РП Шахматы в школе 5- 7

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
для обучающихся 5-7 классов

Березовский городской округ, 2024

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
модулю «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
основного общего образования составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 №
939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к
срокам обучения по этим программам»;
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 №
654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы»;
Приказ Министерства спорта РФ от 20.02.2017 № 108 «Об утверждении
положения о Единой всероссийской спортивной классификации»;
Приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 № 930 «Об утверждении
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»;
Программа «Развитие вида спорта шахматы в Российской Федерации
до 2020 года», утвержденная решением Наблюдательного Совета
общероссийской общественной организации «Российская шахматная
федерация»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Рабочая программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета

«Физическая культура» (далее - программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования предмета «Физическая культура».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая
культура», даётся общая характеристика модуля, определяется место модуля в
учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования при реализации учебного модуля «Шахматы в
школе» предмета «Физическая культура», примерное содержание модуля.
Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая
культура» разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и
развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также
условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных
качеств подростков.
Рабочая программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета
«Физическая культура» является основой для составления рабочих программ.
Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению вносить коррективы в
структуру учебного материала, последовательность его изучения, а также
расширять объём содержания.

Пояснительная записка
Один из приоритетов государственной политики в области образования
— ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных
знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных
и созидательных способностей.
Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования,
устанавливающей приоритет образования в государственной политике,
стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной
частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать
сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд»
В. В. Путин.
XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации — предопределил
дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей,
способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути
решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной
ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для
раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире.
И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат,
выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически
мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической
работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или
практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной
систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы
интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний
день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный
процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры
на развитие детей и подростков.
Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное
освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их
психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует
формированию
нравственных
качеств,
изобретательности
и
самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и
обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента,
возможность личностной самореализации без агрессии, компактность,

экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных
видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз
соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают
в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных
когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала.
Мыслительные
способности
совершенствуются
благодаря
самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии.
Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих
мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием
и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения
подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся
приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность
согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого
принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в
шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения,
приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для
подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.
Шахматная игра как полифункциональный предмет — это
универсальный инструмент познания разных сфер человеческой
деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у
подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов
решения проблем творческого и поискового характера, планирования,
контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей,
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
установления аналогий и причинно-следственных связей, что и
сформулировано
в
требованиях
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы.

Общая характеристика учебного модуля
Учебный модуль «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»
для образовательных организаций, реализующих образовательные программы
основного общего образования требует приложения всей совокупности
человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовнонравственных и
эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства,
максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего

образования.
«Шахматы в школе» является учебным модулем предмета «Физическая
культура», который может быть использован в общеобразовательной школе
для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный
образовательный процесс.
Актуальность примерной программы учебного модуля «Шахматы в
школе» предмета «Физическая культура» для общеобразовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования,
обусловлена
преемственным
включением
в
учебный
план
общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы в
школе» на уровне основного общего образования.
В современной школе важное место занимает развивающая функция
обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая
не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания,
осознания и воспроизведения полученных знаний в различных
метапредметных областях.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный
модуль обладает рядом существенных преимуществ, важных для
общеобразовательных организаций:
— компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый
для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в
использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на
переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко
убираются);
— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся
различного возраста и уровня подготовленности;
—
травмобезопасность.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практикоориентированная соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры»
представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и
практики шахматной игры.
Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность»
подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения
тренировочных, тестовых и контрольных заданий.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её
разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти
характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области
данного вида спорта.

Программа
реализуется
в
соответствии
с
действующим
законодательством о самостоятельности образовательной организации в
осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы
выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей
и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации»). Эффективность использования системы
шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием
на общий педагогический процесс обучения в школе.

Цель и задачи модуля

Целью программы является создание условий для гармоничного
когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их
массового вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные,
оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
• массовое вовлечение подростков в шахматную игру;
• приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
• открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
• выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы,
секции, к участию в соревнованиях.
•
•
•
•
•
•
•

Образовательные задачи способствуют:
приобретению знаний из истории развития шахмат;
углублению знаний в области шахматной игры, получению
представлений о различных тактических приёмах;
освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
изучению приёмов и методов шахматной борьбы.
Оздоровительные задачи направлены на:
формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и
о культуре шахмат в частности;
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных и эмоциональных проявлений;
воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи способствуют:
• приобщению
подростков
к
самостоятельным
занятиям
интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
• воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного

•
•
•
•

взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
формированию у подростков устойчивой мотивации к
интеллектуальным занятиям;
развитию выдержки, собранности, внимательности;
развитию эстетического восприятия действительности;
формированию уважения к чужому мнению.

Место модуля в учебном плане

Программа разработана для учащихся 5-7 классов и рассчитана на
изучение материала в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой
деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги,
соревновательную деятельность, шахматные праздники. Согласно
Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), устанавливается
соотношение между компонентами федеральным, региональным и
образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента
образовательной организации могут быть использованы для углублённого
изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного
плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и
пр.

Планируемые результаты
освоения учебного модуля
Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета
«Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
освоения
программы
отражают
индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе
освоения программного материала.
К личностным результатам относят:
• формирование основ российской, гражданской идентичности;
• ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
• наличие чувства прекрасного;
• формирование основ шахматной культуры;
• понимание важности бережного отношения к собственному
здоровью;
• наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
• готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

• уважительное отношение к иному мнению;
• приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми
людьми и сверстниками;
• воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
• умение управлять своими эмоциями;
• дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
• формирование навыков творческого подхода при решении
различных задач, стремление к работе на результат;
• оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
• умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области
шахматной игры;
• владение способом структурирования шахматных знаний;
• способность выбрать наиболее эффективный способ решения
учебной задачи в конкретных условиях;
• умение находить необходимую информацию;\
• способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
• умение моделировать, а также владение широким спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения
задач;
• способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи,
предвидеть
реакцию
соперника,
сопоставлять
факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
• умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты
на основе согласования различных позиций;
• способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты

•
•

•
•

совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения
и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного модуля «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
данной программе обучающиеся основной школы должны:
• приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли
шахмат и их значении в жизни человека;
• владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный
смысл и направленность действий при закреплении изученного
шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и
досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения
учебного материала

В результате освоения Программы обучающиеся основного общего
образования общеобразовательных организаций должны:
знать /понимать:
— правила техники безопасности во время занятий;
— историю возникновения и развития шахматной игры;
— чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие
шахматистов мира;
— вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной
культуры;
— историю возникновения шахматных соревнований, правила
проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические,
духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
— историю развития шахматной культуры и спорта в России,
выдающихся шахматных деятелей России;

— использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной
творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и
навыки.
К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся
научатся:
• правилам разыгрывания дебюта
• технике расчета вариантов;
•

основам стратегического преимущества

•
•
•
•
•

специфике открытых и полуоткрытых линий
специфике «хороших» и «плохих» фигур;
поиску и решению различные шахматные комбинации
элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний
длительному концентрированию внимания во время шахматной
партии;

К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут
знать:
• историю возникновения шахматных дебютов;
• основы начала шахматной партии и его особенности;
• приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной
партии;
К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся
научатся:
• понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать
«форпост»;
• применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на
короля соперника;
• элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;
• применению на практике тактических и стратегических средств
шахматной борьбы.
К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся
научатся:
• находить и решать различные шахматные комбинации
•
•
•

стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;
различным пешечным формациям;
ценить классическое шахматное наследие;

•

ключевым шахматным компетенциям;

•
•
•

элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;
фундаментальному стратегическому подходу в шахматах
уметь анализировать, разбирать шахматные партии.

Содержание учебного модуля «Шахматы в школе» предмета
«Физическая культура»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и
развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира
по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о
травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита,
начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические
приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака
на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных
и легкофигурных эндшпилей.
Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
Содержание
раздела

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности обучающихся

Количес
тво часов

5 класс (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры
Знать: историю развития
История
Основные
4
шахматной культуры в эпоху
шахмат
содержательные линии.
Знакомство с великими
Возрождения, о возникновении
шахматистами итальянской шахмат в Италии, о выдающихся
шахматной школы.
итальянских шахматистах, первых
Возникновения шахмат в
шахматных книгах.
Италии, первые шахматные
книги.
Знать: тактические приемы
Базовые
Основные
14
«перегрузка», «освобождение
понятия
содержательные линии.
Шахматная комбинация:
линии», «освобождение поля»,
шахматной
«перегрузка»,
учение В» Стейница, важность
игры
«освобождение поля»,
открытых линией, центра в
«освобождение линии»,
шахматной партии, опасность
комбинации в
отставания в развитии и
миттельшпиле на полях
бесполезных ходов в дебюте,
h2/h7, типовые комбинации основные типовые приемы в
по на полях g2/g7, типовые пешечных окончаниях, 5 главных
комбинации на полях g3/g6. правил пешечного эндшпиля.
Основы дебюта: роль центра Уметь: находить типовые
в шахматной партии,
тактические приемы в
развитие фигур и
миттельшпиле на полях h2/h7,
мобилизация сил, опасность g2/g7, g6/g3, использовать перевес
бесполезных ходов и потеря в развитии в дебюте, применять
времени. Основы
различные типовые комбинации в
миттельшпиля: Учение В. дебюте, ориентированные на
Стеница, значение открытой раскрытие короля соперника и
линии, «хорошие» и
создание матовых угроз,
«плохие» фигуры.
разыгрывать простейшие
Основы эндшпиля: типовые пешечные эндшпили,
приемы в пешечных
реализовывать преимущество
окончаниях.
защищенной проходной пешки в
пешечном эндшпиле.
Выполнять: правила поведения за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность

Тесты и
контрольные
точки

Основные
Расставлять позиции для решения 16
содержательные
упражнений. Решать шахматные
линии.
упражнения.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические приемы. Уметь: самостоятельно
рассматривать шахматные партии миниатюры и находить
комбинации на изученные темы.

6 класс (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры
Знать: иторию развитии
История шахмат
4
шахматной культуры в России,
Франции и Англии, о выдающихся
Основные
шахматистов этих стран, их
содержательные
достижениях и шахматных
линии.
Знакомство с великими взглядах, истории развития
шахматистами русской, дебютов в Романтическую эпоху,
французской и
гамбиты.
английской шахматных
школ, их творчеством и
шахматными
взглядами, история
развития шахматных
дебютов.
Знать: типовые приемы
Базовые понятия
14
проведения комбинаций в дебюте
шахматной игры
на полях f2/f7, способы
Основные
разрушения прикрытия короля,
содержательные
застрявшего в центре, опасность
линии.
погони за выигрышем материала в
Шахматная
комбинация: типовые дебюте в ущерб развитию фигур.
Уметь: находить создавать атаки
приемы проведения
комбинаций в дебюте на короля при разносторонних и
на полях f2/f7. Основы односторонних рокировках
методом пешечного штурма и
дебюта: способы
создания фигурно - пешечной
создания атаки на
короля, застрявшего в атаки, разыгрывать простейшие
слоновые эндшпили.
центре, опасность
погони за выигрышем Выполнять: правила поведения за
шахматной доской.
материала в дебюте.
Основы миттельшпиля:
Пешечные штурмы при
односторонних и
разносторонних
рокировках, контрудар
в центре - главный
ответ на

фланговые атаки,
«сильные» и «слабые»
поля, «форпост»,
способ подключения
ладьи на фланг для
поддержания атаки на
короля соперника.
Основы эндшпиля:
типовые приемы в
слоновых окончаниях.
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Расставлять позицию для
Тесты и
Основные
16
решения упражнений. Решать
контрольные
содержательные
шахматные упражнения.
точки
линии.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические приемы. Уметь: самостоятельно
рассматривать шахматные партии миниатюры и находить известные
комбинации

7 класс (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры
Знать:о классической шахматной 4
История шахмат Основные
школе и ее выдающихся
содержательные
представителях, история развития
линии.
Немецкая шахматная дебюта: модернизм и
школа. Идеология
гиппермодернизм.
классической
шахматной школы.
Шахматное творчество
З. Тарраша, история
развития дебюта.
Базовые понятия Основные
шахматной игры содержательные
линии.
Шахматная
комбинация:
промежуточный ход,
блокировка, создание
неотразимой угрозы,
«бешеная» фигура,
комбинации на
проведение пешки в
ферзи.

14
Знать: тактические приемы
промежуточный ход, блокировка,
способы создание неотразимой
угрозы, «бешеная фигура»,
комбинации на проведение пешек в
ферзи.
Понимать:
Важность централизации и
взаимодействия шахматных фигур
в достижении единой цели, Уметь:
реализовывать преимущество,
накопленное в

Основы дебюта:
искусство
централизации,
важность
взаимодействия фигур,
методы реализация
дебютного
преимущества в
миттельшпиле.
Основы миттельшпиля:
Пешечные структуры:
их особенности и
методы игры при
каждой из них.
Основы эндшпиля:
типовые приемы в
коневых окончаниях.

начальной стадии шахматной
партии - дебюте, в середине партии
- миттельшпиле, находить типовые
тактические приемы разыгрывать
простейшие коневые окончания.
Выполнять: правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Тесты и
Основные
16
Расставлять позицию для
контрольные
содержательные
решения упражнений. Решать
линии.
точки
шахматные упражнения.
Тесты и контрольные Анализировать шахматные
точки на все
партии, свои ответы и ответы
пройденные
своих сверстников.
тактические прием и
С помощью тестового задания
шахматные
оценивать собственное
комбинации,
выполнение.
стратегические приемы. Уметь: самостоятельно
рассматривать шахматные партии миниатюры и находить известные
комбинации

Поурочное планирование 5 класс
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

1.

История возникновения шахмат.

2

1

3

Знакомство с великими шахматистами итальянской
шахматной школы
Возникновение шахмат в Италии.

4

Первые шахматные книги.

1

5

Шахматные комбинации: «перегрузка»

1

6

Шахматные комбинации: «освобождение поля»

1

7

Шахматные комбинации: «освобождение линии»

1

1

1

8

Комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7.

1

9

Типовые комбинации на полях g2/g7.

1

10

Типовые комбинации на полях g3/g6.

1

11

Основы дебюта: роль центра в шахматной партии.

1

12

Развитие фигур и мобилизация сил.

1

13

Опасность бесполезных ходов и потеря времени.

1

14

Основы миттельшпиля: учение В.

1

15

Стеница

1

16

Значение открытой линии.

1

17

«Хорошие» и «плохие» фигуры.

1

18

Основы эндшпиля: типовые приёмы в пешечных
окончаниях.
Практико-ориентированная соревновательная
деятельность.

1

19-34

16

Поурочное планирование 6 класс
п/п

Тема урока№

Количество
часов

1-3

Знакомство с великими шахматистами русской,
французской и английской шахматных школ, их
творчеством и шахматными взглядами.

3

4

История развития шахматных дебютов

1

5

Шахматная комбинация: типовые приёмы проведения
комбинаций в дебюте на полях f2/f7.

1

6-7

Основы дебюта: способы создания атаки на короля,
застрявшего в центре.

2

8

Опасность погони за выигрышем материала в дебюте.

1

9-10

Основы миттельшпиля: Пешечные штурмы при
односторонних и разносторонних рокировках.

2

11-12

Контрудар в центре-главный ответ на фланговые атаки.

2

13

«Сильные» и «слабые» поля.

1

14

«Форпост».

1

15-16

Способ подключения ладьи на фланг для поддержания
атаки на короля соперника.

2

17-18

Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых
окончаниях.

2

19-34

Практико-ориентированная соревновательная
деятельность

16

Поурочное планирование 7 класс.
п/п

Тема урока№

Количество
часов

1

Немецкая шахматная школа.

1

2

Идеология классической шахматной школы.

1

3

Шахматное творчество З.Тарраша

1

4

История развития дебюта.

1

5

Шахматная комбинация: промежуточный ход.

1

6

Блокировка.

1

7

Создание неотразимой угрозы.

1

8

«Бешенная» фигура.

1

9

Комбинации на проведение пешки в ферзи.

1

10-11

Основы дебюта: искусство централизации.

2

12

Важность взаимодействия фигур.

1

13-14

Методы реализации дебютного преимущества в
миттельшпиле.

2

15-16

Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их
особенности и методы игры при каждой из них.

2

17-18

Основы эндшпиля: типовые приёмы в коневых
окончаниях.

2

19-34

Практико-ориентированная соревновательная
деятельность.

16

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое
обеспечение
включает
минимально
допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции),
печатных пособий, технических компьютерных и других информационных
средств обучения, а также оборудования классной комнаты с учётом
особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного
учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять
это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д -демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на
класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на
двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на
5-6
человек).
Наименование объектов и средств материальноКоличество
технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный
б
й общего образования
стандарт
основного

Д

Рабочие программы
Дидактические карточки

Д
К

Учебно-методические пособия и рекомендации

Д

Печатные пособия
Таблицы, схемы (в соответствии с программой

Д

обучения), портреты чемпионов мира
Технические средства обучения
Портативный компьютер

Д

Радиомикрофон (петличный)

Д

Музыкальный центр
Сканер

Д
Д

Принтер
Копировальный аппарат

Д
Д

Экранно-звуковые пособия
Аудиовизуальные пособия

Д

Аудиозаписи музыкальные

Д

Учебно-практическое оборудование

поле

Гигантские напольные шахматы и шахматное

ДДФФД

Демонстрационная шахматная доска с
магнитными шахматами
Индивидуальные шахматные доски с
комплектом фигур
Шахматные часы
Аптечка

Список литературы
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. - М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.:
Просвещение, 1983.
3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. - М.: Детская
литература, 1980.
4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. - Л.: Детская
литература, 1985.
5. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А.
Карякин, Е. И. Волкова. - М.: ЭКСМО, 2019.
6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А.
Карякин, Е. И. Волкова. - М.: ЭКСМО, 2019.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. М.: РГ-Пресс, 2020.
9. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л.
Кузин. - М.: Проспект, 2019.
10.Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. - М.:
Проспект, 2020.
11.Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. - Ростов
н/Д: Феникс, 2020.
12.Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А.
Прудникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.
13.Шахматы - школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. - М.:
Педагогика, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».