10-11 «Химия в задачах»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель методического
совета БМАОУ СОШ №2

Заместитель директора БМАОУ
СОШ №2

Директор БМАОУ СОШ №2

Савченко Н.А.

Щербакова Т.А.

Протокол № 1 заседания МС
БМАОУ СОШ №2

приказ № 223 от 29.08.2025 г.

Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.

от 28.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Химия в задачах»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский муниципальный округ,
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Химия в задачах» относится к

предметной области «Естественные науки» и предназначена для организации
образовательной деятельности обучающихся в 10-11 классах.
Ценностно-смысловые

ориентиры

программы

позволяют

позиционировать российское естественно-научное образование как одно из

ведущих в мире. Сквозной целевой установкой программы является
формирование

у

обучающихся

системного

химического

мышления,

функциональной грамотности и умения применять теоретические знания для
решения

практических

интеллектуальных

задач.

способностей

Программа
и

направлена

логического

на

развитие

мышления

через

алгоритмизацию решения химических задач: «знаю → понимаю → применяю
→ решаю».

Актуальность

программы

обусловлена

её

направленностью

на

углубление и систематизацию знаний по химии, необходимых для успешного
прохождения

государственной

итоговой

аттестации,

продолжения

образования в вузах химического, медицинского и биотехнологического
профиля, а также для формирования целостной естественно-научной картины
мира.

Содержание программы предполагает интенсивную практику решения

расчетных и качественных задач разного уровня сложности, что направлено
на преодоление формального подхода к изучению химии и обеспечивает
высокий уровень предметной компетентности.
Программа отвечает принципам:


научности — содержание программы основано на современных
достижениях химической науки;



преемственности — обеспечивает связь с базовым курсом химии



практической ориентированности — более 80% учебного времени



системно-деятельностного подхода — организация образовательной

основной школы;

отводится на решение задач и практикумы;

деятельности направлена на самостоятельное приобретение знаний и
умений в процессе решения задач;



вариативности — содержание модулей может адаптироваться в



индивидуализации — предусматривает выбор заданий разного уровня

соответствии с уровнем подготовки учащихся;
сложности.

Цель курса: Формирование и развитие у школьников системных знаний

по химии и устойчивых навыков решения расчетных и качественных задач
повышенного уровня сложности.
Задачи курса:

по



Образовательные: Углубить и систематизировать знания учащихся

основным

разделам

комбинированные задачи.


химии;

сформировать

умения

решать

Развивающие: Развивать логическое и алгоритмическое мышление,

умение анализировать условие задачи, выдвигать гипотезы и выбирать
оптимальный путь решения.


Воспитательные: Воспитывать

интеллектуальную

честность,

настойчивость в достижении цели, точность в расчетах и оформлении
решений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса «Химия в задачах» учитывает требования к

результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в Федеральном государственном

образовательном стандарте. Курс носит модульный характер и рассчитан на 2
года обучения (10-11 классы) по 1 часу в неделю (всего 68 часов). Программа

каждого модуля обладает относительной самостоятельностью и может быть
адаптирована.

Структура курса предполагает движение от повторения и углубления

фундаментальных разделов химии (10 класс) к решению комплексных задач,
объединяющих различные темы, и задач высокого уровня сложности,
аналогичных заданиям ЕГЭ (11 класс).

Образовательная деятельность школьников организуется в разных

формах:

✓ Практикум по решению задач.

✓ Мини-лекция с разбором типовых алгоритмов.
✓ Тренинг по отдельным типам заданий.
✓ Самостоятельная работа.

✓ Проектная деятельность (составление собственных задач).
✓ Консультация.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация курса «Химия в задачах» компенсирует дефицит учебного

времени на отработку навыков решения задач в базовом курсе химии. Этот
учебный курс используется как дополнение (1 час в неделю) к основной

образовательной программе и как эффективная подготовка к государственной
итоговой аттестации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные образовательные результаты. Обучающиеся осознают:



ценность химического знания как способа познания окружающего



способность к самоорганизации и самоконтролю в процессе решения



настойчивость в достижении учебных целей.



решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы



производить расчеты по химическим уравнениям, включая задачи на



решать задачи, связанные с растворами (массовая доля, молярная



вычислять

мира;

сложных задач;

Предметные результаты. Обучающиеся научатся:
вещества;

избыток/недостаток и выход продукта;
концентрация);

вещества,

объем,

массу

по

известному

количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов
реакции;



количество

применять

закономерности

протекания

химических

реакций

(хемостатика и хемокинетика) для качественного анализа условий.

Метапредметные результаты. Обучающиеся освоят:


умение самостоятельно планировать пути достижения целей при



умение анализировать условие задачи, выделять ключевые данные и



владение основами самоконтроля и коррекции собственных действий;



решении задач;

устанавливать причинно-следственные связи;

умение представлять и аргументировать ход решения.

Тематическое планирование
№ Наименование
п разделов и тем
/ программы
п
1

2

3

4

5

6

Модуль
1.
Основные
понятия
и
теория
строения
органических
соединений. (6
ч)
Модуль 2.
Углеводороды:
гомология,
изомерия,
химические
свойства. (10 ч)
Модуль 3.
Кислород- и
азотсодержащи
е соединения.
(12 ч)
Модуль 4.
Обобщение
знаний по
органической
химии.
Решение
комбинированн
ых задач. (6 ч)
Итого за 10
класс:

Количество часов
Контро Практи
Всег
льные
ческие
о
работы работы

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

10 класс (34 ч) Органическая химия в задачах
6
0
6
Решение задач. Устный опрос, Российская
Составление
проверка
электронная
формул.
тетрадей
школа
(resh.edu.ru),
ЯКласс
(yaklass.ru)
10

1

9

Решение задач.
Составление
уравнений
реакций,
цепочек
превращений.

Практическая
работа,
тестирование

Foxford.ru,
sdamgia.ru

12

1

11

Решение задач.
Качественные
реакции.

Контрольная
работа,
защита
проекта

ЯКласс
(yaklass.ru),
Фоксфорд
(foxford.ru)

6

1

5

Решение задач.
Анализ заданий
ЕГЭ.

Итоговое
тестирование

РешуЕГЭ
(sdamgia.ru)

34

3

31

11 класс (34 ч) Общая и неорганическая химия в задачах
Модуль 5.
6
0
6
Решение задач.
Устный опрос,
Строение атома
Работа с ПСХЭ. самостоятельн
и
ая работа
периодический
закон.
Химическая
связь. (6 ч)
Модуль 6.
10
1
9
Решение задач.
Практическая
Химическая
Работа с
работа,

Российская
электронная
школа
(resh.edu.ru),
ЯКласс
(yaklass.ru)
Foxford.ru,
openedu.ru

7

8

кинетика и
термодинамика
. Растворы. (10
ч)
Модуль 7.
Классы
неорганически
х соединений.
ОВР и
электрохимия.
(10 ч)
Модуль 8.
Химия
элементов
(неметаллы и
металлы).
Решение
комбинированн
ых задач. (8 ч)
Итого за 11
класс:
Итого в 10-11
классах всего:

10

1

9

8

1

7

34

3

31

68

6

62

графиками.
Расчеты по
формулам и
уравнениям.
Решение задач.
Составление
электронного
баланса.

тестирование

Контрольная
работа,
взаимопровер
ка

ЯКласс
(yaklass.ru),
Фоксфорд
(foxford.ru)

Решение задач.
Качественные
реакции. Анализ
заданий ЕГЭ
части 2.

Итоговое
тестирование,
пробный ЕГЭ

РешуЕГЭ
(sdamgia.ru)

Поурочное планирование

10 КЛАСС (34 часа) - ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ
№
Тема урока
Кол-во
Виды контроля
урока
часов
Модуль 1. Основные понятия и теория строения органических соединений (6 часов)
1
Предмет органической химии. Особенности
1
Устный опрос
строения органических соединений. Теория
А.М. Бутлерова.
2
Классификация органических соединений.
1
Проверка
Основные классы. Номенклатура ИЮПАК.
номенклатурных
заданий
3
Практикум. Решение задач на определение
1
Проверка тетрадей
молекулярной формулы вещества по массовым
долям элементов.
4
Практикум. Решение задач на определение
1
Самостоятельная
молекулярной формулы вещества по плотности
работа
и массовым долям.
5
Практикум. Решение задач на вывод формул по 1
Решение задач у
продуктам сгорания.
доски
6
Изомерия: структурная. Решение задач на
1
Мини-тест
определение изомеров.
Модуль 2. Углеводороды: гомология, изомерия, химические свойства (10 часов)
7
Предельные углеводороды (алканы).
1
Устный опрос
Гомологический ряд. Изомерия. Номенклатура.
8
Практикум. Решение задач на горение алканов.
1
Проверка тетрадей
9
Практикум. Решение задач на реакции
1
Работа в парах
замещения алканов (галогенирование).
10
Непредельные углеводороды (алкены).
1
Устный опрос
Гомологический ряд. Изомерия.
11
Практикум. Решение задач на реакции
1
Решение задач у
присоединения алкенов.
доски
12
Практикум. Решение задач на правило
1
Самостоятельная
Марковникова.
работа
13
Алкадиены. Алкины. Строение, изомерия,
1
Фронтальный опрос
номенклатура.
14
Арены. Строение бензола. Гомологический ряд. 1
Проверка тетрадей
Изомерия.
15
Практикум. Составление и расчеты по цепочкам 1
Практическая
превращений углеводородов.
работа
16
Контрольная работа №1 по модулю 2
1
Контрольная работа
«Углеводороды»
Модуль 3. Кислород- и азотсодержащие соединения (12 часов)
17
Предельные одноатомные спирты. Строение,
1
Устный опрос
изомерия, номенклатура.
18
Практикум. Решение задач на химические
1
Решение задач у
свойства спиртов.
доски
19
Многоатомные спирты. Фенолы. Строение,
1
Проверка тетрадей
свойства.
20
Альдегиды и кетоны. Строение, изомерия,
1
Самостоятельная
номенклатура.
работа
21
Карбоновые кислоты. Строение, изомерия,
1
Устный опрос

номенклатура.
22
Практикум. Решение задач на получение
1
сложных эфиров.
23
Жиры. Состав, строение, свойства. Решение
1
задач.
24
Углеводы. Моносахариды. Дисахариды.
1
Полисахариды.
25
Практикум. Решение задач на качественные
1
реакции углеводов.
26
Амины. Аминокислоты. Строение, изомерия,
1
номенклатура.
27
Практикум. Решение задач на свойства
1
аминокислот.
28
Контрольная работа №2 по модулю 3
1
«Кислород- и азотсодержащие соединения»
Модуль 4. Обобщение знаний по органической химии (6 часов)
29
Практикум. Решение комбинированных задач на 1
идентификацию органических соединений.
30
Практикум. Решение задач на смеси
1
органических веществ.
31
Практикум. Задачи высокого уровня сложности 1
на вывод формул.
32
Практикум. Задачи ЕГЭ части 2 (№34, №35) по
1
органической химии.
33
Практикум. Задачи ЕГЭ части 2 (№34, №35) по
1
органической химии.
34
Итоговая контрольная работа за 10 класс
1

Практическая
работа
Фронтальный опрос
Проверка тетрадей
Лабораторная
работа
Устный опрос
Решение задач у
доски
Контрольная работа
Семинар
Работа в группах
Индивидуальная
работа
Тренинг
Тренинг
Контрольная работа

11 КЛАСС (34 часа) - ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ
№
Тема урока
Кол-во
Виды контроля
урока
часов
Модуль 5. Строение атома и периодический закон. Химическая связь (6 часов)
1
Строение атома. Изотопы. Решение задач на
1
Устный опрос
составление электронных формул
2
Периодический закон и ПСХЭ. Определение
1
Проверка тетрадей
места элемента в ПСХЭ
3
Практикум. Решение задач на периодическое
1
Самостоятельная
изменение свойств элементов
работа
4
Химическая связь: ковалентная, ионная,
1
Фронтальный опрос
металлическая. Решение задач
5
Практикум. Решение задач на определение
1
Работа в парах
степени окисления
6
Практикум. Решение задач на составление
1
Мини-тест
формул по степеням окисления
Модуль 6. Химическая кинетика и термодинамика. Растворы (10 часов)
7
Скорость химической реакции. Решение задач
1
Устный опрос
на расчет скорости
8
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
1
Проверка тетрадей
Решение задач
9
Практикум. Решение задач на константу
1
Решение задач у
равновесия
доски
10
Тепловой эффект реакции. Решение задач на
1
Самостоятельная

закон Гесса
работа
11
Практикум. Решение задач на расчет теплового
1
Практическая работа
эффекта реакции
12
Растворы. Массовая доля. Решение задач на
1
Устный опрос
приготовление растворов
13
Практикум. Решение задач на смешивание
1
Работа в группах
растворов (правило креста)
14
Молярная концентрация. Решение задач на
1
Проверка тетрадей
молярность
15
Практикум. Решение комбинированных задач на 1
Тренинг
растворы с реакциями
16
Контрольная работа №3 по модулю 6
1
Контрольная работа
«Кинетика, термодинамика, растворы»
Модуль 7. Классы неорганических соединений. ОВР и электрохимия (10 часов)
17
Классы неорганических соединений. Решение
1
Устный опрос
задач на генетическую связь
18
Практикум. Решение задач на свойства
1
Решение задач у
неорганических соединений
доски
19
Практикум. Решение задач на гидролиз солей.
1
Практическая работа
Расчет pH среды
20
ОВР. Классификация. Метод электронного
1
Фронтальный опрос
баланса
21
Практикум. Решение задач на составление ОВР 1
Взаимопроверка
методом электронного баланса
22
Практикум. Решение задач на ОВР с
1
Самостоятельная
органическими соединениями
работа
23
Электролиз растворов и расплавов. Решение
1
Устный опрос
задач
24
Практикум. Решение задач на расчет массы
1
Проверка тетрадей
вещества при электролизе
25
Гальванические элементы. Коррозия металлов.
1
Решение задач у
Решение задач на ЭДС
доски
26
Контрольная работа №4 по модулю 7 «Классы
1
Контрольная работа
неорг. соединений, ОВР, электрохимия»
Модуль 8. Химия элементов. Решение комбинированных задач (8 часов)
27
Практикум. Решение задач по химии s1
Семинар
элементов и их соединений
28
Практикум. Решение задач по химии p1
Работа в группах
элементов и их соединений
29
Практикум. Решение задач по химии d1
Индивидуальная
элементов и их соединений
работа
30
Практикум. Качественные реакции
1
Практикум
неорганических ионов. Идентификация
31
Практикум. Решение комбинированных задач
1
Тренинг
ЕГЭ №33 (взаимосвязь веществ)
32
Практикум. Решение комбинированных задач
1
Тренинг
ЕГЭ №34 (расчетные задачи)
33
Практикум. Решение комбинированных задач
1
Тренинг
ЕГЭ №34 (расчетные задачи)
34
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса
1
Контрольная работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература для учителя.
1. Кузьменко

Н.Е.,

Еремин

В.В.,

Попков

В.А.

Начала

химии.

Современный курс для поступающих в вузы. В 2-х т. — М.: Экзамен,
2021.

2. Задачи по химии и способы их решения: 8-11 классы / Г.П. Хомченко,
И.Г. Хомченко. — М.: Новая волна, 2020.

3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. — М.: РИА "Новая волна", 2022.

4. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия.

Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный
уровни. — Ростов н/Д: Легион, 2024.

5. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. —
Ростов н/Д: Феникс, 2023.

Учебно-методическая литература для учащихся.

1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. — М.: РИА "Новая волна", 2022.

2. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. —
Ростов н/Д: Феникс, 2023.

3. Доронькин В.Н. и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ. — Ростов н/Д: Легион,
2024.

Интернет-ресурсы:






Российская электронная школа (resh.edu.ru)

РешуЕГЭ (sdamgia.ru)
Фоксфорд (foxford.ru)
ЯКласс (yaklass.ru)

Открытое образование (openedu.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».