МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель методического совета
БМАОУ СОШ №2
Заместитель директора БМАОУ СОШ
№2
Директор БМАОУ СОШ №2
Савченко Н.А.
Щербакова Т.А.
Протокол № 1 заседания МС БМАОУ
СОШ №2
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
Колпакова С.Б.
приказ № 223 от 29.08.2025 г.
от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Введение в педагогическую профессию»
для обучающихся 10 - 11 классов
Березовский городской округ,
2025 г.
Пояснительная записка
Открытие педагогического класса было не случайным выбором.
Актуальность и востребованность данной профессии очевидна. Спектр
педагогической деятельности сегодня очень широк – это и учитель, как
в общеобразовательной, так и в нетрадиционной школе, и
управленецменеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и
преподаватель техникума или вуза. Возможно также оказание частных
педагогических услуг. И выбор в пользу педагогической деятельности
должен быть не просто не случайным, а высоко мотивирован. Но ещё
более острой проблемой становится обучение будущего педагога в
соответствии с новой парадигмой образования – которая требует нового
учителя, творческая индивидуальность которого должна проявиться не
только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего способного
к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к
сотрудничеству. А для этого ребята уже в школе должны представить
себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к
современному педагогу обществом.
Данная программа представляет собой профориентационный курс
педагогического образования, который должен сформировать у
школьников первоначальные общие представления о педагогической
деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии
учителя по окончании школы.
Программа педагогического класса предназначена для учащихся
10-11 класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в
течение 68 учебных часов, включая 10 часов летней практики.
Программа педагогического класса состоит из двух основных учебных
блоков: "Введение в педагогическую профессию", где учащиеся
познакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и
деятельностью выдающихся педагогов. Знания о себе учащиеся
педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с
теоретическим материалом обязательно будет проводится работа,
направленная на самопознание, повышение уровня психологической
компетентности учащихся; получение теоретических и прикладных
знаний современной психологии. Использование тестов, опросных
методик позволит ребятам соотнести самонаблюдение с данными
исследований и наметить пути развития необходимых психологических
качеств.
Большую
роль
в
программе
отводиться
практикумам,
профессиональным пробам, где учащиеся получат базовые сведения о
профессиональной деятельности, где будут моделироваться элементы
деятельности, отрабатываться конкретные умения.
Обязательной частью подготовки будет
являться педагогическая
практика.
Основной целью программы является: освоение необходимых для
социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии знаний
о педагогической профессии, её роли в жизни общества и истории
возникновения; о путях получения педагогической профессии; об
особенностях педагогической деятельности. Задачи:
1.
Дать учащимся представление о значении, характере
специфических
особенностях
педагогической
профессии;
2.
предоставить возможность старшим школьникам
выполнить серию различных профессиональных проб,
позволяющих получить представление о своих
возможностях и предпочтениях;
3.
способствовать проектированию подростками своих
жизненных и профессиональных планов, идеалов
будущей педагогической профессии и возможных
моделей достижения высокой квалификации в ней;
4.
развивать
творческие
способности
учащихся,
организаторские умения, ориентировать их на освоение
педагогической профессии; 5. создать условия для
формирования лидерских качеств личности.
На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с
основами педагогической деятельности, приобретают необходимые
знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и
организаторские умения.
Программа предусматривает использование разнообразных форм
обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий,
профессиональных проб.
Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью
тестирования, самостоятельной работы школьников: написания
докладов рефератов, творческих работ, выполнения самостоятельных
практических, исследовательских работ по психологии и педагогике,
летней практике, а также традиционно во время текущего опроса.
Цели иметь представления о:
-возникновении и развитии педагогической профессии;
-социальной значимости труда учителя;
-педагогических учебных заведениях;
-роли и сущности педагогической профессии;
-закономерностях
становления
и
развития
индивидуальнопсихологических особенностях человека.
личности,
Знать:
-требования, предъявляемые к личности педагога;
-причины возникновения педагогических конфликтов;
-права и обязанности в получении профессионального образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение;
Уметь:
-анализировать свою деятельность;
-организовывать жизнь и деятельность детей;
-осуществлять самосовершенствование с позиций
предъявляемых к учителю;
требований,
-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения,
наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной
литературой;
-применять полученные теоретические знания и практические навыки.
Программа предусматривает использование разнообразных форм
обучения: комбинированных уроков, лекций, практических
занятий.
2.1 Концепция программы
Концепция программы реализуется через направления деятельности, такие
как:
• учебные предметы
• внеурочная деятельность
• воспитательная деятельность
• дополнительное образование
• индивидуальный проект
Учебный план
Учебный план 10-11 класса гуманитарного профиля составляется по
ФГОС СОО, в части формируемой участниками образовательного
процесса вводится курс «Введение в профессию» - 1 час, «Психология»
- 1 час. Таким образом предметы, изучаемые на углубленном уровне,
остаются в инвариантной части. Такой подход позволяет реализовать
программу психолого-педагогической направленности, сохраняя
реализацию требований стандартов среднего общего образования.
Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию»
10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
7.
Количест
во часов
Я пришел в педкласс (ожидания)
Путешествие в страну «Педагогика»
Пути получения профессионального образования.
Мой идеал учителя.
Зарождение педагогики и педагогических знаний
Основные педагогические открытия прошлого
Выдающиеся педагоги прошлого
Основы педагогической деятельности
1
1
1
2
2
2
2
2
8.
9.
Социальная значимость труда педагога
2
Педагогическое взаимодействие
2
10. Педагогическое общение
4
11. Профессиональная педагогическая позиция
12
.
13
.
2
Основные категории педагогики
6
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
31 час
Тематический план практики по педагогике 10 класс
№ Тема
Количество
часов
1. Особенности летнего лагеря для одаренных детей
1
2. Особенности работы помощника руководителя НОУ,
воспитателя в лагере. Особенности педагогического
общения
1
3. Методика подготовки и проведения общелагерных
мероприятий.
8
4. Игровая деятельность детей
6
5. Основы оформительства
4
итого
20 часов
Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию»
11 класс
№ Тема
Количество
часов
1.
Подведение итогов летней практики
2
2.
Этика педагога
2
3.
Педагогическая деятельность как профессия
2
4.
Сущность процесса обучения в современной школе.
2
5.
Сущность процесса воспитания. Семейное воспитание.
2
6.
Особенности дополнительного образования детей.
2
7.
Педагогические технологии.
4
8.
Педагогическая техника учителя.
2
9.
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
20 часов
Подготовка учителя к уроку
Тематический план практики по педагогике 11 класс
№
Тема
1. Организаторская деятельность
Стили руководства
Количество часов
и
ее структура.
2
2.
Этапы и методы организаторской работы
1
3.
Правила организаторской работы
2
4.
Методика проведения занятий в
дополнительного образования детей.
5.
Профессиональные пробы.
8
итого
15 часов
учреждениях 2
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)