9 «Образовательная сессия. Географический калейдоскоп»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

Председатель
методического совета
БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.

Протокол № 1 заседания
МС БМАОУ СОШ №2

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
БМАОУ СОШ №2
Щербакова Т.А.

приказ № 223 от
29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор БМАОУ СОШ №2
Колпакова С.Б.

приказ № 223 от 29.08.2025 г.

от 28.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Образовательная сессия.
Географический калейдоскоп»
для обучающихся 9 классов

Березовский муниципальный округ,
2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые

выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью

курса

повышение

является

уровня

предметной

и

психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой

аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

(знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации,
отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков
ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения

учащимися основного содержания географических знаний и состоит из
двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий

тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким
ответом, анализа трудных заданий.
Курс

реализует

компетентностный,

деятельностный

и

индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется

в процессе проведения самостоятельных и практических работ с
учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию

учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в

процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа

предполагает,

что

основной

задачей

педагога,

реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция

имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого
потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности

преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому

становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для
2

успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их
познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой
мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить

уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии,
а

также

пройдут

необходимый

государственному экзамену.

этап

подготовки

к

единому

государственной

итоговой

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Особенности

процедуры

проведения

аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок

проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в

новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации

выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения,
связанные

с

данной

процедурой.

Правила

заполнения

бланков.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов,
демонстрационные
(КИМ).

версии

контрольных

измерительных

материалов

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические

модели:

глобус,

географическая

карта,

план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки,
способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и

литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы

рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость
их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы
Земли, их виды и оценка.

3

Гидросфера, еѐ состав и строение. Мировой океан, его части;
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и

влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, еѐ взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров.
Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и

высотная поясно

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и

впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и
страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды,
Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные

типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере,
литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые

пояса. Административно- территориальное устройство России.
Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных

форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя

мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения

на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
4

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная
поясность

Население России.

Численность,

естественное

движение

населения.

Половой

и

возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса
расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии
России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства

России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные

сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного

тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его
результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение
которых проверяется на государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX

классов общеобразовательных учреждений по
географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной

школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии,

составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки
выпускников» Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса и географических карт по
5

содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений

Земли, географические явления и

процессы в геосферах, взаимосвязь
между ними, их

изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, а также

географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и

хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику

географического

положения

и

административно-

территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы,

населения,

основных

хозяйственных зон и районов;
- природные

и

отраслей

антропогенные

хозяйства,

причины

природно-

возникновения

геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном
уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления,

высоты

точек; географические координаты и местоположение

географических объектов;

- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов

и явлений;

- описывать существенные признаки географических объектов и

явлений;

- объяснять существенные признаки географических объектов и
6

явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных

территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и

охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под
влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливноэнергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций

и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для

изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,
их

обеспеченности

природными

и

человеческими

хозяйственного потенциала, экологических проблем;

ресурсами,

- анализировать информацию, необходимую для изучения

географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на

этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей

среды, ее использованию.

План работы учителя по подготовке к ОГЭ по географии

7

Месяц Организационн Работа с
о-

методическая
работа

сентяб Утверждение
рь

плана работы

по подготовке к
ОГЭ по

географии.

Организация

консультаций.

Работа с

Работа с

Знакомст

Консультаци

Информирова

нормати

еженедельно.

консультиров

нормативными учащимися
документами

во

с

вно-

правовы
ми

документам
и по ОГЭ в
2025-2026

октябр Подготовка
ь

справочных,

информацион
ных и

учебно-

тренировочн
ых

материалов

ноябрь Оформление

году

Информирова
ние

учащихся по
вопросам

подготовки к

ние и
ани е

родителей по
вопросам
ОГЭ.

ОГЭ.

Изучени

Знакомство с

Нацеливание

нормати

и.

приобретение

е

вно-

правовы
х

докумен
тов

демоверсиям

Знакомство с

регламентом.

Индивидуальн

родителей на
КИМов по

географии.

ые

консультаци
и согласно

Отслеживание

информационног изменений в
о стенда.

и

родителями

демоверсиях.
Анализ

результатов
ОГЭ по

8

графику.

Знакомство с

Выступление

в

родительском

изменениями
демоверсиях.
Консультаци
и согласно

на

собрании
«Важные

моменты при

географии за
2025-2026г.

декабр Пополнение
ь

материалов для

графику.

ОГЭ

Работа по

Ознакомлени

бланков.

результатами

Индивидуаль

(демоверсии,

ные

задания).

консультаци
и.

январь Подготовка,
обновление,

справочных,

консультиров

учебно-

ь

информационн
ом стенде

расписания

экзамена по

географии 2026
года.

ани е

родителей по
вопросам

географии.

ых

феврал Размещение на

ние и

ОГЭ по

тренировочн
материалов.

ОГЭ.

по

бланков.

ных и

пробного

Информирова

заполнению

информацион

е родителей с

Тренировочн
ые занятия

пополнение

ОГЭ по

географии»

заполнению

подготовки к

подготовке

Изучени

Консультации.

Информирова

нормати

пробному

консультиров

е

вно-

правовы
х

докумен
тов

9

Подготовка к
экзамену.

ние и
ани е

родителей по
вопросам
ГИА.

март

Подбор заданий

Изучени

Участие

сложности.

нормати

экзамене.

различной

е

вно-

пробном

проведения

докумен

экзамена.

тов

КИМам.

ние

результатах
пробного

пробного
Работа

Информирова
родителей о

Итоги

правовы
х

в

экзамена.
по

Консультации
Апрел Подбор

ь - май заданий

различной

сложности для
устранения

Изучени
е

нормати
вно-

правовы
х

10

.

Тренировочные Консультаци
занятия по

и для

бланков

режиму дня

заполнению

родителей по

пробелов у

документов

слабоуспевающих
учащихся.

и исправлению
ошибок.

выпускника
для

успешной

сдачи ОГЭ.

План

подготовки к ОГЭ

выпускников 9 класса по
географии

План составлен для обучающихся 9-х классов, которые выбрали

географию, для сдачи экзамена.

Цель: создание условий для реализации прав учащихся на

качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой
аттестации, качественная подготовка обучающихся к ОГЭ Задачи:
1.

Осуществить информационное, методическое, психолого-

педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9
классов;
2.

Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям

3.

Изучить нормативно-правовые документы по ОГЭ;

образовательных стандартов;

4.
5.

Систематизировать работу с обучающимися по подготовке к ОГЭ;

Информировать классного руководителя, родителей по вопросам ОГЭ.

-Групповые консультации

Формы работы с обучающимися

-Индивидуальные консультации
План консультаций по подготовке обучающихся к ОГЭ
№

Дата

Тема
11

Вид работы

1

Вводное занятие. Особенности ОГЭ

2

Источники

Выполнение заданий

информации:

Работа с

9 классов по географии.
географической

из сборника КИМов.

глобус, географическая карта, план топографической
местности, их основные параметры картой.
и элементы (масштаб,

условные знаки, способы
3
4

5

картографического изображения.
Работа по построению профилей

Выполнение заданий из

Географические координаты.

Определение

рельефа местности

Земная кора и литосфера. Состав,
строение и развитие. Земная

сборника КИМов

географической широты
и долготы.

Выполнение заданий
из сборника КИМов.

поверхность: формы рельефа суши, Работа с

6

дна Мирового океана;

физическими картой

Полезные

Работа с тектонической

ископаемые,

зависимость их размещения от

строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли,
7

их виды и оценка.
Пробное ОГЭ

мира и России.

картой. Выполнение

заданий из сборника
КИМов.

Тренировочное

заполнение бланков

12

8

Гидросфера, ее состав и строение.

Работа с

взаимодействие с атмосферой и

картами. Выполнение

Мировой океан и его части,
сушей.

9

Поверхностные и подземные
воды суши. Ледники и

многолетняя мерзлота.
Водные
10

ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение,

циркуляция. Распределение тепла
и влаги на Земле. Погода и
климат.

Изучение элементов погоды.
11

Климаты Земли.

Распределение солнечного
света и тепла на Земле

географическими

заданий из сборника
КИМов.
Работа с

географическими

картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов.

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с

климатическими

картами. Работа с

климатограммами.

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа

с географическими
12

Движение литосферных
плит. Стихийные

природные явления.

13

Природные зоны Земли

13

картами.

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа

с географическими
картами.

Характеристика
природных зон

Земли. Работа с

картой

природных зон.
14

Имена на карте мира.

Выполнение заданий

исследования, открытия и

Работа с

Выдающиеся географические

из сборника КИМов.

путешествия

географическими
картами

15

Пробное ОГЭ

16

Основные черты природы Африки,

17

18

19

Тренировочное

Австралии, Северной и Южной

Америки, Антарктиды, Евразии.

Население материков. Природные
ресурсы и их использование.

Изменение природы под влиянием

из сборника КИМов.
Работа с

географическими

картами материков.

человека. Многообразие стран, их
основные типы

Влияние хозяйственной

Выполнение заданий

Основные типы

Работа с

деятельности людей на природу.

Географическое
России.

акватория,

Территория
морские

Часовые пояса

из сборника КИМов.
географическими

положение

сухопутные границы
21

Выполнение заданий

хозяйственной деятельности

природопользования
20

заполнение бланков

и

и

картами.

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с

географическими
картами.

Решение задач. Работа с
14

картой часовых поясов.
22

Природа России.

Выполнение заданий

геологического строения

Работа с

Особенности
и

распространения крупных форм

15

из сборника КИМов.
географическими

23

рельефа

картами.

формирования, климатические

из сборника КИМов.

Типы климатов, факторы их

пояса. Климат и хозяйственная

деятельность людей. Многолетняя
мерзлота.
24

климатическими
картами.

Внутренние воды и водные ресурсы, Выполнение заданий
особенности их размещения на

из сборника КИМов.

хозяйственные различия морей

географическими

России.

Работа с

картами.

Почвы и почвенные ресурсы. Меры Выполнение заданий
по сохранению плодородия почв.

из сборника КИМов.
Работа с почвенной
картой.

26

Пробное ОГЭ

27

Население России. Численность,

28

Половой и возрастной

Тренировочное

естественное движение населения
состав населения.

Размещение населения. Основная
29

Работа с

Климатограмма.

территории страны. Природно-

25

Выполнение заданий

полоса расселения.

заполнение бланков
Работа с картой

населения России.
Работа с картой

плотности населения
России.

Направления и типы миграции.

Выполнение заданий

России.

Работа с картой

Народы и основные религии

из сборника КИМов.
народов России.

16

30

Городское и сельское население.

Выполнение заданий из

31

Особенности отраслевой и

Выполнение заданий

Крупнейшие города.

территориальной структуры
хозяйства России.

32

сборника КИМов.

из сборника КИМов.
Работа с

географическими

Природно-хозяйственное
районирование России.

Географические особенности

отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная

картами

Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Работа с картами

регионов России.

Россия, Поволжье, Юг

Европейской части страны, Урал,
Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение
регионов,

их природный, человеческий
33
34

и хозяйственный потенциал.
Пробное ОГЭ

Тренировочное

Работа над ошибками.

Заполнение бланков и

Индивидуальные консультации.

заполнение бланков
выполнение

тренировочного
варианта

экзаменационных
работ.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».