Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3, тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета с заместителем директора Приказом БМАОУ СОШ №2 /Казанцева О.Н./ от «01» сентября 2024 года №222 «30 » августа 2024 года /Колпакова С.Б./ Протокол от 30.08.2024 № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» для обучающихся 1-4 классов Березовский городской округ, 2024 1 Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). • воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: • принцип психологической комфортности создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести 2 ответственность за них. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый ^Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: • Практическая игра. • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. • Дидактические игры и задания, игровые упражнения; • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. • Участие в турнирах и соревнованиях. Содержание теоретического раздела программы Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей 3 возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Третий - четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Результаты образовательной деятельности: • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Формы контроля Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке. Содержание практического раздела программы 4 1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение 5 пешки. Дидактические игры и задания • "Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить незащищенную фигуру. • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах 6 черному королю. • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. К концу первого года обучения дети должны знать: • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; • правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого года обучения дети должны уметь: • ориентироваться на шахматной доске; • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; • правильно помещать шахматную доску между партнерами; • правильно расставлять фигуры перед игрой; • различать горизонталь, вертикаль, диагональ; • рокировать; • объявлять шах; • ставить мат; • решать элементарные задачи на мат в один ход. 7 Тематическое планирование № 1 2 Дата Тема урока Шахматная доска (3ч.) Кол-во Знакомство с шахматной доской. Белые и Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали Диагональ Большие и короткие диагонали Шахматные фигуры (20ч.) 1 1 4 Белые и черные фигуры 1 5 Виды шахматных фигур 1 6 7 Начальное положение Ладья. Место ладьи в начальном положении 1 1 8 9 10 Ход ладьи Слон. Место слона в начальном положении Ход слона 1 1 1 11 Ладья против слона 1 12 13 Ферзь. Место ферзя в начальном положении Ход ферзя 1 1 14 Ферзь против ладьи и слона 1 15 16 Конь. Место коня в начальном положении Ход коня 1 1 17 18 19 20 Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка. Место пешки в начальном положении Ход пешки Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня 1 1 1 1 21 Король. Место короля в начальном положении 1 22 Ход короля 1 23 Король против других фигур Шах (2ч.) 1 3 1 8 24 25 Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха Открытый шах. Двойной шах 1 1 Мат (5ч.) 26 29 30 Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты Рокировка. Длинная и короткая рокировка 31 Шахматная партия (4ч.) Игра всеми фигурами из начального положения 27 28 32 1 1 1 1 1 1 1 33 Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий. 34 Турнир. 1 1 Учебно - методическое обеспечение 1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40 с. 2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002. 5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002. 6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004. 7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005. Список литературы по программе 1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное 9 пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000. 2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000. 3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. - 1990. 4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 . 5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с. 6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968. 7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960. 8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. - 1990. 9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990. 1.8. . Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001. 1.9. .Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002. 1.10. Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. - 1996. 13 .И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995. 14 .Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966. 10