Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный краевед»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составила: Захарова Марина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»
Луций Анней Сенека (младший)
«Юный краевед» имеет ознакомительный уровень и рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время многие школы занимаются краеведческой работой и организацией
школьных музеев. В нашем регионе большое внимание уделяется также развитию туризма.
Занятия помогут обучающимся познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий,
приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций музеев, проведению
экскурсий.
В ходе музейно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами вспомогательных дисциплин, не предусмотренных
школьной программой: нумизматикой, этнографией, геральдикой, археологией и т.д.
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального
и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места региона,
его исторические и культурные центры, промышленные предприятия , это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей 5-7 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого
интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную
историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой
практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем,
предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве
экскурсовода.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами
исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.
2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников;
самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и
культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
2. повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода.
3. Освоение основ русской культуры, быта родного края.
Воспитательные:
1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного
отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;
наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других
родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
4. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как
среды жизнедеятельности.
5. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
6. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
7. Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей
детей в общении.
8. Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и
уважительного отношения к культурному наследию.
9. Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
Развивающие:
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как
можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.
2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ.
3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение
своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей.
5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Программа обучения рассчитана на школьников 5-7 классов.
Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектноисследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые
дела; групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с
разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернетресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными
носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы
«Юный краевед»:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Название темы
Всего
Количество часов
Теория
Пра
ктик
а
РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)
Инд.
занят
ия
Формы
аттестации
(контроля)
Вводное занятие. Организационные вопросы. Ознакомление с
фондами школьного музея.
Географическое положение Брянского края
Символика области и города Берёзовского
Растительный и животный мир края
1
1
анкетирование
1
1
1
1
1
1
1
тест
Систематизация и обработка собранного материала о
талантливых людях родного города
1
История города Берёзовского
Улицы города
Систематизация и обработка собранного материала по истории
улиц города
Памятники и мемориалы города Берёзовского
Систематизация и обработка собранного материала по теме
«Памятники города Берёзовского»
Предприятия города. Значение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сбор материала по теме «Наш край богат талантами»
1
Самостоятель
ная работа
1
творческая
работа
РАЗДЕЛ II «Село, в котором я живу» (6 часов)
викторина
1
1
оформление
альбома
Сам. работа
подготовка
проекта
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)
1
1
Подготовка экскурсии «История города Берёзовского».
Подготовка экскурсии «История школы»
Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда»
Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной
войны- наши земляки». Встреча с ветеранами.
Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной
войны школы №2»
Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной
войны школы №2»
Подготовка экскурсии «Быт жителей нашего города в
прошлом»
Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)
Как была основана наша школа
Бывшие директора и учителя школы.
Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы
разных лет.
Учителями славится Россия
1
1
1
1
1
1
Приём экспонатов. Инвентарная книга.
Работа с материалами основного музейного фонда.
Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции
«Мы ими гордимся».
Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши
односельчане -участники сражений в «горячих» точках».
«Урок Победы в музее»
Беседа, посвящённая победе советского народа в Великой
Отечественной войне
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сам. работа
оформление
альбома
тест
1
РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов)
Сам. работа
оформление
альбома
подготовка
проекта
Сам. работа
викторина
тест
31.
32.
33.
34.
35.
Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина в
годы Великой Отечественной войны» для учащихся 5-7
классов
Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции
«Славные люди труда»
Организация выставки «Мой город в годы войны»
Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина»
для учащихся 1--4 классов
Итоговое занятие.
1
1
Сам. работа
1
1
кроссворд
1
1
1
1
тест
1
1
тест
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фонды школьного музея .
2. Материалы периодической печати.
3. Истории Урала. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. иэд-во, 1975.
4. Историческое краеведение (Основные источники изучения истории родного края): Пособие для студентов
педвузов. Под. ред. проф. Н. П. Милонова. - М.: Просвещение, 1969.
5. Карманная книга натуралиста и краеведа. - М.: Географиздат, 1961.
6. Козлов А. Г. Творцы науки и техники на Урале. XVII - начало .XXв. в. - Свердловск, 1981.
7. Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы. Св-к. 1991.
8. Урал в прошлом и настоящем. Ч. 1-2. Ек-г. 1998.
9. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. Ек-г. 1999.
10.Человек пришел на Урал («Летопись уральских деревень»). Учебное пособие. Ек-г. 1998.