Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физическая культура Модуль. Фитнес-аэробика» для обучающихся 1-4 классов Березовский городской округ, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка. В процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер, темперамент, пристрастия и склонности. Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства. В процессе обучения педагогом определены решаются следующие задачи: развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танцевальной культуре; развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося; формирование у учащихся внимательного отношения к собственным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластическому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности; развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памяти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности; привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими и оказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни. Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях фитнес-аэробикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует 2 ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 6-11-летнего возраста. Предмет «Фитнес-аэробика» изучается в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час. Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий. Схема построения занятия во всех классах одинакова: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. Различается содержание и время, отведенное на каждую из частей занятия. На основную часть занятия в 1 классе отводится 15 минут, во 2 и 3 классах - 30 минут, в 4 классе - 35 минут. Основная часть занятий 1 и 2 классов содержит учебно- тренировочные задания, а в 3 и 4 классах больше отводится времени на разучивание танцев. За период обучения учащиеся получают определенный программой объем знаний и умений, качество которых ежегодно проверяется. Зачеты проводятся по изученной дисциплине по практическим умениям. Учитель подводит итоги учебного года, дает оценку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения. Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность. 3 Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания; - формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов: «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. «Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия. «Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между фитнес-аэробикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями: 1. позиции ног; 2. позиции рук; 3. позиции в паре; 4. рисунок танца; 5. линия танца; 6. направление движения; 7. углы поворотов. Предмет «Фитнес-аэробика» включает разминку, общеразвивающиеупражнения, танцевальные элементы и детские танцы. РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ) Проводится в начале каждого урока в середине зала стоя, либо лежа на 5 гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж) выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия: − правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музыкадвижение»; − художественное или выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания. Задача данного этапа – развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев: 1. на носках, каблуках, 2. перекаты стопы, 3. высоко поднимая колени, 4. выпады, 5. ход лицом и спиной, 6. бег с подскоками, 7. галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Перестроения для танцев: 1. “линии”, 2. “хоровод”, 3. “шахматы”, 4. “змейка”, 5. “круг”. Задача данного этапа – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды. Программа обучения выдвигает следующие задачи музыкально- ритмической деятельности детей 6-11-летнего возраста: − научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий); − переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу; − отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах; − менять движения в соответствии с двух-, трех частной формой и музыкальными фразами; − закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-танец- марш). Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения. 6 ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация. Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы. Содержание программы по годам обучения 1 КЛАСС (первый год обучения) 1 час в неделю, 33 часа. Задача: развить ритмическое и музыкальное восприятие, научить использовать паузы в движении, формирование правильной осанки, сохранение эластичности мышц посредством упражнений на пластику и растяжку. 2 КЛАСС (второй год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать. 3 КЛАСС (третий год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Задача: продолжение развития чувства ритма, музыкальности, пластики, координации, развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре. 4 КЛАСС (четвертый год обучения) 1 час в неделю, 34 часа. Задача: осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. 3. Оценочные материалы Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению». Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности: 7 1.Куда наступает (как переносим вес); 2.Как ставим ногу (как работает стопа); 3.Что делает колено; 4.Как работают бедра; 5.Что делает корпус; 6.Как танцуют руки; 7.Куда направлен взгляд (что делает голова). Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке. Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы: − принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; − принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; − принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность. Принципы дидактики: − принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; − принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; − принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца; 8 − принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; − принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; − принцип доступности и посильности; − принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения Приемы: − комментирование; − инструктирование; − корректирование. Знания, умения и навыки к концу четырех лет обучения Фитнес-аэробика, элементы музыкальной грамоты: − уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; − чувствовать характер музыки и передавать его с манерой исполнения движения; − уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4; − отмечать в движении сильную долю такта; − уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений; − отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок; − иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: маршпесня-танец; − выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; 9 − иметь навыки актёрской выразительности; − распознать характер танцевальной музыки; − иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско; − исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно − уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры; различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.; − уметь анализировать музыку разученных танцев; − слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении. Основные танцевальные определения и понятия: − знать позиции ног и рук классического танца, народно - сценического танца; − усвоить правила постановки корпуса; − уметь исполнять основные упражнения на середине зала; − знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; − знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; − освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе; − иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений; − знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия; − знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое; уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) - вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком. Танец: − понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно. − В конце 1 года обучения дети должны: − знать элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (музыкальное вступление, части); динамические оттенки (форте – пиано, стаккато – легато); акцент. 10 − Уметь исполнять ритмические упражнения начиная и оканчивая движения вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять движения в различных темпах. Определять характер танцевальной музыки словами и передача характера в движении. Передавать динамические оттенки в движении. Учащиеся должны свободно перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу; построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение в зале. Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали. Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом. − В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс. Элементы музыкальной грамоты: строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза); длительности целые, половинные, четверти, восьмые, ритмический рисунок. Учащиеся должны передавать в движении изменения темпа; передача в движении длительностей и ритмического рисунка. Уметь перестроиться из колонны по одному в колонну по три (тройки). Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверки). Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу. Знать позиции и упражнения − классического танца. Постановку корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6. Позиции рук: подготовительное положение 1, 2, 3. Положение рук за юбочку, руки вниз ладонью, руки ладонями на поясе Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом. − В конце 3 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру. Элементы музыкальной грамоты: уметь различать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; понятие о такте и затакте. Могли выполнить ритмические упражнения с музыкальным заданием; передать в движении характер музыки, размер и ритмический рисунок. Прослушать и сделать простейший анализ танцевальной музыки (определение характера, музыкального размера и строения). Могли перестроиться из одного круга в два. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного. Выразительно двигаться в танцах (согласованность и гармония рук, ног, корпуса, головы). 11 В конце 4 года обучения дети должны уметь исполнять танец на художественный образ. Уметь импровизировать под незнакомую музыку. Творческая деятельность: − раскрытие творческих способностей; − развитие организованности − самостоятельности; − иметь представления о народных танцах. 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Фитнес-аэробика». К числу планируемых результатов освоения курса, основной образовательной программы отнесены: Личностные результаты • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями; • проявление дисциплинированности; • трудолюбия и упорства в достижении целей. Метапредметные результаты • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; • управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательныхдействий. Предметные результаты • выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне; • формирование музыкального восприятия; • представления о выразительных средствах музыки; • развитие чувства ритма; • умения характеризовать музыкальное произведение; • согласовывать музыку и движение. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделы, темы Введение. Что такое фитнес-аэробика Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановкакорпуса. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, притоп) Понятие о правой, левой руке. Повороты и наклоны корпуса Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры поотношению к зрителю. Ракурс Танцы народов РФ, их особенности и костюмы Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Ритмическая схема. Ритмическая игра. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). Простейшие танцевальные элементы в форме игры Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Всего 1 1 1 1 1 13 14 15-16 Синхронность и координация движений, используя танцевальныеупражнения. Упражнения для профилактики плоскостопия. Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развитияправильной осанки. 1 1 2 17 18 Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». Упражнения на расслабление мышц 1 1 19 20 21 Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». Музыкальные, танцевальные темы. Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». 1 1 1 22 23 24 25-26 27 Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение,исполнители , костюмы. Правила танцевального этикета. Аэробика. Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. 1 1 1 2 1 28 Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32-33 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Ритмические упражнения. Гимнастика Parter. Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 Наименование разделы, темы Введение. Что такое фитнес-аэробика Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановкакорпуса. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, притоп) Понятие о правой, левой руке. Повороты и наклоны корпуса Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс Танцы народов РФ, их особенности и костюмы Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. Ритмическая схема. Ритмическая игра. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). Простейшие танцевальные элементы в форме игры Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. Упражнения для профилактики плоскостопия. Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». Упражнения на расслабление мышц Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». Музыкальные, танцевальные темы. Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. 1 1 1 2 Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 23 24 25-26 27 28 29 30 31-32 33-34 Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители , костюмы. Правила танцевального этикета. Аэробика. Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Ритмические упражнения. 1 1 2 1 1 1 Гимнастика Parter. Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. 2 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование разделы, темы Введение. Что такое фитнес-аэробика Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп) Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. Понятие о рабочей и опорной ноге Понятие «шаг» 45,90,180 градусов. Растяжка. Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест» Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками, животом. Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп. Разучивание позиций рук, ног. Наклоны и повороты с хореографической точки зрения. Гимнастические элементы Ритмические упражнения в различных комбинациях. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Три подразделения в танце и музыке. Общее понятие. Марш. Понятие о марше, ритмический счет. 1 Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25-26 27 28 29-30 31-32 33-34 Три «кита» в музыке. Песня и танец. Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом. Танцевальный бег (ход на полупальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве. Урок-игра. Приставные шаги, синхронность. Аэробика. Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. Партнер и партнерша. Понятие дуэт и квартет в танце Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. Гимнастика Parter. Игровые двигательные упражнения с предметами. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование разделы, темы Введение. Что такое фитнес-аэробика Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп.) Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. Понятие о рабочей и опорной ноге. Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп. Ритмическая схема, ритмическая игра Этюдная работа. Игры, Понятие пантомима. Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом. 14 Танцевальный бег (ход на полупальцах), упражнения для профилактики 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20-21 22-23 24 25-26 27 28-29 30-31 32 33 34 плоскостопия Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве. Танцы народов РФ, их особенности и костюмы Танцевальный элемент «Марш». Ритмические упражнения «Притопы», «Припляс». Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. Танец «Полька» Танец «Кадриль» Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. Бальный танец «Вальс». Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Аэробика. Гимнастика Parter. Упражнения на расслабление мышц. Игровые двигательные упражнения с предметами. Творческий концерт 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 2 1 1 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Введение. Что такоефитнес-аэробика 1 1 0 2 Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. 1 0,5 0,5 3 Первый подход к ритмическому исполнению(хлопки, притоп) 1 0,5 0,5 4 Понятие о правой, левой руке. Повороты и наклоны корпуса 1 0,5 0,5 5 Поза исполнителя. Зритель,исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс 1 0,5 0,5 6 Танцы народов РФ, их особенности и костюмы 1 1 0 7 Танцевальная зарядка.Упражнения для рук. 1 0,5 0,5 8 Ритмическая схема.Ритмическая игра. 1 0,5 0,5 9 Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). 1 0,5 0,5 10 Простейшие танцевальные элементы в форме игры 1 0,5 0,5 Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 Этюдная работа. Игры.Понятие пантомима. 1 0,5 0,5 12 Упражнения для развитияплавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. 1 0,5 0,5 13 Синхронность и координация движений,используя танцевальные упражнения. 1 0,5 0,5 14 Упражнения для профилактики плоскостопия. 1 0,5 0,5 15 Гимнастика. Упражненияна дыхание, упражнения для развития правильной осанки. 1 0,5 0,5 16 Гимнастика. Упражненияна дыхание, упражнения для развития правильной осанки. 1 0,5 0,5 17 Упражнения для суставов.Разминка «Буратино». 1 0,5 0,5 18 Упражнения на расслабление мышц 1 0,5 0,5 19 Этюдная работа.Пантомима. Игра«Телефон», «Замри». 1 0 1 20 Музыкальные, танцевальные темы. 1 0,5 0,5 21 Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели»,«Мельница». 1 0,5 0,5 22 Настроение в музыке и танце. 1 0,5 0,5 Характер исполнения. 23 Выразительные средствамузыки и танца. Музыка,движение, исполнители , костюмы. 1 0,5 0,5 24 Правила танцевальногоэтикета. 1 0,5 0,5 25 Аэробика. 1 0,5 0,5 26 Аэробика. 1 0,5 0,5 27 Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. 1 1 0 28 Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. 1 0,5 0,5 29 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. 1 0,5 0,5 30 Ритмические упражнения. 1 0,5 0,5 31 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 32 Фигуры в танце. Квадрат,круг, линия, звездочка, воротца, змейка. 1 0,5 0,5 33 Фигуры в танце. Квадрат,круг, линия, звездочка, воротца, змейка. 1 0,5 0,5 33 18 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Введение. Что такоефитнес-аэробика 1 1 0 2 Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. 1 0,5 0,5 3 Первый подход к ритмическому исполнению(хлопки, притоп) 1 0,5 0,5 4 Понятие о правой, левой руке. Повороты и наклоны корпуса 1 0,5 0,5 5 Поза исполнителя. Зритель,исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс 1 0,5 0,5 6 Танцы народов РФ, их особенности и костюмы 1 1 0 7 Танцевальная зарядка.Упражнения для рук. 1 0,5 0,5 8 Ритмическая схема.Ритмическая игра. 1 0,5 0,5 9 Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). 1 0,5 0,5 10 Простейшие танцевальные элементы в форме игры 1 0,5 0,5 Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 Этюдная работа. Игры.Понятие пантомима. 1 1 0 12 Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. 1 0,5 0,5 13 Синхронность и координация движений,используя танцевальные упражнения. 1 0,5 0,5 14 Упражнения для профилактики плоскостопия. 1 0,5 0,5 15 Гимнастика. Упражненияна дыхание, упражнения для развития правильной осанки. 1 0,5 0,5 16 Гимнастика. Упражненияна дыхание, упражнения для развития правильной осанки. 1 0,5 0,5 17 Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». 1 0,5 0,5 18 Упражнения на расслабление мышц 1 0,5 0,5 19 Этюдная работа.Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». 1 0,5 0,5 20 Музыкальные, танцевальные темы. 1 1 0 1 0,5 0,5 1 1 0 21 22 Разучивание простейшихтанцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». Настроение в музыке итанце. Характер исполнения. 23 Выразительные средствамузыки и танца. Музыка,движение, исполнители , костюмы. 1 1 0 24 Правила танцевальногоэтикета. 1 1 0 25 Аэробика. 1 0,5 0,5 26 Аэробика. 1 0,5 0,5 27 Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце. 1 1 0 28 Танцевальные игры для развития музыкальности ислуха. 1 0,5 0,5 29 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. 1 0,5 0,5 30 Ритмические упражнения. 1 0,5 0,5 31 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 32 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 33 Фигуры в танце. Квадрат,круг, линия, звездочка, воротца, змейка. 1 0 1 34 Фигуры в танце. Квадрат,круг, линия, звездочка, воротца, змейка. 1 0 1 34 20 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Введение. Что такое фитнес-аэробика 1 1 0 2 Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. 1 0,5 0,5 3 Первый подход к ритмическому исполнению(хлопки, выстукивания, притоп) 1 0,5 0,5 4 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. 1 0,5 0,5 5 Понятие о правой, левойруке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса 1 0,5 0,5 6 Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ,середина. 1 0,5 0,5 7 Понятие о рабочей и опорной ноге 1 1 0 8 Понятие «шаг» 45,90,180градусов. Растяжка. 1 0,5 0,5 9 Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест» 1 0,5 0,5 10 Постановка корпуса.Движения плечами, бедрами, руками, 1 0,5 0,5 Электронные цифровые образовательные ресурсы животом. 11 12 Простейшие танцевальные элементы. Танцевальныйшаг, подскоки вперед, назад, галоп. Разучивание позиций рук,ног. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 13 Наклоны и повороты с хореографической точкизрения. 1 0,5 0,5 14 Гимнастические элементы 1 0,5 0,5 15 Ритмические упражнения вразличных комбинациях. 1 0,5 0,5 16 Упражнения на дыхание, упражнения для развитияправильной осанки. 1 0,5 0,5 17 Три подразделения в танцеи музыке. Общее понятие. 1 1 0 18 Марш. Понятие о марше,ритмический счет. 1 0,5 0,5 19 Три «кита» в музыке. Песняи танец. 1 0,5 0,5 20 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием,приставной, с притопом. 1 0,5 0,5 21 Танцевальный бег (ход на полупальцах). Упражнениядля профилактики плоскостопия 1 0,5 0,5 22 Тройной шаг. Упражнения ориентацию в пространстве. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 23 24 Урок-игра. Приставные шаги, на синхронность. 25 Аэробика. 1 0,5 0,5 26 Аэробика. 1 0,5 0,5 27 Бальный танец от эпохи средневековья до нашихдней. 1 1 0 28 Партнер и партнерша. Понятие дуэт и квартет в танце 1 1 0 29 Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. 1 0,5 0,5 30 Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. 1 0,5 0,5 31 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 32 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 33 Игровые двигательные упражнения с предметами. 1 0,5 0,5 34 Игровые двигательные упражнения с предметами. 1 0 1 34 19 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 Количество часов Тема урока Введение. Что такое фитнес- аэробика Основные танцевальныеправила. Приветствие. Постановка корпуса Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 1 0 1 0,5 0,5 3 Первый подход к ритмическому исполнению(хлопки, выстукивания, притоп.) 1 0,5 0,5 4 Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. 1 0,5 0,5 5 Понятие о правой, левойруке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. 1 0,5 0,5 6 Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ,середина. 1 0,5 0,5 7 Понятие о рабочей и опорной ноге. 1 1 0 8 Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп. 1 0,5 0,5 9 Ритмическая схема, ритмическая игра 1 0,5 0,5 10 Этюдная работа. Игры. 1 0,5 0,5 2 Электронные цифровые образовательные ресурсы Понятие пантомима. 11 Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. 1 0,5 0,5 12 Упражнения для развитияплавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. 1 0,5 0,5 13 Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием,приставной, с притопом. 1 0,5 0,5 14 Танцевальный бег (ход на полупальцах),упражнения для профилактики плоскостопия 1 0,5 0,5 15 Тройной шаг. Упражненияна ориентацию в пространстве. 1 0,5 0,5 16 Танцы народов РФ, их особенности и костюмы 1 0,5 0,5 17 Танцевальный элемент «Марш». 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 18 19 Ритмические упражнения «Притопы», «Припляс». Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца впаре. 20 Танец «Полька» 1 0,5 0,5 21 Танец «Полька» 1 0,5 0,5 22 Танец «Кадриль» 1 0,5 0,5 23 Танец «Кадриль» 1 0,5 0,5 24 Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней. 1 0,5 0,5 25 Бальный танец «Вальс». 1 0,5 0,5 26 Бальный танец «Вальс». 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 28 Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Аэробика. 29 Аэробика. 1 0,5 0,5 30 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 31 Гимнастика Parter. 1 0,5 0,5 32 Упражнения на расслабление мышц. 1 0 1 33 Игровые двигательные упражнения с предметами. 1 0 1 34 Творческий концерт 1 0 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 16 18 27 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 266 с. 2. Бекина, С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. – М.: Просвещение,1983. - 207с. 3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. –4. С.-Пб.: Лань, 2000. – 158с. 5. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток: 1-4 классы / В.И. Ковалько. –М.: ВАКО, 2009. – 272с. 6. Лифиц, И. В. Ритмика: учеб. пособ. для студ. сред. и высш. пед. учеб.зав. / И.В. Лифиц – М.: Академия, 1999. – 223 с. 7. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная: учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.: ил. 8. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей: учебно-методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 184с. 9. Франио, Г. Пособие по ритмике: для 2 класса музыкальной школы Г. Франио. – М.: Музыка, 2005. – 152с. 10.Зимина А. Н. Музыкально-ритмические движения // Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для вузов / А.Н.Зимина. – М., 2000. – С. 124-155. 11.Чибрикова-Луговская А. Ритмика/А. Чибрикова-Луговская // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 112-117 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 31 32