РП Экологическая грамотность 7-8

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Экологическая грамотность»
для обучающихся 7-8 классов

Березовский городской округ, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного курса «Экологическая
культура, грамотность, безопасность» относится к предметной области
«Естественно-научные

предметы»

и

предназначена

для

организации

образовательной деятельности обучающихся в 7и 8 классах.
Ценностно-смысловые

ориентиры

программы

позволяют

позиционировать российскую систему образования как одну из ведущих
систем в мире.
Сквозной целевой установкой программы является формирование
нравственных,

гуманистических

идеалов

обучающихся,

как

основы

экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Программа направлена на развитие экологического сознания и навыков
экологически грамотного поведения: «знаю — понимаю — умею —
действую», ориентирована на осознание учащимися экологических проблем в
системе: Мир — Россия — Мой регион.
Актуальность ПООП обусловлена её направленностью на осознание
учащимися

концепции

устойчивого развития как модели

развития

цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс
между

решением

социально-экономических

проблем

и

сохранением

окружающей среды, что приводит к пониманию ответственности за будущее
планеты и своей Родины.
Содержание

программы

предполагает

моделирование

реальных

жизненных ситуаций анализ и разрешение которых направлено на
формирование грамотности нового типа — функциональной грамотности
учащихся. Предусматривает обучение школьников методам наблюдения и
экспериментальным навыкам; развитие их исследовательских умений и
творческих способностей; включение обучающихся в социальную практику;
обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов. Что в целом
способствует формированию экологически грамотного поведения.
Программа отвечает принципам:
• гуманистической направленности — нацелена на выработку у

учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в
системе отношений «человек-природа», как основы экологического
образования и воспитания учащихся;
• системности — задаёт ориентировочные основы формирования
системного мышления при рассмотрении учебных проблем;
•

экологизации

—

направлена

жизненной позиции учащихся,

на

воспитание

способных

осознанной
стать

активными защитниками окружающей среды;
• функциональной грамотности — предполагает решение
учебных проблем, моделирующих реальные практические ситуации;
• регионализации

—

практико-ориентированные

задания

разработаны на основе фактического материала о состоянии
окружающей среды регионов России;
• системно-деятельностного
образовательной
материала

подхода

к

Более

60

деятельности.

носит

организации
%

практико-ориентированный

учебного

характер

и

предполагает самостоятельную работу учащихся;
• вариативности

—

содержание

варьироваться в соответствии

с

каждого

модуля

особенностями

может

региона

и

образовательной среды учебного заведения.
Содержание

учебного

курса

«Экологическая

культура,

грамотность,

безопасность» направлено на осознание и осмысление обучающимися:
• идей единства и многообразия, системности и целостности
природы;  идеи взаимозависимости природы и человека;
• идеи гармонизации системы «природа-человек».

Цель курса:
формирование и развитие у школьников:
 Экологического сознания в контексте идей устойчивого
развития природы и общества.
 Системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать

экологически грамотные решения как одного из видов функциональной
грамотности учащихся.
 Исследовательских умений и навыков экологически
грамотного поведения.
Задачи курса:
• Формирование готовности школьников к социальному взаимодействию
по вопросам улучшения качества окружающей среды, воспитание и
пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и
сохранения природы.
• Развитие интереса к экологии как научной дисциплине.
• Формирование экологических знаний, умений и культуры школьников
в ходе теоретической подготовки и проектно-исследовательской
деятельности.
• Привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения
методов и методик по изучению состояния экосистем, организации
мониторинговой деятельности.
• Освоение методов комплексной оценки и прогноза изменений
состояния объектов социоприродной среды под влиянием
естественных и антропогенных факторов.
• Профессиональная ориентация школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность»
учитывает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее
— основная образовательная программа), представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего
образования; наполнение фундаментального ядра содержания общего
образования; программу развития и формирования универсальных учебных
действий.
Образовательная программа курса носит модульный характер и

рассчитана на 5 лет обучения. Раздел «Экологическая грамотность»
(7—8

классы) состоит из 6 модулей. Составляет 34 учебных часа.

Программа каждого модуля обладает относительной
и

может

быть

использована

самостоятельностью

для организации учебной деятельности

автономно.
Структура курса предполагает поэтапное становление экологической
подготовки учащихся. Раздел «Экологическая культура» строится в системе:
понимаем природу — сохраняем природу —

учимся у природы

(использовать экологически чистую энергию и безотходному производству).
Раздел «Экологическая грамотность» строится в системе: сохраняем
биоразнообразие и почву — сберегаем энергию, воду атмосферу. Итогом
раздела является осмысление концепции устойчивого развития —
«Мыслим глобально — действуем локально».
Раздел «Экологическая безопасность» носит обобщающий характер и
предусматривает организацию школьного экологического мониторинга —
процесса наблюдений за изменениями, происходящими в ближайшем от
учащихся окружении, их оценку, прогноз, обсуждение и выработку мер,
направленных на осуществление экологических решений, что способствует
закреплению полученных в предыдущих разделах экологических знаний и
навыков экологического поведения.
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного
компонента, что определяется социальным заказом современного общества в
связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды
и,

как

следствие,

Предлагаемые
материала,

в

увеличивающимися

содержании

содержат

опыты,

курса

экологическими

занятия

наблюдения,

рисками.

помимо теоретического
лабораторно-практические,

исследовательские, проектные работы по изучению экологической динамики
экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия
предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого
практикума.
Образовательная деятельность школьников организуется в разных
формах:

 Учебный проект.
 Учебное исследование.
 Учебная экскурсия.
 Практическая работа.
 Экологический мониторинг.
 Социологический опрос.
 Деловая игра.
 Конференция.
 Выполнение

и

обсуждение

итоговых

заданий

на

развитие

функциональной грамотности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность»
компенсирует отсутствие в программе основной школы таких предметов как
экология и естествознание. Этот учебный курс может быть использован как
дополнение (1 час в неделю) к основной образовательной программе одного
из предметов естественно-научного цикла и как самостоятельный сквозной
курс (5—9 классы) внеурочной деятельности, а также послужить основой для
разработки примерной (или рабочей) программы в системе дополнительного
(внешкольного) образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные образовательные результаты
Обучающиеся осознают:
 ценностное отношение к природе, бережливость в отношении
её ресурсов, глобальная роль человека на Земле;
 высокую степень зависимости человека от природы: человек не
может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;


способность
совершаемым

к
на

самостоятельным
основе

поступкам

морального

ответственности за их результаты,

и

действиям,

выбора,

принятию

целеустремлённость и

настойчивость
 необходимость активной

в

достижении результата;

жизненной

позиции

и

приобретают

мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Предметные результаты
Обучающиеся осмысляют:


существование

всеобщих

связей

в

природе;

природа

—

единая развивающаяся система; солнечно-земные связи как отражение
общих связей в природе;
 единство физических и химических процессов для всех
проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе;


различные способы постижения человеком природы; сложность
путей научного познания; логику научного познания; применение
научных знаний в практической деятельности человека;

 принципы экологически грамотного поведения; деятельность
человека, нарушающая законы природы, приводит к нарушению её
целостности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся осваивают:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
план действий;
 умение работать с учебной информацией (анализ,
установление причинно-следственных связей);
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности;


умение

применять

естественно-научные

знания

для

объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения
безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;


умение

с

достаточной

проводить опросы;

чёткостью

проводить

деятельности и результатов.

выражать

самооценку

и

свои

мысли;

взаимооценку

Тематическое планирование

№
п
/
п

1

Количество часов
Наименование
разделов и
тем
программы

Модуль
1.
Сохраняем
биоразнообрази
е (5 ч)

Все
го

Контр
ольны
е
работ
ы

Практические
работ
ы

7 класс (16ч)
Беседа.
Решение задач.
5

0

7

3

Модуль 3.
Сберегаем
энергию

итого

-

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7f
413368

1

Модуль 2.
Сохраняем
почву (1ч)
2

Виды
деятельности

Виды,
формы
контро
ля

0

2

Опорный
конспект,
составление
таблицы,
составление
терминологиче
ского словаря.
Решение задач.

Устны
й
опрос

5

34 ч

0

2

0

5

Электро
нные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы

Библиоте
ка
ЦОКhttps:
//m.edsoo.r
u/7f41336
8
Библиоте
ка
ЦОКhttps:
//m.edsoo.r
u/7f41336
8

8 класс (18 ч)

1

2

3

Модуль 1.
Сберегаем
воду.

Взаимодействи
е аллельных и
неаллельных
генов.
Множественны
й аллелизм.
Плейотропия.
Сцепленное
наследование
признаков и
кроссинговер.

8

7

0

0

3

Опорный
конспект,
составление
терминологичес
кого словаря.
Решение задач.
Решение задач.

5

Решение задач.
3

0

0

Итого

18

0

8

Итого в 7-8
классах всего:

34

0

13

Устн
ый
опро
с

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7f
413368

Решен
Библиоте
ие
задани ка ЦОК
https://m.e
й
dsoo.ru/7f
413368
Устн
ый
опро
с

Библиоте
ка
ЦОКhttps:
//m.edsoo.r
u/7f41336
8

Поурочно-тематическое планирование

Количество часов
№
п/
п

Тема урока

Все
го

Практ
Контро
ическ
льные
ие
работы
работ
ы

Виды, формы
контроля

7 класс (16 часов)

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1. Сохраняем
биоразнообразие (5 ч)
Сохранение биоразнообразия—
сохранение устойчивости.
Задания на формирование
функциональной грамотности
Особо охраняемые природные
территории: государственные
природные заповедники,
национальные парки,
природные
парки,
государственные
природные
заказники, памятники природы,
Проект «Создаём свою мини2
ООПТ»
Охрана и привлечение птиц.
Гнёзда птиц. Правила
изготовления искусственных
гнездовий. Практическая работа
«Изготовления гнездовий для
птиц»
Экскурсия
по
особо
охраняемой природной территории
Модуль 2. Сохраняем почву (1ч)
Почва — поверхностный
слой
земной коры. Почвоведение.
Обитатели почвы. Состав и
особенности почвы. Плодородие
почвы. Роль животных в
образовании почвы.
Экологические проблемы
сохранения почвы. Механический
состав почвы. Влажность, окраска.
Экскурсия
«Исследуем почву».
Практическая
работа
«Исследование кислотности
почвы».

Беседа
1

0

0

Устный опрос ,
беседа
1

0

0

1

0

0

Защита проектов
Решение задач

1

0

1

1

0

0

Практическая
работа
Практическая
работа

1

0

0

Практическая
работа
1

0

0

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Практические работы «Значение
плодородия почвы»
«Определение
механического
состава почвы», «Определение
содержания гумуса в почве»
Практические работы «Значение 2
плодородия почвы»,
«Определение
механического
состава почвы», «Определение
содержания гумуса в почве»
Основные
причины деградации
почв. Защита почв.
«Определение
влияния
вытаптывания
почвы
на
растительность»
Задания на формирование
функциональной грамотности.
Основные
причины деградации
почв. Защита почв.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы
использования энергии.
Практическая
работа
«Исследование
потребления
электроэнергии»
Выясняем
мощность,
потребляемую электробытовыми
приборами и учимся экономить
электроэнергию. Практическая
работа «Исследование
энергопотребления
бытовых
приборов»
Анализируем затраты
электроэнергии
и учимся
экономить
Проект
«Экологическое
просвещение
по проблеме
энергосбережения». Задания на
формирование функциональной
грамотности.

1

0

1

Практическая
работа

Решение задач
1

0

1

0

1

0

Лекция с
элементами
беседы.
Решение задач
Решение задач

1

0

0

1

0

0

Решение задач
Решение задач

1

0

1
Практическая
работа

1

0

1

1

0

0

2
0

0

5

0

0

Практическая
работа

1
16

Итого

0

Практическая
работа

8 класс (18 часов)
1

2
3

Модуль 1. Сберегаем воду.
Проблемы
сбережения воды.
Свойства воды. Использование
Проблема
сохранения водных
ресурсов. Самоочищение водоёмов.
Экосистема водоёма. Различные
виды загрязнений воды
Самоочищение
водоёмов.

1

Беседа

1

0

0

Выступление с
докладами.

1

0

0

Беседа

4

5

6

7

8

9

10

Экосистема водоёма. Различные
виды загрязнений воды
Практические работы
«Очисткаводы фильтрованием»,
«Разделение жидкостей с помощи
делительной воронки»
Практическая
работа
«Определение прозрачности и
мутности воды из водоёма и
сравнение её с водопроводной
водой».
Биоиндикация. Биотестирование.
Лабораторные работы
«Использование
лука репчатого
для биотестирования воды»,
«Использование семян гороха
для
биотестирования воды»
Проект
«Экологическое
2
просвещение
по проблеме
рационального
использования
воды»
Значение
воды. Охрана воды.
Вода — стратегический запас.
Задания
на
формирование
функциональной грамотности.
Модуль 5. Сберегаем атмосферу.
Влияние
транспорта на
атмосферу. Проект
«Экологическое просвещение по
проблеме рационального
использования транспорта»
Влияние
транспорта на
атмосферу.
Проект
«Экологическое просвещение по
проблеме рационального
использования транспорта»

11

Биоиндикация. Лишайники как
биоиндикаторы
чистоты
воздуха.
Лихеноиндикация.
Практические
работы
«Оценка чистоты воздуха
методом лихеноиндикации»,
«Определение
чистоты
воздуха по хвое сосны»

12

Практическая работа
«Изучениепотока автомобилей на
улице»

13

Запылённость
воздуха.
Болезни,
вызываемые
загрязнением воздуха.
Практическая
работа

1

1

0

0

1

1

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
1

0

1

Решение задач
1

0

0
Решение заданий

1

0

0
Защита проектов

1

0

0

Защита проектов
1

0

0

Решение заданий

1

1

0

0

2

1

2
1

0

1

Решение заданий

Практическая
работа

«Влияние
деревьев
и
кустарников на количество
пыли в воздухе»
14

Практическая
работа
«Оценка состояния зелёных
насаждений»

1

0

1

15

Задания на формирование
функциональной грамотности

1

0

0

16

Модуль 6. Мыслим глобально —
действуем локально. Глобальные
проблемы современного. мира.
Глобальные экологические риски.

17

Пути решения
глобальных 2
проблем. Задания на
формирование функциональной
грамотности.

18

Концепция устойчивого развития
Экологический
рейтинг
регионов
России. Путь
к
устойчивому развитию.
Экологические угрозы. Задания на
формирование функциональной
грамотности
Итого

1

0

0

Решение заданий

Решение заданий
Беседа,
выступление с
докладами.

Решение заданий
1

0

0
Решение заданий

1

0

0

18

0

8

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература для учителя.
1. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Чему природа учит человека? 5—6
классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.:
Просвещение, 2019. — 96 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
2. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Как сохранить нашу планету? 7—9
классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.:
Просвещение, 2019. – 94 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
3. Антоненков А. Г. Мониторинг снежного покрова: Метод. указания.—
СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003.— 16 с.
4. Асланиди К. Б., Вачадзе Д. М. Биомониторинг? Это очень просто!

Пущино. — 1996. — 127с.
5. Бакка С. В., Киселева Н. Ю. Пути и методы сохранения биологического
разнообразия. Методическон пособие. Изд.2-е, доп. — Н. Новгород,
2011. — 36 с.
6. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта
Пер. с нем. Г. И. Лойдиной, В. А. Турчаниновой. — Под ред. Д. А.
Криволуцкого. — М.: Мир. — 1988. — 348 с.
7. Биологический
контроль окружающей среды:
биоиндикация
и биотестирование /
О. П. Мелехова, Е. И. Егорова, Т. И. Евсеева и др. — Академия Москва,
2007. — С. 288. природных вод. — М.: Экосистема, 1997. — 17 с.
9. Бязров, Л. Г. Лишайники в экологическом мониторинге. М., Изд-во
«Научный Мир», 2002, 336 с.
10. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От
экологического образования к образованию для устойчивого развития.
— СПб.: Наука, Сага, 2005. — 137 с.
11. Воробьёв Г. А. Исследуем малые реки. — Вологда: ВГПУ, изд-во
«Русь», 1997. — 116 с.
12. Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв / М.С. Гиляров —
М.: Наука, 1965. — 278 с.
13. Горышина Т. К., Игнатьева М. Е. Ботанические экскурсии по городу. —
СПб.: Химиздат, 2000. — 152 с.: ил.
14. Добровольский Г. В. Почва, город, экология. М.: Фонд За
экономическую грамотность, 1997. — 310 с.
15. Евгеньев И. Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей
среде. — М.: Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
16. Захаров В. М., Чубинишвили А. Т., Дмитриев С. Г. и др. Здоровье среды:
практика оценки. М.: Центр экологической политики России, 2000. —
320 с.
17. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство
по применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред.
К.х.н. А.Г. Муравьева. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.
18. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях.
— М.: Мир, 1989. — 243 с.
19. Красинский, Н. П. Теоретические основы построения ассортиментов
газоустойчивых растений / Н. П. Красинский. — В кн.:
Дымоустойчивость растений и дымоустойчивые ассортименты. —
Москва-Горький, 1950. — 160 с.
20. Криволуцкий, Д. А. Почвенная фауна в экологическом контроле / Д. А.
Криволуцкий — М.: Наука, 1994. — 272 с.
21. Кулагин Ю. З. Древесные растения и промышленная среда. М., «Наука»,
1974 г. — 123с.

22. Лагутенко, О. И. Исчезающие животные России: иллюстрированный
зоологический атлас / О. И. Лагутенко; худож. И. Мошинская. — СанктПетербург; Москва: Речь, 2020. — 64 с. : ил.
25. Муравьев А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического
состояния почвы. Практическое руководство / Под ред. А. Г. Муравьева.
Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
26. Перельман Я. И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома.
— М.: Центрполиграф, 2016. — 222с. (Азбука науки для юных гениев)
27. Рыжов И.Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг
городской среды: Учеб. пособие. — М.: Галактика, 2000. — 192 с.
28. Сергейчик С. А., Сергейчик А. А., Сидорович Е.А. Методы
фитоконтроля загрязнения природной среды. — Минск, 1991.
29. Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997г.
30. Экологический мониторинг: Методическое пособие / В. В. Снакин, М.
А. Малярова, Т. Ф. Гурова и др. — М. РЭФИА, 1996. — 92 с.
31. Тарасова, В. Н. Лишайники: физиология, экология, лихеноиндикация:
учебное пособие / В. Н. Тарасова, А. В. Сонина, В. И. Андросова. —
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
32. Школьный экологический мониторинг. Под ред. Ашихминой Т. Я. —
М.: АГАР, 2000. — 385 с.

Нормативно-регламентирующая литература
1.
ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации
(ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. — М.: Российский
регистр потенциально опасных химических и биологических веществ
Минздрава России, 2003. — /Гигиенические нормативы/.
2.
ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и
методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в
отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
3.
Инженерный справочник DPVA. Нормы качества воды в
РФ. Сводная таблица.
https://www.dpva.ru/Guide/GuideTechnologyDrawings/WaterSupplyWasteW
ater/WaterInRF/#1
4.
Методические
рекомендации
по
озеленению
автомобильных дорог: ОДМ 218.011-98 / Росдорнии, Свердл. центр
Росдорнии, Росгипролес, НПФ «Российские семена». — М., 1998. — 52
с.
33

6.
Методические рекомендации по очистке и нейтрализации
загрязнений грунтов придорожной полосы нефтепродуктами / ВГАСА,
Регион, центр эколог, безопасности дор. хоз-ва «Экодор — ЦЧР». — М.,
2000. — 16 с.
7.
Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД62.04.186.89. Гос. комитет СССР по гидрометеорологии. Мин-во
здравоохранения СССР, — M., 1991. — 693 с.
8.
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух
закрытых помещений. Санитарная охрана воздуха. Гигиенические
требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест».
9. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных
территориях" (с изменениями
и
дополнениями)
https://base.garant.ru/10107990/
10. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от
10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя
редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
11. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном
мире" (с изменениями и дополнениями)
https://base.garant.ru/10107800/
Определители:
1. Андронов Н. М., Богданов П. Л. Определитель древесных растений по
листьям. Изд-во Ленинградского университета. — 1972. — 127.
2. Волцит П. М., Целлариус Е. Ю. Животные России. Определитель. —
М.: АСТ, 2015. — 94 с.: ил.
3. Гомыранов И. А., Полевод В. А. Насекомые России. Определитель. —
М.: АСТ, 2018. — 94 с.: ил.
4. Гусев В. И., Римский-Корсаков М. Н. Определитель повреждений
лесных и декоративных деревьев и кустарников европейской части
СССР. М.— Л.: Гослесбумиздат, 1951. 578 с.
5. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра
европейской России» http://pandia.ru/text/77/396/100203.php
6. Лишайники
России.
Экологический
центр
«Экосистема»
http://www.rus-nature.ru/03lich/index.htm
7. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы Росии. Определитель. — М.: АСТ,
2014. — 94 с.: ил.
8. Мучник Е.Э. Учебный определитель лишайников Средней России:
учебно-методическое пособие / Е.Э. Мучник, И.Д. Инсарова, М.В.
Казакова; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2011 — 360 с. ;

цв. вкл. ISBN 978-5-88006-721-3
9. Пескова И.М. Растения России. Определитель. — М.: АСТ, 2015. — 94
с.: ил.
10.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В. С.
Новиков, И. А. Губанов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008.
11.Рябицев В. К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2 т. / В. К.
Рябицев. — М.—Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. Т.1. — 438
с: ил.
12.Рябицев В. К. Птицы Сибири: справочник-определитель: в 2 т. / В.К.
Рябицев. — М.-Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. Т.2. — 452 с:
ил.
13.Электронный иллюстрированный атлас-определитель растений.
http://www.plantarium.ru/page/find.html#0

1.

2.
3.

4.

5.

Интернет-ресурсы:
Вайнерт Э., Вальтер Р., Ветцель Т., Егер Э., Клаустнитцер Б. и др. / Под
ред. Р. Шуберта; пер. с нем. — М.: Мир. – 1988. – 348 с.
https://www.twirpx.com/file/393307/
Красная книга России. Полный сборник живых организмов, внесённых
в Красную книгу Российской Федерации. https://redbookrf.ru/
Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды
по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых
организмов по уровню асимметрии морфологических структур)
http://docs.cntd.ru/document/901879474
Пчелкин А.В. Использование водорослей и лишайников в
экологическом мониторинге и биоиндикационных исследованиях.
Экологический
центр
«Экосистема»
http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/monitoring.htm
Трофименко Ю.В., Лобиков А.В. Биологические методы снижения
автотранспортного загрязнения природной полосы. Обзорная
Информация. База нормативной документации: www.complexdoc.ru

6. Федоров В. А. Руководство по изготовлению искусственных гнездовий
и организации зимней подкормки для птиц. http://oopt.spb.ru/wpcontent/uploads/2016/01/gnezd.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».