8_9 «Финансовая грамотность»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"
623701, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Шиловская, стр.3, тел. 8(34369)4-96-50,
email: bgo_ou2@mail.ru
БМАОУ СОШ №2

РАССМОТРЕНО

Председатель
методического
совета БМАОУ
СОШ
№2______________
__
Савченко Н.А.
Протокол №1
заседания МК
БМАОУ СОШ №2
от «28» 082025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора БМАОУ
СОШ №2
___________________
Щербакова Т.А.
приказ №223 от «29»
082025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ
СОШ №2
__________________
Колпакова С.Б.
приказ №223 от «29»
082025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8-9 классов

г. Березовский 2025

Пояснительная записка
Программа
соответствует
примерной
программе
внеурочной
деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным
образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 8-9 классапредставляет собой инновационный
образовательный продукт, отражающий современные тенденции общего и
дополнительного образования, интегрирующий различные учебные предметы
(математика, обществознание, история, география), но вместе с тем имеющий
свой объект изучения для школьников.
Курс рассчитан на 34 часа в 8 или 9 классе.
Современноеобществооченьбыстроменяетсявовсехсферах.
Осободинамичнымиявляютсяобластинауки,техники,технологий
производстваиоказанияразличныхуслуг,чтовынуждаетсовременного человека
следовать
за
этими
изменениями,
быть
активным,
хорошо
ориентироватьсявбольшомпотокеинформации,осваиватьразличные
нетолькопрофессиональные,ноиповседневныебытовыетехнологии.
Эти
тенденции также отражаются на области личных финансов современной семьи,
и
в
том
числе
современного
подростка.
Уже
с
раннегодетстваребёнокимеетделосденьгами:онсовершаетпокупки
вмагазине(нередкоивинтернет-магазине),копитнакакуютожеланнуювещь,являетсяпотребителемсемейных,школьныхиобщественныхбла
г,имееткарманныеденьгиираспоряжаетсяими.
Знания в области личных финансов приобретают особуюактуальность для
подростка с 14 лет, когда согласно российскому законодательству
несовершеннолетний может открывать вклады и, как следствие, иметь
дебетовые банковские карты. А на совершение покупок через Интернет,
ведение
электронных
кошельков
вообще
нет
возрастныхограничений.Именносфератакназываемыхповседневныхфинансов
вбирает в себя достижения науки и техники: появляются новые технологии
оплаты и финансовые продукты, оградить от использования которых ни детей,
ни взрослых практически невозможно. Тем более грамотное пользование
финансовыми инструментами позволяетне только решать повседневные задачи
(например, оплата покупок, совершение платежей, формирование накоплений и
сбережений, инвестирование и др.), но и повышать личное и семейное
благосостояние.
Современныедетибыстреевзрослыхначинаютиспользоватьразличныеинно
вационныефинансовыетехнологииипродукты.Ониочень
быстро
понимают
принципы их работы, включают их в повседневную жизнь, используют для
решения бытовых задач (например, покупка компьютерных игр в Интернете,
оплата билетов в кино с помощью бесконтактных технологий и др.). Но
нередко при совершении различных финансовых действий дети не
задумываются об элементарных правилах финансовой безопасности и легко
поддаются на уловки мошенников, поэтому необходимо обучить их не только

грамотному взаимодействию с финансовыми организациями, но и безопасному
использованию различных финансовых инструментов.
Современное школьное образование призвано не толькозаложить
фундамент в понимание устройства мира и его составных элементов,
ноинаучитьдействоватьнаопережениевэтоммире.Этоозначает,что нужно не
только дать ученика мконкретную фактическую информацию, но и создать для
них условия для освоения обобщённых способов разумного поведения в
различных сферах жизни человека. Данный курс и по содержанию, и по
формам организации учебной деятельности способен решить эту
педагогическую задачу в части финансовой и во многом экономической и
правовой грамотности.
В рамках данного курса предполагается обучение учащихсяфинансовой
грамотности, оснащение будущего потребителя финансовых услуг важными
жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни любого человека.
Цели и задачи курса
Целью курса является формирование финансовой грамотности у
учащихся 8—9 классов на базовом уровне, отражающем финансовые
потребности подростка 14—16 лет.
Задачикурса:
- формирование элементарных знаний об устройстве финансового рынка,
о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой
человек в современном обществе;
- формирование базовых ценностей, отражающих идеюграмотного
финансового поведения, включающего бережное отношение к личным,
семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам;
- формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства,
понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя
финансовых услуг в случае их нарушения;
- формирование предметных умений, включающих способность работать
с различными источниками финансовой информации, использовать
разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые
расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);
- формирование компетенций поиска альтернативных решений
жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с
позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного
выбора для конкретных условий.
Планируемыерезультатыосвоениякурса
Кличностнымрезультатамобученияотносятся:
формирование
субъектной
позиции
у
учеников,
пониманиенеобходимости быть самостоятельными в принятии решений;
- формирование у обучающихся ценностей ответственногоповедения в
области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы,
общества и государства;

- формирование элементарных финансовых знанийсовременного
человека;
- готовность и способность обучающихся к самообразованию вобласти
финансовой грамотности на всех жизненных этапах;
- формирование уважительного отношения к труду и трудовыми
финансовым правам;
- готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и
защищать эти права в случае их нарушения;
- готовность осваивать правила поведения при взаимодействиис
финансовыми организации и государственными органами, роли и формы
финансовой жизни семьи.
Метапредметные
грамотность»:

результаты

изучения

курса

«Финансовая

Регулятивные:
1умение самостоятельно определять цели обучения, ставитьи
формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание
необходимости инвестирования в свой человеческий капитал. Обучающийся
сможет:
анализироватьсуществующиеипланироватьбудущиеобразовательные
результаты;
идентифицироватьсобственныепроблемы,которыеможнорешить
с
использованием услуг финансовых организаций;
- разрабатыватьспособырешенияпроблемвобластиличныхфинансов;
- ставитьфинансовыецелисвойственнойдеятельности;
- формулировать учебные задачи как шаги для достиженияпоставленной
цели практической финансовой деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая логическую последовательность шагов.
2
Умение
самостоятельно
планировать
пути
достиженияфинансовыхцелей,втомчислеальтернативные,осознанновыбиратьна
иболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых
задач. Обучающийся сможет:
определятьнеобходимыедействиявсоответствиисучебнойипрактическойфинансов
ойзадачейисоставлятьалгоритмихвыполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективныхспособов
решения учебных и практических финансовых задач;
выстраиватьжизненныепланынакраткосрочноебудущее(заявлятьцелевыеориентиры
,ставитьадекватныеимзадачиипредлагатьдействия,указываяиобосновываялогическ
уюпоследовательностьшагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельноискать способы
решения задач в области личных финансов;

составлятьпланрешенияфинансовойпроблемы(выполнениепроекта,
проведение исследования);
- планировать и корректировать свою индивидуальнуюобразовательную
траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.
3.Умениесоотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
- оценивать свою деятельность, аргументируя причиныдостижения или
отсутствия планируемого результата;
находитьдостаточныесредствадлявыполненияучебныхдействий
визменяющейсяситуациииилиприотсутствиипланируемогорезультата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получениязапланированных
характеристик продукта (результата);
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные:
1.
Умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- выделятьявлениеизобщегорядадругихявлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств, выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частнымявлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов иявлений, выделяя
при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя её вконтексте
решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся впроверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
- делать вывод на основе критического анализа разных точекзрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2. Смысловоечтение.Обучающийсясможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии сцелями
своей деятельности);

- ориентироватьсявсодержаниитекста,пониматьцелостныйсмысл текста,
структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
- критическиоцениватьсодержаниеиформутекста.
3 Развитие мотивации к овладению культурой активногоиспользования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определятьнеобходимыеключевыепоисковыесловаизапросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами,словарями;
формироватьмножественнуювыборкуизпоисковыхисточников
для
объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество исовместную
деятельность.
2.
Умение
осознанно
использовать
речевые
средства
всоответствиисзадачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслей
и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе идискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные клишированные и оригинальные текстыс
использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логическойсвязи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядныематериалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать
оценочный
вывод
о
достижении
цели
коммуникациинепосредственно после завершения коммуникативного контакта
и обосновывать его.
Компетенциифинансовой грамотности:
- оценивать выгоды и издержки, сопряжённые сиспользованием разных
видов денег;
- выбирать вид денег для использования в конкретнойжизненной
ситуации;
- оценивать риски, связанные с использованием различныхвидов денег,
учитывать их при осуществлении различных финансовых операций;
- оптимизироватьрасходысемейногобюджета;
оцениватьсемейныеиличныепотребностиижеланиясточкизрения
финансовых возможностей семьи;
совершать«умные»покупкинаосновеанализа,сравненияиоценки
различных вариантов;

- определять ресурсы, которые могут приносить доход, инаходить
способы увеличения доходов семьи;
грамотносоставлятьсемейныйбюджетсучётомвозможныхрисков
и
финансовых потерь;
находить(подбирать)вариантыличногозаработкавконкретных
жизненных условиях;
- оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции
соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
- защищатьсвоиправаработникавслучаеихнарушения;
- выбирать наиболее подходящий вклад для конкретнойжизненной
ситуации;
- грамотно выбирать банковскую карту и безопасно еёиспользовать;
- формироватьпланнакопленийнафинансовуюцель;
- выбиратьстраховойпродуктдляконкретныхжизненныхситуаций;
- находитьнаиболеевыгодныеспособыорганизациипутешествий;
- защищать свои права потребителя финансовых услуг;
- определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;
- оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов
наналоги,планированиясвоевременнойуплатыналоговиоформления налогового
вычета;
- определятьспособыинвестицийвсвойчеловеческийкапитал;
- формироватьсвоютраекториюнакоплениячеловеческогокапитала.
Кпредметнымрезультатам обучения относятся:
- освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство
финансового
сектора
и
принципы
его
функционирования
в
современномобществе,вчастности:деньги,финансы,банк,инфляция,
валюта,
финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет,
правила
ведения
семейного
бюджета,
трудовая
дееспособность,трудовыеправаподростка,гражданско-правовые и трудовые
отношения,
финансовые
услуги
и
продукты,
инвестиционныекомпании,страховыекомпании,банковскийвкладисчёт,
банковская карта, финансовая безопасность, финансовая цель, страхование и
его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий,
накопления и правила их формирования, защита прав потребителя финансовых
услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства,
государственный бюджет,налогииихвидыиспособыуплаты,налоговыевычеты и
способы их оформления, человеческий капитал и способы инвестирования в
него для увеличения благосостояния в будущем;
- освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные
финансовые расчёты и использовать финансовуюинформацию для принятия
решений.
Содержание курса внеурочной деятельности.

Тема
1
сопровождают» (5 ч)

«Современныеденьги:чтоэтотакоеикакиерискиих

Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмис- сия,
двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерче- ский банк,
денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция, покупательная
способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег
(наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта, квазиденьги,
цифровые деньги), инструменты управления безналичными деньгами,
конвертация валюты, комиссия, блокчейн, криптовалюта, риск, величина риска,
финансовый
риск,
девальвация,
валютныйриск,процентныйриск,операционныйриск.
Установки:
- понимание денег как средства увеличения благосостояния, при котором
деньги не выступают в качестве самоцели;
- понимание необходимости грамотного распоряжения деньгами;
- понимание того, что может являться деньгами, а что не может ими быть;
- понимание сущности денег и денежной системы;
- понимание того, как устанавливается стоимость денег, что на неё влияет
и как она может меняться;
- понимание принципов совершения обмена денег разных видов;
- понимание того, что наличные деньги н единственная форма оплаты
товаров и услуг;
- понимание того, что в различных ситуациях выгодны разные
инструменты управления безналичными деньгами;
- понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на
случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
- понимание наличия рисков при пользовании деньгами.
Предметныеумения:
- различатьфункцииденег;
- различать виды денег, в том числе современные и исторические;
- различать российские деньги и иностранную валюту;
- рассчитыватьсуммыдляобменаразличныхвалютпоихкурсу;
- определять природу финансовых рисков;
- искатьразличнуюинформациюпоисторииденег,обихподлинности, видах
и формах.
Компетенции:
- оценивать выгоды и издержки, сопряжённые сиспользованием разных
видов денег;
- выбирать вид денег для использования в конкретнойжизненной
ситуации;
- оценивать риски, связанные с использованием различныхвидов денег,
учитывать их при осуществлении различных финансовых операций.
(6ч)

Тема 2 «Семейныйбюджет:какуправлятьимвсовременном обществе»

Понятия
и
знания:
семейные
финансы,
статьи
расходов
семьи,обязательные,необязательныеиизлишниерасходы,крупные,средние
имелкиерасходы,финансоваяподушкабезопасности,обдуманнаяпокупка,
эмоциональная
покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные покупки в Интернете, риски при

покупке
товаров
и
услуг,
источникисемейныхдоходов,денежныеинеденежныедоходы,регулярные,
временные
и
разовые
доходы,
номинальные,
располагаемые
и
реальныерасполагаемыедоходы,активныеипассивныедоходы,бюджетсемьи,профицит,дефици
т,правилаведениясемейногобюджета.

Установки:
- пониманиеотличийсовременнойсемьиоттрадиционной;
пониманиеограниченностиресурсовсемьи(втомчиследенежных)
и
необходимости бережного отношения к ним;
- пониманиетого,чтокаждыйчленсемьиобладаетфинансовыми правами и
обязанностями;
- осознание необходимости учёта и планирования своих доходови
расходов;
- понимание того, что за каждым расходом стоит реальная потребность,
которая может быть удовлетворена разными способами;
- понимание того, что одна и та же вещь может иметь разную стоимость;
- понимание необходимости оценки различных вариантов совершения
покупок;
- пониманиепоследствийсовершенияспонтанныхпокупок;
- понимание того, что на размер доходов членов семьи влияет множество
факторов, и того, что человек и семья могут влиятьна большинство из них, тем
самым увеличивая свои доходы;
- способность различать регулярные и нерегулярные источники доходов.
Предметныеумения:
- вести расчёты расходов семейного (личного)бюджета;
- ранжировать расходы по степени важности;
- определятьреальныепотребности,стоящиезаразнымирасходами;
искатьинформациюоценахикачестветоваровиуслугвразличныхисточниках;
- вести расчёты доходов и расходов семейного бюджета, в том числе с
использованием различных программ;
искатьинформациювразличныхисточникахограмотномведении
семейного бюджета.
Компетенции:
- оптимизироватьрасходысемейногобюджета;
оцениватьсемейныеиличныепотребностиижеланиясточкизрения
финансовых возможностей семьи;
- совершатьобдуманныепокупкинаосновеанализа,сравненияи оценки
различных вариантов;
- определять ресурсы, которые могут приносить доход, инаходить
способы увеличения доходов семьи;
грамотносоставлятьсемейныйбюджетсучётомвозможныхрисков
и
финансовых потерь.
Тема
3
«Личныйдоходподростка:какиевозможностиесть
всовременномобществедляегоформирования (4)

Понятия и знания: полная дееспособность,
малолетний,
несовершеннолетний,
личные
доходы

эмансипация,недееспособный,
подростка
и
их
виды,

предпринимательская деятельность, трудовые отношения, трудовая дееспособность,
гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав подростка, премия, заработная
плата, НДФЛ, ИНН, СНИЛС.

Установки:
- понимание того, что несовершеннолетний может иметь доходы,в том
числе за счёт осуществления трудовой деятельности;
пониманиетого,чтотрудоваядеятельностьподросткарегулируется
законом и имеет ряд ограничений;
- понимание того, что для оформления отношений с работодателями
могут предлагаться разные договоры;
- пониманиетого,чтопринарушенииправработниканеобходимо обращаться
за защитой;
-пониманиетого,чтотрудовыедоходыоблагаютсяНДФЛ.
Предметныеумения:
- различатьгражданскиеитрудовыеправамалолетних,несовершеннолетних
и совершеннолетних;
- различатьправовыеифинансовыепоследствиязаключенияразных видов
договоров;
- рассчитыватьразмердохода,которыйработникполучаетпосле удержания
НДФЛ;
- искать информацию в различных источниках по теме защиты трудовых
прав.
Компетенции:
находить(подбирать)вариантыличногозаработкавконкретных
жизненных условиях;
- оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции
соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
- защищатьсвоиправаработникавслучаеихнарушения.
Тема 4 «Услуги финансовых организаций: чтонужносовременному
подростку» (8ч)
Понятия и знания: услуга, финансовые услуги, финансовыеорганизации,
банк, Банк России, микрофинансовые организации, физическое лицо,
юридическое лицо, инвестиционные компании, инвестиции, прибыль, убыток,
инвестор, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании,
платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт, банковский
счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система
страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, банковская карта,
виды банковских карт, кредитная история, правила пользования банковски- ми
картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернет- банк, издержки
и выгоды пользования банковскими картами, правила безопасного
использования банковских карт с применением различных инструментов,
взаимные обязанности банка и держателя банковских карт, накопление,
эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений,
источники накоплений подростка, страхование, самострахование, взаимное
страхование, страховой фонд, страховой случай, страховщик, страхователь,
застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма,

франшиза, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, страховые
и нестраховые риски, имущественное страхование, ОСАГО, личное
страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное
страхование, туроператор, турагент, способы выгодной покупки билетов на
самолёт, лоукостер, чартерный рейс, регулярный рейс, способы выгодного
обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного
оформления медицинской страховки, способы минимизации затрат при
посещении музеев, выставок, экскурсий, потребитель, базовые права
потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь
потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг,
Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые
пирамиды.
Установки:
- понимание взаимосвязи финансовых потребностей ифинансовых
организаций;
- пониманиетого,чтоцельюдеятельностифинансовыхорганизаций является
прибыль;
- понимание того, что выбор вида вклада зависит от тех задач, которые
ставит вкладчик;
- пониманиенизкойрискованностиинизкойдоходностивклада;
- понимание того, что выбор банковской карты зависит отзадач, которые
необходимо решать с её помощью;
- понимание наличия рисков мошенничества при пользованиибанковской
картой;
- понимание того, что соблюдение правил финансовойбезопасности
минимизирует риски;
- понимание того, что некоторые риски, в том числе и финансовые,
можно минимизировать с помощью страхования;
- понимание того, что страхование может принимать разные формы;
пониманиетого,чтопостановкафинансовыхцелейипланированиеихдостиженияп
озволяютделатьнакопления;
- понимание того, что на небольшие покупки разумнеенакопить, нежели
брать кредит;
- понимание того, что цена путешествия зависит от многих факторов;
- понимание того, что можно минимизировать затраты напутешествия;
- пониманиетого,чтопотребителифинансовыхуслугобладаютправами и
возможностями их защиты при нарушении финансовыми организациями.
Предметныеумения:
- различатьвидыфинансовыхуслуг;
- различатьфинансовыеуслугиипродукты;
- рассчитыватьдоходностьвклада,втомчислескапитализацией процентов;
- различать дебетовую и кредитную банковскиекарты;
- пользоваться калькулятором страхования;
- вестирасчётыдляформированияплананакоплений;
- пользоваться сайтами авиакомпаний, турагентств, сайтами
бронирования отелей, сайтами-агрегаторами;

находитьинформациюпозащитеправпотребителейнасайтах
Роспотребнадзора и Банка России.
Компетенции:
- выбиратьнаиболееподходящийвкладдляконкретнойжизненной ситуации;
- грамотновыбиратьбанковскуюкартуибезопасноеёиспользовать;
- формироватьпланнакопленийнафинансовуюцель;
- выбиратьстраховойпродуктдляконкретныхжизненныхситуаций;
- находитьнаиболеевыгодныеспособыорганизациипутешествий;
- защищатьсвоиправапотребителяфинансовыхуслуг.
Тема
5
«Человекигосударство:какналадитьвзаимовыгодные
финансовые отношения (8ч)
Понятия и знания:финансы, финансовая система государства,
общественные блага, государственный бюджет, расходы государственного
бюджета, облигации, государственные облигации, доходы государственного
бюджета, налоги, налоговая система России, виды на-логов (федеральные,
региональные
и
местные,
прямые
и
косвенные),
налогоплательщик,объектналогообложения,налоговаябаза,налоговая
ставка,
имущественный
налог,
кадастровая
стоимость,
земельный
налог,транспортныйналог,НДФЛ,личныйкабинетналогоплательщика,
пеня,
штраф, налоговая декларация, налоговый вычет, виды налоговых вычетов
(стандартный, социальный, имущественный, профессиональный).
Установки:
пониманиетого,какформируютсяиначтотратятсягосударственные
финансы, какова связь между налогами и общественными благами;
- понимание того, что наличие собственности и доходовпредполагает
ответственность в виде уплаты налогов;
- понимание того, что косвенные налоги входят в цены товаровиуслуг,
которые мы покупаем;
- пониманиетого,чторазныеналогирассчитываютсяпо-разному;
пониманиетого,чточемдорожеимуществоилибольшедоходы,тембудетбольшераз
меруплачиваемыхналогов;
пониманиенеобходимостиуплатыналоговиналичиевозможностей
сделать это разными способами;
пониманиевозможностивозвратачастиуплаченныхналоговчерез
оформление налогового вычета.
Предметныеумения:
-различать статьи доходов и расходов государственногобюджета;
- пользоваться сайтом Федеральной налоговой службы;
- рассчитыватьНДФЛ;
- рассчитывать налог наимущество;
- рассчитывать земельный налог;
- рассчитыватьтранспортныйналог.
Компетенции:
- определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;

- оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов
наналоги,планированиясвоевременнойуплатыналоговиоформления налогового
вычета.
Тема 6 «Современныйчеловек:какинвестироватьвсебя» (3 ч)
Понятияизнания:человеческийкапитал,индивидуальныйчеловеческий капитал,
факторы, влияющие на человеческий капитал,индекс человеческого развития,
инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в
человеческий капитал, современный человек.
Установки:
- понимание важности и необходимости вложений в свой человеческий
капитал;
- понимание того, что вложения в человеческий капитал сраннего
возраста обеспечивают финансовое благополучие в настоящем и будущем;
- понимание необходимости планирования вложений вчеловеческий
капитал на протяжении всей жизни.
Предметныеумения:
находитьактуальнуюинформациювразличныхисточникахпотеме
человеческого капитала и способов его формирования.
Компетенции:
- определятьспособыинвестицийвсвойчеловеческийкапитал;
- формироватьсвоютраекториюнакоплениячеловеческогокапитала.
Тематическое планирование (34ч)
Номер
Тема урока
Виды деятельности
Количество
урока
часов
Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)
1
Деньги и их функции
1
решение задач
2
Что делает деньги деньгами
1
обсуждение ситуаций
3
Современные деньги
1
решение задач
4
Риски в мире денег
1
обсуждение ситуаций
5
Практическая работа по теме Деловая
1
игра
«Современные деньги: что это «Современные
такое и какие риски их деньги»
сопровождают»
Тема 2 «Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе» (6ч)
6
Современная семья и ее обсуждение ситуаций
1
финансы
7
Что входит в расходную часть решение
1
семейного бюдета
практической
ситуации «Расходная
часть
семейного
бюджета»
8
Как
разумно
совершать решение задач
1
покупки
9
Откуда берутся доходы в обсуждение
1
семейном бюджете
практической
ситуации
10
Составление
семейного составление
1

бюджета
семейного бюджета
11
Практическая работа по теме: Деловая
игра
1
«Семейный
бюджет:
как «Управление
управлять им в современном семейным бюджетом»
обществе»
Тема 3 «Личный доход подростка: какие возможности есть в современном
обществе для его формирования» (4ч)
12
Источники личного дохода обсуждений ситуаций
1
подростка
13
Как может работать подросток обсуждение трудовых
1
прав
несовершеннолетнего
работника
14
Какие
налоги
необходимо обсуждение
1
платить когда работаешь
теоретических
аспектов данной темы
15
Практическая работа по теме: Обсуждение
1
«Личный доход подростка: практических
какие возможности есть в ситуаций
современном обществе для его
формирования»
Тема 4 «Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку»
(8ч)
16
Финансовые организации и их обсуждение
1
услуги
практической
ситуации
17
Как грамотно выбрать вклад
решение задач
1
18
Как
грамотно
выбрать обсуждение
1
банковскую карту и безопасно теоретических
ее пользоваться
аспектов данной темы
19
Как накопить на свою мечту
решение задания по
1
формированию
накопления
20
Как
грамотно
выбрать обсуждение ситауций
1
страховой продукт
21
Как
отправиться
в обсуждение
1
путешествие,
минимизируя практических
финансовые затраты
ситауций
22
Как защитить свои права обсуждение
1
потребителя финансовых услуг практических
ситауций
23
Практическая работа по теме: решение ситуаций
1
«Услуги
финансовых
организаций:
что
нужно
современному подростку»
Тема 5 «Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые
отношения» (8 ч)
24
Финансы
современного решение задач
1
государства
25
Какие налоги платят люди, обсуждение
1
проживающие в России
теоретических
аспектов данной темы
26
Расчет НДФЛ и налоговые обсуждение
по
1
вычеты
налоговым вычетам

27
28
29
30
31
32
33
34

Расчет НДФЛ и налоговые
вычеты
Расчет НДФЛ и налоговые
вычеты
Расчет налога на имущество

обсуждение
по
налоговым вычетам
решение задач по
определению НДФЛ
решение задач по
определению налога
на имущество
Расчет земельного налога
решение задач по
определению
земельного налога
Как своевременно уплатить обсуждение
налоги
Тема 6 «Современный человек: как инвестировать в себя» (3 ч)
Что
такое
человеческий обсуждение
капитал
Как
инвестировать
в обсуждение
человеческий капитал
Практическая работа по теме: Деловая игра «Как
«Современный человек: как инвестировать в себя»
инвестировать в себя»

1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Лавренова Е. Б. Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность.
Современный мир. /Е.Б. Лавренова, О.Н. Лавреньтьева. — М.: Просвещение. 2025. – 208 с.

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный

ресурс]: [Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 29.09.2019].
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Лавренова Е. Б. Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность.
Современный мир. Методические рекомендации. 8 - 9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Е. Б. Лавренова,
О. Н. Лаврентьева. — М.: Просвещение, 2021. - 224 с. – ISBN978-5-09-078991-2.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
- URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов
и

Роспотребнадзора,

огромная

грамотности для населения России.
-

коллекция

материалов

по

финансовой

URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком

России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о
финансах» и «Сервисы».

- URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой

грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Финансовые услуги» и «Интерактив».

Дополнительная литература :
- Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.
Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
- Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016.
- Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. : Манн,
Иванов и Фербер, 2014.
- Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный
в рамках Проекта Минфина России для 8—9 классов (2018).
- Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П.
Горяев. — М. : Просвещение, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».