РП ОБиЗР 10- 11

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 10 -11 классов

Березовский городской округ, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
и защиты Родины» на уровень среднего общего образования для
обучающихся 10–11-х классов БМАОУ СОШ №2 разработана
в соответствии с требованиями:
•
•

•

•

•

•

•

•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями, внесенными
приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732);
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности жизнедеятельности», утвержденной решением
Коллегии Минпросвещения 24.12.2018;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
безопасности и защиты Родины».

Рабочая
программа
ориентирована
на целевые
приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания
и в рабочей программе воспитания БМАОУ СОШ №2
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания
в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения

обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность
и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования
у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе
с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация,
и разумного построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни с учетом актуальных
вызовов
и угроз
в природной,
техногенной,
социальной
и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
•

•

•

•

формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры
и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам
обучающихся
и потребностям
общества
в формировании
полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь
личностных,
метапредметных
и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях
основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических
задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

Содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено 11
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность
и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего
и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР
предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности ее избегать,
при необходимости безопасно действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью
применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом
использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические
действия обучающихся.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний
и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного
долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности,
что
способствует
выработке
у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития
опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решения в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует
воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков,

позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий
устойчивого развития общества и государства.
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в соответствии с современными потребностями личности, общества
и государства, что предполагает:
•

•

•

•

способность применять принципы и правила безопасного
поведения
в повседневной
жизни
на основе
понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, причин
и механизмов возникновения и развития различных опасных
и чрезвычайных
ситуаций,
готовности
к применению
необходимых
средств
и действиям
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению
долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного
поведения в интересах благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства
в решении задач обеспечения национальной безопасности
и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.

Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
Для реализации программы используются учебники, допущенные
к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858:
•

•

Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс/ Хренников
Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред.
Егорова
С.Н.,
Акционерное
общество
«Издательство
"Просвещение"»;
Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс/ Хренников
Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред.

Егорова
С.Н.,
Акционерное
общество
«Издательство
"Просвещение"».
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию
при
реализации
образовательными
организациями
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 04.10.2023 № 738.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные
результаты
достигаются
в единстве
учебной
и воспитательной
деятельности
в соответствии
с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности
и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности
к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения
в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения,
защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям,
культурному наследию и уважительном отношении к традициям
многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1. Гражданское воспитание:
•
•
•

сформированность активной гражданской позиции обучающегося,
готового
и способного применять принципы и правила безопасного
поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения
и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
и в других
областях,
связанных
с безопасностью
жизнедеятельности;

•

•

•
•

сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области
обеспечения комплексной безопасности личности, общества
и государства.

2. Патриотическое воспитание:
•

•

•

сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину
и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое
и настоящее многонационального народа России, российской
армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы,
боевым традициям Вооруженных Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обеспечения безопасности жизни
и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убежденность и готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу.

3. Духовно-нравственное воспитание:
•
•

•

осознание духовных ценностей российского народа и российского
воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного
и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности
других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения,
готовность
реализовать
риск-ориентированное
поведение,
самостоятельно
и ответственно
действовать
в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска
возникновения
опасных
ситуаций,
перерастания
их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;

•

ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России,
принятие идей волонтерства и добровольчества.

4. Эстетическое воспитание:
•
•

эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:
•

•

•

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему
уровню развития общей теории безопасности, современных
представлений о безопасности в технических, естественнонаучных, общественных, гуманитарных областях знаний,
современной
концепции
культуры
безопасности
жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР,
осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных
и чрезвычайных ситуациях).

6. Физическое воспитание:
•
•
•
•

осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приемов оказания первой помощи и готовность применять
их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек
и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью.

7. Трудовое воспитание:
•

готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности
для развития личности, общества и государства, обеспечения
национальной безопасности;

•
•
•

готовность
к осознанному
и ответственному
соблюдению
требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни.

8. Экологическое воспитание:
•

•

•

•

сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной
среды, осознание глобального характера экологических проблем,
их роли в обеспечении безопасности личности, общества
и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе соблюдения экологической грамотности и разумного
природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение
представлений
о деятельности
экологической
направленности.

Метапредметные результаты
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

•

•

самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать
их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать
алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений
в области
безопасности
жизнедеятельности,
выявлять
их закономерности и противоречия;
определять
цели
действий
применительно
к заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения

•

•
•

с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности
личности, общества и государства, анализировать их различные
состояния для решения познавательных задач, переносить
приобретенные знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

У обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
•
•

•

•

•

•
•

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями
и методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению
нового знания, его преобразованию и применению для решения
различных учебных задач, в том числе при разработке и защите
проектных работ;
анализировать содержание учебных
вопросов и заданий
и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный
способ решения задач с учетом установленных (обоснованных)
критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным
состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке
в новых условиях;
характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
переносить приобретенные знания и навыки в повседневную
жизнь.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:

•

•

•
•
•

владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения
и анализа различных видов информации из источников разных
типов при обеспечении условий информационной безопасности
личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учетом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз
и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
•

•

•

•

осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию,
переносить
принципы
ее организации
в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения;
понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;
владеть приемами безопасного межличностного и группового
общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств.

У обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
•
•

•
•

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его;
брать ответственность за свое решение;
оценивать приобретенный опыт;

•

расширять познания в области безопасности жизнедеятельности
на основе личных предпочтений и за счет привлечения научнопрактических знаний других предметных областей; повышать
образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
•

•
•
•

оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие
результатов целям;
использовать приемы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою
и чужую.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
•
•

•
•

понимать
и использовать
преимущества
командной
и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила
учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции
новизны и практической значимости; проявлять творчество
и разумную инициативу.

Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
и группового
безопасного
поведения
в интересах
благополучия

и устойчивого
развития
личности,
общества
и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального
и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
1)
знание
основ
законодательства
Российской
Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения
от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений
о государственной политике в области обеспечения государственной
и общественной
безопасности,
защиты
населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской
Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,
формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки;
овладение знаниями требований безопасности при обращении
со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых
свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также
способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое;
понимание о возможностях применения современных достижений научнотехнического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных
организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны
и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;

7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного
поведения и способов их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности
в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах,
в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий
в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности
на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте,
умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение
применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных
ситуациях природного характера; сформированность представлений
об экологической безопасности, ценности бережного отношения
к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять
их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при
угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания
первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных
и неинфекционных заболеваниях, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли
в сохранении психического и физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера;
умение применять табельные и подручные средства для самои взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления
и противодействовать им;

14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой
среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности
в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности
вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии
на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии,
в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства
в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения
в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей
ОБЗР.
Содержание учебного предмета
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
•
•
•

•
•
•
•

•
•

правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб
в обеспечении национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС),
структура,
режимы
функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС,
ее задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;

•
•
•

•

задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие
мирного
социально-экономического
развития
Российской
Федерации и обеспечение ее военной безопасности;
роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.

Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение
с изменением
скорости
движения,
повороты
в движении, выполнение воинского приветствия на месте
и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных
видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет
Ярыгина, пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового
оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики
и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее –
БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

тактические свойства местности, основные ее разновидности
и влияние на боевые действия войск, сезонные изменения
тактических свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа
для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития,
примеры применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние
признаки
применения
бактериологического
(биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой
помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой»
зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой»
и «зеленой» зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведения и военно-учебные центры.

Модуль
№ 3.
«Культура
в современном обществе»:
•
•

безопасности

жизнедеятельности

понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск»
(угроза);

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный,
групповой,
общественно-государственный
уровень решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность
и благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения
безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности
личности, общества, государства.

Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•

источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок
в интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь,
порядок действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила
безопасного
поведения
в ситуациях,
связанных
с опасностью
получить
травму
(спортивные
занятия,
использование различных инструментов, стремянок, лестниц
и др.), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении
и газовыми и электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка,
площадка для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

•
•
•

правила
безопасного
поведения
в ситуации
аварии
на коммунальной системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
•
•
•

•
•
•
•
•

•

•

•

•

история появления правил дорожного движения и причины
их изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности
на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в темное время суток; движение с использованием
средств индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности возгорания;
с большим количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или
чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасной и чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.

Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
•
•

общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого
и открытого типа, общие правила безопасного поведения;

•

•
•

•
•

•

•
•

•
•

опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении
толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного
поведения
при
попадании
в агрессивную
и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила
безопасного поведения, порядок действия при попадании
в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок;
взрослый;
пожилой
человек;
человек
с ментальными
расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием
людей (медицинские и образовательные организации, культурные,
торгово-развлекательные учреждения и др.);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения
зданий и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.

Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах,
на водоемах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас,
GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;
источники опасности в автономных условиях;
сооружение убежища, получение воды и питания;

•

•
•

•
•
•

•

•

•

•

•

•
•
•
•

способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях, первая помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться
помощи);
природные
пожары,
возможности
прогнозирования
и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров
для людей и окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
геологическими
явлениями
и процессами:
землетрясения,
извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья,
цунами, сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз,
жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.

Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические),
психологические
факторы,
влияющие
на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры
профилактики и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических
прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
самые
распространенные
неинфекционные заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль
диспансеризации
в профилактике
неинфекционных
заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие
вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный
приступ, острая боль в животе, эпилепсия и др.);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии
психического
здоровья
и психологического
благополучия;
основные
факторы,
влияющие
на психическое
здоровье
и психологическое благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического
здоровья
(раннее
выявление
психических
расстройств;
минимизация влияния хронического стресса: оптимизация
условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям,
перенесшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской
помощи и первой помощи;

•
•
•
•

•

состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием
подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.

Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое
общение (взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические
характеристики
группы
и особенности
взаимодействия в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой
группе;
факторы,
способствующие
и препятствующие
эскалации
конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы
саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе
урегулирования и разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;

•
•
•
•
•
•
•

эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как
основа коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция
в общении,
цели,
технологии
и способы
противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодежи в противозаконную
и антиобщественную деятельность.

Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», ее признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели,
принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в интернете как
угроза для будущей жизни и карьеры;
травля в интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой
среде, их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные
сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;

•
•
•
•
•
•
•

фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов
и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в интернете;
запрещенный контент;
защита прав в цифровом пространстве.

Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития
общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления
террористической
направленности,
их цель,
причины, последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую
и террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической
операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму
в Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций
в области противодействия экстремизму и терроризму.

Тематическое планирование
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности
и защиты Родины» для 10–11-х классов составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию
целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО через изучение
предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся
в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни.
На уроках ОБЗР обучающиеся могут приобрести:
•

•
•
•

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или
селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
дома или на улице;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
10-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов и тем
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
п/п программы
Всего
работы
работы
ресурсы
Модуль 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
1

Взаимодействие личности,
общества и государства
в обеспечении национальной
безопасности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

2

Государственная
и общественная безопасность

1

<...>

3

Роль личности, общества
и государства
в предупреждении
и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

1

<...>

4

Оборона страны как
обязательное условие
благополучного развития
страны

1

<...>

Итого по разделу

4

Модуль 2. Основы военной подготовки
5

Строевые приемы и движение
без оружия (строевая
подготовка)

1

<...>

6

Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)

1

<...>

7

Требования безопасности при
обращении с оружием
и боеприпасами (огневая
подготовка)

1

<...>

8

Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
современного стрелкового
оружия (огневая подготовка)

1

<...>

9

Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) –
эффективное средство
вооруженной борьбы (основы
технической подготовки
и связи)

1

<...>

10

Предназначение, общее
устройство и тактикотехнические характеристики
переносных радиостанций
(основы технической
подготовки и связи)

1

<...>

11

Свойства местности
и их применение в военном
деле (военная топография)

1

<...>

12

Фортификационное
оборудование позиции
отделения. Виды укрытий
и убежищ (инженерная
подготовка)

1

<...>

13

Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)

1

<...>

14

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская
подготовка. Тактическая
медицина)

1

<...>

15

Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская
подготовка. Тактическая
медицина)

1

<...>

16

Особенности прохождения
военной службы по призыву
и по контракту. Военноучебные заведения и военноучебные центры (тактическая
подготовка)

1

<...>

Итого по разделу

12

Модуль 3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
17

Современные представления
о культуре безопасности

1

<...>

18

Влияние поведения
на безопасность. Рискориентированный подход
к обеспечению безопасности
на уровне личности, общества,
государства

1

<...>

Итого по разделу

2

Модуль 4. Безопасность в быту
19

Источники опасности в быту

1

<...>

20

Профилактика и первая
помощь при отравлениях

1

<...>

21

Безопасность в быту.
Предупреждение травм
и первая помощь при них

1

<...>

22

Пожарная безопасность в быту

1

<...>

23

Безопасное поведение в местах
1
общего пользования

<...>

24

Безопасное поведение в местах
1
общего пользования

<...>

Итого по разделу

6

Модуль 5. Безопасность на транспорте
25

Безопасность дорожного
движения

1

<...>

26

Безопасность дорожного
движения

1

<...>

27

Порядок действий при
дорожно-транспортных
происшествиях

1

<...>

28

Безопасное поведение
на разных видах транспорта

1

<...>

29

Безопасное поведение
на разных видах транспорта

1

<...>

Итого по разделу

5

Модуль 6. Безопасность в общественных местах
30

Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера

1

<...>

31

Опасности криминального
1
характера, меры защиты от них

<...>

32

Опасности криминального
1
характера, меры защиты от них

<...>

33

Действия при пожаре,
обрушении конструкций,
угрозе или совершении
террористического акта

<...>

34

Действия при пожаре,
обрушении конструкций,
угрозе или совершении
террористического акта

1

1

Итого по разделу

<...>

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

11-й класс
№ Наименование разделов
п/п и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые)
Контрольные Практические образовательные ресурсы
Всего
работы
работы

Модуль 7. Безопасность в природной среде
1

Безопасность
в природной среде

2

Выживание в автономных
1
условиях

1

Библиотека ФГИС «Моя
школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/17/11
<...>

3

Природные чрезвычайные
ситуации. Природные
1
пожары

<...>

4

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
геологические явления
и процессы:
1
землетрясения,
извержение вулканов,
оползни, сели, камнепады

<...>

5

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
гидрологические явления
1
и процессы: наводнения,
паводки, половодья,
цунами, сели, лавины

<...>

6

Природные чрезвычайные
ситуации. Опасные
метеорологические
1
явления и процессы:
ливни, град, мороз, жара

<...>

7

Экологическая
грамотность и разумное
природопользование

<...>

1

Итого по разделу

7

Модуль 8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
8

Факторы, влияющие
на здоровье человека.
Здоровый образ жизни

1

<...>

9

Инфекционные
заболевания. Значение
вакцинации в борьбе
с инфекционными
заболеваниями

1

<...>

10

Инфекционные
заболевания. Значение
вакцинации в борьбе
с инфекционными
заболеваниями

1

<...>

11

Неинфекционные
заболевания. Факторы
риска и меры
профилактики. Роль

1

<...>

диспансеризации для
сохранения здоровья
12

Психическое здоровье
и психологическое
благополучие

1

<...>

13

Первая помощь
пострадавшему

1

<...>

14

Первая помощь
пострадавшему

1

<...>

Итого по разделу

7

Модуль 9. Безопасность в социуме
15

Общение в жизни
человека. Межличностное
1
общение, общение
в группе

<...>

16

Конфликты и способы
их разрешения

1

<...>

17

Конфликты и способы
их разрешения

1

<...>

18

Конструктивные
и деструктивные способы
1
психологического
воздействия

<...>

19

Конструктивные
и деструктивные способы
1
психологического
воздействия

<...>

20

Психологические
механизмы воздействия
на большие группы
людей

1

<...>

21

Психологические
механизмы воздействия
на большие группы
людей

1

<...>

Итого по разделу

7

Модуль 10. Безопасность в информационном пространстве
22

Безопасность в цифровой
среде

23

Опасности, связанные

1
1

<...>
<...>

с использованием
программного
обеспечения
24

Опасности, связанные
с коммуникацией
в цифровой среде

1

<...>

25

Опасности, связанные
с коммуникацией
в цифровой среде

1

<...>

26

Достоверность
информации в цифровой
среде

1

<...>

27

Достоверность
информации в цифровой
среде

1

<...>

28

Защита прав в цифровом
пространстве

1

<...>

Итого по разделу

7

Модуль 11. Основы противодействия экстремизму и терроризму
29

Экстремизм и терроризм
как угроза устойчивого
развития общества

1

<...>

30

Экстремизм и терроризм
как угроза устойчивого
развития общества

1

<...>

31

Правила безопасного
поведения при угрозе
и совершении
террористического акта

1

<...>

32

Правила безопасного
поведения при угрозе
и совершении
террористического акта

1

<...>

33

Противодействие
экстремизму
и терроризму

1

<...>

34

Противодействие
экстремизму
и терроризму

1

<...>

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».