РП Индивидуальный проект 10

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для 10 классов

Березовский городской округ, 2024

Пояснительная записка
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой
обязательную особую форму организации деятельности (учебное
исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и
индивидуальные учебные планы (ИУП) учащихся на уровне среднего
общего образования.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие
метапредметных умений, а также исследовательской компетентности,
предпрофессиональных навыков и творческих способностей в
соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного
года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта – информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного, игрового – в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, и положением об
индивидуальном проекте в образовательной организации.
Цели программы:
• формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
• формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации
обучающимися
результатов
исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностной или социально значимой проблемы
Задачи программы:
• сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
• выработать способность к инновационной, аналитической,
творческой, интеллектуальной деятельности;
• продолжить формирование навыков проектной и учебноисследовательской деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при

решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
• развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы и контроля, отбора и
интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов;
• развить навыки самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности
и результативности решения проблемы проекта);
• развить навыки публичного выступления.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к
следующему: старшеклассники сами определяют личностно-значимую
проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего
проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу,
ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают
варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Функциональные обязанности участников индивидуального проекта
следующие:
Роль учителя.
• Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая
деятельность школьника:
• Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные
ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
• Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной
деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
• Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления,
самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные

ситуации.)
• Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно
работать во время консультации и ляжет в основу его действийпо
оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает
результаты проектной деятельности.
• Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
• Выступает активным участником, т.е. становится субъектом
деятельности.
• Имеет определенную свободу в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели.
• Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки
по выбранной проблеме (теме).
• Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
• Самостоятельное планирование деятельности и презентация её
результатов.
• Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых
групп, консультации учителя.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования
или
разработанного
проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
Учебный предмет «Индивидуальный проект» изучается на уровне
среднего общего образования в 10-11 классах, как полидисциплинарный
курс.
Описание места учебного предмета «Индивидуальный проект» в учебном
плане. Согласно учебному плану БМАОУ СОШ №2 на изучение предмета
«Индивидуальный проект» в основной школе выделяется 34 часа; из них в
Методы
организации
деятельности:

и

осуществления

учебно-познавательной

• словесные методы (проблемная беседа, диспут,
публичное выступление учащегося с докладом);

дискуссия,

• наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация
опытов, презентации);
• практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися
опытов, исследовательской деятельности); логические методы
(индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
• проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний,
эвристический метод, исследовательский метод);
• методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
• дополнительной литературой, с учебником, с сетью ИНТЕРНЕТ,
навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение
• эксперимента, выполнение исследовательской деятельности,
составление презентации и её защита);
• дистанционные (видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype
технологии), форумы, дискуссии; чат (видеочат), семинары, деловые
игры.
Основные технологии обучения:
1.модульно – блочная технология;
2.технология развития критического мышления;
3. интерактивные технологии;
4. технологии дистанционного обучения.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности
учащихся:
•
•
•
•

индивидуальная, фронтальная, групповая;
самостоятельная работа, совместная деятельность;
практические и семинарские занятия;
видеолекции, лекции и семинары в режиме online;

Формы контроля освоения программы:
•
•
•
•
•
•

Формами отчётности проектной деятельности являются:
доклады;
презентации;
видеофильмы;
фоторепортажи с комментариями;
стендовые отчёты и т.д.

Предусматривается организация учебного процесса
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

в

двух

• урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и
консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических
заданий
• на компьютере;
• внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в
школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере
• практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с
описанием применения на бумажном носителе. В описании применения
должна содержаться информация об инструментальном средстве
разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его
возможностей и применения. В течение учебного года осуществляется
текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами

•

•

•

•
•

•

•

гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,
проектной
и
других
видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так
и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
• умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:

• умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях;
• владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у
обучающегося сформируются:
• навыки
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
• навыки проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность
ставить
цели
и
формулировать
гипотезу
исследования, планировать работу, выбирать и интерпретировать
необходимую информацию, структурировать и аргументировать
результаты исследования на основе собранных данных;
• системные представления и опыт применения методов, технологий
и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности
для
достижения
практико-ориентированных
результатов образования;
• навыки разработки, реализации и общественной презентации
результатов
исследования,
индивидуального
проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы;
• навыки участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности (творческие
конкурсы, научные общества, научно-практические конференции,
олимпиады, национальные образовательные программы и другие
формы), возможность получения практико-ориентированного
результата;
• умения определять и реализовывать практическую направленность
проводимых исследований;
• научный тип мышления, компетентность в предметных областях,
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Содержание учебного курса
I. Введение (2 часа)
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия
«проект» и его понятийно-содержательные элементы. Нормативная
правовая база учебного курса «Индивидуальный проект». Виды
проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый
доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет,
реферат, проект, модель и др. История технологии проектов. Типовая
классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования.
II. Организационные основы индивидуального проекта (3 часа)
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта.
Циклограмма работы над проектом. Классификация проектов (по
доминирующей
деятельности
учащихся,
характеру
контактов,
продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт
проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система
оценивания проектной деятельности.
III.
Методология
проектирования,
учебно-исследовательской
(научной) деятельности, творчества (14 часов)
Общая
характеристика
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности. Структура и специфика проектной и учебноисследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема,
предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели
исследования. Источники и условия исследовательского поиска.
Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон,
теория, логика, проблема, предмет, объект, цель исследования,
диагностика, интерпретация.
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема
исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы.
Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования.
Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и
эмпирического исследования. Статистические методы и средства
формализации.
Основные понятия для изучения: тема исследования, актуальность,
противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические

методы, теоретические методы, методы диагностики, объяснения,
наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы, метод изучения
продуктов деятельности, статистические методы.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации
(обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска
информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение
авторских прав.
IV. Оформление исследовательского проекта (8 часов)
Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных
работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление
титульного листа. Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы
(заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц,
формул.
Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, тезисы,
компиляция текста, рабочий вариант, редактирование текста, введение,
титульный лист, выводы, заключение, цитаты, ссылки, стилистические
«запреты».
V. Этапы работы над проектом (практические занятия) (6 часов)
1. Выбор темы. Составление плана работы над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.
3. Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной
темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).
6. Предварительная защита проектов.
VI. Представление результатов исследовательского проекта (1 час)
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности
подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления.
Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты
письменных работ. Формы письменной продукции: доклад, реферат,
тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов. «Подводные
камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной

этике, межличностное общение и коммуникативные навыки.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в
общении. Рефлексия.
Основные понятия для изучения: доклад, статья, тезисы, научный отчет,
научные семинары, научная и научно-практическая конференция,
конгресс, симпозиум, монография, отзыв, рецензия, процедура защиты,
«подводные камни» на защите.
Поурочное планирование учебного курса
Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей
программы воспитания.
№

Темы занятий

Количество Тип занятия
часов
теоретическое

Всего
часов по
практическое теме

1

Организация работы учебного
курса. Определение понятия
«проект» и его понятийносодержательные элементы.
Виды проектных и
исследовательских работ:
доклад, тезисы доклада,
стендовый доклад,
литературный обзор, рецензия,
научная статья, научный отчет,
реферат, проект, модель и др.

1

1

1

2

Нормативно-правовая база
учебного курса
«Индивидуальный проект».
История технологии проектов.
Типовая классификация
проектов в соответствии с
требованиями ФГОС среднего
общего образования и
положением об
индивидуальном проекте в
образовательной организации

1

1

1

3

Основные требования к
проекту. Структура учебного
проекта. Циклограмма работы
над проектом. Классификация
проектов (по доминирующей

1

1

1

деятельности учащихся, по
характеру контактов, по
продолжительности)
4

Формы продуктов проектной
1
деятельности. Паспорт проекта.
Оформление проектной папки.
Виды презентации. Система
оценивания проектной
деятельности

5

Практическое занятие. Понятие 1
и определение проблемы и
актуальности темы. Выбор и
формулировка темы проекта.
Вариативность направления тем

6

Структура и специфика
проектной и учебноисследовательской (научной)
деятельности. Основные
понятия: проблема, предмет и
цель исследования.
Взаимосвязь проблемы,
предмета и цели исследования.
Источники и условия
исследовательского поиска

1

1

1

7

Тема исследования.
Актуальность исследования.
Противоречия и проблемы.
Определение объекта,
предмета, гипотезы, цели и
задач исследования

1

1

1

8–9

Практическое занятие. Виды
гипотез, их формулировка,
взаимосвязь с темой, целью,
задачами проекта, предметом и
объектом исследования

2

2

2

10

Практическое занятие.
Составление плана работы над
проектом

1

1

1

11

Исследовательские методы и
методики. Методы
теоретического и
эмпирического исследования

1

12–16 Практическое занятие.
Практические занятия на
применение методов

5

1

1

1

1

1

1

5

5

исследования (опрос, беседа,
тестирование, наблюдение,
диагностика, изучение
продуктов деятельности
человека, эксперимент)
17

Статистические методы и
средства формализации

18–20 Практическое занятие.
Проведение статистического
анализа. Вариативность
расчетов и научная надежность
выводов

1

1

3

1
3

1

3

21

Виды информации (обзорная,
1
реферативная, сигнальная,
справочная), методы поиска
информации. Этические законы
заимствования информации,
соблюдение авторских прав

22

Практическое занятие. Работа с 1
информацией и
первоисточниками

1

1

23

Практическое занятие. Работа с 1
понятийным аппаратом в
соответствии с выбранной
темой

1

1

24

Практическое занятие.
Моделирование эксперимента.
Разновидности
исследовательской и
экспериментальной
деятельности

1

1

25

Правила оформления
1
письменных работ учащихся.
Основные требования к
структуре работы. Оформление
титульного листа. ГОСТ

1

1

26

Структура раздела «Введение». 1
Основные требования и приемы
оформления

1

1

27

Практическое занятие. Правила 1
оформления письменных работ
учащихся. Основные
требования к структуре работы.
Оформление титульного листа

1

1

1

1

и раздела «Введение»
28

Правила оформления основной
части работы

1

1

1

29

Правила оформления разделов
«Выводы» и «Заключение» в
работе

1

1

1

30

Практическое занятие.
Оформление разделов
«Выводы» и «Заключение» на
пробных проектах

1

31

Оформление списка
литературы. Правила
оформления текстуальной
части письменных работ
(шрифт, нумерация, таблицы,
формулы, числовые величины)

1

32

Практическое занятие. Правила 1
оформления ссылок, рисунков,
таблиц, формул. Правила
оформления иллюстративного
материала (чертежи, графики,
фотографии, рисунки, схемы,
диаграммы)

33

Особенности подготовки к
защите письменных работ.
Подготовка текста
выступления. Подготовка
отзывов и рецензий. Общие
правила процедуры защиты
письменных работ

1

34

Зашита индивидуального
проекта

1

Всего

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34 часа

Электронно - образовательные ресурсы:
Для педагога:
1. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат
[Электронный ресурс] / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. – эл.
изд.– М. : Лаборатория знаний, 2019. – 67с.

2. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении
[Электронный ресурс] : учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.:
ФЛИНТА, 2014. – 144с.
Интернет-ресурсы:
• http://www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
• http://www.gnpbu.ru – гос. научная педагогическая библиотека им.
Ушинского
• http://rsl.ru – Российская государственная библиотека
• http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo
• http://wiki.iteach.ru/images/4/4e /Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».