Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» для обучающихся 1-4 классов Березовский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3. Программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.), 4. Рабочей программы воспитания БМАОУ СОШ№2 Актуальность программы Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание. Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение». Задачи: Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как: 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Воспитательный потенциал курса реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ № 2 является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она предоставляет обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности в школе является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных) обучающимися через создание в школе воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания; - формирование в кружках, клубах, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Раздел «Виды речевой деятельности» (8 ч.) включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» (60 ч.) включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» (48 ч.) реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (7 ч.) содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» (12 ч.) является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. Общий объем учебного времени составляет 135 часов. Из них в 1-м классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4-м классе – 34 часа (1 час в неделю). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты: • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. • Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели занятий; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов. Познавательные УУД: • извлекать информацию, представленную в разных формах • (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Предметные результаты: • • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • • • • • • • • • • • • • • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять рассказ-характеристику героя; составлять устные и письменные описания; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Результаты освоения курса 1КЛАСС • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. 2 КЛАСС • Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное). • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный). • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. • Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей 3КЛАСС • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. • Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. • Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. • Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. 4КЛАСС • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое). • Воспринимать фактическое содержание художественного, научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. • Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. • Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. • Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. • Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Теоретическая часть Практическая часть Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 8 4 4 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Текст, тема текста, главная мысль текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 17 7 10 Устный пересказ текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. План текста. Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений 8 4 4 Источники информации: справочники, словари. Подготовка и презентация устных сообщений по предложенной теме. 33 15 18 1 2 3 Виды деятельности ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Теоретическая часть Практическая часть 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 10 5 5 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 16 8 8 3 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений 3 5 8 Виды деятельности Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастаниюубыванию). Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Приёмы поискового чтения. Использование приёмов поискового чтения при выполнении различных заданий. Приёмы изучающего чтения. Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Определение значения слов с помощью толкового словаря. Подробный и сжатый пересказ. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по предложенной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки). ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 16 18 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 8 4 4 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 18 8 10 Виды деятельности Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов). Упорядочивание информации по заданному основанию по алфавиту, по возрастаниюубыванию). Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Приёмы поискового чтения. Использование приёмов поискового чтения при выполнении различных заданий. Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий. Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план 3 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 4 4 34 16 18 текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, таблицы, схемы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Приёмы изучающего чтения: определение понятия, кластер, чтение с пометками, «Знаю - Хочу узнать - Узнал» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Краткий и развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя иллюстративный ряд (плакаты, рисунки, презентации). 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 8 4 4 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 18 8 10 Виды деятельности Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Понимание текста, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов). Упорядочивание информации по заданному основанию (по алфавиту, по возрастанию-убыванию). Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Приёмы поискового чтения. Инструкция. Выполнение заданий по инструкции. Определение последовательности выполнения действий, составление простейшей инструкции из 3-4 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Смысловые части текста, план текста. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Составление на основании текста письменного развёрнутого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос. Формулирование простых выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в 3 Работа с текстом: подготовка и презентация устных сообщений ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 34 4 4 16 18 тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Приёмы изучающего чтения: определение понятия, «Инсерт», «Выглядит как, звучит, как...», «Плюс - минус - интересно». Разные способы представления информации: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу, схему, диаграмму. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников, заполнение адресной и телефонной книги. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Источники информации: справочники, энциклопедии, словари. Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях. Подготовка выступлений перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями по выбранной теме, используя компьютерную презентацию ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 И. Токмакова «Сентябрь». 2 Сказка о медвежатах и детёнышах панды. 3 Надёжная защита. 4 Одежда для яблок. 5 Всего Теоретическая часть Практическая часть 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0 «Приятный» запах помойки. 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8 6 Сказка о Русалочке. 1 0 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 7 Рисовые картины. 1 1 0 https://m.edsoo.ru/7f410de8 8 Договор кота и мышей. Почему в мире много Кузнецовых? 1 0 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 9 Сказка о львёнке и мяче. 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8 10 Как напугать с помощью воздуха. Доктор медведь. 1 1 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 11 Деньги и гроши. 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8 12 Бумажные осы. Воздушные кораблики. 1 0 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 0 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ 13 Антикрыло. Строительство паутины. Зачем кобре очки? Хитрая фасоль. 14 Санта- Клаусы в шортах. 15 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8 1 0 1 В. Степанов «Что мы Родиной зовём». Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи. 1 1 0 0 1 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 1 18 «Белый медведь» и «Бурый медведь». Чувашские сказки. 1 1 0 19 В. Сивоглазов «Вечнозеленые растения». 1 0,5 0,5 20 В. Сивоглазов «Вечнозеленые растения». 1 0,5 0,5 21 Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». 1 0 1 22 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 25 Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной». Г. Скребицкий «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». Г. Скребицкого «Лесное эхо». Рассказ В. Осеевой «Сторож». 1 1 0 26 В. Осеева «Навестила». 1 0 1 27 1 1 0 28 Рассказ Е. Пермяка «Кто?». В. Драгунский «Англичанин Павля». 1 1 0 29 В. Драгунский «Англичанин Павля». 1 0 1 30 Экскурсия в библиотеку. 1 0 1 31 Л. Каминский «Как Петя ленился». 1 1 0 16 17 23 24 1 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 32 33 Л. Каминский «Как Петя ленился». А. Рахимов «Каникулы!!! Ура!!!». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 1 0 1 33 15 18 https://m.edsoo.ru/7f410de8 2 КЛАСС Количество часов № п/п 1 Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 1 0 2 И. Асеева «С Днём знаний». Г. Ладонщиков «С добрым утром!». 1 1 0 3 Удмуртские сказки. 1 0 1 1 1 0 4 Удмуртская сказка «Березка красавица». 5 Удмуртская сказка «Березка красавица». 1 0 1 6 Удмуртская сказка «Мышь и воробей». 1 1 0 7 Китайская сказка «Жадный Ча». 1 0 1 8 1 0 1 9 Китайская сказка «Жадный Ча». «Дракон». 1 0 1 10 Чувашская сказка «Откуда взялась река». 1 1 0 1 0 1 12 Чувашская сказка «Откуда взялась река». Экскурсия в библиотеку. 1 1 0 13 Сказка «Маленькая птичка». 1 0 1 14 Занятие в компьютерном классе. 1 0 1 15 Научно-познавательный текст «Пауксеребрянка». 1 0 1 11 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 16 Н. Сладков «Воздушный замок». 1 0,5 0,5 17 Н. Сладков «Воздушный замок». 1 0,5 0,5 18 Н. Сладков «Болтливые окуни». 1 0 1 19 Н. Сладков «Болтливые окуни». 1 1 0 20 Н. Сладков «Разговоры животных». 1 0 1 21 Рассказ В. Осеевой «Долг». 1 1 0 22 В. Осеева «Долг». 1 0 1 23 В. Осеева «Картинки». 1 1 0 24 В. Осеева «Картинки». 1 0 1 25 Л. Каминский «Послушный Петя». 1 1 0 26 Л. Каминский «Послушный Петя». 1 1 0 27 1 0 1 28 Л. Каминский «Игра в загадки». И. Бродский «История двойки». 1 1 0 29 И. Бродский «История двойки». 1 1 0 30 Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». 1 0 1 31 Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». 1 0 1 32 Рассказ В. Голявкина «Болтуны». 1 0 1 33 Рассказ В. Голявкина «Болтуны». 1 0 1 34 З. Письман «В летние каникулы». 1 1 0 34 16 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Теоретическая часть Практическая часть 1 А. Усачёв «1 сентября». 1 1 0 2 П. Синявский «Родная песенка». 1 1 0 3 П. Синявский «Родная песенка». 1 0 1 4 А. Пантелеев «Главный инженер». 1 0 1 5 А. Пантелеев «Главный инженер». 1 0 1 6 А. Пантелеев «Честное слово». 1 1 0 7 А. Пантелеев «Честное слово». 1 0 1 8 А. Пантелеев «Трус». 1 1 0 9 А. Пантелеев «Трус». 1 0 1 10 Тайская сказка «Птица-болтунья». 1 1 0 11 Тайская сказка «Птица-болтунья». 1 0 1 12 Китайская сказка «Олени и пёс». 1 1 0 13 Китайская сказка «Олени и пёс». 1 0 1 14 Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». 1 0 1 1 0 1 1 0 1 15 16 Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Занятие в компьютерном классе. Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 17 Н. Сладков «Домики на ножках». 1 1 0 18 Н. Сладков «Домики на ножках». 1 0 1 19 Н. Сладков «Они и мы». 1 0 1 20 Экскурсия в библиотеку. 1 1 0 21 1 1 0 22 Скребицкий Г. «Любитель песни». Скребицкий Г. «Любитель песни». 1 0 1 23 Скребицкий Г. «Весна». 1 0 1 24 Научно-познавательный текст «Тюлень». 1 1 0 25 Научно-познавательный текст «Тюлень». 1 1 0 26 Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». 1 1 0 27 Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». 1 1 0 1 1 0 1 0 1 30 Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Н. Носов «Заплатка». 1 0 1 31 Н. Носов «Заплатка». 1 0 1 32 Н. Носов «Огурцы». 1 0 1 33 Е. Евсеева «Каникулы». 1 1 0 1 1 0 34 16 18 28 29 34 Е. Евсеева «Каникулы». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 4 КЛАСС Количество часов № п/п 1 Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 1 0 2 Г. Ляховицкая «Осеннее чудо». Г. Ляховицкая «Осеннее чудо». 1 0 1 3 Г. Ладонщикова «Рисунок». 1 1 0 4 Г. Ладонщикова «Рисунок». 1 0 1 5 Занятие в компьютерном классе. 1 0 1 6 Пермяк «Сказка о большом колоколе». 1 1 0 7 Пермяк «Сказка о большом колоколе». 1 0 1 8 Н. Богданов «Фюнфкиндер». 1 1 0 9 Н. Богданов «Фюнфкиндер». 1 0 1 10 Н. Богданов «Боевой друг». 1 1 0 11 Н. Богданов «Боевой друг». 1 0 1 12 Н. Богданов «Дружба». 1 1 0 13 Калмыцкая сказка «Воробей весельчак». 1 1 0 14 Научно-познавательный текст «Воробей». 1 1 0 15 Научно-познавательный текст «Воробей». Н. Носов «Когда мы смеёмся». 1 0 1 1 1 0 16 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 http://schoolcollection.edu.ru/ http://school- collection.edu.ru/ 17 Н. Носов «Когда мы смеёмся». 1 0 1 18 Н. Сладков «Подводные ежи». 1 1 0 19 Н. Сладков «Подводные ежи». 1 0 1 20 Научно-познавательный текст «Ёрш». 1 1 0 21 Научно-познавательный текст «Ёрш». Тим Собакина «Подводная песня». 1 0 1 1 1 0 Тим Собакин «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы». 1 0 1 1 0 1 25 Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы». 1 0 1 26 Тим Собакин «Водолаз». 1 0 1 27 А. Саломатов «Его последний день». 1 1 0 28 А. Саломатов «Его последний день». 1 1 0 29 А. Саломатов «Урок истории». 1 1 0 30 1 0 1 1 0 1 32 А. Саломатов «Урок истории». Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». В. Капустин «Обиженный портфель». 1 0 1 33 Н. Анишин «Чем пахнет лето». 1 0 1 Н. Анишин «Чем пахнет лето». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 34 16 18 22 23 24 31 34 http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/7f410de8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Крылова. Чтение. Работа с текстом. М.: Экзамен. 2021. 2. Жиренко О.Е.: Смысловое чтение. 1-4 класс. Методические рекомендации. ФГОС. Вако,2019 г. 3. Литературное чтение. Итоговая аттестация..О.Н. Крылова. М.: Экзамен, 2019 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/