Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Акварель» для обучающихся 1 классов Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Программа разбита на блоки: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Цель программы: создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности. Задачи программы: развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами. Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты . Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика» . Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах: выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д; выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных); защиты проектов. Данная программа создана с учётом плана воспитательной работы БМАОУ СОШ№2. Творчество, художественно-творческая деятельность — важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. Реализация программы и формы проведения занятий Программа реализуется в работе с обучающимися 1—4 классов. Программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» рассчитана на1 класс – 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Формы организации занятий: художественно-творческая практика; творческие занятия; творческий проект; выставка-конкурс; квест; пленэр и фотопленэр; мастер-класс; экскурсии; виртуальные путешествия работа в творческих группах; фотографирование на природе; занятие в компьютерном классе школы игровая Виды деятельности • практическая художественно-творческая деятельность • Познавательная деятельность • Досугово — развлекательная деятельность • Социальное творчество • Трудовая деятельность Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания; - формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных обучающимися ее видов. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы воспитания. Творчество, художественнотворческая деятельность — важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности — это возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих способностей, развития его личности. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам обучения) . 1 класс (первый год обучения) Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Графические материалы, их свойства и особенности. Графические техники изображения. Компьютерная графика . Фотография, пленэр . Графическая практика Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья» . Рисование с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево . Рисование животных, игра «Большие и маленькие» . Задания на освоение приёмов изображения в графическом редакторе Paint . Композиция из листьев в технике тиснения . Техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой . Техника объёмной аппликации (симметричное вырезывание, планы). Создание композиции из каракулей-путаниц из линий. Персонажи для игры в тени: силуэты на трости (деревянной шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т . д . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб); приёмы изображения в графическом редакторе Paint; выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий; рисунки для игры в тени; композиции в смешанной технике; работа в технике объёмной аппликации . Форма организации. Художественно-творческая практика; игры «Каракули», «Большие и маленькие», «Волшебные тени»; коллективная работа; работа в творческих группах; фотографирование на природе; занятие в компьютерном классе школы . Модуль «живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности . Приёмы работы гуашью, акварелью . Живописная практика Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки) . Букет . Проект к празднику . Пейзаж в живописи . Натюрморт в живописи . Сказочные образы (люди, животные) . Приёмы работы в нетрадиционной технике . Композиция . Цвет и настроение . Техника монотипии . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж . Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный проект; выставка творческих работ в медийном пространстве (на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети) или в реальном формате . Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты . Приёмы лепки, смешение цветов . Практика по лепке Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам . Скульптурная композиция на тему человека и животного . Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов) . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из снега); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения . Техника безопасности . Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных материалов. Проект ювелирных украшений. Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок для оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки» . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или Paint); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование . Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования . Техника безопасности . Практика конструирования и макетирования. Содержание. Проект домика из овощей или фруктов, из варежки или сапога для маленьких человечков. Здание в технике оригами по материалам фотографирования на природе. «В объективе — здание». Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям). Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги и картона . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др.); конструирование постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных построек» с использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков (коробочки, пакеты); фотографирование . Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; мастер-класс; игровой проект «Много окон и дверей, полна горница людей»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой . Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; при- обретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями . Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке . Модуль «азбука цифровой графики» Фотопрактика Содержание. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения . Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная работа или работа в творческих группах; фотографирование на природе; беседа-обсуждение . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовнонравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания . Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве . Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностносмысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно- творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, раз- витию чувства личной причастности к жизни общества . Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества . Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности . Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства . Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде . Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта . Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями. Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении художественнотворческих заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для получения информации: поиско вые системы интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; контролировать свою деятельность в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественнотворческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности. 1 класс Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях внеурочной деятельности. Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы гуашью. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в процессе создания объёмного изображения. понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам (растительные, геометрические, анималистические). Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции. Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника. Качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; Модуль «Архитектура» Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа строения предмета Называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также соответствия учебной задаче, поставленной на занятии. Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью целенаправленного эстетического наблюдения природы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Практические работы Теория 1 Модуль «Графика» 6 3 3 2 Модуль «Живопись» 6 3 3 3 Модель «Скульптура» 4 2 2 4 Модуль «Декоративноприкладное творчество» Модуль «Архитектура» 10 5 5 3 1 2 2 1 1 2 1 1 33 16 17 5 Модуль «Восприятие прикладного творчества» Модуль «Азбука цифровой 7 графики» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 Электронные цифровые образовательные ресурсы http://www.smirnova.net/ http://www.artlib.ru/ https://resh.edu.ru/subject/7/ http://draw.demiart.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока 1 Всего 1 Теория 1 Виды деятельности Практические работы 0 Вводное занятие 2 Линии и формы в природе. 1 0,5 0,5 3 Компьютерная графика. 1 0,5 0,5 4 «Кружатся листья», композиция из 1 0 1 Знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и особенности; графические техники изображения; компьютерная графика; фотография, пленэр. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья». Задания по освоению приёмов изображения в графическом редакторе Paint: инструменты «Карандаш», «Кисть», «Ластик» и др.; цветовая палитра, базовые фигуры, их трансформация, поворот и т . д .; рисование линии разной толщины, создание простых изображений из базовых фигур и линий (мячик, гусеница, гриб, цветок, воздушные шары и др .); создание любой графической композиции; индивидуальная работ Композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, Электронные цифровые образовательные ресурсы http://www.smirnova.net/ http://publ.lib.ru/ARCHI VES/I/''Iskusstvo_risovani ya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo _risovaniya_i_jivopisi http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/l esson/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so l/026/ris_000.html https://resh.edu.ru/subje ct/7/ листьев пятно, силуэт); коллективная работа 5 «Мой питомец», рисование линией 1 0,5 0,5 6 «Волшебные тени», рисунки персонажей 1 0,5 0,5 7 Вводное занятие. 1 1 0 8 «Каждому цветку своё время», натюрморт 1 0,5 0,5 9 «Букет для вас», проект 1 0 1 10 «Осенняя природа», пейзаж 1 0,5 0,5 1 1 0 11 «Галерея сказочных героев» Рисование линией, пятном и штрихом животных, игра «Большие и маленькие». Рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка» или др. Силуэты на трости, т. е. деревянной шпажке; работа в творческой группе) Знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения. Создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки. Художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа. Приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки, фотографирование готовых работ Цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Старичоклесовичок, Леший, Кикимора и др .) и животных (конь-огонь, Петушок- http://draw.demiart.ru/ http://www.smirnova.net/ http://publ.lib.ru/ARCHI VES/I/''Iskusstvo_risovani ya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo _risovaniya_i_jivopisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/less on/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so l/026/ris_000.html 12 13 14 15 16 «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж Вводное занятие 1 1 0 1 0,5 1 0 «Домашний любимец», композиция 1 0,5 «Снеговик у ёлки», скульптура из снега 1 0 1 «Завертелась 1 0,5 0,5 Золотой гребешок, Чудо-юдо рыбакит, Золотая рыбка, Синяя птица и др); основные и составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова; «Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна Лебедь» Н . А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ Коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») Материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цветов пластилина; выполнение упражнений. Лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики» Лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале Игра «В мастерской лепки»: лепка http://www.museum.r https://resh.edu.ru/subje ct/7/ http://draw.demiart.ru/ http://www.smirnova.ne t/ http://publ.lib.ru/ARCH IVES/I/''Iskusstvo_risov aniya_i_jivopisi''/_''Isku sstvo_risovaniya_i_jivo pisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/less on/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so карусель», мастерская лепки 17 Вводное занятие 1 1 0 18 «Нарядилась ёлочка», конкурс 1 0,5 0,5 19 «Такие разные игрушки» 1 0,5 0,5 20 «Хоровод из ёлочек», украшение упаковки для подарка «Ювелиры» 1 0 1 1 1 0 21 сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) Материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности). «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами. Создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование сосновых шишек бусинами. Продолжение темы 8: украшение ёлки готовыми игрушками; фотографирование композиции; конкурс практических работ. мастер-класс (освоение приёмов изготовления игрушек из нехудожественных материалов (ниток, лоскутков) мастер-класс (освоение приёма декорирования; украшение упаковкикоробочки для подарка) Сюжетная игра (создание в технике монотипии комплекта украшений — l/026/ris_000.html http://www.museum.ru https://resh.edu.ru/subje ct/7/ http://draw.demiart.ru/ http://www.smirnova.ne t/ http://publ.lib.ru/ARCH IVES/I/''Iskusstvo_risov aniya_i_jivopisi''/_''Isku sstvo_risovaniya_i_jivo pisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/less on/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so l/026/ris_000.html 22 23 «Танцующие снежинки», воздушная подвеска «Рисуем бабочку нитью» 1 0 1 1 0,5 0,5 24 «Чудо-посуда» 1 0,5 0,5 25 Декоративное рисование 1 0,5 0,5 26 «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка 1 0,5 0,5 27 Вводное занятие 1 1 0 бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры, для героев любимых книг (добрых или злых) или для времени года; вариант задания: выполнение украшения в программе Paint; индивидуальная работа; компьютерный класс (связь с модулем «Азбука цифровой графики») Создание украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых работ) Мастер-класс (декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной техники изображения) Панно (роспись картонной формы посуды узорами городецкой и хохломской росписи; орнамент в полосе (рамка); коллективная работа) Украшаем птиц, рыб, животных — ящерку, жирафа и др.; техника тингатинга или техника на выбор; силуэт; работа для выставки; фотографирование готовых работ Лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето, околышки и т . д .) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование готовых изделий) Материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «Много окон и дверей полна горница http://www.museum.r u https://resh.edu.ru/subj ect/7/ http://draw.demiart.ru/ http://www.smirnova.net/ 28 29 «Домики из бумаги» «Город сказочных построек» 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 30 Фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате 1 0,5 0,5 31 «Герои сказок» 1 0,5 0,5 людей», игровой проект (проект домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из других предметов (вещей); фотографирование проектов) Оригами (по материалам фотопленэра «В объективе — здание» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); создание домиков в технике оригами; коллективная работа) Конструирование (по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, на курьих ножках, ледяной дворец, пряничный домик и др .; конструирование, аппликация с использованием объёмных элементов, симметричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование готовых работ) Беседа, обсуждение, оценка, впечатление, мнение. Занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; восприятие изображения героев сказок через http://publ.lib.ru/ARCHI VES/I/''Iskusstvo_risovani ya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo _risovaniya_i_jivopisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/less on/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so l/026/ris_000.html http://www.museum.ru https://resh.edu.ru/subje ct/7/ http://draw.demiart.ru/ http://www.smirnov a.net/ http://publ.lib.ru/ARC HIVES/I/''Iskusstvo_ri sovaniya_i_jivopisi''/_' 'Iskusstvo_risovaniya_ i_jivopisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/les son/m_13.shtm http://www.solnet.ee/s ol/026/ris_000.html 32 33 Вводное занятие с практикой Фотопленэр на темы «В объективе — здание», «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 1 0 1 33 17 16 книжную иллюстрацию; это занятие претворяет занятие «Галерея сказочных героев» модуля «Живопись». Композиция в фотографии, фотопленэр. Фотопленэр на темы «Эти разные деревья», «Цветы распускаются», «Отражение в воде» (восприятие природных объектов; выполнение тематических фотографий) Прогулка по городу и др.(восприятие природных объектов и предметной среды; выполнение тематических фотографий) http://www.museum.r u https://resh.edu.ru/subj ect/7/ http://www.smirnova.net/ http://publ.lib.ru/ARCHI VES/I/''Iskusstvo_risovani ya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo _risovaniya_i_jivopisi. http://www.artlib.ru/ http://www.cdrr.ru/less on/m_13.shtm http://www.solnet.ee/so l/026/ris_000.html http://www.museum.ru https://resh.edu.ru/subje ct/7/ http://draw.demiart.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские — синтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки; нехудожественные материалы (природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др., нитки «Ирис»; бисер; бусины; лоскутки разноцветных тканей; узкая изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки; пластмассовая посуда — стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки; алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др .); МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Возможные технические средства обучения: интерактивная доска; мультимедийный проектор; экспозиционный экран; персональный компьютер для учителя (ноутбук); фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон) . Наглядные пособия: коллекция презентаций по темам занятий; коллекция презентаций с работами обучающихся; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; муляжи для рисования; натюрмортный фонд (натура для изображения); электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др . Занятия могут проводиться в компьютерном классе, актовом зале, библиотеке в зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации обучения. Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий: графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до 6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь); живописные материалы (гуашь, акварель); пластические материалы (пластилин, глина); декоративные художественные материалы (аквагрим); бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и др .); ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/ http://www.smirnova.net/ http://www.artlib.ru/ https://resh.edu.ru/subject/7/ http://draw.demiart.ru/