МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
Председатель
методического совета
БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Протокол № 1 заседания
МС БМАОУ СОШ №2
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
БМАОУ СОШ №2
Щербакова Т.А.
приказ № 223 от
29.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ СОШ №2
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Образовательная сессия.
Географический калейдоскоп»
для обучающихся 9 классов
Березовский муниципальный округ,
2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые
выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью
курса
повышение
является
уровня
предметной
и
психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
(знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации,
отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков
ответов).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения
учащимися основного содержания географических знаний и состоит из
двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий
тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким
ответом, анализа трудных заданий.
Курс
реализует
компетентностный,
деятельностный
и
индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется
в процессе проведения самостоятельных и практических работ с
учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию
учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в
процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа
предполагает,
что
основной
задачей
педагога,
реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция
имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого
потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности
преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому
становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для
2
успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их
познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой
мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить
уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии,
а
также
пройдут
необходимый
государственному экзамену.
этап
подготовки
к
единому
государственной
итоговой
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности
процедуры
проведения
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения,
связанные
с
данной
процедурой.
Правила
заполнения
бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов,
демонстрационные
(КИМ).
версии
контрольных
измерительных
материалов
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические
модели:
глобус,
географическая
карта,
план
местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки,
способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость
их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы
Земли, их виды и оценка.
3
Гидросфера, еѐ состав и строение. Мировой океан, его части;
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, еѐ взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров.
Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и
высотная поясно
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и
впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и
страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды,
Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные
типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере,
литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые
пояса. Административно- территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных
форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя
мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
4
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная
поясность
Население России.
Численность,
естественное
движение
населения.
Половой
и
возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса
расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии
России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного
тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его
результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение
которых проверяется на государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX
классов общеобразовательных учреждений по
географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной
школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии,
составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки
выпускников» Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по
5
содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений
Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязь
между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику
географического
положения
и
административно-
территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы,
населения,
основных
хозяйственных зон и районов;
- природные
и
отраслей
антропогенные
хозяйства,
причины
природно-
возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном
уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления,
высоты
точек; географические координаты и местоположение
географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов
и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и
6
явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных
территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и
охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под
влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливноэнергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций
и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
ресурсами,
- анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на
этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей
среды, ее использованию.
План работы учителя по подготовке к ОГЭ по географии
7
Месяц Организационн Работа с
о-
методическая
работа
сентяб Утверждение
рь
плана работы
по подготовке к
ОГЭ по
географии.
Организация
консультаций.
Работа с
Работа с
Знакомст
Консультаци
Информирова
нормати
еженедельно.
консультиров
нормативными учащимися
документами
во
с
вно-
правовы
ми
документам
и по ОГЭ в
2025-2026
октябр Подготовка
ь
справочных,
информацион
ных и
учебно-
тренировочн
ых
материалов
ноябрь Оформление
году
Информирова
ние
учащихся по
вопросам
подготовки к
ние и
ани е
родителей по
вопросам
ОГЭ.
ОГЭ.
Изучени
Знакомство с
Нацеливание
нормати
и.
приобретение
е
вно-
правовы
х
докумен
тов
демоверсиям
Знакомство с
регламентом.
Индивидуальн
родителей на
КИМов по
географии.
ые
консультаци
и согласно
Отслеживание
информационног изменений в
о стенда.
и
родителями
демоверсиях.
Анализ
результатов
ОГЭ по
8
графику.
Знакомство с
Выступление
в
родительском
изменениями
демоверсиях.
Консультаци
и согласно
на
собрании
«Важные
моменты при
географии за
2025-2026г.
декабр Пополнение
ь
материалов для
графику.
ОГЭ
Работа по
Ознакомлени
бланков.
результатами
Индивидуаль
(демоверсии,
ные
задания).
консультаци
и.
январь Подготовка,
обновление,
справочных,
консультиров
учебно-
ь
информационн
ом стенде
расписания
экзамена по
географии 2026
года.
ани е
родителей по
вопросам
географии.
ых
феврал Размещение на
ние и
ОГЭ по
тренировочн
материалов.
ОГЭ.
по
бланков.
ных и
пробного
Информирова
заполнению
информацион
е родителей с
Тренировочн
ые занятия
пополнение
ОГЭ по
географии»
заполнению
подготовки к
подготовке
Изучени
Консультации.
Информирова
нормати
пробному
консультиров
е
вно-
правовы
х
докумен
тов
9
Подготовка к
экзамену.
ние и
ани е
родителей по
вопросам
ГИА.
март
Подбор заданий
Изучени
Участие
сложности.
нормати
экзамене.
различной
е
вно-
пробном
проведения
докумен
экзамена.
тов
КИМам.
ние
результатах
пробного
пробного
Работа
Информирова
родителей о
Итоги
правовы
х
в
экзамена.
по
Консультации
Апрел Подбор
ь - май заданий
различной
сложности для
устранения
Изучени
е
нормати
вно-
правовы
х
10
.
Тренировочные Консультаци
занятия по
и для
бланков
режиму дня
заполнению
родителей по
пробелов у
документов
слабоуспевающих
учащихся.
и исправлению
ошибок.
выпускника
для
успешной
сдачи ОГЭ.
План
подготовки к ОГЭ
выпускников 9 класса по
географии
План составлен для обучающихся 9-х классов, которые выбрали
географию, для сдачи экзамена.
Цель: создание условий для реализации прав учащихся на
качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой
аттестации, качественная подготовка обучающихся к ОГЭ Задачи:
1.
Осуществить информационное, методическое, психолого-
педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9
классов;
2.
Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям
3.
Изучить нормативно-правовые документы по ОГЭ;
образовательных стандартов;
4.
5.
Систематизировать работу с обучающимися по подготовке к ОГЭ;
Информировать классного руководителя, родителей по вопросам ОГЭ.
-Групповые консультации
Формы работы с обучающимися
-Индивидуальные консультации
План консультаций по подготовке обучающихся к ОГЭ
№
Дата
Тема
11
Вид работы
1
Вводное занятие. Особенности ОГЭ
2
Источники
Выполнение заданий
информации:
Работа с
9 классов по географии.
географической
из сборника КИМов.
глобус, географическая карта, план топографической
местности, их основные параметры картой.
и элементы (масштаб,
условные знаки, способы
3
4
5
картографического изображения.
Работа по построению профилей
Выполнение заданий из
Географические координаты.
Определение
рельефа местности
Земная кора и литосфера. Состав,
строение и развитие. Земная
сборника КИМов
географической широты
и долготы.
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
поверхность: формы рельефа суши, Работа с
6
дна Мирового океана;
физическими картой
Полезные
Работа с тектонической
ископаемые,
зависимость их размещения от
строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли,
7
их виды и оценка.
Пробное ОГЭ
мира и России.
картой. Выполнение
заданий из сборника
КИМов.
Тренировочное
заполнение бланков
12
8
Гидросфера, ее состав и строение.
Работа с
взаимодействие с атмосферой и
картами. Выполнение
Мировой океан и его части,
сушей.
9
Поверхностные и подземные
воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота.
Водные
10
ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Распределение тепла
и влаги на Земле. Погода и
климат.
Изучение элементов погоды.
11
Климаты Земли.
Распределение солнечного
света и тепла на Земле
географическими
заданий из сборника
КИМов.
Работа с
географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов.
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
климатическими
картами. Работа с
климатограммами.
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа
с географическими
12
Движение литосферных
плит. Стихийные
природные явления.
13
Природные зоны Земли
13
картами.
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа
с географическими
картами.
Характеристика
природных зон
Земли. Работа с
картой
природных зон.
14
Имена на карте мира.
Выполнение заданий
исследования, открытия и
Работа с
Выдающиеся географические
из сборника КИМов.
путешествия
географическими
картами
15
Пробное ОГЭ
16
Основные черты природы Африки,
17
18
19
Тренировочное
Австралии, Северной и Южной
Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные
ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами материков.
человека. Многообразие стран, их
основные типы
Влияние хозяйственной
Выполнение заданий
Основные типы
Работа с
деятельности людей на природу.
Географическое
России.
акватория,
Территория
морские
Часовые пояса
из сборника КИМов.
географическими
положение
сухопутные границы
21
Выполнение заданий
хозяйственной деятельности
природопользования
20
заполнение бланков
и
и
картами.
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
картами.
Решение задач. Работа с
14
картой часовых поясов.
22
Природа России.
Выполнение заданий
геологического строения
Работа с
Особенности
и
распространения крупных форм
15
из сборника КИМов.
географическими
23
рельефа
картами.
формирования, климатические
из сборника КИМов.
Типы климатов, факторы их
пояса. Климат и хозяйственная
деятельность людей. Многолетняя
мерзлота.
24
климатическими
картами.
Внутренние воды и водные ресурсы, Выполнение заданий
особенности их размещения на
из сборника КИМов.
хозяйственные различия морей
географическими
России.
Работа с
картами.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры Выполнение заданий
по сохранению плодородия почв.
из сборника КИМов.
Работа с почвенной
картой.
26
Пробное ОГЭ
27
Население России. Численность,
28
Половой и возрастной
Тренировочное
естественное движение населения
состав населения.
Размещение населения. Основная
29
Работа с
Климатограмма.
территории страны. Природно-
25
Выполнение заданий
полоса расселения.
заполнение бланков
Работа с картой
населения России.
Работа с картой
плотности населения
России.
Направления и типы миграции.
Выполнение заданий
России.
Работа с картой
Народы и основные религии
из сборника КИМов.
народов России.
16
30
Городское и сельское население.
Выполнение заданий из
31
Особенности отраслевой и
Выполнение заданий
Крупнейшие города.
территориальной структуры
хозяйства России.
32
сборника КИМов.
из сборника КИМов.
Работа с
географическими
Природно-хозяйственное
районирование России.
Географические особенности
отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная
картами
Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картами
регионов России.
Россия, Поволжье, Юг
Европейской части страны, Урал,
Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение
регионов,
их природный, человеческий
33
34
и хозяйственный потенциал.
Пробное ОГЭ
Тренировочное
Работа над ошибками.
Заполнение бланков и
Индивидуальные консультации.
заполнение бланков
выполнение
тренировочного
варианта
экзаменационных
работ.
17