Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для обучающихся 3,4 класса Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» имеет художественную направленность. Уровень программы – ознакомительный. Актуальность программы С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека. При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Школьный театр». Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» БМАОУ СОШ№2 разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках курса рабочей программы воспитания БМАОУ СОШ№2 «Курсы внеурочной деятельности». Содержание курса направлено на развитие творческих способностей обучающихся, формирование коммуникативных качеств, систему ценностей. Цель курса «Школьный театр» – приобщение обучающихся к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающихся. Основная идея курса — развитие творческих способностей обучающихся, формирование коммуникативных качеств, систему ценностей. Задачи курса: Образовательные: • обучить основам сценического действия; • познакомить с основным языком театрального искусства; • познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности; • дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины; Развивающие: • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление; • научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; • способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело; • воспитывать культуру поведения в театре; • формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; • содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса; • содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности. В программу входят теоретические и практические знания. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни. Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания; - формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. «Азбука театра» ( 2часа) Тема 1.1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Устав и название коллектива. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному». Тема 1.2 Театр как вид искусства.(1часа). Особенности театрального искусства. Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные профессии. Актер – главное «чудо». Раздел 2. «Сценическая речь» (6часов) Тема 2.1. Предмет сценической речи(1час) Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж. Тема 2.2. Художественное чтение. (1 часа) Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом Тема 2.3. Выразительное чтение. (1часа) Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи, посыл звука в зрительный зал. Участие в играх на выразительность и громкость голоса: «Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение». Тема 2.4. Дикционные упражнения(1 часа) Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок. Голосовой тренинг. Выразительное чтение по ролям. Разучивание и инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов. Тема 2.5. Развитие навыка логического анализа текста. (1 часа) Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения. Тема 2.6. Игры со словами и звуками . (1 часа) Участие в играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю я рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п. Раздел 3.Актерская грамота. (7 часов) Тема 3.1. Работа актера над собой. (1 час) Тема 3.2. Особенности сценического внимания. (2часа) Особенности сценического внимания. Тренинги на внимания Тема 3.3. Значение дыхания в актерской работе. (1 часа) Значение дыхания в актерской работе. Выполнение упражнений: на развитие сценического внимания. Работа над дыхание. Тема 3.4. Мышечная свобода. (1 часа) Мышечная свобода. Зажим. Тренинги и выполнение упражнений с приемами релаксации Тема 3.5. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. (1 часа) Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова, этюдовнаблюдений. Тема 3.6. Сценическая задача и чувство. (1 часа) Сценическая задача и чувство. Выполнение упражнений на коллективную согласованность действий Раздел 4. Предлагаемые обстоятельства. (Театральные игры) 4 часов. Тема 4.1. Понятие «театральная игра». (1 часа) Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Тема 4.2. Понятие «Предлагаемые обстоятельства». (1 часа) Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играхпревращениях, сюжетных играх. Тема 4.3. Составление этюдов. (1 часа) Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. Тема 4.4. Импровизация. (1 часа) Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки». Раздел 5. Ритмопластика.( 5 часов) Тема 5.1. Пластика. (1 часа) Мышечная свобода. Жесты. Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев) Тема 5.2. Тренировка суставно-мышечного аппарата. (1 часа) Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тема 5.3. Речевая и двигательная гимнастика. (1 часа) Речевая и двигательная гимнастика. Выполнение упражнений при произнесении элементарных стихотворных текстов. Произношение текста в движении. Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов, прозы Тема 5.4. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. (1 часа) Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме. Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического рисунка, для развития актерской выразительности Тема 5.5. Пластическая импровизация на музыку разного характера. (1часа) Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх на определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Раздел 6. Работа над инсценировками. ( 9 час) Тема 6.1. Работа над инсценировками. (2часа) Чтение литературного произведение. Разбор. Тема 6.2. Работа над инсценировками. (1часа) Разбор. Читка по ролям. Тема 6.3. Работа над инсценировками. (1 часа) Разучивание текстов. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Тема 6.4. Работа над инсценировками. (1 часа) Разбор мизансцен. Выполнение сценического действия, своей задачи. Тема 6.5. Работа над инсценировками. (2 часа) Выполнение сценического действия, своей задачи. Прогон. Тема 6.6. Работа над инсценировками. (1 часа) Сценическая оценка. Прогон. Раздел 7.Творческий отчет.(1 часа) Тема 7.1.Премьерный показ. ИТОГО: 34 часов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ■ выразительно читать и правильно интонировать; ■ различать произведения по жанру; ■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; ■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи; ■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; ■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ■ ориентироваться в сценическом пространстве; ■ выполнять простые действия на сцене; ■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; ■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте; ■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; ■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; ■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; ■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: ■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки; ■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; ■ планирование своих действий на отдельных этапах работы; ■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; ■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: ■ развить интерес к театральному искусству; ■ освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); ■ сформировать представления о театральных профессиях; ■ освоить правила проведения рефлексии; ■ строить логическое рассуждение и делать вывод; ■ выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: ■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; ■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; ■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; ■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Азбука театра 2 2 0 2 Сценическая речь 6 3 3 3 Актерская грамота 7 3 4 4 Предлагаемые обстоятельства. (Театральные игры) 4 2 2 5 Ритмопластика 5 3 2 6 Работа над инсценировками 9 3 6 7 Творческий отчет. 1 0 1 34 16 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Театр как вид искусства. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 0 2 Театр как вид искусства. 1 1 0 3 Предмет сценической речи. 1 1 0 4 Художественное чтение 1 0 1 5 Выразительное чтение. 1 0 1 6 Дикционные упражнения 1 0,5 0,5 7 Развитие навыка логического анализа текста 1 0,5 0,5 8 Игры со словами и звуками 1 0 1 9 Работа актера над собой 1 1 0 10 Особенности сценического внимания. 1 1 0 11 Особенности сценического внимания. 1 0 1 12 Значение дыхания в актерской работе. 1 0 1 13 Мышечная свобода. 1 0 1 14 Понятие о предлагаемых обстоятельствах 1 0 1 15 Сценическая задача и чувство. 1 1 0 16 Понятие «театральная игра». 1 1 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 17 Понятие «Предлагаемые обстоятельства» 1 0 0 18 Составление этюдов. 1 0 1 19 Импровизация 1 0 1 20 Пластика. 1 1 0 21 Тренировка суставно-мышечного аппарата 1 1 0 22 Речевая и двигательная гимнастика. 1 0 1 23 Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. 1 1 0 24 Пластическая импровизация на музыку разного характера 1 0 1 25 Работа над инсценировками. Чтение литературного произведение. Разбор. 1 1 0 26 Работа над инсценировками. Чтение литературного произведение. Разбор. 1 0,5 0,5 27 Работа над инсценировками. Разбор. Читка по ролям. Читка по ролям. 1 0 1 28 Работа над инсценировками. Разучивание текстов. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Этюдные репетиции на площадке. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 29 Работа над инсценировками. Разучивание текстов. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Этюдные репетиции на площадке. 30 Работа над инсценировками. Разбор мизансцен. Выполнение сценического действия, своей задачи. 1 0 1 31 Работа над инсценировками. Выполнение сценического действия, своей задачи. Прогон. 1 0 1 32 Работа над инсценировками. Сценическая оценка. Прогон. 1 1 0 33 Работа над инсценировками. Сценическая оценка. Прогон. 1 0 1 34 Премьерный показ. 1 0 1 33 16 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975; 8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Устройство сцены в театре http://istoriyateatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.sht