5 «Основы дизайна»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель методического
советаБМАОУ СОШ №2

Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2

Директор БМАОУ СОШ №2

Савченко Н.А.

Щербакова Т.А.

Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2

приказ № 223 от 29.08.2025 г.

Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.

от 28.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы дизайна»
для обучающихся 5 классов

Березовский городской округ, 2025
Министерство образования и молодежной политики

Содержание

Пояснительная записка...........................................................................................3

Учебно-тематический план .................................................................................... 9
Критерии оценки учеников .................................................................................. 11

Материалы и оборудование..................................................................................12
Методическое обеспечение образовательной программы................................13

Сведенья об авторе составителе .......................................................................... 14

Список литературы ............................................................................................... 15

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Основы дизайна» для раннего
эстетического развития в школах рассчитана на 11-12 лет. Программа

разработана с учетом федеральных государственных требований по
дополнительному образованию [1], Федерального закона от 29.12.2012
№273-фз «Об образовании в Российской Федерации» [2]; в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими

правилами

и

нормативами

СанПиН

2.4.4.3172-14 [3]; учитывая возрастные особенности детей среднего
школьного возраста.

Уроки по данной программе актуальны для детей в современном

мире, так как они:

 Дают возможность самовыражения. Рисование позволяет детям

выразить свои мысли, чувства и фантазии через изображение на
бумаге.

 Развивают мелкую моторику. Дети используют кисточки,
карандаши

и

произведений.

другие

инструменты

для

создания

своих

 Развивают воображение и творческое мышление. Дети учатся

видеть мир по-своему, находить нестандартные решения и
красоту в обыденных вещах.

 Развивают внимание и концентрацию. В процессе рисования дети
учатся фокусироваться на деталях, цветах и формах.

 Помогают выразить эмоции и чувства. Дети могут использовать

цвета, линии и формы для передачи своего настроения и
переживаний.

Направленность

программы:

программа

«Основы

дизайна»

разработана для: создание фирменного стиля, логотипов, рекламных
материалов, создание коллекций одежды, разработка принтов, работа с
тканями, создание комфортного пространства, оформление помещений.

В связи с этим программа «Основы дизайна» имеет выраженный

развивающий характер.

Уровень освоение данной программы - формирующий. Этот уровень

направлен

на

освоение

основных

понятий

и

техник

в

дизайне.

Последовательность заданий в данной программе выстроена по принципу «от

простого - к сложному», позволяет успешно осваивать предложенные темы.

Задания так же были подобраны по возрастным особенностям детей 11-12
лет.

Возрастные особенности:

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире

перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное

обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в
понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря

развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных
психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие

думающим". К концу младшего школьного возраста у учащихся должны
быть

сформированы

такие

новообразования,

как

произвольность,

способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие

рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть,
впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде
получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений

между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на

уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе,
товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это

явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности,

которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно

меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает

количество

негативных

самооценок.

Недовольство

собой

у

детей

распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших

подростков потребность в общей положительной оценке своей личности
другими людьми, прежде всего взрослыми.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в

воспитательном

отношении.

Подростков

характеризует

предельная

самочувствия,

ранимость,

неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки,
резкая

смена

физического

неадекватность реакций.

состояния

и

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального

внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности,
вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Цель: Сформировать у детей базовые представления о дизайне как

сфере творческой деятельности, развить эстетическое восприятие и
первоначальные навыки композиционного мышления через практические
задания.

Задачи:

Обучающие:

 Обучение приемам и способам изображения с использованием
различных материалов;

 Обучить детей формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по
представлению;

 Обучение детей среднего школьного возраста основам цветоведения;
 Обучить подбиранию наиболее удачных цветов для композиции;
 Обучить знаниям и умениям по организации рабочего места.
Развивающие:

 Развивать чувство формы, цвета и вкуса;

 Развивать внимательность и наблюдательность;

 Развивать творческое мышление, воображение, расширять кругозор
учащихся.

Воспитывающие:

 Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному
искусству;

 Воспитание интереса к культуре и искусству своей родите;
 Воспитание самостоятельности, аккуратности;

 Воспитывать стремление к творческому поиску и доведению начатого
до конца.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

 Словесный (беседа, рассказ, объяснение);

 Наглядный (показ, демонстрация приемов работ, наблюдение);
 Практический.

Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:

 Организовывать своё рабочее место;

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способом решения задач;

 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

 Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.

Метапредметные результаты:

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;

 Адекватно воспринимать предложение и оценку учителя;

 Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте его
строении свойствах и связях;

 Формулировать собственное мнение и позицию;
 Задавать вопросы;

 Использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:

 Сформированность первоначальных представлений о роли дизайна в
жизни человека;

 Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализа и оценки произведений искусства;

 Применение художественных умений знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;

 Пользоваться

кистью,

красками,

палитрой,

художественными материалами;

и

другими

 Знать виды и свойства бумаги;

 Способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;

 Умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманной
художественный образ;

 Основание

умений

применять

деятельности основы цветоведения.

в

художественно-творческой

Срок реализации 1 год. Объем учебного времени составляет 34

академических часа. Нагрузка один академический часа в неделю.

Формы организации обучения на занятиях достаточно разнообразны.

Начнем с применения нетрадиционных форм проведения занятий – это урок-

игра. Так же, на начальной ступени образования широко используются уроки
– презентации: во время знакомства с творчеством художников, при
изучении тем по изобразительному искусству, видов, приемов и т. д. При
этом на занятиях предусматривается использование различных форм работы:
индивидуальных и парных.

Учебно-тематический план
№ Раздел
1

Водная часть

2

Цветоведение

3
4
5

Человек

6
7
8
9

Интерьер

10
11
12
13
14 Мода
15
16
17
18
19
20

Тема

Часы

Практ. Теория Всего
Ведение. Знакомство с 20 мин. 20
1 ч.
материалами.
мин.
Круг Итенна.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Круг
Итенна. 35 мин. 5 мин. 1 ч.
Продолжение.
Палитра в природе.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Силуэт.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Набросок человека.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Стилизация.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Стилизация. Продолжение. 30 мин. 10
1 ч.
мин.
Линейная перспектива.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Мебель.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Макет комнаты.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Макет
комнаты. 30 мин. 10
1 ч.
Продолжение.
мин.
Макет
комнаты. 30 мин. 10
1 ч.
Завершение работы.
мин.
Платье на бал.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Костюм.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Аксессуары.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Кроссовки.
30 мин. 10
1 ч.
мин.
Одежда для музыкальной 30 мин. 10
1 ч.
группы.
мин.
Одежда для музыкальной 30 мин. 10
1 ч.
группы. Продолжение.
мин.
Одежда для музыкальной 30 мин. 10
1 ч.
группы.
Завершение
мин.

работы.
21 Полиграфическая Афиша.
продукция
22
Логотип для визитки.
23
24
25
26
27 Кастомизация
28
29
30
31
32 Итоговая работа
33
34

итог

мин.

30 мин. 10
мин.
Коллаж.
30 мин. 10
мин.
Буклет.
30 мин. 10
мин.
Обложка.
30 мин. 10
мин.
Наклейки
30 мин. 10
мин.
Роспись футболки. Эскизы. 30 мин. 10
мин.
Роспись
футболки. 35 мин. 5 мин.
Итоговый эскиз.
Роспись футболки. Перенос 35 мин. 5 мин.
изображения.
Роспись
футболки. 35 мин. 5 мин.
Продолжение работы.
Роспись
футболки. 35 мин. 5 мин.
Завершение работы.
Итоговая
работа. 30 мин. 10
Авторский
сказочный
мин.
персонаж. Эскизы.
Итоговая
работа. 35 мин. 5 мин.
Авторский
сказочный
персонаж.
Итоговая
работа. 30 мин. 10
Авторский
сказочный
мин.
персонаж.
Завершение
работы.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

34 ч.

Критерии оценки учеников

Контроль и оценка заданий учеников осуществляется на каждом уроке.

В процессе обучения курса «Основы дизайна» ученики должны

освоить:



Составление композиции на листах бумаги разного формата;

Научиться смешивать несколько цветов для получения сложных

и интересных оттенков;




Освоить передачу простейших форм в рисунке;

Должны смело пользоваться художественными материалами,

уверенно владеть кистью, карандашом и т. д.;


Должны

применять

основные

средства

художественной

выразительности в живописи (по памяти, с натуры, по воображению);

На уроках так же учитываются такие критерии, как аккуратность,

творческое

техниками.

самовыражение,

вовремя

выполненное

задание,

владение

Ставится отметка «5» (отлично) в том случае, если работа выполнена в

соответствии вышеназванными требованиям, которые ученики должны
усвоить во время прохождения данного курса.

Отметка «4» (хорошо) ставится в том случае, если работа выполнена в

соответствии

вышеназванным

требованиям,

недостаточно

теоретическое или практическое значение выполненной работы.

раскрыто

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, если работа

выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно

четко сформулирована проблема, недостаточно раскрыто ее теоретическое
или практическое значение.
Отметка

«2»

(неудовлетворительно)

ставится,

если

работа

не

выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями, или не
выполнена совсем.

Материалы и оборудование

Материально-техническая база образовательной организации должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы необходимый перечень учебных аудиторий

и материально-технического обеспечения включает в себя:

 Оборудования кабинета и рабочих мест: стулья, столы, доска, наличие

необходимого освещения, проектор, экран, компьютер, колонки;

 Комплект санитарно-технического оборудования (сдвоенная мойка,

аптечка);

 Художественные материалы: акварель, гуашь, карандаши (+ цветные),

палитры, кисти (белка, синтетика), баночки для воды, бумага разных

форматов, клеенки, фартук и нарукавники, краски по одежде, футболка,
ножницы, клей, картон, цветная бумага.

Методическое обеспечение образовательной программы
Наглядные пособия:


Презентации;



Изображения работ в данных техниках;







Аналоги на заданные темы;

Пример собственных работ;

Примеры работ, выполненных детьми;
Цветовой круг Иттена;

Иллюстрации из детских книг.

Видео-материалы:

Дидактические материалы:


Схема последовательности построения лица человека;



Схема последовательности построения фигуры человека.



Схема построения композиции;

Музыкальный ряд:

Сведенья об авторе составителе

Горнушкина Яна Сергеевна, 24.02.2004 г. р.

С 2011 года обучалась в МОУ «Огневская СОШ» Каслинского района,

Челябинская область;

С 2020 по 2024 года обучалась в ГАПОУ СО «Свердловский областной

педагогический колледж», по специальности ДПИ и НП, имею две
квалификации: художник-мастер, преподаватель.

При обучении в колледже участвовала в различных конкурсах.

Помимо этого помогала проводить мастер классы для детей и

взрослых:



Мастер-класс в СОПК на новый год (7-9 лет);

Мастер-класс в СОПК для преподавателей колледжа.

Приняла участие в WorldSkills, на первом этапе заняла первое место.
С 2024 г. работаю в БМАОУ СОШ №2, на должности учитель ИЗО.

Список литературы
1. Федеральные

Государственные

Требования

дополнительного

образования по ДПИ: приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012г.
№159 [Текст]:- М.: Изд-во стандартов, 2012.- 18с

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации:

принят Гос.Думой РФ от 29.12.2012 г. №273 [Текст]:-М.: Изд-во стандартов,
2012.- 97с.

3. Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПин

2.4.1.3049-13: принят Глав.врачом РФ от 4.07 2014г. № 27 [Текст]:-М.: Изд-во
стандартов, 2014-15с.
4. Куракина,

промыслы :

И. И. Декоративно-прикладное

учебник

и

практикум

для

искусство

среднего

и

народные

профессионального

образования / И. И. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —

414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13967-9. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/519153 (дата обращения: 22.12.2023).

5. Садко Ю.Г. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии

детей

школьного

возраста.

Современные

техники

нетрадиционного

рисования Текст]: метод. пособие / Ю.Г.Садко. Ростов на/Д.: Феникс,2014.63с.

6. Аппликации из бумаги [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://svoimirukamy.com/applikatsii-iz-bumagi.html- Дата обращения: 19.12.23.

7. Батик: техника росписи на ткани [Электронный ресурс]: Режим

доступа:

https://burdastyle.ru/master-klassy/decor/batik-tehnika-rospisi-na-

tkani_15671/ - Дата обращения: 18.11.23.

8. Виды техник декоративно-прикладного творчества [Электронный

ресурс]:

Режим

доступа:

https://www.art-talant.org/publikacii/24842-vidy-

tehnik-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva - Дата обращения: 19.11.23.

9. Возрастные особенности развития детей 9-11 лет [Электронный

ресурс]:

Режим

доступа:

https://multiurok.ru/files/vozrastnye-osobennosti-

razvitiia-detei-9-11-let.html- Дата обращения: 21.12.23.
10. Дымковская

игрушка

[Электронный

ресурс]:

Режим

[Электронный

ресурс]:

Режим

https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/dymkovskaya-igrushka.html
обращения: 23.11.23.
11. Живопись

для

детей

-

https://kidsarts.ru/blogs/blog/potseluy-2 - Дата обращения: 9.12.23.

доступа:

Дата

доступа:

12. Живопись и графика для детей [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://liaseliverstova.ru/read/blog/painting-and-drawing-children
обращения: 17.12.23.

-

Дата

13. Квиллинг для начинающих [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/kvilling-dlya-nachinayushchikh/
обращения: 23.11.23.
14. Керамика

для

детей

[Электронный

ресурс]:

Режим

-

Дата

доступа:

https://petersburg.academyboomkids.ru/keramika-dlya-detey-kakuyu-polzudetyam-prinosit-keramika - Дата обращения: 14.11.23.

15.Нетрадиционное рисование с детьми младшего школьного возраста

[Электронный

ресурс]:

Режим

доступа:

http://semeynayakuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/ Дата обращения: 22.10.23.

16.«Основные техники живописи гуаши». [Электронный ресурс]: Режим

доступа: https://poznayka.org/s78495t1.html - Дата обращения 17.9.23.

17. Особенности развития 9-10 лет [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://www.razumeykin.ru/publikatsii/osobennosti-razvitiya-v-9-10-letобращения: 13.12.23.

Дата

18. Портрет: пропорции лица [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/05/03/portret-proportsii-litsa - Дата
обращения: 20.12.23.

19.Рисуем с детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс]:

Режим доступа: https://academy-of-curiosity.ru/tvorchestvo/risuem-s-detmi-6-7let/ - Дата обращения: 14.11.23.

20. Роль сказки в жизни человека[Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://infourok.ru/user/velieva-emine-edemovna/blog/rol-skazki-v-zhiznicheloveka-105510.html - Дата обращения: 7.10.23.

21. Русские народные сказки [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://nukadeti.ru/skazki/russkie_narodnye - Дата обращения: 5.11.23.

22. Русские народные сказки: собрание лучших сказок [Электронный

ресурс]: Режим доступа: https://www.pravmir.ru/russkie-narodnye-skazki/ - Дата
обращения: 20.12.23.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».