МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель методического совета
БМАОУ СОШ №2
Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2
Директор БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Щербакова Т.А.
Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Формирование и развитие цифровой грамотности»
5-9 классы
Программа курса «Формирование и развитие цифровой грамотности» адресована учащимся 5-9 классов и
учитывает требования, выдвигаемые федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление
во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в
неделю по 40 мин), всего 34 часа в год.
Отбор тематики содержания курса осуществлен с учетом целей и задач ФГОС основного общего
образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 5-9 классов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные
Выпускник научится:
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете;
• безопасно использовать средства коммуникации,
• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества,
безопасно использовать ресурсы интернета.
Выпускник овладеет:
• приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т.п.
Выпускник получит возможность овладеть:
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
• выделять явление из общего ряда других явлений;
•
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного
явления,
выявлять
причины
и
следствия
явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
• критически оценивать содержание и форму текста;
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
• решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и
др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Личностные
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в
реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с
другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
• готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
• сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационнотелекоммуникационной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности с
указанием форм и организацией видов деятельности
Раздел 1. «Безопасность общения» Обучающийся
научится:
• общению в социальных сетях и мессенджерах.
•
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий: социальная сеть;
мессенджеры; пользовательский контент.
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий: персональные данные как
основной капитал личного пространства в цифровом мире; правила добавления друзей в
социальных сетях; профиль пользователя; анонимные социальные сети.
• приводить примеры сложных паролей; использовать онлайн генераторы паролей;
правила хранения паролей.
• приводить примеры видов аутентификации; настройки безопасности аккаунта.
• определять настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях.
• определять кибербуллинг, возможные причины кибербуллинга и как его избежать, знать
как не стать жертвой кибербуллинга или как помочь жертве кибербуллинга.
Обучающийся получит возможность:
• сформировать представление о настройках приватности публичных страниц,
овершеринге.
• сформировать представление о фишинге как мошенническом приеме.
Форма организации: беседа, просмотр презентации, видео; конкурсы рисунков, ребусов; ролевые
игры.
Виды
деятельности:
игровая, познавательная, проблемно-ценностное
общение, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
Раздел 2. «Безопасность устройств»
Обучающийся научится:
• приводить примеры вредоносных кодов, способы доставки вредоносных кодов;
исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов; вредоносная рассылка.
• понимать и правильно применять на бытовом уровне методы защиты от вредоносных
программ
Обучающийся получит возможность:
• сформировать представление о распространении вредоносного кода для мобильных
устройств
• сформировать представление о вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила
безопасности при установке приложений на мобильные устройства.
Форма организации: беседа, просмотр презентации, видео; поисковые исследования; ролевые игры. Виды
деятельности:
игровая, познавательная, проблемно-ценностное
общение, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
Раздел 3 «Безопасность информации»
Обучающийся научится:
• приводить примеры приемов социальной инженерии;
• понимать и правильно применять на бытовом уровне методы использования платежных
карт в Интернете Обучающийся получит возможность;
• сформировать представление о распространении вредоносного кода для мобильных
устройств;
• приводить примеры уязвимости Wi-Fi-соединений;
• сформировать представление о вредоносных кодах для мобильных устройств. Правила
безопасности при установке приложений на мобильные устройства;
• сформировать представление об основах государственной политики в области
формирования культуры информационной безопасности.
Обучающийся получит возможность:
• сформировать представление о цифровом пространстве как площадка самопрезентации,
экспериментирования и освоения различных социальных ролей
• сформировать представление о транзакциях и связанных с ними риски. Правила
совершения онлайн покупок. Безопасность банковских сервисов Форма организации:
беседа, просмотр презентации; поисковые исследования.
Виды
деятельности:
игровая, познавательная, проблемно-ценностное
развлекательная деятельность (досуговое общение), техническое творчество.
общение, досугово-
Тематическое планирование
№
Содержание
Безопасность общения
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Общение в социальных сетях и мессенджерах
С кем безопасно общаться в интернете
Пароли для аккаунтов социальных сетей
Безопасный вход в аккаунты
Настройки конфиденциальности в социальных сетях
Публикация информации в социальных сетях
Кибербуллинг
Публичные аккаунты
Фишинг
Фишинг
Безопасность в интернете
Безопасность в интернете
Безопасность в интернете
Безопасность устройств
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Что такое вредоносный код
Распространение вредоносного кода
Методы защиты от вредоносных программ
Методы защиты от вредоносных программ
Распространение вредоносного кода для мобильных устройств
Методы защиты от вредоносных программ для мобильных устройств
Методы защиты от вредоносных программ для мобильных устройств
Методы защиты от вредоносных программ для мобильных устройств
Безопасность информации
1
1
1
1
1
1
1
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Социальная инженерия: распознать и избежать
Ложная информация в Интернете
Безопасность при использовании платежных карт в Интернете
Беспроводная технология связи
Резервное копирование данных
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
Основы государственной политики в области формирования
культуры информационной безопасности
1
1
1
1
1
1
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1
1
1
1
1
1
34.
Основы государственной политики в
культуры информационной безопасности
области
формирования
1