Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2023 года №317 «31 » августа 2023 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2023 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы военной подготовки» для обучающихся 5-9 классов Березовский городской округ, 2023 Изучение программы по учебному курсу внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» предусматривает применение Федеральной рабочей программы по учебному курсу «Основы военной подготовки» Программа курса внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемы е результаты освоения программы . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Основы военной подготовки» (далее – Программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Предмет «Основы военной подготовки» предназначен для формирования у обучающихся предрасположенности к военнопрофессиональной деятельности, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, и замещения в них воинских должностей сержантского состава курсантских подразделений. Содержание предмета направлено на развитие: • интеллектуального и творческого потенциала, • формирование нравственности, дисциплинированности и патриотизма, общей культуры, • высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, • осознанного стремления к овладению профессией офицера. Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Программа определяет содержание предмета «Основы военной подготовки», основные методические подходы к обучению, воспитанию и развитию у обучающихся компетенций военной грамотности. Программа выполняет две основные функции: 1) информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся по предмету «Основы военной подготовки»; 2) организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по тематическим модулям, разделам и темам с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики организации учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Программа предмета «Основы военной подготовки» предназначена для организации и проведения внеурочных занятий в 5–9 классах. Целями изучения предмета «Основы военной подготовки» являются: • подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе; • формирование знаний о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения • воспитание беззаветной преданности Отечеству; • формирование высокого сознания общественного и воинского долга, морально-психологических качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера; • формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности; • формирование навыков совершенствования военных и командирских знаний; • познание характера, сущности и динамики главных социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в России и мире; • глубокое и всестороннее изучение основ военного дела; • освоение знаний об основах военного дела; • овладение умениями выполнять обязанности, связанные с занимаемыми должностями в Вооружённых Силах РФ Задачами предмета «Основы военной подготовки» являются: 1) понимание главных особенностей формирования системы обороны страны на современном этапе развития, а также основ военного дела; 2) формирование высокого общественного сознания и воинского долга; 3) воспитание дисциплинированности, высоких моральнопсихологических качеств личности будущего офицера; 4) освоение базовых знаний и формирование ключевых навыков военного дела; 5) раскрытие специфики деятельности офицера Вооружённых Сил РФ; 6) ознакомление с нормативными документами в области обеспечения обороны государства; 7) формирование строевой подтянутости, уважительного отношения к воинским ритуалам и традициям, военной форме одежды, базовых командирских навыков; 8) изучение и принятие правил воинской вежливости; 9) воспитание гордости за принадлежность в Вооружённым Сила РФ; 10) овладение знаниями уставных норм и правил поведения военнослужащих, о порядке и правилах прохождения военной службы. За основу структуры и содержания Программы принят модульный принцип её построения. Он позволяет эффективно организовать процесс обучения в области военнойподготовки, а также наиболее полно использовать межпредметные связи при изучении тематики предмета «Основы военной подготовки». Предмет «Основы военной подготовки» изучается в 5–9 классах из расчёта 1 час в неделю для каждой параллели. Всего на изучение предмета за весь период обучения отведено 170 часов. Преподавание предмета «Основы военной подготовки» осуществляется за счёт часов внеурочной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЯЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ. МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема. Строи и управление ими Изучение общих положений Строевого устава. Команды управления и порядок их подачи. Тема. Строевые приёмы и движение без оружия Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте. Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без оружия. МОДУЛЬ. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема. Суворовские военные, нахимовские военно-морские и кадетские училища России (приказ Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 515). Основные положения Устава училища Цель и задачи училища. Тема. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России. Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Тема. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских частях и подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Взаимоотношение между военнослужащими. Единоначалие. Командиры и подчиненные. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. История развития отечественного стрелкового оружия Развитие стрелкового оружия и принятие его на вооружение русской армии. Тема. Стрелковое оружие и гранатомёты Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Тема. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа. Тема. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема. Основные положения по связи в подразделениях Связь — основное средство, обеспечивающее управление войсками в бою. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Личная и общественная гигиена военнослужащих Основы личной и общественной гигиены. Выполнение обучающимися основных требований личной и общественной гигиены. Тема. Предупреждение инфекционных заболеваний. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ. МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема. Строи и управление ими Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Тема. Строевые приёмы и движение без оружия Повороты на месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте. Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без оружия. МОДУЛЬ. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема. Организация обучения и воспитания в училище. Основные должностные лица училища, обязанности воспитателей и преподавателей. Обязанности и правила поведения обучающихся. Тема. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые основы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Тема. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнение. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Обязанности заместителя командира взвода, командира отделения, солдата (матроса). Размещение военнослужащих, общее положение. Содержание помещений и территории. Тема. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению требований воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права командиров (начальников) по применению поощрений (до командира роты включительно). МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. История развития отечественного стрелкового оружия Классификация и перспективы устройства современного автоматического оружия. Тема. Стрелковое оружие и гранатомёты Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74). Изучение отличий по сравнению с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и патронов. Порядок чистки и смазки оружия. Меры безопасности. Тема. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа. Тема. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема. Основные положения по связи в подразделениях Требования, предъявляемые к современным средствам связи. Тема. Средства связи Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной связи. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Личная и общественная гигиена военнослужащих Предупреждение кожно-гнойничковых заболеваний. Закаливание организма. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ. МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема. Строевые приёмы и движение без оружия Движение с изменением скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте. Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без оружия. МОДУЛЬ. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к обучающимся. Тема. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества Военно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС. Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские формирования, не входящие в состав видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации. Тема. Отопление, проветривание и освещение. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие положения. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка (практическое занятие). Увольнение из расположения части. Обязанности обучающихся в увольнении. Тема. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации Поощрения, применяемые к солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к обучающимся. Порядок применения поощрений. Взыскания за нарушение воинской дисциплина и правил поведения обучающихся. Права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания (до командира роты включительно) на подчиненных солдат (матросов), сержантов, офицеров, а также на обучающихся. Порядок наложения и приведение в исполнение дисциплинарных взысканий. Применение ареста к военнослужащим и проведение в исполнение. Учёт поощрений и дисциплинарных взысканий. Порядок заполнения служебной карточки (практическое занятие). Об обращениях (предложениях, заявлениях и жалобах). Порядок их подачи и рассмотрения. Ответственность командиров за своевременное принятие мер по обращению военнослужащих. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Стрелковое оружие и гранатомёты Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В) – назначение, боевые свойства, общее устройство и понятие о работе гранатомёта. Порядок разборки и сборки. Назначение, устройство частей, механизмов и принадлежностей. Тема. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), Тема. Приборы наблюдения Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, общее устройство биноклей, перископов-разведчика. Шкалы приборов и пользование ими. Тема. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема. Средства связи Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их назначение и краткая характеристика. Тема. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Предупреждение инфекционных заболеваний Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их проникновения в организм человека. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ. МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в вижении. Тема. Строи отделения Развёрнутый строй отделения. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения в две шеренги и обратно. Походный строй отделения. Тема. Суточный наряд (общие положения). Подготовка суточного наряда, развод суточного наряда. Дежурный по роте. Дневальный по роте. Безопасность военной службы. Общие положения и основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Подъём по тревоге – сигналу «Сбор» (практическое занятие). Особенности внутренней службы при расположении войск в полевых условиях в лагерях (общие положения). Тема. Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации. Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Гарнизонный наряд (общие положения). Гарнизонный патруль. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Стрелковое оружие и гранатомёты Назначение, устройство и принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомёта. Порядок хранения гранатомёта и гранаты, уход на ними и сбережение. Меры безопасности при обращении с гранатой и при стрельбе из гранатомёта. Тема. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты Назначение, ручной гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа. Тема. Приборы наблюдения Подготовка приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов. Формула «тысячной» и её применение. Тема. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Инженерное имущество Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка инструмента. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Тема. История развития оружия массового поражения Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою. Тема. Основное понятие о ядерном оружии Ядерные боеприпасы. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы. Тема. Основные понятия о химическом оружии Определение химического оружия. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Принципы устройства и действие химических боеприпасов. Тема. Основное понятие о бактериологическом (биологическом) оружии Определение, основные свойства бактериологическом (биологическом) оружия. Внешние признаки применения. Тема. Зажигательное оружие и защита от него Определение зажигательного оружия. Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Тема. Средства индивидуальной защи Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов Передача команд (сигналов) и постановка задач по радио. Тема. Основы управления в бою Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядоких подачи различными способами. Защита средств связи от средств поражения противника. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Предупреждение инфекционных заболеваний Иммунитет, назначение и порядок проведения предохранительных прививок военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции. Требования Устава внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации о сохранении здоровья военнослужащих. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ. МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Тема. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Ремень ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ». Тема. Строи отделения Походный строй отделения. Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два и обратно в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов в составе отделения. Тема. Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации. Организация караульной службы и подготовка караулов (общие положения). Подготовка караулов. Права и обязанности лиц караула. Разводящий и его обязанности. Часовой и его обязанности. Смена часовых (практическое занятие). МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Стрелковое оружие и гранатомёты Снайперская винтовка Драгунова (СВД) – назначение, боевые свойства. Принцип устройства и действие автоматики. Оптические прицелы для СВД. Тема. Приборы наблюдения Подготовка приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов. Формула «тысячной» и её применение. Тема. Общие сведения по основам стрельбы Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Понятие о траектории и её элементах. Тема. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою Общее положение проверки боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою. Правила и порядок проверки боя АК-74М и приведение его к нормальному бою. Определение средней точки попадания (СТП). Тема. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Маскировка Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия осовременных средствах разведки, наблюдения и меры маскировки от них. Табельные и подручные средства маскировки и их использование для маскировки личного состава, боевой техники и инженерных сооружений. Распределение учебных часов модуля 4 по годам обучения/классам МОДУЛЬ. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Тема. Средства индивидуальной защи Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом команды. Выполнение нормативов. Тема. Оказание помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им. Правила поведения на зараженной местности. Тема. Основы радиационной, химической и биологической разведки Основные задачи, организация и ведение радиационного и химического наблюдения, разведки и дозиметрического контроля в подразделениях. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ Тема. Основы управления в бою Защита технических средств разведки, радиомаскировка. Мобильные средства связи ротной сети Тема. Работа на радиостанциях ротной сети Настройка и работа на радиостанциях ротной сети. Правила обнаружения, порядок устранения простейших неисправностей. Организация связи в наступлении и обороне. МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет перевязочный, индивидуальный. Их предназначение, порядок и правила пользования. МОДУЛЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Тема. Интересы предпочтений Изучение профессиональных предпочтений и интересов человека. Соотнесение склонностей, способностей и интересов с различными конкретными профессиями. Тема. Диагностическое определение ПВК (профессионально важных качеств) ПЛАНИРУЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЯЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ВОЕНОЙ ПОДГОТОВКИ» ЛИЧНОСТНЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотического воспитания: • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края народов России; • ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; • умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудового воспитания: • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; экологического воспитания: • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностны е результаты , обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды , включают: • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные п профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; • способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также оперировать терминами представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования должны отражать: Познавательны е УУД базовы е логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); базовы е исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; Коммуникативны е УУД Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, • обосновывать необходимость применения групповых форы взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивны е УУД Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональны й интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способвыражения эмоций; принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать все вокруг. ПРЕДМЕТНЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающихконкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования обеспечивают возможность изучения учебных предметов, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебныхпредметов, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие иего свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности. 5 КЛАСС Предметные результаты по предмету «Основы военной подготовки» должны обеспечивать умение: • выбирать источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; • анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ, их основные требования; • применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся; описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия; • точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся; • ориентироваться в источниках тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и другим источникам; • выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; • представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика, тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; • • • • • • • • • • 6 КЛАСС использовать различные источники тематической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке тематической информации; различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта, ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из внутренней и внешней баллистики; использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и меры безопасности при обращении с оружием; владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе; применять на практике основы военной топографии; читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним; определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты; совершать движение по азимуту днём; составлять схемы местности и карточку огня отделения; 7 КЛАСС • описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода • • • • • • • • • • • • • • • • основных иностранных армий; определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального окопа, окопа на отделение; выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке; выполнять нормативы по тактической подготовке; подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия; использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи пострадавшим и раненым; накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки кровотечения; проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание; описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов; 8 КЛАСС владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования подчинёнными в повседневной деятельности; оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические периоды; применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований общевоинских уставов в повседневной деятельности; применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения умелому и эффективному применению оружия; выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые действия войск; пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз, респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами подразделений; работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств радиосвязи; • ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и местным предметам; • пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; • • • • • • • • • 9 КЛАСС применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим, биологическим и зажигательным оружием; использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического использования военных знаний в различных областях деятельности; подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных, общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ; воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в мире; сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих событий оценивать положительные и негативные последствия современной военнополитической ситуации в мире; оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск Вооружённых Сил РФ; наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые в боевых документах. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего 1 контрольные работы практические работы 1 2 Государственные символы РФ. Исполнение гимна (практика) Строи и управление ими. 0 2 2 3 Строевая стойка для 1 года обучения. 1 1 4 Повороты на месте и в движении для 1 и 2 года 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Видеозапись обучения. 5 Движение в строю. Строевой шаг. Строевой шаг с оружием. Повороты на месте и в движении. 2 2 1 1 2 2 8 Воинское приветствие. Выход из строя. Подход к начальнику и отход от него. К бою на месте. К бою на месте. Переползания. 1 1 9 строевая подготовка "Смотр песни и строя». 3 3 10 История создания русского стрелкового оружия. 1 11 Тактико-технические характеристики автомата Калашникова . Огневая подготовка. 1 1 2 2 Уставы Вооруженных сил РФ. Виды и назначение. История создания Уставов ВС РФ. Виды и назначение Уставов. Знаки различий. Военная форма". "Погоны и звания. Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. 1 0 Видеозапись 1 0 Квиз 1 0 Выполнение задания с ЭВТ 1 0 ЭОР Юнармия 1 0 Видеозапись 1 1 19 Ориентирование по компасу и топографической карте. Туристическая подготовка. Костры. 1 1 20 Криминогенные ситуации. 1 0 Видеозапись 21 Первая помощь при электротравме, утоплении, тепловом ударе. Общая физическая подготовка. Комплексы утренней зарядки. Самостраховка на занятиях по специальной и общей физической подготовке. Нормы ГТО - Готов к труду и обороне. 3 0 Видеозапись Ордена и медали. Маршалы Победы. Создание боевого листка. Итого часов 1 0 34 0 6 7 12 13 14 15 16 17 18 22 23 24 25 0 Видеозапись 2 2 1 1 1 1 Видеозапись 22