РП За страницами учебника биологии. 9 класс

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Образовательная сессия. За страницами учебника биологии»
(биологическое направление)
для обучающихся 9 классов

Березовский городской округ, 2024

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Горизонты науки» для 9
класса составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности «Горизонты науки» для 9
класса направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В
программе учитываются возможности учебного предмета биология в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено
для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, на
занятиях курса внеурочной деятельности особое внимание целесообразно
уделить повторению, закреплению, систематизации наиболее значимых и
наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы,
изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология
как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция
живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и
окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов
следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с
текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы,
учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды
клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Курс нацелен на подготовку к успешной сдаче государственной
итоговой аттестации (ГИА) по биологии.
Цель курса:
Повышение качества биологического образования при подготовке
школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
• повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам
школьного курса биологии;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий,
находить и анализировать информацию о живых объектах;
• формирование умения осуществлять разнообразные виды
самостоятельной деятельности;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными
источниками информации;
• развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм
тестирования;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью.
• В программе определяются основные цели курса на уровне основного
общего образования, планируемые результаты освоения программы:
личностные, метапредметные, предметные.
Цель курса:
Повышение качества биологического образования при подготовке
школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Биологическая подготовка развивает представления о познаваемости
живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему
научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической
деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного
здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы обеспечивается решением следующих
задач:

повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам
школьного курса биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний
в практической деятельности людей, развитии современных технологий,
находить и анализировать информацию о живых объектах;
приобретение обучающимися знаний о живой природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической
науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения курса внеурочной
деятельности биологии, составляет 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение курса внеурочной деятельности «Горизонты науки» на уровне
основного общего образования должно обеспечить достижение следующих
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за
вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;

3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях
на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии
основного общего образования, должны отражать овладение следующими
универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;

ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы:
характеризовать биологию как науку о живой природе, называть
признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение
биологических знаний для современного человека, профессии, связанные с
биологией (4–5 профессий);
приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А.
Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ)
учёных в развитие биологии;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях:
питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие,
движение, размножение;
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела,
биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая
систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус,
движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост,
размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество,
искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в
контексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям
доядерные и ядерные организмы, различные биологические объекты:
растения, животных, грибы, лишайники, бактерии, природные и
искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах, представителей флоры и фауны природных зон
Земли, ландшафты природные и культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному
плану, выделять существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой
природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников,
бактерий и вирусов;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной,
почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к
среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
выделять отличительные признаки природных и искусственных
сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и
объяснять значение природоохранной деятельности человека, анализировать
глобальные экологические проблемы;

раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со
знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными
видами искусства;
выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различных источников, описание организма по заданному плану) и
лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными
способами измерения и сравнения живых объектов);
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация,
измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать
биологические объекты, процессы и явления, выполнять биологический
рисунок и измерение биологических объектов;
владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами
при рассматривании биологических объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии.
характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи
с другими науками и техникой;
приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А.
Тимирязев, С. Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М.
Мальпиги) в развитие наук о растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника,
растительная клетка, растительная ткань, органы растений, система органов
растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод,
семя, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание,
рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на
примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное
питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение,
развитие, связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их
функциями;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по
заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям,
муляжам, рельефным таблицам;

характеризовать признаки растений, уровни организации растительного
организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и
физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские
работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение
воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы
естественного и искусственного вегетативного размножения, семенное
размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями
тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение
фотосинтеза в природе и в жизни человека, биологическое и хозяйственное
значение видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного
размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения
культурных растений;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и
эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со
знаниями по математике, географии, технологии, предметов гуманитарного
цикла, различными видами искусства;
владеть
приёмами
работы
с
биологической
информацией:
формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух
источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в
другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии.
характеризовать принципы классификации растений, основные
систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В.
Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие
наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;

применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника,
экология растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел,
класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания,
растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые
растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части
растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам,
грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств
двудольных и однодольных растений;
определять систематическое положение растительного организма (на
примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной
карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике
растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с
постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов
цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
растений, бактерий, грибов, лишайников;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы,
лишайники, бактерии по заданному плану, делать выводы на основе
сравнения;
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции
растительного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение
экологических факторов для растений;
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные
изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров)
природных зон Земли;
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни
человека, понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных
сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной
жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со
знаниями по математике, физике, географии, технологии, литературе, и
технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3),
преобразовывать информацию из одной знаковой системыв другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь
с другими науками и техникой;
характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическую категорию, основные систематические группы животных
(простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,
членистоногие, моллюски, хордовые);
приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский,
К. И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель)
учёных в развитие наук о животных;
применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология,
экология животных, этология, палеозоология, систематика, царство, тип,
отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган
животного, системы органов животного, животный организм, питание,
дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение,
размножение, партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств,
поведение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного
организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать животные ткани и органы животных между собой;
описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и
движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение,
регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие;
характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых
систематических групп: движение, питание, дыхание, транспорт веществ,
выделение, регуляцию, поведение, рост, развитие, размножение;
выявлять
причинно-следственные
связи
между
строением,
жизнедеятельностью
и
средой
обитания
животных
изучаемых
систематических групп;

различать и описывать животных изучаемых систематических групп,
отдельные органы и системы органов по схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам, простейших – по изображениям;
выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов
насекомых и млекопитающих;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии,
анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
сравнивать представителей отдельных систематических групп животных
и делать выводы на основе сравнения;
классифицировать животных на основании особенностей строения;
описывать усложнение организации животных в ходе эволюции
животного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности животных к среде обитания,
значение экологических факторов для животных;
выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи
питания;
устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами,
лишайниками и бактериями в природных сообществах;
характеризовать животных природных зон Земли, основные
закономерности распространения животных по планете;
раскрывать роль животных в природных сообществах;
раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни
человека, роль промысловых животных в хозяйственной деятельности
человека и его повседневной жизни, объяснять значение животных в природе
и жизни человека;
иметь представление о мероприятиях по охране животного мира Земли;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со
знаниями по математике, физике, химии, географии, технологии, предметов
гуманитарного циклов, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными,
описывать животных, их органы и системы органов; ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (3–4) источников,
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию,
физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи
с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, отличия человека от животных, приспособленность к
различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы
людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П.
Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том
числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие
представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении,
экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология,
гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология,
экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание,
кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение,
выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость,
регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих
признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов
человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на
основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты,
гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения
энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост,
регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток,
органов, систем органов организма человека и их функциями, между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения
и функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
организма человека;

характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы,
наследственные и ненаследственные программы поведения, особенности
высшей нервной деятельности человека, виды потребностей, памяти,
мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру функциональных
систем
организма,
направленных
на
достижение
полезных
приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные,
неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии,
анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные
показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные
значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы
защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание,
соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом,
рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное
эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового
образа жизни, сбалансированного питания, физической активности,
стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере
сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении,
травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и
отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке
со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов,
различных
видов
искусства,
технологии,
основ
безопасности
жизнедеятельности, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать
организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие
исследования организма человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников;
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.

Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)
Роль
биологии
в
формировании
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей. Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических
объектов.
Тема 2. Признаки и свойства живых организмов (4 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические
вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система.
Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества
клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие
макроэргические вещества. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний
организмов.
Биологические
мембраны.
Строение
эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Жизненный
цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды
полового процесса.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм клетки. Биосинтез белка.
Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код.
Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.
Классификация организмов по способам питания. Автотрофы и
гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен.
Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма
глюкозы.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы
органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных,
ухода за ними.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в
биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани
и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские
черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип
Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата
эволюции.
Тема 4. Человек и его здоровье (16 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения
и процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического
отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного
и головного мозга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его
роль в общей регуляции функций организма человека.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови
в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды
организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая системы.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурнофункциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения.
Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный
периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на
развитие человека.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Развитие, нарушения
опорно-двигательной системы.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные
единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная
деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная
сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
и правил здорового образа жизни. Профилактические прививки. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя
и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные
заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение
инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых
ядовитыми
растениями
и
грибами;
заболеваний,
вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным
газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного
аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов
к различным
экологическим факторам.
Популяция.
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,
потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий
экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок.
Рекомендации по выполнению.

Тематическое планирование

№
п/
п

Наименов
ание
разделов
и тем
программ
ы

Количество часов
Пра
Кон
кВс
трол
тиче
е
ьные сго
рабо
кие
ты
рабо
ты

Биология
как наука.
Методы
биологии.
1

1

0

0

Признаки и
свойства
живых
организмов

2

4

0

2

Виды деятельности

Называть и характеризовать
различные научные области
биологии. Характеризовать
роль биологических наук в
практической деятельности
людей.
Объяснять
назначение
методов
исследования в биологии.
Характеризовать
и
сравнивать методы между
собой. Объяснять роль
биологии в жизни человека.
Определять отличительные
признаки клеток прокариот
и эукариот. Приводить
примеры
организмов
прокариот
и
эукариот.
Характеризовать
существенные
признаки
жизнедеятельности
свободноживущей клетки и
клетки, входящей в состав
ткани.
Сравнивать
строениерастительных
и
животных клеток.
Различать
и
называть
основные неорганические и
органические
вещества
клетки. Объяснять функции
воды,
минеральных
веществ, белков, углеводов,
липидов и нуклеиновых
кислот в клетке. Сравнивать
химический состав клеток
живых организмов и тел
неживой природы, делать
выводы.
Различать основные части
клетки.
Называть
и

Виды,
формы
контро
ля

Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы

Устны
й опрос
Библиотек
а
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
3368

Устны
й
опрос.
Лабора
торная
работа

Библиотек
а ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
48d0

объяснять
существенные
признаки
всех
частей
клетки.
Сравнивать
особенности
клеток
растений и животных.
Система,
многообраз
ие и
эволюция
живой
природы.

7

3

0

3

Человек и
его
здоровье.

4

5

16

Взаимосвяз
и
организмов

4

0

8

0

2

Характеризовать
живой
организм
как
часть
биосистемы.
Выделять
существенные
признаки
биосистемы
«организм»:
обмен
веществ
и
превращения
энергии,
питание,
дыхание,
транспорт веществ, связи
с
внешней
средой.
Объяснять целостность и
открытость
биосистемы.
Характеризовать
способность биосистемы к
регуляции
процессов
жизнедеятельности.
Выделять существенные
признаки бактерий,
цианобактерий и вирусов
Давать
определения
понятий
«биосоциальная
природа
человека».
Называть
части
тела
человека.
Сравнивать
человека с другими млекопитающими
по
морфологическим
признакам.
Раскрывать
понятия
«железа
внутренней
секреции»,
«железа
внешней
секреции»,
«железа
смешанной
секреции»,
«гормон». Называть
примеры желез разных
типов. Раскрывать связь
между
неправильной
функцией желез внутренней
секреции и нарушениями
ростовых
процессов
и
полового
созревания.
Объяснять
развитие
Характеризовать условия
жизни организмов в разных
средах. Распознавать и

Устн
ый
опрос
Лабор
аторн
ая
работ
а
Библиотек
а ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
6720

Устны
й
опрос
Лабора
торная
работа

Библиотек
а ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
8886

Устн
ый
опрос

Библиотек
а ЦОК
https://m.ed

и
окружающ
ей среды.

6

Решение
демонстрац
ионных
вариантов
ОГЭ.
2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

2

0

17

классифицировать
экологические
факторы
среды.
Выделять и характеризовать
основные закономерности
действия факторов среды на
организмы.
Называть
примеры факторов среды.
Анализировать
действие
факторов на организмы по
рисункам
учебника.
Приводить
примеры
сезонных
перестроек
жизнедеятельности
у
животных
и
растений.
Выделять,
объяснять
значение и характеризовать
типы биотических связей.
Объяснять
многообразие
трофических связей.
Систематизировать знания
по темам раздела «Общие
биологические
закономерности».
Применять основные виды
учебной деятельности при
формулировке ответов к
итоговым заданиям.

Лабор soo.ru/7f41
аторн aa8c
ая
работ
а

Устн
ый
опрос
Лабор
аторн
ая
работ
а

Библиотек
а ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
aa8c

Количество часов
№
п/
п

Тема урока

1

Тема 1. Биология как наука.
Методы биологии.

2

Тема 2. Признаки живых
организмов. Клеточное строение
организмов как доказательство их
родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы.

3

Нарушения в строении и
функционировании клеток.
Вирусы.

4

Признаки живых организмов.
Наследственность и изменчивость.
Одноклеточные и многоклеточные
организмы.

5

Ткани, органы, системы органов
растений и животных.
Практическая работа № 1:
«Решение тестовых заданий по
темам: «Биология как наука»,
«Методы биологии», «Признаки
живых организмов»

Все
го

1

1

1

1

Практ
Контро ическ
льные
ие
работы работ
ы

0

0

0

0

0

0

0

0

Виды, формы
контроля

Устный опрос
Лабораторная
работа
Устный опрос
Лабораторная
работа

Устный опрос
Лабораторная
работа
Устный опрос,
беседа.

Устный опрос
Лабораторная
работа.

1

0

0,5

1

0

0

6

Тема 3. Признаки живых
организмов. Царство Бактерии.
Роль бактерий в природе, жизни
человека. Бактерии – возбудители
заболеваний.

Устный опрос
Практическая
работа

7

Царство Грибы. Лишайники. Роль
грибов и лишайников в природе,
жизни человека.

1

0

0

Устный опрос
Практическая
работа

1

0

0

8

Царство Растения.
Систематический обзор царства
Растения: мхи,
папоротникообразные,

Практическая
работа. Беседа.

голосеменные и покрытосеменные.
Ткани и органы высших растений.
1

0

0.5

9

Основные семейства цветковых
растений. Практическая работа
№ 2: «Решение тестовых заданий
по темам: «Царства: Бактерии,
Грибы, Растения»

10

Систематический обзор царства
Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных.

1

0

0

Беседа.

1

0

0

Устный опрос
Беседа.

11

Тип Хордовые. Общая
характеристика надклассов классов:
Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных:
Земноводные, Пресмыкающиеся,
Птицы, Млекопитающие.

1

0

0,5

12

Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы и
результата эволюции.
Практическая работа № 3:
«Решение тестовых заданий по
темам: «Царство Животные,
Учение об эволюции органического
мира»

13

Тема 4. Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и
отличие от них. Общий план
строения и процессы
жизнедеятельности человека.

14

15

16

17

Нейро-гуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
организма.
Практическая работа № 4:
«Решение тестовых заданий по
темам: «Общий план строения
человека», «Нейро-гуморальная
регуляция организма»
Питание. Система пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 5:

Практическая
работа. Беседа.

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий.

Беседа
1

1

0

0

0

0

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий.
Беседа

1

0

0,5

1

0

0.5

1

0

0.5

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий.
Беседа

«Решение тестовых заданий по
темам: «Система пищеварения,
дыхание»
18

19

Внутренняя среда организма:
кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ. Кровеносная и
лимфатическая системы.

20

Обмен веществ и превращение
энергии. Практическая работа №
6: «Решение тестовых заданий по
темам: «Внутренняя среда
организма», «Транспорт веществ» и
«Обмен веществ»

21

Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система
выделения.

22

Покровы тела и их функции.

23

Размножение и развитие организма
человека. Наследование признаков
у человека. Наследственные
болезни, их причины и
предупреждение.

24

Практическая работ № 7:
«Решение тестовых заданий по
темам «Система выделения»,
«Покровы тела», «Размножение и
развитие человека»

25

Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.

1

1

0

1

0.5

0

Устный опрос

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий
Устный опрос

1

0

0,5

1

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0,5

0

26

Органы чувств, их роль в жизни
человека. Практическая работа №
8: «Решение тестовых заданий по
темам: «Опорно-двигательный
аппарат», «Органы чувств»

1

0

0,5

27

Психология и поведение человека.
ВНД.

1

0

0

Беседа

Устный опрос
Беседа
Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий
Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий
Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий
Устный опрос
Беседа.

Устный опрос
Беседа.

28

Гигиена. Здоровый образ жизни.
Инфекционные заболевания.

29

Тема 5. Взаимосвязи организмов и
окружающей среды (4 ч) Влияние
экологических факторов на
организмы. Приспособления
организмов к различным
экологическим факторам.
Популяция

30

Взаимодействия видов
(конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Сезонные
изменения в живой природе.

1

1

0

31

Экосистемная организация живой
природы.

1

0

0.5

Устный опрос
Беседа.

32

Учение о биосфере. Практическая
работа № 10: «Решение тестовых
заданий по теме: «Взаимосвязи
организмов и окружающей среды»

0.5

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий

33

Тема 6. Характеристика структуры
и содержания экзаменационной
работы. Практическая работа №
11: «Решение демонстрационного
варианта ГИА прошлого года»

34

Анализ ошибок, допущенных при
решение демонстрационного
варианта ГИА прошлого года.
Практическая работа № 12:
«Решение демонстрационного
варианта ГИА текущего года».

1

0

0.5

Устный опрос
Беседа.
Устный опрос
Беседа.

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0.5

Устный опрос
Беседа.

Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий
Устный опрос
Практическая
работа. Решение
заданий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой
форме. Биология. 2017/ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2023.
2. «Естественно-научные предметы. Экологическая безопасность. 9
класс» Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. и др.
3. Кириленко, С.И. Колесников. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 262с.
4. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В. Трофимов., С.В. ОГЭ-2017.
Биология. 9 кл. Тематические и типовые экзаменационные варианты–
М.: изд-во Национальное образование, 2017 г.
5. Проверочные работы в формате ВПР. © АО «Издательство
«Просвещение», 2021. Ссылка на сайт. https://prosv.ru/umk/biologyline-of-life.html
6. Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 7 класс: дидактические
материалы / Солодова Е.А. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 160с.
.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки
2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ – Федеральный институт
педагогических измерений
3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен
5. http://edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование»
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр
тестирования.

7. http://www.pedsovet.org - Всероссийский Интернет-Педсовет
8. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e5d12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».