10-11 «Практикум по информатике»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО
Председатель
методического совета БМАОУ
СОШ №2
Савченко Н.А.
Протокол № 1 заседания
МС БМАОУ СОШ №2

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
БМАОУ СОШ №2

УТВЕРЖДЕНО
№2

Щербакова Т.А.
приказ № 223 от
29.08.2025 г.

Директор БМАОУ СОШ
Колпакова С.Б.

приказ № 223 от
29.08.2025 г.

от 28.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Образовательная сессия. Практикум по информатике»
для обучающихся 10 – 11 классов

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем.
Метапредметные
результаты
представлены
тремя
группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
- выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми;
- учитывать позиции других участников деятельности;
- коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми;
- эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном
общении;
- выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
Предметные результаты:
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных
объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о
кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при
передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики, в том
числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных
компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии

«операционная система» и основных функциях операционных систем; об
общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и
права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и
средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической
обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов,
получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность
представлений о необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей
обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными
системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных
алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска
и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня
(по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием
основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными
навыками
формализации
прикладной
задачи
и
документирования программ.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Ученик
научится
базовый
уровень

10 класс
– определять информационный объем графических и
– звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице
истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при
заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы
обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа
данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера
или вручную) несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для
решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные
программы в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время работы,
размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели
для анализа соответствующих объектов и процессов, в том
числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные
данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и
технических средств ИКТ для решения профессиональных
и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его
программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения
учебных заданий из различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных,
в частности составлять запросы в базах данных (в том числе

вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к
ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные
материалы
с
использованием
возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения
стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при
работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.
Ученик
– выполнять эквивалентные преобразования логических
получит
выражений, используя законы алгебры логики, в том числе
возможность и при составлении поисковых запросов;
научиться –
– переводить заданное натуральное число из двоичной
базовый
записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
уровень
сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при
описании реальных объектов и процессов;
– строить
неравномерные
коды,
допускающие
однозначное декодирование сообщений, используя условие
Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о
помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных;
использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в
выбранной
среде
программирования,
включая
тестирование и отладку программ; использовать основные
управляющие
конструкции
последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерноматематические модели; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу;
– применять базы данных и справочные системы при
решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности
и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в

соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать
основные
принципы
устройства
современного компьютера и мобильных электронных
устройств;
использовать
правила
безопасной
и
экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;
– понимать
общие
принципы
разработки
и
функционирования интернет- приложений; создавать вебстраницы;
использовать
принципы
обеспечения
информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из
сети Интернет.
11 класс
Выпускник
– строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и
научится
– обосновывать выигрышную стратегию игры;
базовый
– понимать и использовать основные понятия, связанные
уровень
со сложностью вычислений (время работы и размер
используемой памяти при заданных исходных данных;
асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от
размера исходных данных); определять сложность
изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
–применять
метод
сохранения
промежуточных
результатов (метод динамического программирования) для
создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов
решения различных задач; примеры: поиск минимального
пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет
количества путей;
– создавать собственные алгоритмы для решения
прикладных задач на основе изученных алгоритмов и
методов;
– применять при решении задач структуры данных:
списки, словари, деревья, очереди; применять при
составлении алгоритмов базовые операции со структурами
данных;
– использовать основные понятия, конструкции и
структуры данных последовательного программирования, а
также правила записи этих конструкций и структур в
выбранном для изучения языке программирования;
– выполнять объектно-ориентированный анализ задачи:
выделять объекты, описывать на формальном языке их
свойства
и
методы;
реализовывать
объектноориентированный подход для решения задач средней
сложности на выбранном языке программирования;

–выполнять отладку и тестирование программ в
выбранной среде программирования; использовать при
разработке программ стандартные библиотеки языка
программирования и внешние библиотеки программ;
создавать многокомпонентные программные продукты в
среде программирования;
– пользоваться навыками формализации задачи; создавать
описания программ, инструкции по их использованию и
отчеты по выполненным проектным работам;
–разрабатывать
и
использовать
компьютерноматематические модели; анализировать соответствие
модели реальному объекту или процессу; проводить
эксперименты и статистическую обработку данных с
помощью компьютера; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов;
– использовать на практике общие правила проведения
исследовательского проекта (постановка задачи, выбор
методов исследования, подготовка исходных данных,
проведение
исследования,
формулировка
выводов,
подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие
исследовательские проекты;
– использовать динамические (электронные) таблицы, в
том числе формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его
элементов; построение графиков и диаграмм;
–владеть
основными
сведениями
о
табличных
(реляционных) базах данных, их структуре, средствах
создания и работы, в том числе выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
– использовать компьютерные сети для обмена данными
при решении прикладных задач;
–применять на практике принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
соблюдать при работе в сети нормы информационной этики
и права (в том числе авторские права);
– проектировать собственное автоматизированное место;
следовать основам безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать
санитарно-гигиенические требования при работе за

персональным компьютером в соответствии с нормами
действующих СанПиН.
Выпускник
–использовать понятие универсального алгоритма и
получит
приводить примеры алгоритмически неразрешимых
возможность проблем;
научиться –
– создавать программы для учебных или проектных задач
базовый
средней сложности;
уровень
–использовать
информационно-коммуникационные
технологии при моделировании и анализе процессов и
явлений в соответствии с выбранным профилем;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и
программного обеспечения для решения задач, возникающих
в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
–проводить (в несложных случаях) верификацию
(проверку надежности и согласованности) исходных
данных
и
валидацию
(проверку
достоверности)
результатов натурных и компьютерных экспериментов;
– использовать методы машинного обучения при анализе
данных; использовать представление о проблеме хранения
и обработки больших данных.
2. Содержание учебного предмета, курса
Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных
задач на измерение количества информации (вероятностный подход),
кодирование текстовой информации и измерение ее информационного
объема, кодирование графической информации и измерение ее
информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее
информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия
«система счисления». Арифметические операции в системах счисления.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных
логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также
импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение
тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений,
построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение
логических задач на применение основных законов логики при работе с
логическими выражениями.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске,
определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера
компьютера в сети.

Моделирование
Структурирование
информации.
Системный
подход.
Графы.
Выигрышные стратегии.
Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных
алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ
отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом
языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач
на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким
ответом) и анализ дерева игры.

№
п/п
1
2

2. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
2024-2025 уч. год
10 класс (1 ч * 35 недель = 35 часов)
Модуль воспитательной
Кол-во
Тема
программы школьный
часов
урок
1
2

3

2

4
5
6
7

2
1
1
2

8
9

1
2

10

2

11
12

2
2

13
14

2
2

15
16
17
18
19
20

2
2
2
2
2
1
35

Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ
Информация и информационные процессы.
Кодирование и декодирование
Равномерные и неравномерные коды. Входной
контроль
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической информации
Кодирование звуковой информации
Системы счисления. Решение уравнений с
числами в разных системах счисления
Некомпьютерные системы счисления
Использование правил систем счисления для
прикладных задач
Вычисление значений арифметических
выражений с использованием правил систем
счисления
Логические основы компьютера. Законы логики
Таблицы истинности основных логических
операций
Составление таблиц истинности
Логические законы и правила преобразования
логических выражений
Упрощение логических выражений
Решение логических выражений
Методы решения систем логических уравнений
Решение систем логических уравнений
Решение I части ЕГЭ
Итоговое тестирование
Итого

 побуждать
обучающихся соблюдать на
уроке принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
 использовать
воспитательные возможности
содержания
учебного
предмета
через
подбор
соответствующих задач для
решения;
 применять на уроке
интерактивные формы работы
с
обучающимися:
интеллектуальные
игры,
стимулирующие
познавательную мотивацию
обучающихся;
 организовывать
шефство
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающее
обучающимся
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;

№
п/п
1

Кол-во
часов
1

2025-2026 уч. год
11 класс (1 ч * 34 недель = 34 часа)
Модуль воспитательной
программы школьный
Тема
урок

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1
2
2
2
2
2
2
2
2

Компьютерные сети. Определение файла по его
маске
Определение группы файлов по маске
Определение адреса сети
Определение адреса узла
Определение количества компьютеров в сети
Определение номера компьютера в сети
Решение задач на компьютерные сети
Кодирование и декодирование
Вычисление количества информации
Сложные запросы поисковых систем
Моделирование. Графы
Передача звуковой информации
Решение задач по моделированию с помощью
графов
Структурирование информации
Алгоритмизация и программирование
Составление выигрышной стратегии
Разработка алгоритма для исполнителя
Динамические алгоритмы
Рекурсивные алгоритмы
Алгоритмы с подпрограммами
Сортировка массива
Решение I части ЕГЭ
Разбор заданий ЕГЭ 2022

34

Итого

 побуждать
обучающихся соблюдать на
уроке принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
 использовать
воспитательные
возможности
содержания
учебного предмета через
подбор
соответствующих
задач для решения;
 применять на уроке
интерактивные
формы
работы с обучающимися:
интеллектуальные
игры,
стимулирующие
познавательную мотивацию
обучающихся;
 организовывать
шефство
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающее
обучающимся
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной
помощи;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».