10-11 «Основы экономики»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
Председатель методического
совета БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2
от 28.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2
Щербакова Т.А.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ СОШ №2
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы экономики»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский МО, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10-11 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО). Рабочая программа ориентирована на учебники:
«Экономика»: 10-11 классы: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф, 2020.
Предмет реализуется на базовом уровне.
Кол-во часов
10
11
Всего
Недельных
2
1
1
Годовых
68
33
101
Изучение предмета «Экономика» в современном обществе становится более значимым, так
как выпускник школы должен быть хорошо адаптирован к новым экономическим реалиям. Особая
роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика.
Учебный курс «Экономика» рассчитан на 2 года и изучается в 10—11 классах
общеобразовательной школы. Предлагаемый курс нацелен на выработку практических умений и
навыков старшеклассников в работе с экономической информацией; активизацию творческой
деятельности учащихся в процессе изучения экономических проблем; развитие инициативности
учащихся, самостоятельности принятия решений, умения работать в команде.
Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий
государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний
и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно
планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом.
Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом
мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению
экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.
Приобретённая сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с
точки зрения получения информации. Она даёт основу для понимания роли и прав человека в
обществе, воспитывает рационального потребителя. Сквозь призму знаний по экономике можно
показать личностные нравственные ориентиры, воспитывать стремление к труду как источнику
доходов. Понимание гражданской ответственности формируется при изучении темы «Налоги», «Роль
государства в экономике». Ученик знакомится с основами деловой этики, понимает, что нарушение
этических норм ведения бизнеса наносит ущерб эффективности рынка в целом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного)
общего образования должны отражать:
1) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон правопорядок, осознающего и
принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на
поступательное развитие и
совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых
процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной
жизни;
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в
поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих
нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектноисследовательской, коммуникативной и др.);

4) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
6) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного
усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие,
равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть,
честность, долг и др.);
7) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
8) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении
членов своей семьи.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных
двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что
ранее делалось в структуре ООП начального и основного общего образования, появляются еще две
группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.
Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится - базовый уровень»,
«Выпускник получит возможность научиться - базовый уровень», «Выпускник научится углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться - углубленный уровень» определяется следующей методологией.
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится»
представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех
обучающихся, выбравших данный уровень обучения.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в
отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень
обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку
достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может
включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность
обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять
динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. Принципиальным отличием
результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая
направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа
результатов предполагает:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой
предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством
моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной
области;
- умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
- осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов,
типичных связей с некоторыми другими областями знания.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на базовом уровне выпускник
научится:
Основные концепции экономики
–
Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
–
различать свободное и экономическое благо;
–
характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
–
выявлять факторы производства;
–
различать типы экономических систем.
Микроэкономика
–
Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
–
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
–
выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
–
различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
–
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

–
выявлять виды ценных бумаг;
–
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
–
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
–
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
–
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
–
Приводить примеры влияния государства на экономику;
–
выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
–
определять назначение различных видов налогов;
–
анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических институтов на социальноэкономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность
полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.
Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически
рационального поведения;

– использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном
мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам,
ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в
конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной
информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и
источников, созданных в различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие
типичные экономические задачи по макроэкономике;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность
полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика

– Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность
полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Содержание учебного предмета
10класс.
Часть 1. 1. Экономика и человек. Экономика фирмы.
Тема 1. Главная проблема экономики. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага.
Факторы производства. Ограниченность ресурсов.
Тема 2.Проблема выбора. Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная
стоимость. Производственные возможности.
Тема 3. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.
Смешанная экономическая система.
Тема 4. Спрос. Закон спроса. Величина спроса. Факторы спроса. Закон предложения.
Тема 5. Предложение. Закон предложения Предложение и величина предложения. Факторы
предложения.
Тема 6.Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество.
Нарушение
рыночного равновесия.
Тема 7. Конкуренция и ее виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия.
Тема 8. Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная
деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное
общество.
Тема 9. Экономика фирмы. Ф и н а н с о в ы е п о к а з а т е л и ф и р м . Виды издержек фирмы.
Средние издержки.
Тема 10. Источники финансирования фирмы.
Внутренние внешние источники
финансирования. Виды ценных бумаг. Надежность и доходность ценных бумаг.
Тема 11. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия.
Функции управления. Организационная структура управления предпрпиятием.
Тема 12.Маркетинг.Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды
рекламных статегий.
Тема 13. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата.
Производительность труда.
Тема 14. Финансы семьи. Зачем нужно составлять бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.
Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов.
11 класс

Часть 2. Государство и экономика
Тема15.Предмет макроэкономики
Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Экономический
кругооборот.
Тема 16. Валовой внутренний продукт.
Что включает в себя ВВП. Измерение ВВП. Номинальный и реальныйВВП.
Тема 17. Экономический рост.
Содержание экономического роста. Факторы экономического роста.
Тема 18.Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Виды экономических циклов.
Тема 19. Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег. Функции денег.
Ликвидность.

Тема 20. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины инфляции. Социальноэкономические последствия инфляции.
Тема 21. Банковская система. Из истории банковского дела. Коммерческие банки. Банк России.
Монетарная политика Банка России. Другие финансовые организации.
Тема 22. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Финансы
государства. Бюджетно-налоговая политика государства.
Тема 23. Налоги. Функции налогов Элементы налога. Виды налогов. Системы налогообложения.
Кривая Лаффера
Тема 24. Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы.
Тема 25. Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество. Современные
тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в области
международной торговли.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Кол-во часов
10 класс
Введение
3
1 Что изучает экономика.
5
2 Проблема выбора.
3
3 Экономическая система.
5
4 Спрос.
4
5 Предложение.
4
6 Рыночное равновесие.
5
7 Конкуренция и ее виды
5
8 Формы организации бизнеса
5
9 Экономика фирмы.
4
10 Источники
финансирования фирмы.
5
11 Менеджмент.
6
12 Маркетинг.
5
13 Рынок труда
6
14 Финансы семьи
3
Итоговой повторение
11 класс
1 Предмет макроэкономики
2
2 Валовой внутренний продукт
3
3 Экономический рост
2
4 Экономический цикл
4
5 Денежное обращение
1
6 Инфляция
2
7 Банковская система
4
8 Роль государства в экономике
3
9 Налоги
4
10 Безработица
3
11 Международная торговля
4
Итоговой повторение
1
Тематическое планирование, 10 класс
№
урока
1.
2.
3.

Тема. Тема урока
Часть 1. Экономика и человек. Экономика фирмы.
Тема 1. Что изучает экономика.
Экономика: наука и хозяйство
Потребности и блага.
Факторы производства. Ограниченность ресурсов.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема 2.Проблема выбора.
Рациональное поведение людей в экономике.
Альтернативная стоимость. Производственные возможности.
Тема 3. Экономическая система.
Главные вопросы экономики. Входная диагностика.
Типы экономических систем.
Смешанная экономическая система.
Контрольная работа по темам «Что изучает экономика», «Проблема выбора», «Экономическая
система».
Тема 4. Спрос.
Закон спроса. Величина спроса.
Факторы спроса.
Тема 5. Предложение.
Закон предложения. Предложение и величина предложения.
Факторы предложения.
Тема 6.Рыночное равновесие.
Равновесная цена и равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия.
Тема 7. Конкуренция и ее виды
Совершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.
Контрольная работа по темам «Спрос», «Предложение», «Конкуренция и ее виды»
Тема 8. Формы организации бизнеса
Понятие предпринимательства. Индивидуальная деятельность.
Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное
общество.
Тема 9. Экономика фирмы.
Финансовые показатели фирм.
Виды издержек фирмы.
Средние издержки.
Тема 10.
Источники финансирования фирмы.
Внутренние и внешние источники финансирования.
Виды ценных бумаг. Надежность и доходность ценных бумаг.
Тема 11. Менеджмент.
Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия.
Функции управления.
Организационная структура управления предприятием.
Тема 12.Маркетинг.
Основные элементы маркетинга.
Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий.
Тема 13. Рынок труда
Особенности рынка труда.
Заработная плата.
Производительность труда.
Итоговая контрольная работа
Тема 14. Финансы семьи
Зачем нужно составлять бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.
Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов.
Тематическое планирование, 11 класс

№ урока Тема. Тема урока
Часть 2. Государство и экономика
Тема 15. Предмет макроэкономики.
1.
Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
2.
Экономический кругооборот.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема 16. Валовой внутренний продукт
Что включает в себя ВВП.
Измерение ВВП.
Номинальный и реальный ВВП.
Тема 17. Экономический рост.
Содержание экономического роста.
Факторы экономического роста.
Тема 18.Экономический цикл.
Фазы экономического цикла.
Причины экономических циклов.
Виды экономических циклов.
Контрольная работа по темам «Предмет макроэкономики», «Валовый внутренний продукт»,
«Экономический рост», «Экономический цикл».
Тема 19. Денежное обращение.
Возникновение денег и виды денег. Функции денег. Ликвидность.
Тема 20. Инфляция.
Сущность инфляции. Виды и причины инфляции.
Социально-экономические последствия инфляции.
Тема 21. Банковская система.
Из истории банковского дела.
Коммерческие банки.
Банк России. Другие финансовые организации.
Контрольная работа по темам «Денежное обращение», «Инфляция», «Банковская система»
Тема 22. Роль государства в экономике.
Экономические функции государства. Финансы государства.
Монетарная политика Банка России.
Бюджетно-налоговая политика государства.
Тема 23. Налоги.
Функции налогов.
Виды налогов.
Системы налогообложения.
Кривая Лаффера.
Тема 24. Безработица.
Занятые и безработные.
Типы безработицы.
Уровень безработицы.
Тема 25. Международная торговля.
Абсолютное и сравнительное преимущество.
Современные тенденции развития мирового хозяйства.
Валютный рынок
Государственная политика в области международной торговли.
Итоговая контрольная работа.

В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования:
Основные концепции экономики
–
Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
–
различать свободное и экономическое благо;
–
характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
–
выявлять факторы производства;
–
различать типы экономических систем.
Микроэкономика
–
Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

–
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
–
выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
–
различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
–
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
–
выявлять виды ценных бумаг;
–
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
–
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
–
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
–
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
–
Приводить примеры влияния государства на экономику;
–
выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
–
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
–
определять назначение различных видов налогов;
–
анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
–
выявлять сферы применения показателя ВВП;
–
приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
–
приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
–
различать факторы, влияющие на экономический рост;
–
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
–
различать сферы применения различных форм денег;
–
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
–
различать виды кредитов и сферу их использования;
–
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
–
объяснять причины неравенства доходов;
–
различать меры государственной политики по снижению безработицы;
–
приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
–
Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
–
объяснять назначение международной торговли;
–
обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
–
приводить примеры глобализации мировой экономики;
–
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
–
определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
–
Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
–
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
–
применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
–
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
–
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
–
находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;

–
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.
Микроэкономика
–
Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
–
использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
–
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
–
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
–
объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
–
проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
–
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
–
выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
–
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
–
определять место маркетинга в деятельности организации;
–
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
–
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
–
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
–
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
–
использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
–
выявлять предпринимательские способности;
–
анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
–
объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
–
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
–
Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
–
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в
конкретных ситуациях;
–
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
–
анализировать события общественной и политической мировой жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
–
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
–
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
–
применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности
и повседневной жизни;
–
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
–
анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
–
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
–
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
–
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;

–
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
–
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
–
Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
–
применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
–
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
–
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным
экономическим проблемам;
–
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
–
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
–
приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
–
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с
описанием состояния российской экономики в современном мире;
–
анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА »
В ПРИМЕРНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с
комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку России.
Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных наук
(обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся
освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере.
Для достижения обучающимися планируемых личностных образовательных результатов
организация обучения
выстраивается с учётом Программы воспитания (модуль «Школьный
урок»).
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

-

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Экономика»: 10-11 классы: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;
http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;
http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;
http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;
http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);
http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);
http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;
http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;
http://www.stplan.ru — экономика и управление;
http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономик


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».