РП ОБиЗР 8-9

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2024 года №222

«30 » августа 2024 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 8-9 классов

Березовский городской округ, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
и защиты Родины» на уровень основного общего образования для
обучающихся 8–9-х классов БМАОУ СОШ №2 разработана
в соответствии с требованиями:
•
•

•

•

•

•

•

•
•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности жизнедеятельности», утвержденной решением
коллегии Минпросвещения 24.12.2018;
положения о рабочей программе БМАОУ СОШ №2;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
безопасности и защиты Родины».

Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности
по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
•

способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового

•

•

образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы
рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного
поведения
в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и социального характера.

Изучение учебного предмета ОБЗР предусматривается в течение двух
лет в 8–9-х классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЗР
отводится 68 часов, из них по 34 часа – в каждом классе.
Для реализации программы используются учебники, допущенные
к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858:
Основы безопасности жизнедеятельности (в 2 частях), 8–9-е
классы/Рудаков Д.П. и др., под научной редакцией Шойгу Ю.С.,
АО «Издательство "Просвещение"»;
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования приказом Минпросвещения от 04.10.2023
№ 738:
•

•

электронный образовательный ресурс «Домашние задания.
Основное
общее
образование.
Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
5–9-й
класс,
АО
«Издательство
"Просвещение"»;
Содержание учебного предмета

Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:

•

•
•
•
•
•
•
•
•

фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы
российского общества, безопасности страны, закрепленные
в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, национальные интересы
и угрозы национальной безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биологосоциального характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях, система ОКСИОН;
история развития гражданской обороны;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его
получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения,
порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок
действий населения при объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба,
добровольная и обязательная подготовка к службе в армии.

Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
•
•
•
•
•
•
•
•

•

история возникновения и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации;
этапы становления современных Вооруженных Сил Российской
Федерации;
основные направления подготовки к военной службе;
организационная структура Вооруженных Сил Российской
Федерации;
функции и основные задачи современных Вооруженных Сил
Российской Федерации;
особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации;
воинские символы современных Вооруженных Сил Российской
Федерации;
виды, назначение и тактико-технические характеристики основных
образцов вооружения и военной техники видов и родов войск
Вооруженных Сил Российской Федерации (мотострелковых
и танковых
войск,
ракетных
войск
и артиллерии,
противовоздушной обороны);
организационно-штатная
структура
и боевые
возможности
отделения, задачи отделения в различных видах боя;

•

•

•

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

состав, назначение, характеристики, порядок размещения
современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки
военнослужащего;
вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактикотехнические характеристики основных видов стрелкового оружия
(автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет Калашникова
(РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская
винтовка Драгунова (СВД));
назначение и тактико-технические характеристики основных видов
ручных гранат (наступательная ручная граната РГД-5, ручная
оборонительная граната Ф-1, ручная граната оборонительная
(РГО), ручная граната наступательная (РГН));
история создания общевоинских уставов;
этапы становления современных общевоинских уставов;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации,
их состав и основные понятия, определяющие повседневную
жизнедеятельность войск;
сущность единоначалия;
командиры (начальники) и подчиненные;
старшие и младшие;
приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;
воинские звания и военная форма одежды;
воинская дисциплина, ее сущность и значение;
обязанности
военнослужащих
по соблюдению
требований
воинской дисциплины;
способы достижения воинской дисциплины;
положения Строевого устава;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка,
выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы
(головной убор) — снять (надеть)», повороты на месте.

Модуль
№ 3 «Культура
в современном обществе»:
•
•
•
•

безопасности

жизнедеятельности

безопасность жизнедеятельности: ключевые понятия и значение
для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;

•
•

понятия опасной и чрезвычайной ситуации, сходство и различия
опасной и чрезвычайной ситуации;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях.

Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов
питания;
бытовые отравления и причины их возникновения;
признаки отравления, приемы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приемы и правила
оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами;
приемы и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе
из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные
последствия, приемы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия
с ними, ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
ситуации криминогенного характера;
правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников
в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом
посторонних;
классификация аварийных ситуаций на коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила предупреждения возможных аварий на коммунальных
системах, порядок действий при авариях на коммунальных
системах.

Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
•

правила дорожного движения и их значение;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

условия обеспечения безопасности участников дорожного
движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств,
ремень безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных
средствах при опасных и чрезвычайных ситуациях;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда, мопеда
и иных средств индивидуальной мобильности;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные
происшествия
и причины
их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных
происшествий;
порядок
действий
очевидца
дорожно-транспортного
происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (внеуличного,
железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных
происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе
вызванных террористическим актом;
приемы и правила оказания первой помощи при различных
травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.

Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
•
•
•
•
•
•
•

общественные
места
и их характеристики,
потенциальные
источники опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия
с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания
людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;

•
•

•

опасности криминогенного и антиобщественного характера
в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально
опасных) вещей и предметов, а также в случае террористического
акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными
органами.

Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

природные чрезвычайные ситуации и их классификация;
опасности в природной среде: дикие животные, змеи, насекомые
и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
автономные условия, их особенности и опасности, правила
подготовки к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном пребывании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины
их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне
природного пожара;
правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок
действий, необходимый для снижения риска попадания в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий,
необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при
начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоемах, правила
купания на оборудованных и необорудованных пляжах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при
наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при
нахождении в зоне цунами;
ураганы, смерчи, их характеристики и опасности, порядок
действий при ураганах, бурях и смерчах;

•
•

•
•

грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в грозу;
землетрясения
и извержения
вулканов,
их характеристики
и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе
при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения
вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение
экологии для устойчивого развития общества;
правила
безопасного
поведения
при
неблагоприятной
экологической обстановке (загрязнении атмосферы).

Модуль № 8 «Основы
помощи»:
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

медицинских

знаний.

Оказание

первой

смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»,
их содержание и значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных
привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение
здоровья;
понятие
«инфекционные
заболевания»,
причины
их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры
их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия,
проводимые
государством
по обеспечению
безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных
ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия,
пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия, панфитотия);
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация,
факторы риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты
от них;
диспансеризация и ее задачи;
понятия
«психическое
здоровье»
и «психологическое
благополучие»;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса,
способы саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по ее оказанию,
универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;

•

порядок действий при оказании первой помощи в различных
ситуациях, приемы психологической поддержки пострадавшего.

Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
•
•

•
•

•
•
•
•
•

•
•

общение и его значение для человека, способы эффективного
общения;
приемы и правила безопасной межличностной коммуникации
и комфортного
взаимодействия
в группе,
признаки
конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины
развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых
конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания
и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок
действий при его опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны
(медиатора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее
насилие и буллинг;
манипуляции
в ходе
межличностного
общения,
приемы
распознавания манипуляций и способы противостояния им;
приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям,
которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение
в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность)
и способы защиты от них;
современные молодежные увлечения и опасности, связанные
с ними, правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
•

•
•

•

понятие «цифровая среда», ее характеристики и примеры
информационных
и компьютерных
угроз,
положительные
возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы
и приложения и их разновидности;

•
•

•
•

•

правила кибергигиены, необходимые для предупреждения
возникновения опасных ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещенного контента в интернете
и его признаки, приемы распознавания опасностей при
использовании интернета;
противоправные действия в интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для снижения рисков
и угроз при использовании интернета (кибербуллинга, вербовки
в различные организации и группы);
деструктивные течения в интернете, их признаки и опасности,
правила
безопасного
использования
интернета
по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную
деструктивную деятельность.

Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
•
•
•

•
•
•

понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины,
возможные варианты проявления и последствия;
цели
и формы
проявления
террористических
актов,
их последствия, уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция
и ее цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок
действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в случае теракта (нападение
террористов
и попытка
захвата
заложников,
попадание
в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства,
подрыв взрывного устройства).

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные
результаты
достигаются
в единстве
учебной
и воспитательной
деятельности
в соответствии
с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных

социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего
в готовности
обучающихся
к саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе и личностному самоопределению, осмысленному ведению
здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил
экологического поведения, к целенаправленной социально значимой
деятельности, принятию внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета
ОБЗР,
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
•

•

•

•

осознание
российской
гражданской
идентичности
в поликультурном
и многоконфессиональном
обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России,
к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа;
уважение к символам государства, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга — защите
Отечества.

2. Гражданское воспитание:
•

•
•
•
•

•

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений
в поликультурном
и многоконфессиональном
обществе;
представление о способах противодействия коррупции;

•

•
•

•

•

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию
и взаимопомощи,
активное
участие
в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений
и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности
личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии
основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств, неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, развитие способности
к конструктивному диалогу с другими людьми.

3. Духовно-нравственное воспитание:
•
•

•

•

•

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и ответственность
личности
в условиях
индивидуального
и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесение иного вреда собственному здоровью
и здоровью окружающих;
формирование
личности
безопасного
типа,
осознанного
и ответственного
отношения
к личной
безопасности
и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

•

•

формирование гармоничной личности, развитие способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной
жизни;
понимание
взаимозависимости
счастливого
юношества
и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:
•

•

•

•

ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание
причин,
механизмов
возникновения
и последствий
распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных
средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков,
овладение
способностью
оценивать
и прогнозировать
неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные
решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учетом
реальных условий и возможностей.

6. Физическое воспитание, формирование
и эмоционального благополучия:
•

•
•

•

культуры

здоровья

понимание личностного смысла изучения учебного предмета
ОБЗР,
его
значения
для
безопасной
и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание
последствий
и неприятие
вредных
привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья;

•
•

•
•
•

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде;
способность
адаптироваться
к стрессовым
ситуациям
и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние свое и других людей,
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание:
•

•

•

•
•
•

•

•

•

установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной
деятельности
и развитие
необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования
и жизненных
планов
с учетом
личных
и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учебе, способности
применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы
рационального
и безопасного
поведения
в опасных
и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения
опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания
в различных средах (в помещении, на улице, на природе,
в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:
•

•

•
•
•
•

ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального
характера
экологических
проблем
и путей
их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты
характеризуют
сформированность
у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных
дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность
их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются
в готовности
к самостоятельному
планированию
и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЗР, должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными действиями.
Базовые логические действия:
•

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);

•
•

•
•
•
•

•

устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
и противоречия
в рассматриваемых
фактах,
данных
и наблюдениях;
предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
•

•

•

•

формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать
причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.

Работа с информацией:
•

•

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

•

•

•

•

находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение
системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
•

•

•
•

•

уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной
речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями
общения, определять предпосылки возникновения конфликтных
ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных
знаков
и намерения
других,
уважительно,
в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство
позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат
выступления и готовить различные презентационные материалы.

3.
Овладение
действиями.

универсальными

учебными

регулятивными

Самоорганизация:
•
•

выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных
и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия
решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма)

•

и способ решения учебной задачи с учетом собственных
возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный
алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
•

•

•
•
•
•
•

давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям
других, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать
право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля
всего вокруг.

Совместная деятельность (сотрудничество):
•

•

•

понимать
и использовать
преимущества
командной
и индивидуальной работы при решении конкретной учебной
задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять
роли и понимать свою роль, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, подчиняться, выделять общую точку зрения,
договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнера, которые помогали
или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество
своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы
критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчета перед группой.

Предметные результаты
8-й класс

Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
•
•

•

•
•
•
•

•

•
•
•

•
•

объяснять значение Конституции Российской Федерации;
раскрывать содержание статей 2, 4, 20, 41, 42, 58, 59 Конституции
Российской Федерации, пояснять их значение для личности
и общества;
объяснять значение Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
раскрывать понятия «национальные интересы» и «угрозы
национальной безопасности», приводить примеры;
раскрывать классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабам
и источникам возникновения, приводить примеры;
раскрывать способы информирования и оповещения населения
о чрезвычайных ситуациях;
перечислять основные этапы развития гражданской обороны,
характеризовать роль гражданской обороны при чрезвычайных
ситуациях и угрозах военного характера;
выработать навыки безопасных действий при получении сигнала
«Внимание
всем!»,
изучить
средства
индивидуальной
и коллективной защиты населения, вырабатывать навыки
пользования фильтрующим противогазом;
объяснять порядок действий населения при объявлении эвакуации;
характеризовать современное состояние Вооруженных Сил
Российской Федерации;
приводить примеры применения Вооруженных Сил Российской
Федерации
в
борьбе
с неонацизмом
и международным
терроризмом;
раскрывать понятия «воинская обязанность», «военная служба»;
раскрывать содержание подготовки к службе в армии.

Модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»:
•
•
•
•

иметь представление об истории зарождения и развития
Вооруженных Сил Российской Федерации;
владеть информацией о направлениях подготовки к военной
службе;
понимать
необходимость
подготовки
к военной
службе
по основным направлениям;
осознавать значимость каждого направления подготовки к военной
службе в решении комплексных задач;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

иметь представление о составе, предназначении видов и родов
Вооруженных Сил Российской Федерации;
понимать функции и задачи Вооруженных Сил Российской
Федерации на современном этапе;
понимать значимость военной присяги для формирования образа
российского военнослужащего — защитника Отечества;
иметь представление об основных образцах вооружения и военной
техники;
иметь представление о классификации видов вооружения
и военной техники;
иметь
представление
об основных
тактико-технических
характеристиках вооружения и военной техники;
иметь представление об организационной структуре отделения
и задачах личного состава в бою;
иметь представление о современных элементах экипировки
и бронезащиты военнослужащего;
знать алгоритм надевания экипировки и средств бронезащиты;
иметь представление о вооружении отделения и тактикотехнических характеристиках стрелкового оружия;
знать основные характеристики стрелкового оружия и ручных
гранат;
знать историю создания уставов и этапов становления
современных общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации;
знать структуру современных общевоинских уставов и понимать
их значение для повседневной жизнедеятельности войск;
понимать принцип единоначалия, принятый в Вооруженных Силах
Российской Федерации;
иметь
представление
о порядке
подчиненности
и взаимоотношениях военнослужащих;
понимать порядок отдачи приказа (приказания) и его выполнения;
различать воинские звания и образцы военной формы одежды;
иметь представление о воинской дисциплине, ее сущности
и значении;
понимать принципы достижения воинской дисциплины;
уметь оценивать риски нарушения воинской дисциплины;
знать основные положения Строевого устава;
знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
знать строевые приемы на месте без оружия;
выполнять строевые приемы на месте без оружия.

Модуль
№ 3 «Культура
в современном обществе»:

безопасности

жизнедеятельности

•
•
•
•
•
•
•
•
•

характеризовать значение безопасности жизнедеятельности для
человека;
раскрывать смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск»,
«культура безопасности жизнедеятельности»;
классифицировать и характеризовать источники опасности;
раскрывать и обосновывать общие принципы безопасного
поведения;
моделировать реальные ситуации и решать ситуационные задачи;
объяснять сходство и различия опасной и чрезвычайной ситуаций;
объяснять механизм перерастания повседневной ситуации
в чрезвычайную ситуацию;
приводить
примеры
различных
угроз
безопасности
и характеризовать их;
раскрывать и обосновывать правила поведения в опасных
и чрезвычайных ситуациях.

Модуль № 4 «Безопасность в быту»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать основные источники опасности в быту;
объяснять права потребителя, выработать навыки безопасного
выбора продуктов питания;
характеризовать
бытовые
отравления
и причины
их возникновения;
характеризовать правила безопасного использования средств
бытовой химии;
иметь навыки безопасных действий при сборе ртути в домашних
условиях в случае, если разбился ртутный термометр;
раскрывать признаки отравления, иметь навыки профилактики
пищевых отравлений;
знать правила и приемы оказания первой помощи, иметь навыки
безопасных действий при отравлениях, промывании желудка;
характеризовать
бытовые
травмы
и объяснять
правила
их предупреждения;
знать правила безопасного обращения с инструментами;
знать меры предосторожности от укусов различных животных;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при
ушибах, переломах, растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах
животных, кровотечениях;
владеть правилами комплектования и хранения домашней аптечки;
владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки
безопасных
действий
при
обращении
с газовыми
и электрическими приборами;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

владеть правилами безопасного поведения и иметь навыки
безопасных действий при опасных ситуациях в подъезде и лифте;
владеть правилами и иметь навыки приемов оказания первой
помощи при отравлении газом и электротравме;
характеризовать пожар, его факторы и стадии развития;
объяснять
условия
и причины
возникновения
пожаров,
характеризовать их возможные последствия;
иметь навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе,
в подъезде, в лифте;
иметь навыки правильного использования первичных средств
пожаротушения, оказания первой помощи;
знать
права,
обязанности
и иметь
представление
об ответственности граждан в области пожарной безопасности;
знать порядок и иметь навыки вызова экстренных служб;
знать порядок взаимодействия с экстренными службами;
иметь представление об ответственности за ложные сообщения;
характеризовать
меры
по предотвращению
проникновения
злоумышленников в дом;
характеризовать ситуации криминогенного характера;
знать правила поведения с малознакомыми людьми;
знать правила поведения и иметь навыки безопасных действий при
попытке проникновения в дом посторонних;
классифицировать аварийные ситуации на коммунальных системах
жизнеобеспечения;
иметь навыки безопасных действий при авариях на коммунальных
системах жизнеобеспечения.

Модуль № 5 «Безопасность на транспорте»:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

знать правила дорожного движения и объяснять их значение;
перечислять и характеризовать участников дорожного движения
и элементы дороги;
знать условия обеспечения безопасности участников дорожного
движения;
знать правила дорожного движения для пешеходов;
классифицировать и характеризовать дорожные знаки для
пешеходов;
знать
«дорожные
ловушки»
и объяснять
правила
их предупреждения;
иметь навыки безопасного перехода дороги;
знать правила применения световозвращающих элементов;
знать правила дорожного движения для пассажиров;
знать обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств;

•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

знать правила применения ремня безопасности и детских
удерживающих устройств;
иметь навыки безопасных действий пассажиров при опасных
и чрезвычайных
ситуациях
в маршрутных
транспортных
средствах;
знать правила поведения пассажира мотоцикла;
знать правила дорожного движения для водителя велосипеда,
мопеда,
лиц,
использующих
средства
индивидуальной
мобильности;
знать дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы
велосипедиста;
знать правила подготовки и выработать навыки безопасного
использования велосипеда;
знать требования правил дорожного движения к водителю
мотоцикла;
классифицировать
дорожно-транспортные
происшествия
и характеризовать причины их возникновения;
иметь навыки безопасных действий очевидца дорожнотранспортного происшествия;
знать порядок действий при пожаре на транспорте;
знать особенности и опасности на различных видах транспорта
(внеуличного, железнодорожного, водного, воздушного);
знать обязанности пассажиров отдельных видов транспорта;
иметь навыки безопасного поведения пассажиров при различных
происшествиях на отдельных видах транспорта;
знать правила и иметь навыки оказания первой помощи при
различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций
на транспорте;
знать способы извлечения пострадавшего из транспорта.

Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»:
•
•
•
•
•
•

классифицировать общественные места;
характеризовать
потенциальные
источники
опасности
в общественных местах;
знать правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия
с ними;
уметь планировать действия в случае возникновения опасной или
чрезвычайной ситуации;
характеризовать риски массовых мероприятий и объяснять правила
подготовки к посещению массовых мероприятий;
иметь навыки безопасного поведения при беспорядках в местах
массового пребывания людей;

•
•
•
•
•
•

•

иметь навыки безопасных действий при попадании в толпу
и давку;
иметь навыки безопасных действий при обнаружении угрозы
возникновения пожара;
знать правила и иметь навыки безопасных действий при эвакуации
из общественных мест и зданий;
знать навыки безопасных действий при обрушениях зданий
и сооружений;
характеризовать опасности криминогенного и антиобщественного
характера в общественных местах;
иметь представление о безопасных действиях в ситуациях
криминогенного
и антиобщественного
характера,
при
обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей
и предметов, а также в случае террористического акта, в том числе
при захвате и освобождении заложников;
иметь
навыки
действий
при
взаимодействии
с правоохранительными органами.

9-й класс
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

классифицировать и характеризовать чрезвычайные ситуации
природного характера;
характеризовать опасности в природной среде: дикие животные,
змеи, насекомые и паукообразные, ядовитые грибы и растения;
иметь представление о безопасных действиях при встрече
с дикими животными, змеями, насекомыми и паукообразными;
знать правила поведения для снижения риска отравления
ядовитыми грибами и растениями;
характеризовать автономные условия, раскрывать их опасности
и порядок подготовки к ним;
иметь представление о безопасных действиях при автономном
пребывании в природной среде: ориентирование на местности,
в том числе работа с компасом и картой, обеспечение ночлега
и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия;
классифицировать
и характеризовать
природные
пожары
и их опасности;
характеризовать факторы и причины возникновения пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении
в зоне природного пожара;
иметь представление о правилах безопасного поведения в горах;

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

характеризовать снежные лавины, камнепады, сели, оползни,
их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях, необходимых для
снижения риска попадания в лавину, под камнепад, при попадании
в зону селя, при начале оползня;
знать общие правила безопасного поведения на водоемах;
знать правила купания, понимать различия между оборудованными
и необорудованными пляжами;
знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
иметь представление о безопасных действиях при обнаружении
тонущего человека летом и человека в полынье;
знать правила поведения при нахождении на плавсредствах
и на льду;
характеризовать наводнения, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при наводнении;
характеризовать цунами, их внешние признаки и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении
в зоне цунами;
характеризовать ураганы, смерчи, их внешние признаки
и опасности;
иметь представление о безопасных действиях при ураганах
и смерчах;
характеризовать грозы, их внешние признаки и опасности;
иметь навыки безопасных действий при попадании в грозу;
характеризовать
землетрясения
и извержения
вулканов
и их опасности;
иметь представление о безопасных действиях при землетрясении,
в том числе при попадании под завал;
иметь представление о безопасных действиях при нахождении
в зоне извержения вулкана;
раскрывать смысл понятий «экология» и «экологическая
культура»;
объяснять значение экологии для устойчивого развития общества;
знать правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке (загрязнении атмосферы).

Модуль № 8 «Основы
помощи»:
•
•

медицинских

знаний.

Оказание

первой

раскрывать смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
и их содержание, объяснять значение здоровья для человека;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;

•
•
•
•

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

раскрывать содержание элементов здорового образа жизни,
объяснять пагубность вредных привычек;
обосновывать личную ответственность за сохранение здоровья;
раскрывать понятие «инфекционные заболевания», объяснять
причины их возникновения;
характеризовать механизм распространения инфекционных
заболеваний,
выработать
навыки
соблюдения
мер
их профилактики и защиты от них;
иметь представление о безопасных действиях при возникновении
чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения
(эпидемия, пандемия);
характеризовать основные мероприятия, проводимые государством
по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения
(эпидемия, пандемия, эпизоотия, панзоотия, эпифитотия,
панфитотия);
раскрывать понятие «неинфекционные заболевания» и давать
их классификацию;
характеризовать факторы риска неинфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер профилактики неинфекционных
заболеваний и защиты от них;
знать назначение диспансеризации и раскрывать ее задачи;
раскрывать понятия «психическое здоровье» и «психическое
благополучие»;
объяснять понятие «стресс» и его влияние на человека;
иметь навыки соблюдения мер профилактики стресса, раскрывать
способы саморегуляции эмоциональных состояний;
раскрывать понятие «первая помощь» и ее содержание;
знать состояния, требующие оказания первой помощи;
знать универсальный алгоритм оказания первой помощи;
знать назначение и состав аптечки первой помощи;
иметь навыки действий при оказании первой помощи в различных
ситуациях;
характеризовать
приемы
психологической
поддержки
пострадавшего.

Модуль № 9 «Безопасность в социуме»:
•
•

характеризовать общение и объяснять его значение для человека;
характеризовать признаки и анализировать способы эффективного
общения;

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

раскрывать приемы и иметь навыки соблюдения правил
безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе;
раскрывать признаки конструктивного и деструктивного общения;
раскрывать понятие «конфликт» и характеризовать стадии его
развития, факторы и причины развития;
иметь представление о ситуациях возникновения межличностных
и групповых конфликтов;
характеризовать безопасные и эффективные способы избегания
и разрешения конфликтных ситуаций;
иметь навыки безопасного поведения для снижения риска
конфликта и безопасных действий при его опасных проявлениях;
характеризовать способ разрешения конфликта с помощью третьей
стороны (медиатора);
иметь представление об опасных формах проявления конфликта:
агрессия, домашнее насилие и буллинг;
характеризовать манипуляции в ходе межличностного общения;
раскрывать приемы распознавания манипуляций и знать способы
противостояния ей;
раскрывать приемы распознавания противозаконных проявлений
манипуляции
(мошенничество,
вымогательство,
подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред
жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или
деструктивную деятельность) и знать способы защиты от них;
характеризовать современные молодежные увлечения и опасности,
связанные с ними, знать правила безопасного поведения;
иметь навыки безопасного поведения при коммуникации
с незнакомыми людьми.

Модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»:
•
•
•
•

•
•

раскрывать понятие «цифровая среда», ее характеристики
и приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
объяснять положительные возможности цифровой среды;
характеризовать риски и угрозы при использовании интернета;
знать общие принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
характеризовать опасные явления цифровой среды;
классифицировать и оценивать риски вредоносных программ
и приложений, их разновидностей;

•

•
•
•
•

•
•

иметь
навыки
соблюдения
правил
кибергигиены
для
предупреждения возникновения опасных ситуаций в цифровой
среде;
характеризовать основные виды опасного и запрещенного контента
в интернете и характеризовать его признаки;
раскрывать приемы распознавания опасностей при использовании
интернета;
характеризовать противоправные действия в интернете;
иметь навыки соблюдения правил цифрового поведения,
необходимых для снижения рисков и угроз при использовании
интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации
и группы);
характеризовать деструктивные течения в интернете, их признаки
и опасности;
иметь навыки соблюдения правил безопасного использования
интернета, необходимых для снижения рисков и угроз вовлечения
в различную деструктивную деятельность.

Модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
•

•
•
•
•
•

•

•

объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм», раскрывать
их содержание, характеризовать причины, возможные варианты
проявления и их последствия;
раскрывать цели и формы проявления террористических актов,
характеризовать их последствия;
раскрывать основы общественно-государственной системы, роль
личности в противодействии экстремизму и терроризму;
знать
уровни
террористической
опасности
и цели
контртеррористической операции;
характеризовать признаки
вовлечения
в террористическую
деятельность;
иметь навыки соблюдения правил антитеррористического
поведения и безопасных действий при обнаружении признаков
вербовки;
иметь представление о признаках подготовки различных форм
терактов, объяснять признаки подозрительных предметов, иметь
навыки безопасных действий при их обнаружении;
иметь представление о безопасных действиях в случае теракта
(нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание
в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства,
подрыв взрывного устройства).

Тематическое планирование
8-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов и тем
(цифровые)
Контрольные
Практические
п/п
образовательные
программы
Всего работы
работы
ресурсы
Модуль 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства

1

Роль безопасности в жизни
человека,
общества, 1
государства

2

Чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного
1
и биолого-социального
характера

3

Мероприятия по оповещению
и защите населения при ЧС
1
и возникновении
угроз
военного характера

4

Защита Отечества как долг
1
и обязанность гражданина

Итого по разделу

4

Модуль 2. Военная подготовка. Основы военных знаний
5

Вооруженные
Силы
Российской
Федерации — 1
защита нашего Отечества

6

Состав

и назначение 1

Электронный
образовательный
ресурс «Домашние
задания. Основное
общее образование.
Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
5–9-й
класс,
АО «Издательство
"Просвещение"»

Вооруженных Сил Российской
Федерации

7

Основные образцы вооружения
и военной
техники
Вооруженных Сил Российской
1
Федерации
(основы
технической
подготовки
и связи)

8

Организационно-штатная
структура
мотострелкового
1
отделения
(взвода)
(тактическая подготовка)

9

Виды, назначение и тактикотехнические
характеристики
стрелкового оружия и ручных
1
гранат
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
(огневая подготовка)

Общевоинские уставы — закон
10 жизни
Вооруженных
Сил 1
Российской Федерации
Военнослужащие
11 и взаимоотношения
между 1
ними (общевоинские уставы)
12

Воинская
дисциплина,
1
ее сущность и значение

Строевые приемы и движение
13 без
оружия
(строевая 1
подготовка)
Итого по разделу

9

Модуль 3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
14

Основы
безопасности
1
жизнедеятельности

15

Правила поведения в опасных
1
и чрезвычайных ситуациях

Итого по разделу

2

Модуль 4. Безопасность в быту
Основные опасности в быту.
16 Предупреждение
бытовых 1
отравлений
17

Предупреждение
травм

бытовых

1

Безопасная
эксплуатация
18 бытовых
приборов
и мест 1
общего пользования
19 Пожарная безопасность в быту
20

1

Предупреждение
ситуаций
1
криминального характера

Безопасные
действия
при
21 авариях
на коммунальных 1
системах жизнеобеспечения
Итого по разделу

6

Модуль 5. Безопасность на транспорте
22 Правила дорожного движения

1

23 Безопасность пешехода

1

24 Безопасность пассажира

1

25 Безопасность водителя

1

Безопасные
действия
26 дорожно-транспортных
происшествиях
27

при

1

Безопасность
пассажиров
1
на различных видах транспорта

Первая
помощь
при
28 чрезвычайных
ситуациях 1
на транспорте
Итого по разделу

7

Модуль 6. Безопасность в общественных местах
29

Основные
опасности
1
в общественных местах

Правила
безопасного
30 поведения
при посещении 1
массовых мероприятий
31

Пожарная
безопасность
1
в общественных местах

32

Пожарная
безопасность
1
в общественных местах

Безопасные
действия
33 в ситуациях
криминогенного 1
и антиобщественного характера
Безопасные
действия
34 в ситуациях
криминогенного 1
и антиобщественного характера
Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ

0

0

9-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов и тем
(цифровые)
Контрольные
Практические
образовательные
п/п
программы
Всего
работы
работы
ресурсы
Модуль 1. Безопасность в природной среде

1

Правила
безопасного
1
поведения в природной среде

2

Безопасные
автономном

действия
при
1
существовании

Электронный
образовательный
ресурс «Домашние
задания. Основное
общее образование.
Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
5–9-й
класс,
АО «Издательство
"Просвещение"»

в природной среде
3

Пожарная
безопасность
1
в природной среде

4

Безопасное поведение в горах

1

5

Безопасное
на водоемах

1

6

Безопасные
действия
наводнении, цунами

при

7

Безопасные
действия
урагане, смерче, грозе

при

8

Безопасные
действия
при
землетрясении,
извержении 1
вулкана

9

Экология и ее значение для
устойчивого
развития 1
общества

поведение

Итого по разделу

1
1

9

Модуль 2. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
10

Общие
о здоровье

представления

11

Предупреждение
и защита
1
от инфекционных заболеваний

12

Профилактика
неинфекционных заболеваний

Психическое
13 и психологическое
благополучие
14

здоровье

Первая
помощь
неотложных состояниях

при

1

1
1
1

Практикум
для
отработки
практических навыков первой
15 помощи
и психологической 1
поддержки, решения кейсов,
моделирования ситуаций

Практикум
для
отработки
практических навыков первой
16 помощи
и психологической 1
поддержки, решения кейсов,
моделирования ситуаций
Итого по разделу

7

Модуль 3. Безопасность в социуме
17

Общение —
основа
1
социального взаимодействия

Безопасные способы избегания
18 и разрешения
конфликтных 1
ситуаций
Безопасные способы избегания
19 и разрешения
конфликтных 1
ситуаций
20

Манипуляция
противостоять ей

и способы

21

Манипуляция
противостоять ей

и способы

22

Современные
увлечения.
1
Их возможности и риски

Итого по разделу

1
1

6

Модуль 4. Безопасность в информационном пространстве
23

Цифровая
среда —
1
ее возможности и риски

Вредоносные
24 и приложения,
защиты от них

программы
способы 1

Опасный
и запрещенный
25 контент:
способы 1
распознавания и защиты
Деструктивные
26 в интернете,
опасности

течения
их признаки, 1

27 Правила

безопасного 1

поведения в цифровой среде
Итого по разделу

5

Модуль 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму
28

Сущность
понятий
1
«терроризм» и «экстремизм»

Основы
общественногосударственной
системы
29
1
противодействия экстремизму
и терроризму
Основы
общественногосударственной
системы
30
1
противодействия экстремизму
и терроризму
Опасности
вовлечения
в экстремистскую
31
1
и террористическую
деятельность, меры защиты
Опасности
вовлечения
в экстремистскую
32
1
и террористическую
деятельность, меры защиты
Правила
безопасного
поведения
при
угрозе
33
1
и совершении
террористического акта
Правила
безопасного
поведения
при
угрозе
34
1
и совершении
террористического акта
Итого по разделу

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».