МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель методического
совета БМАОУ СОШ №2
Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2
Директор БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Щербакова Т.А.
Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Говорим на русском языке»
для обучающихся 1 - 4
классов
Березовский муниципальный округ,
2025 г.
Пояснительная записка
В школах Российской Федерации обучается большое количество детей из семей
переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. Для данных детей русский язык не является
родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и
учебникам, представляет огромную трудность. Поэтому одной из актуальных проблем
последних лет является обучение детей- мигрантов (инофонов) русскому языку с разным
уровнем развития речи, а тем более двуязычия.
Инофоны – это те, кто вырос или очутился в условиях двуязычия: в семье ребенок слышит
один язык, а вне семьи – другой. Инофонизм развивается стихийно, если родители не
планируют заранее языковое общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют
речь ребенка, не обращают внимания на её недостатки. Таким детям очень сложно учиться,
так как перед осмыслением учебного материала нужно осмыслить звучащую речь.
К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно
протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре:
традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Проведенный анализ национального состава учащихся БМАОУ СОШ № 2 г. Березовский,
Свердловской области показал, что почти четверть состава дети - нерусской
национальности, в некоторых классах их количество достигает 20%, из них половина слабо
владеет русским языком. На основании вышеизложенного, возникла необходимость
создания программы педагогической поддержки детей-инофонов РКИ «Уроки русской
речи».
Цель данного курса: формирование, развитие и коррекция устной и письменной речи детейинофонов.
Основные задачи курса:
обогащать словарный запас учащихся;
формировать навыки словообразования и словоизменения;
обучать правильному согласованию различных частей речи;
обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
способствовать формированию связной речи.
Основные принципы построения курса:
Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность определяется как
спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения русского языка детьми, у
которых русский язык не является родным, с учетом таких важнейших принципов
коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития,
онтогенетический принцип.
Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие
важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность,
сознательность,
сотрудничества.
активность,
индивидуальный
подход,
принципы
педагогики
Основные методы обучения: - практические;
- наглядно-демонстрационные; - игровые;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций; - словесные.
Общая характеристика курса РКИ
Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические
и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический
подход к материалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как
иностранного и способствует
запаса учащимися
категориями.
расширению и
совершенствованию с л о в а р н о г о
при одновременной работе над различными грамматическими
По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной
и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального
фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной
моторики и фонематического восприятия.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словаря, практическим
усвоением той или иной грамматической категории, развитием связной речи.
Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий той или иной
грамматической направленности. В середине основного этапа проводится динамическая
пауза, содержание которой в большинстве случаев соответствует лексической теме занятия.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, сообщение домашнего
задания, обсуждение результатов работы.
Программа направлена на развитие, творческих способностей, умение слушать и
контролировать свою и чужую речь, формирование уважительного отношения к человеку,
организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает
основу для развития речи школьников.
Описание курса РКИ «Уроки русской речи».
Занятия по данной программе проводятся в количестве 2 часов в неделю в течение одного
года и составляют 34 часа. Рабочая программа составлена для двух категорий учащихся. В
первую группу входят дети, не владеющих устной монологической (русской) речью, во
вторую -испытывающих трудности в письменной монологической (русской) речи.
Программа рассчитана на детей, плохо говорящих на русском языке и обучающихся в
БМАОУ СОШ №2 города Березовский.
Описание ценностных ориентиров содержания курса РКИ «Уроки русской речи».
Ведущее место в системе общего образования занимает русский язык. Это обусловлено
тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей
культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление
о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых
средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для
учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД должны отражать:
- воспитание чувства любви и уважения к русскому языку;
- осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках;
- формирование
деятельности;
навыков
сотрудничества
в
процессе
выполнения
совместной
- формирование толерантного отношения к культуре и традициям разных народов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- самостоятельное извлечение нужной информации;
- определение лексико-грамматических понятий и приведение
аналогии;
- осознаний поставленной задачи, восприятие её на слух, решать её;
своих примеров по
- составление небольших текстов по предложенной теме;
- осуществление сравнения, сопоставления, классификации по заданным признакам;
- работа с разными видами информации (представленными в текстовой, иллюстративной,
дидактической форме)
Регулятивные УУД:
- планирование (совместно с учителем) своих действий в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- выполнение действий по намеченному плану, а также по инструкциям;
- определение
правильность грамматических основ на слух, корректировка в случае
расхождения с эталоном;
- оценивание результата своих действий, внесение соответствующих корректив
Коммуникативные УУД:
- слушание собеседника и понимание речи других;
- участие в диалоге, общей беседе, выполнение правил речевого поведения (не перебивать,
выслушивать, стремиться понять речь собеседника);
- умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, грамотно отвечать на
поставленные вопросы, строить понятные грамматически оформленные высказывания;
- уметь сотрудничать со сверстниками, работать в группах.
Предметные результаты освоения русского языка (неродного):
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма)
2. Расширение знаний о русском языке
3. Обогащение активного и пассивного словарного запаса языка, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей.
4. Овладение основными нормами литературного языка; приобретение их использования в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность Содержание курса.
Программа РКИ «Уроки русского языка» для детей-мигрантов (инофонов) БМАОУ СОШ
№ 2 составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования на основе Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России,
Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени»
Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А. и
адаптирована к применению на базе школы.
Определение уровня владения языком должно начинаться с изучения уровня владения
языком, которое следует проводить в двух направлениях:
- изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки обучающегося;
-определение исходного
уровня
владения
русским
языком (особенности
функционирования русского языка в регионе, откуда прибыл ученик; наличие или
отсутствие русской языковой среды, язык в семье и т.д.)
Беседы с учащимися, тестирование позволяют определить уровень владения русским
языком (в соответствии с ФГОС).
- средний уровень – акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая
и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснение учителя из-за
незнания терминов и словесных сочетаний, используемых в учебных дисциплинах.
- слабый уровень – ученик с трудом, но понимает русскую речь, умеет читать, писать на
русском языке, говорить на определенные темы (о себе, о семье, общаться в магазине,
транспорте и т.п). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий
общению. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного
языка, замедленный темп речи, потому что ученик постоянно «ищет» слова для выражения
своей мысли (переводит с родного языка).
- нулевой уровень – ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет на
русском языке. Лексический запас очень ограничен. Сильно выраженный акцент.
Содержание реализации программы:
-определение уровня и комплектование группы; (Приложение 1)
- проведение занятий согласно календарно-тематическому планированию; - организация
психолого-педагогической помощи обучающимся;
- разработка памяток со справочными материалами по русском языку.
Организация реализации программы:
- учебный план;
- система условий реализации
Система оценки достижения планируемых результатов должна:
- определить состав инструментария оценивания;
- обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы;
- обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений, обучающихся в процессе
освоения программы «Русский язык для всех»;
- Предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга.
Условия успешного обучения детей-инофонов:
- тесное сотрудничество учителя, психолога, логопеда, социального педагога (помощь в
обеспечении условий социализации через взаимодействие и сотрудничество);
- чётко скоординированная программа (постепенное усложнение заданий и речевого
материала);
- работа с семьей (беседы, консультации);
- привлечение детей в спортивные секции, кружки по интересам (создание среды успеха и
доброжелательного общения между детьми);
Планируемые результаты освоения программы «Уроки русской речи» должны:
- обучить учащихся русскому языку согласно требованиям ФГОС;
- адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям проживания в России,
в частности в г. Березовский.
Комплектование групп
Приложение 1
Индивидуальная диагностическая карта речевого развития детей-инофонов
Фамилия, имя ученика:___________________________ Возраст:______ Класс: ______
Дата поступления в БМАОУ СОШ № 2:_______________________________________
№
Виды речевых знаний
Знает
Частично зн
Виды речевых умений
Умеет
Допускае
т ошибки/
Количество слов в минуту
Количество
ошибок
Способ чтени
1.Знание букв русского алфавита
Владение навыками описания и
повествования
Рассуждение
Умение составлять текст по серии
картинок - называть слова
называть слова
- составлять словосочетания - составлять
предложения
- составлять текст
Умение работать с текстом - нахождение
информации
-интерпретация информации
- осмысление информации
Техническая сторона чтения
Обучающий научится:
Чтение
1. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
2. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике. К тексту можно дать
необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается
про себя без словаря.
Количество воспринимаемой
информации –
Показателем сформированности умения является количество и качество
80-90%.
воспринятой информации.
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по
заданной теме применительно к речевой ситуации. Диалог-расспрос ведется без
подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде
монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные
предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая
картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Тематика
определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое
высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.
Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы
высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку
монолога отводится 10 минут.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо
1. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и
небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант).
Приложение 2
Тематическое планирование для группы детей, не владеющих устной
монологической (русской) речью.
РКИ 1 год обучения.
№
1
Фонетика. Графика.
3
Местоимение.
2
4
5
6
7
8
Разделы
Морфология. Имя существительное.
Имя прилагательное.
Количество часов
8
5
4
5
Глагол.
5
Синтаксис.
Словообразование и работа с текстом.
Урок обобщения.
5
3
1
Тематическое планирование для группы детей, не владеющих устной
монологической (русской) речью.
№
РКИ 2 год обучения.
1
Повторение.
3
Имя прилагательное.
2
4
Разделы
Количество часов
4
Морфология. Имя существительное.
16
Глагол.
5
8
5
6
Работа с текстом.
3
Урок обобщения.
1
Тематическое планирование для группы детей, испытывающих трудности в письменной
монологической (русской) речи.
РКИ 1 год обучения.
№
1
Фонетика. Графика.
3
Местоимение.
2
4
5
6
7
8
9
Разделы
Количество часов
Морфология. Имя существительное.
Имя существительное.
8
2
2
3
Имя прилагательное.
3
Глагол.
3
Синтаксис.
Словообразование и работа с текстом.
Урок обобщения.
5
7
1
Тематическое планирование для группы детей, испытывающих трудности в
письменной
монологической (русской) речи.
РКИ 2 год обучения.
№
Разделы
1
Морфология. Имя существительное.
3
Глагол.
2
4
5
Имя прилагательное.
Наречие.
Причастие.
Количество часов
8
4
6
2
5
6
Деепричастие.
5
8
Урок обобщения.
1
7
Работа с текстом.
3
Тематическое планирование для группы детей, не владеющих устной
монологической (русской) речью.
РКИ - 1 год обучения.
№ Грамматические Лексические
Характеристика
Содержание темы
темы
темы
деятельности
учащихся
1
Введение. Русская Семья
Рассуждать
о Знакомство
с
значении языка и речи русским
речь. Алфавит.
в жизни людей, о роли алфавитом.
русского
языка. Активизация
Анализировать речь словарного запаса
людей (при анализе в
рамках
текстов).
лексической темы
Наблюдать
за «Семья».
особенностями
собственной речи и
оценивать её.
Различать
устную,
письменную речь и
речь про себя.
2
Буквы
гласных
Знакомство
с
Различать звуки и
гласными.
буквы. Осознавать
звуков.
Гласные
смыслоразличитель
йотированные.
ную
Школа,
Формировать
роль звуков и
3
Гласные
звуки
учебные
навык различать
букв в слове.
принадлежнос Находить
буквы и звуки.
первого ряда
в
ти
Активизация
слове гласные
4
Гласные
звуки
словарного запаса
звуки.
в
рамках
Объяснять
второго
ряда.
лексической темы
особенности
(смягчающие
«Учебные
гласных звуков.
принадлежности».
Правильно
согласные)
5
Согласные звуки и Учебные
принадлежно
буквы.
сти
6
Звонкие и глухие Осень
согласные звуки.
произносить
гласные звуки.
Различать гласные
звуки
и
буквы,
обозначающие
гласные
звуки.
Определять
«работу»
букв,
обозначающих
гласные звуки в
слове.
Объяснять
причины
разного
количества звуков и
букв в слове.
Распознавать
условные
обозначения звуков
речи.
Сопоставля
ть звуковое
и буквенное
обозначения
слова.
Находить в
слове
согласные
звуки.
Правильно
произносить
согласные
звуки.
Различать
согласные звуки и
буквы,
обозначающие
согласные звуки.
Распознавать
условные
обозначения звуков
речи.
Сопоставлять
звуковое
и
буквенное
обозначения слова.
Находить в слове
парные согласные
звуки. Правильно
произносить
согласные звуки.
Различать
согласные звуки и
Знакомство с
согласными.
Формировать
навык
различать
согласные
буквы и звуки.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексической
темы
«Учебные
принадлежнос
ти».
Знакомство
с
согласными.
Согласные парные
по
глухостизвонкости.
Формировать
навык
различать
согласные буквы и
звуки. Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Осень»
7
Мягкие согласные.
8
Мягкий знак, как Овощи
показатель
мягкости
согласного звука.
9
Разделительный
10
Разделительный
мягкий знак.
твердый знак.
Фрукты
буквы,
обозначающие
согласные звуки.
Различать
согласный звук
[й'] и гласный
звук [и].
Различать
способы
обозначения
согласного
звука
[й']
буквами.
Определять
и
правильно
произносить мягкие
и твёрдые согласные
звуки.
Различать
непарные
мягкие
шипящие звуки.
Распознавать
условные
обозначения звуков
речи.
Сопоставлять
звуковое
и
буквенное
обозначения слова.
Находить в слове
мягкие согласные.
Правильно
произносить
эти
согласные звуки.
Урожай, осень Распознавать
условные
обозначения звуков
речи.
Сопоставлять
звуковое и буквенное
обозначения слова.
Находить в слове
мягкие
согласные.
Правильно
писать
слова
с
разделительным
мягким знаком.
Зима
Распознавать
условные
обозначения звуков
речи.
Знакомство
с
согласными.
Согласные парные
твердостимягкости.
Формировать навык
чтения и записи
слов с мягкими
согласными
звуками.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Фрукты».
Мягкие согласные.
Формировать
навык чтения и
записи
слов
с
мягким
знаком.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Овощи».
Знакомство
с
разделительным
мягким
знаком.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Домашние и
дикие животные».
Знакомство
с
разделительным
твердым
знаком.
Активизация
11
Слова,
обозначающие
предметы.
Дифференциа
ция
слов,
отвечающих
на
вопросы
кто? и что?
Домашние
12
Единственное
и Дикие
множественное
животные.
число
существительных.
Слова: один, много.
Числительные:
один, одна.
животные
Сопоставлять
звуковое
и
буквенное
обозначения слова.
Находить в слове
мягкие согласные.
Правильно писать
слова
с
разделительным
твердым знаком.
Различать
одушевлённые
и
неодушевлённые
имена
существительные
с
опорой на вопросы
кто?
и
что?
и
подбирать примеры
таких
существительных.
Выбирать из ряда
имён
существительных имя
существительное
с
определённым
признаком.
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Зима».
Знакомство
со
словамипредметами.
Предметы живые
и
неживые.
Дифференциация
вопросов кто? что?
Развитие
артикуляционной
моторики, слуха,
внимания, памяти.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Домашние
животные»
Формирование
Определять
практ
число
имён
ических
навыков
существительны
словоизменения.
х (единственное
Согласование
и
существительных
множественное).
мужского
и
Изменять
имена
женского рода с
существительные по
числи
числам.
тельными
один,
Классифицировать
одна. Составление
предложений
из
имена
слов
существительные по двух
Активизация
определённому
словарного запаса
грамматическому
в
рамках
признаку.
лексической
темы
Определять
«Дикие животные.»
грамматические
признаки
имён
существительных:
одушевлённое
или
неодушевлённое,
собственное
или
нарицательное; число
(единственное
или
13
14
Личные
местоимения ОН,
ОНА
Деревья,
кустарники.
Притяжательное
местоимение МОЙ
(моя)
Вопросительное
местоимение
ЧЕЙ(чья).
множественное), роль
в предложении
Определять
грамматические
признаки
личных
местоимений.
Подбирать
местоимения
к
существительным,
согласовывая их в
роде.
Согласовывать
местоимения
с
именами
существительными.
Подбирать ответы
на
вопросы
с
использованием
местоимений
чей,
чья, мой, моя.
15
Категория
рода Магазин
имен
игрушек.
существительных.
Обогащать
собственный словарь
именами
существительными
разных
лексикотематических групп.
Различать
имена
существительные по
родам.
16
Слова
обозначающие
Распознавать
имя
прилагательное среди
Форма.
Согласование
местоимений
и
существительных в
роде.
Подбор
существительных к
местоимениям.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания
к
языковым явлениям,
навыков
самоконтроля
за
речью. Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы
«Деревья,
кустарники».
Работа
над
вопросно-ответной
формой
речи
с
использованием
местоимений
чей,
чья,
мой,
моя.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы.
Согласование
местоимений
и
существительных
в
роде.
Формирование
практических
навыков
правильного
употребления
существительных
разного рода.
Подбор
существительных
к местоимениям.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«В
магазине
игрушек».
Знакомство
со
словами,
17
18
19
Призна
Цвет.
ки
предме
тов.
Согласование имен
прилагательных с
Именами
существительн
ыми в роде и
числе.
Словосочетан
ие.
Согласование имен
прилагательных с
именами
существительн
ыми в роде и
числе.
Словосочетан
ие.
Форма.
Цвет. Что
из
чего
сделано
Транспорт.
Слова,
обозначающие
действия
предметов.
Изменение глагола
по числам.
других частей речи по
обобщенному
лексическому
значению и вопросу.
Использовать в речи
прилагательные
различных
лексикотематических групп.
Определять
число
имен
прилагательны
х
(единственное
и
множественное
).
Изменять имена
прилагательные по
числам.
Классифицировать
имена
прилагательные
по
определённому
грамматическому
признаку.
Обогащать
собственный
словарный запас.
Составлять
словосочетания.
Определять
число глагола
(единственное
и
множественное
).
Изменять
имена
обозначающими
признаки.
Подбор
признаков
к
предметам.
Составление
словосочетаний
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Форма».
Формирование
практических
навыков
словоизменения.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Цвет».
Развитие речевой
произвольности и
коммуникативных
навыков.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Что из чего
сделано».
Знакомство
с
понятием
«Словосочетание»
Развитие
артикуляционной
моторики и мелкой
моторики пальцев
рук. Составление
словосочетаний.
Формирование
практических
навыков
словоизменения.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
глаголы по числам.
Классифицировать
имена глаголы по
определённому
грамматическому
признаку.
Распознавать
глагол
среди
других
частей
речи
по
обобщенному
лексическому
значению
и
вопросу.
Определять
изученные
грамматические
признаки
глаголов.
Образовывать
глаголы.
20
Предложение.
Школа.
Простое
уроке.
Двусоставное
нераспространенно
е предложение.
21
Простое
двусоставное
нераспространен
ное
предложение.
На Обогащать
собственный
словарный
запас.
Составлять
предложение из двух
слов.
Составлять
предложение
по схеме.
лексической темы
«Транспорт».
Знакомство
с
формами
единственного
и
множественного
числа
глаголов.
Формирование
практических
навыков
согласования
существительных и
глаголов в числе.
Развитие
артикуляционной и
мелкой
моторики,
слухового внимания,
памяти.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Транспорт».
Знакомство
с
понятием
«Предложение» с
опорой
на
графическую схему
и без нее. Развитие
артикуляционной
моторики и мелкой
моторики пальцев
рук. Составление
простых
предложений
по
теме «На уроке в
школе»
Школа.
На Обогащать
Знакомство
с
собственный
главными членами
перемене.
словарный запас.
предложения
Составлять
Составление
предложение из двух предложений
из
слов.
Составлять двух слов. Развитие
предложение
по артикуляционной
схеме.
моторики,
слуха,
внимания, памяти.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы
«На
перемене».
22
Текст.
Школа.
23
Распространение
предложений
определениями.
Весна.
Времена года
24
Грамматическая
Продукты
основа.
25
Однокоренные
26
Окончание.
Окончание
прилагательны
х (-ЫЙ, -ЫЕ)
питания.
Обосновыва
ть
правильность
написания
разных
частей речи.
Составлять текст.
Обогащать
собственный
словарный
запас.
Составлять
предложение из трех
слов.
Составлять
предложение
по схеме.
Находить
грамматическую
основу.
Обогащать
собственный
словарный запас.
Составлять
предложение из двух
слов.
Составлять
предложение
по схеме.
Распознавать
и
образовывать
однокоренные слова.
Находить в слове
корень
слова.
Изменять
форму
слова.
слова.
Магазин
продуктов.
Изменять
прилагательные
по
числам. Составлять
предложения
и
правильно записывать
окончания
прилагательных.
Знакомство
с
понятием «Текст».
Составление текста
по теме «Школа».
Знакомство
с
понятием
«Определение» с
опорой
на
графическую
схему и без нее.
Развитие
артикуляционной
моторики и мелкой
моторики пальцев
рук. Составление
предложений
по
теме
«Весна».
Составление
предложений.
Знакомство
с
понятием
«грамматическая
основа».
Развитие
артикуляционной
моторикии мелкой
моторики пальцев
рук.
Составление
простых
предложений
по
теме.
Знакомство
с
частями
слова,
понятием
форма
слова
и
однокоренные слова.
Разбор
слов
по
составу.
Образование
однокоренных слов.
Роль
имен
прилагательных.
Упражнения
в
использовании
имен
прилагательных
при
сравнении
27
Приставка.
Образование
глаголов при
помощи
приставок
Мебель.
28
Суффикс.
Образование
существитель
ных
при
помощи
уменьшитель
ных
суффиксов.
Подбирать
суффиксы
к
именам
существительны
м.
Образовывать
существительны
е.
29
Состав
слова. Посуда.
Разбор слов по
Составу.
Разбирать слова по
составу.
Выделять все части
слова.
Подбирать
приставки
к
словам.
Образовыват
ь новые слова.
предметов.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Продукты».
Образование новых
слов при помощи
приставок
Формирование
практических
навыков
правильного
употребления
приставок.
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Мебель».
Образование
существительных
при
помощи
суффиксов.
Формирование
практических
навыков
правильного
употребления
суффиксов.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Мебель».
Образование новых
слов при помощи
суффиксов
и
приставок.
Формирование
практических
навыков
правильного
употребления
частей
слова.
Активизация
словарного запаса
в
рамках
лексической темы
«Посуда».
30
Образование
глаголов с
Приставкой,
с
разделительн
ым твердым
знаком.
31
Образование
глаголов с
Приставкой,
с
разделительн
ым твердым
знаком.
32
Различия
в Времена года.
написании слов с
разделительными
твердым и мягким
знаками.
-
33
34
Подведение итогов Времена года.
год
1 за учебный
Подбирать приставки
к
словам.
Образовывать новые
слова.
Записывать
слова,
с
разделительным Ъ
Образование новых
слов при помощи
приставок.
Правильное
написание слов с
разделительным
твердым
знаком
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Посуда».
Различать написание Образование новых
слов
с слов при помощи
разделительным
приставок.
твердым и мягким Правильное
знаками.
написание слов с
разделительным
твердым
знаком
Активизация
словарного запаса в
рамках лексической
темы «Посуда».
Составлять
Знакомство
с
слов
различием
осочетания.
написание слов с
Обогащать
разделительным
собственный
твердым и мягким
словарный
знаками.
запас.
Обосновывать
правильность
определения
грамматических
признаков
имени
существительного
и
прилагательного
Составлять
словосочетания.
Обогащать
собственный
словарный
запас.
Обосновывать
правильность
определения
грамматических
признаков
имени
существительного
и
прилагательного
Составление
словосочетаний
с
опорой
на
грамматические
признаки.
Активизация
словарного запаса.
Рекомендуемая литература для преподавания программы учебного курса РКИ «Уроки
русского языка»:
Акишина А.А., Акишина Т.Е Учимся учить детей русскому языку (в помощь
родителям и ученикам) – русский язык. Курсы, 2007.
Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. Рига:
«RETORIKAA», 2005.
Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. М.:
Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
Барышникова Е.Н., Денисова А.А. Чебурашка и его друзья: Пособие о развитию
речи с использованием мультфильмов. М.: Издательство РУНД. 2006.
Бердичевский А.Л. Почему? Книга для чтения с комментариями. М.: Русский язык.
Курсы 2012.
Быстрова Е.А. Русская фонетика. 5 класс: Учебное пособие по русскому языку
(неродному) языку. Издательство: Дрофа, 2009.
Вохмина Л.П., Осипова И.А. Русский класс. Учебник и рабочая тетрадь + СD. М.:
Русский язык для детей. СПб.: Златоуст, 2007.
Голубева А.В. Картинный словарь русского языка для детей. М.,2014 •
А.В. Первые уроки русского письма. СПб.: Златоуст, 2011
Голубева
Губанова Т.В., Нивина Е.А. Русский язык в играх: Учебно-методическое пособие,
Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007.
Иванова Э.И. Истоки: учебный комплекс по русскому языку для детей билингвов:
учебник, рабочая тетрадь. М.: Русский язык. Курсы, 2012.
Играем с местоимениями: Пособие для начинающих изучать русский
Л.С.Дьяченко, О.Э.Чубаровой. М.: Русс кий язык. Курсы.2008.
Играй-ка в падежи. Пособие для начинающих изучать русский
Л.С.Дьяченко, О.Э.Чубаровой. М.: Русс кий язык. Курсы.2007.
/под ред.
/под
ред.
Казнышкина И.В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как
иностранного: учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы 2012.
Какорина Е.В. Говорю и пишу по-русски. От буквы к слову. Часть 1,2. Учебное
пособие для детей 8-12 лет. М.: Русское слово, 2008.
Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски (в 3 ч.)
Учебное пособие для детей 8-12 лет. М.: Русское слово, 2008.
Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени.
Комплект учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не
владеющих или слабо владеющих русским языком (в 3 ч.) Части 1, 2, 3, М.:
Издательский дом «Этносфера», 2007.
Какорина Е.В. О базовых принципах и методах преподавания РКИ в школе.
Савченко Т.В., Синёва О.В., Шорина Т.А. Методика РКИ. Обучение грамматики.
Савченко Т.В., Какорина Е.В. Программа по русскому языку как иностранному для
детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком.
Материально-техническое обеспечение
Возрастные психологические
особенности школьников делают
необходимым
формирование моделирования как универсального учебного действия. Поэтому принцип
наглядности является одним из ведущих принципов обучения в так как именно наглядность
лежит в основе формирования умения работать с моделями.
Другим средством наглядности служит мультимедийное оборудование. Оно благодаря
интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить
наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Уроки русского языка».
В ходе изучения курса «Уроки русского языка», школьники на доступном для них уровне
овладевают
методами
познания,
включая
обсуждение
ситуаций,
наблюдение,
исследование. Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми
таблицами, репродукциями картин, карточками, раздаточным материалом.