международное право. 1 31 Тренинг по выполнению заданий части 1 1 32 Тренинг по выполнению заданий части 2 1 33 Итоговый контроль. Пробное 1 тестирование Всего 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 33 ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 11