10-11 «Основы правовой культуры»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
Председатель
методического совета
БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Протокол № 1 заседания
МС БМАОУ СОШ №2
от 28.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
БМАОУ СОШ №2
Щербакова Т.А.
приказ № 223 от
29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ СОШ №2
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы правовой культуры»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский муниципальный округ,
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по праву для 10-11класса составлена на основе Требований к
результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также
Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы
№ 2» г. Березовский, разработанной на основе Примерной основной образовательной
программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).
Программа рассчитана на 33 ч. (по 1 часу в неделю). Данная программа
обеспечивается линией УМК «Право: основы правовой культуры 10-11 классы»:
1. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных
организаций: базовый уровень и углублённый уровни: в 2 ч. / Е.А Певцова.– М.: ООО
«Русское слово», 2020.
2. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных
организаций: базовый уровень и углублённый уровни: в 2 ч. / Е.А Певцова.– М.: ООО
«Русское слово», 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям,
приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения
к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

и

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального

академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за
рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых
норм как вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения
человека, делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка
и законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон
государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации,
уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина
Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской
Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов
в Российской Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право, как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности,
различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданскоправового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
-дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок
привлечения к административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности
в необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской
Федерации и в рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Место учебного предмета «Право» в Примерном учебном плане основного
общего образования
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего
общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно- смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской

активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Изучение учебного предмета «Право» предполагает ориентировку на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Учебный
предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные
связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного
изучения тем по указанным учебным предметам.
Для достижения обучающимися планируемых личностных образовательных
результатов
организация обучения выстраивается с учётом Программы воспитания (модуль
«Школьный урок»). Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Базовый уровень
Основы теории государства и права
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод
правового регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные
нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Субъекты
и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне. Правонарушения и юридическая ответственность.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения,
принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Система
органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации.
Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды
избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Права человека
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и
гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права,
экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную
окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры
о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Основные принципы международного гуманитарного права.
Основные отрасли российского права Гражданское право. Источники
гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты
гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Гражданская право- и
дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Защита
прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в
гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое
регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации брака. Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности
членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Виды рабочего времени.
Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров. Дисциплинарная
ответственность. Административное право. Источники административного права.
Административное
правонарушение
и
административная
ответственность.
Административные наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Действие
уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная

ответственность. Принципы уголовной ответственности. Освобождение от уголовной
ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды
налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий
собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок.
Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок
заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды.
Формы защиты гражданских прав. Гражданско- правовая ответственность. Защита прав
потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности:
авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и
принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов.
Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового
права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и
обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа.
Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и
субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки
и виды административного правонарушения. Административная ответственность и
административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие
уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит.
Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности
участников образовательного процесса
Основы российского судопроизводства Гражданское процессуальное право.
Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии
гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное право.
Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Основные виды юридических профессий. Конституционное судопроизводство. Предмет,
источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского
процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства.
Особенности
процессуальных
действий
с
участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.
Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об
административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты,
прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности
юриста.

Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международноправовое признание. Мирное разрешение
международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности.
Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на
благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека.
Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав
человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав
человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная
защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы
международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста.
Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны.
Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы
ведения военных действий.
Виды деятельности:
• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными
актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и
интересов личности;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях
общественной жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта
ученика.
Содержание учебного курса 10кл.
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И
ОБЩЕСТВА (5 ч)
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии:
адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права.
Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в
различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней
Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его
понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права.
Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая
информация. Информация индивидуально- правового характера. Неофициальная правовая
информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право.
Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические
фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы.
Корпоративные нормы. Санкции.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК
СИСТЕМЫ (8ч)
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация
норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных
правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.
Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма
выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды

нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу
лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и её формы.
Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий.
Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в
праве. Аналогия права и аналогия закона.
Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт
права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право.
Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная
инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон.
Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация.
Консолидация. Учёт. Применение права. Акт применения права. Реализация права.
Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ
КУЛЬТУРА (7 ч)
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура
правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение.
Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической
ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической
ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура.
Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой
системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья.
Религиозно- правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой
системы в России.
Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное
право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект
правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки.
Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона.
Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка.
Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм.
Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право
справедливости.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (11 ч)
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь
людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства.
Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев
и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная,
ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства.
Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма
государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти.
Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его
структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы
местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового
государства. Конституция Российской Федерации — основной закон государства.
Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России.
Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского
гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.
Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской
Федерации.

Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека.
Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет
(государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система
общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма
государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика.
Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное
государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган
государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое
государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства.
Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор.
Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное
право. Пассивное избирательное право.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
(3 ч)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд
Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления
правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы
Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность.
Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности
деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная
служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная
миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков,
Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция.
Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о
преступлении. Контрразведывательная деятельность.
Содержание учебного курса 11кл.
Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (11 ч)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники
гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как
субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы
сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках.
Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения
обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения,
изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права
собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права
интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные —
имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское
право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной
собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников
гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности.
Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой
ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты
гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые
средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные
общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое
регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей.
Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание
услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность

наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания.
Наследование по закону.
Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое
лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная
дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная
правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право.
Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право.
Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск.
Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности.
Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета.
Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность.
Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право.
Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество.
Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное
общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация.
Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок
хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование.
Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия
наследства. Место открытия наследства.
Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ
ПРАВО (8 ч)
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные
неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и
дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Понятия. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения
родителей. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация. Понятие трудового права.
Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение.
Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений
работников и
работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия
расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе
работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего
времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы,
гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для
несовершеннолетних.
Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель.
Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор.
Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка.
Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой
арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство.
Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация.
Иждивенцы.
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (2 ч)
Административное право и административные правоотношения. Особенности
административного
права.
Административные
правоотношения.
Понятие
административного правонарушения. Административная ответственность. Меры
административного наказания. Производство по делам об административных
правонарушениях.
Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное
принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная

должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное
правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление.
Административное задержание. Доказательства.
Тема 4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ИУГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (2ч)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона.
Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и
наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс.
Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления.
Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект
преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления.
Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в
преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное
сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно досрочное
освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное
право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой.
Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.
Тема 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (5 ч)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения.
Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.
Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной
политики в области образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов
образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование.
Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии:
судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной
юридической деятельности.
Понятия. Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические
правонарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (5 ч)
Понятие международного права. Источники и принципы международного права.
Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав
человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей.
Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное
гуманитарное право и права человека.
Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право.
Международное частное право. Принципы международного права. Международная
организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация.
Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии.
Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
10 класс
1
Тема 1.Роль права в жизни человека и общества
2
Тема 2.Теоретические основы права как системы
3
Тема 3. Правоотношения и правовая культура
4
Тема 4. Государство и право
5
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы

Количество часов
5
8
7
11
3

Всего: 34
6
7
8

11 класс

Тема 6. Гражданское право
Тема 7. Семейное право. Жилищное право. Трудовое право
Тема 8. Административное право и
административный процесс
9
Тема 9. Уголовное право и уголовный процесс
10 Тема 10. Правовое регулирование в различных
сферах общественной жизни
11 Тема 11. Международное право
Всего: 33

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы правовой культуры» 10 класс
Тема

Тема 1. Вводная тема. Роль права в жизни человека и
общества.
1 Курс «Основы правовой культуры». Что такое право.
2 Юриспруденция как важная отрасль человеческих знаний
3 Особенности и закономерности возникновения права
4 Принципы, аксиомы и презумпции права
5 Система регулирования общественных отношений
Тема 2. Теоретические основы права как системы
6 Система права
7 Правотворчество и процесс формирования права
8-9 Формы права
10 Действие норм права во времени ив пространстве
11 Реализация права
12 Толкование права: задачи и особенности
13 Повторение и обобщение по теме: Теоретические основы права
как системы
Тема 3. Правоотношения и правовая культура
14- Правоотношения и их виды
15
16 Правонарушения и их характеристика
17 Юридическая ответственность
18 Правосознание и правовая культура
19 Правовые системы современности
20 Повторение и обобщение по теме: Правоотношения и правовая
культура.
Тема 4. Государство и право
21 Понятие государства и его признаки
22 Теории происхождения государства
23 Сущность и функции государства
24 Форма государства
25 Организация власти и управления в стране
26 Правовое государство и его сущность
27 Конституция РФ – Основной закон государства
28 Гражданство как правовая категория
29 Правовой статус человека в демократическом государстве

11
8
2
2
5
5

Кол-во часов
5 часов
1
1
1
1
1
8 часов
1
1
2
1
1
1
1
7 часов
2
1
1
1
1
1
11 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31

Избирательные системы и их виды
Повторение и обобщение по теме: Государство и право.
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
32 Защита прав человека в государстве
33 Правоохранительные органы РФ
34 Практикум «Основы правовой культуры»
Всего: 34 ч.

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы правовой культуры»
11 класс
Тема

Тема 1. Гражданское право
Гражданское право, как отрасль российского права.
Субъекты гражданско-правовых отношений.
Обязательственное право
Понятие и сущность договора. Виды договоров.
Право собственности и его виды.
Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав.
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских
прав.
Государство как субъект экономических отношений.
Предпринимательство и предпринимательское право.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Права потребителей.
Наследственное право.
Тема 2. Семейное право.
Правовые нормы института брака.
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.
Тема 3. Жилищное право.
Жилищные правоотношения.
Повторение и обобщение.
Тема 4. Трудовое право.
Трудовое право в жизни людей.
Занятость и трудоустройство.
Трудовые правоотношения
Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Тема 5. Административное право и административный процесс.
Административное право (правоотношения, правонарушения,
ответственность).
Как разрешить административный спор.
Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс .
Сущность уголовного права. Преступление и наказание.
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам
несовершеннолетних
Тема 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни.
Пенсионная система и страхование
Экологическое право.
Правовое регулирование отношений в области образования.
Профессиональная юридическая деятельность.

1
1
3 часа
1
1
1

Кол-во часов
11 часов

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
4 часа
1
1
1
1
2 часа
1
1
2 часа
1
1
5 часов
1
1
1
1

29

Повторение и обобщение по теме.
Тема 8. Международное право.
Международное право, как основа взаимоотношений государств.
Международная защита прав человека.
Международное гуманитарное право и права человека.
Практикум «Основы правовой культуры»

30
31
32
33
Всего: 33 ч.

1
5 часов
1
1
2
1

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Право: основы правовой культуры» 10-11 класс
На базовом уровне:











сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и
формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства,
владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
понимание юридической деятельности, ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
▪ Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www. supcourt.ru
▪ Все о праве. Компас в мире юриспруденции — http://www. allpravo.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (официальный
сайт) — http://www.duma.gov.ru
▪ Информационно-аналитический портал «Наследие» — http://www.nasledie.ru
▪ Информационно-правовые ресурсы для детей — http:// cdbmurmansk.ru/informatsionnopravovyie-resursyi-dlya- detey
▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru
▪ Международная Школа Прав Человека и Гражданских Дей- ствий — http://inthrschool.org
▪ Московская олимпиада школьников по праву — http://mos- law.olimpiada.ru
▪ Московская Открытая Школа Прав Человека при Сахаровском Центре —
http://www.sakharov-center.ru/projects/240.html
▪ Научная электронная библиотека elibrary.ru — http:// elibrary.ru/defaultx.asp
▪ Организация Объединенных Наций в Российской Федера- ции — http://www.unrussia.ru
▪ Организация Объединенных Наций: официальный сайт — http://www.un.org/ru/index.html
▪
Открытая
правовая
школа
при
факультете
права
НИУ
ВШЭ
—
http://openschool.hse.ru/school

▪ Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации —
http://www.gov.ru
▪ Официальный интернет-портал правовой информации. Госу- дарственная система
правовой информации — http://pravo. gov.ru
▪ Правительство Российской Федерации — http://government. ru
▪ Право.Ру — http://pravo.ru
▪ Президент Российской Федерации (официальный сайт) — http://www.kremlin.ru
▪ РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информа- ции) — http://rapsinews.ru
▪ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде- рации (официальный сайт)
— http://www.council.gov.ru
▪ Соционет: информационное пространство по общественным наукам —
http://window.edu.ru/resource/305/6305
▪ Уполномоченный по правам человека в Российской Федера- ции (официальный сайт) —
http://ombudsmanrf.org
▪ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
(официальный сайт) — http://www.rfdeti.ru
▪ Юридическая Россия (правовой портал) — http://www.law. edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».