Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для обучающихся 5-7 классов Березовский городской округ, 2024 Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по модулю «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к срокам обучения по этим программам»; Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 № 654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы»; Приказ Министерства спорта РФ от 20.02.2017 № 108 «Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации»; Приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»; Программа «Развитие вида спорта шахматы в Российской Федерации до 2020 года», утвержденная решением Наблюдательного Совета общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Рабочая программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» (далее - программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования предмета «Физическая культура». Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура», даётся общая характеристика модуля, определяется место модуля в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии. Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура», примерное содержание модуля. Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств подростков. Рабочая программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» является основой для составления рабочих программ. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению вносить коррективы в структуру учебного материала, последовательность его изучения, а также расширять объём содержания. Пояснительная записка Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин. XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга. Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Общая характеристика учебного модуля Учебный модуль «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования требует приложения всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовнонравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования. «Шахматы в школе» является учебным модулем предмета «Физическая культура», который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. Актуальность примерной программы учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, обусловлена преемственным включением в учебный план общеобразовательных организаций многих регионов РФ курса «Шахматы в школе» на уровне основного общего образования. В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях. Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный модуль обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: — компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются); — возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности; — травмобезопасность. Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практикоориентированная соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе. Цель и задачи модуля Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: • массовое вовлечение подростков в шахматную игру; • приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре; • открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; • выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. • • • • • • • Образовательные задачи способствуют: приобретению знаний из истории развития шахмат; углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах; освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены на: формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений; воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи способствуют: • приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; • воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного • • • • взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям; развитию выдержки, собранности, внимательности; развитию эстетического восприятия действительности; формированию уважения к чужому мнению. Место модуля в учебном плане Программа разработана для учащихся 5-7 классов и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч: в каждом классе по 34 ч. Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники. Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74), устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр. Планируемые результаты освоения учебного модуля Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: • формирование основ российской, гражданской идентичности; • ориентацию на моральные нормы и их выполнение; • наличие чувства прекрасного; • формирование основ шахматной культуры; • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; • готовность и способность к саморазвитию и самообучению; • уважительное отношение к иному мнению; • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; • умение управлять своими эмоциями; • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; • оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; • владение способом структурирования шахматных знаний; • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; • умение находить необходимую информацию;\ • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты • • • • совместной деятельности; умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного модуля «Шахматы в школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны: • приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; • владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. Планируемые результаты изучения учебного материала В результате освоения Программы обучающиеся основного общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: — правила техники безопасности во время занятий; — историю возникновения и развития шахматной игры; — чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира; — вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; — историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена; — историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; — использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки. К концу пятого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся: • правилам разыгрывания дебюта • технике расчета вариантов; • основам стратегического преимущества • • • • • специфике открытых и полуоткрытых линий специфике «хороших» и «плохих» фигур; поиску и решению различные шахматные комбинации элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний длительному концентрированию внимания во время шахматной партии; К концу шестого учебного года (шестого класса) обучающиеся будут знать: • историю возникновения шахматных дебютов; • основы начала шахматной партии и его особенности; • приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии; К концу шестого учебного года (пятого класса) обучающиеся научатся: • понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»; • применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника; • элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний; • применению на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы. К концу седьмого учебного года (седьмого класса) обучающиеся научатся: • находить и решать различные шахматные комбинации • • • стратегическим особенностям разыгрывания дебюта; различным пешечным формациям; ценить классическое шахматное наследие; • ключевым шахматным компетенциям; • • • элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний; фундаментальному стратегическому подходу в шахматах уметь анализировать, разбирать шахматные партии. Содержание учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Содержание раздела Тематическое планирование Характеристика видов деятельности обучающихся Количес тво часов 5 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры Знать: историю развития История Основные 4 шахматной культуры в эпоху шахмат содержательные линии. Знакомство с великими Возрождения, о возникновении шахматистами итальянской шахмат в Италии, о выдающихся шахматной школы. итальянских шахматистах, первых Возникновения шахмат в шахматных книгах. Италии, первые шахматные книги. Знать: тактические приемы Базовые Основные 14 «перегрузка», «освобождение понятия содержательные линии. Шахматная комбинация: линии», «освобождение поля», шахматной «перегрузка», учение В» Стейница, важность игры «освобождение поля», открытых линией, центра в «освобождение линии», шахматной партии, опасность комбинации в отставания в развитии и миттельшпиле на полях бесполезных ходов в дебюте, h2/h7, типовые комбинации основные типовые приемы в по на полях g2/g7, типовые пешечных окончаниях, 5 главных комбинации на полях g3/g6. правил пешечного эндшпиля. Основы дебюта: роль центра Уметь: находить типовые в шахматной партии, тактические приемы в развитие фигур и миттельшпиле на полях h2/h7, мобилизация сил, опасность g2/g7, g6/g3, использовать перевес бесполезных ходов и потеря в развитии в дебюте, применять времени. Основы различные типовые комбинации в миттельшпиля: Учение В. дебюте, ориентированные на Стеница, значение открытой раскрытие короля соперника и линии, «хорошие» и создание матовых угроз, «плохие» фигуры. разыгрывать простейшие Основы эндшпиля: типовые пешечные эндшпили, приемы в пешечных реализовывать преимущество окончаниях. защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Тесты и контрольные точки Основные Расставлять позиции для решения 16 содержательные упражнений. Решать шахматные линии. упражнения. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические приемы. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии миниатюры и находить комбинации на изученные темы. 6 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры Знать: иторию развитии История шахмат 4 шахматной культуры в России, Франции и Англии, о выдающихся Основные шахматистов этих стран, их содержательные достижениях и шахматных линии. Знакомство с великими взглядах, истории развития шахматистами русской, дебютов в Романтическую эпоху, французской и гамбиты. английской шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами, история развития шахматных дебютов. Знать: типовые приемы Базовые понятия 14 проведения комбинаций в дебюте шахматной игры на полях f2/f7, способы Основные разрушения прикрытия короля, содержательные застрявшего в центре, опасность линии. погони за выигрышем материала в Шахматная комбинация: типовые дебюте в ущерб развитию фигур. Уметь: находить создавать атаки приемы проведения комбинаций в дебюте на короля при разносторонних и на полях f2/f7. Основы односторонних рокировках методом пешечного штурма и дебюта: способы создания фигурно - пешечной создания атаки на короля, застрявшего в атаки, разыгрывать простейшие слоновые эндшпили. центре, опасность погони за выигрышем Выполнять: правила поведения за шахматной доской. материала в дебюте. Основы миттельшпиля: Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках, контрудар в центре - главный ответ на фланговые атаки, «сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника. Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Расставлять позицию для Тесты и Основные 16 решения упражнений. Решать контрольные содержательные шахматные упражнения. точки линии. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические приемы. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии миниатюры и находить известные комбинации 7 класс (34 ч) Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной иг ры Знать:о классической шахматной 4 История шахмат Основные школе и ее выдающихся содержательные представителях, история развития линии. Немецкая шахматная дебюта: модернизм и школа. Идеология гиппермодернизм. классической шахматной школы. Шахматное творчество З. Тарраша, история развития дебюта. Базовые понятия Основные шахматной игры содержательные линии. Шахматная комбинация: промежуточный ход, блокировка, создание неотразимой угрозы, «бешеная» фигура, комбинации на проведение пешки в ферзи. 14 Знать: тактические приемы промежуточный ход, блокировка, способы создание неотразимой угрозы, «бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в ферзи. Понимать: Важность централизации и взаимодействия шахматных фигур в достижении единой цели, Уметь: реализовывать преимущество, накопленное в Основы дебюта: искусство централизации, важность взаимодействия фигур, методы реализация дебютного преимущества в миттельшпиле. Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них. Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых окончаниях. начальной стадии шахматной партии - дебюте, в середине партии - миттельшпиле, находить типовые тактические приемы разыгрывать простейшие коневые окончания. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность Тесты и Основные 16 Расставлять позицию для контрольные содержательные решения упражнений. Решать линии. точки шахматные упражнения. Тесты и контрольные Анализировать шахматные точки на все партии, свои ответы и ответы пройденные своих сверстников. тактические прием и С помощью тестового задания шахматные оценивать собственное комбинации, выполнение. стратегические приемы. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии миниатюры и находить известные комбинации Поурочное планирование 5 класс № п/п Тема урока Количество часов 1. История возникновения шахмат. 2 1 3 Знакомство с великими шахматистами итальянской шахматной школы Возникновение шахмат в Италии. 4 Первые шахматные книги. 1 5 Шахматные комбинации: «перегрузка» 1 6 Шахматные комбинации: «освобождение поля» 1 7 Шахматные комбинации: «освобождение линии» 1 1 1 8 Комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7. 1 9 Типовые комбинации на полях g2/g7. 1 10 Типовые комбинации на полях g3/g6. 1 11 Основы дебюта: роль центра в шахматной партии. 1 12 Развитие фигур и мобилизация сил. 1 13 Опасность бесполезных ходов и потеря времени. 1 14 Основы миттельшпиля: учение В. 1 15 Стеница 1 16 Значение открытой линии. 1 17 «Хорошие» и «плохие» фигуры. 1 18 Основы эндшпиля: типовые приёмы в пешечных окончаниях. Практико-ориентированная соревновательная деятельность. 1 19-34 16 Поурочное планирование 6 класс п/п Тема урока№ Количество часов 1-3 Знакомство с великими шахматистами русской, французской и английской шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами. 3 4 История развития шахматных дебютов 1 5 Шахматная комбинация: типовые приёмы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7. 1 6-7 Основы дебюта: способы создания атаки на короля, застрявшего в центре. 2 8 Опасность погони за выигрышем материала в дебюте. 1 9-10 Основы миттельшпиля: Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках. 2 11-12 Контрудар в центре-главный ответ на фланговые атаки. 2 13 «Сильные» и «слабые» поля. 1 14 «Форпост». 1 15-16 Способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника. 2 17-18 Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях. 2 19-34 Практико-ориентированная соревновательная деятельность 16 Поурочное планирование 7 класс. п/п Тема урока№ Количество часов 1 Немецкая шахматная школа. 1 2 Идеология классической шахматной школы. 1 3 Шахматное творчество З.Тарраша 1 4 История развития дебюта. 1 5 Шахматная комбинация: промежуточный ход. 1 6 Блокировка. 1 7 Создание неотразимой угрозы. 1 8 «Бешенная» фигура. 1 9 Комбинации на проведение пешки в ферзи. 1 10-11 Основы дебюта: искусство централизации. 2 12 Важность взаимодействия фигур. 1 13-14 Методы реализации дебютного преимущества в миттельшпиле. 2 15-16 Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них. 2 17-18 Основы эндшпиля: типовые приёмы в коневых окончаниях. 2 19-34 Практико-ориентированная соревновательная деятельность. 16 Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также оборудования классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д -демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек). Наименование объектов и средств материальноКоличество технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Федеральный государственный б й общего образования стандарт основного Д Рабочие программы Дидактические карточки Д К Учебно-методические пособия и рекомендации Д Печатные пособия Таблицы, схемы (в соответствии с программой Д обучения), портреты чемпионов мира Технические средства обучения Портативный компьютер Д Радиомикрофон (петличный) Д Музыкальный центр Сканер Д Д Принтер Копировальный аппарат Д Д Экранно-звуковые пособия Аудиовизуальные пособия Д Аудиозаписи музыкальные Д Учебно-практическое оборудование поле Гигантские напольные шахматы и шахматное ДДФФД Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур Шахматные часы Аптечка Список литературы 1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. - М.: ООО «Дайв», 2009. 2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983. 3. Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. - М.: Детская литература, 1980. 4. Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985. 5. Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. - М.: ЭКСМО, 2019. 6. Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. - М.: ЭКСМО, 2019. 7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992. 8. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. М.: РГ-Пресс, 2020. 9. Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. - М.: Проспект, 2019. 10.Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. - М.: Проспект, 2020. 11.Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. 12.Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. 13.Шахматы - школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.