РП Функциональная грамотность 5-8

Колпакова
Светлана
Борисовна

Колпакова Светлана
Борисовна
cn=Колпакова Светлана
Борисовна, o=БМАОУ
СОШ №2,
ou=Руководитель ,
email=bgo_ou2@mail.ru,
c=RU
2023.10.19 15:44:42 +05'00'

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа

БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
623701, Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, стр. 3,
тел.: 8(34369) 4-96-50, email: bgo_ou2@mail.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического
совета

с заместителем директора

Приказом БМАОУ СОШ №2

/Казанцева О.Н./

от «01» сентября 2023 года №317

«31 » августа 2023 года

/Колпакова С.Б./

Протокол от 30.08.2023 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 5-8 классов

Березовский городской округ, 2023

Изучение программы по учебному курсу «Функциональная
грамотность» предусматривает применение Федеральной рабочей программы
по учебному курсу «Функциональная безопасность».
Федеральная рабочая программа по учебному курсу «Функциональная
грамотность» включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемы е результаты освоения программы по «Функциональной
грамотности».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для
обучающихся 5–9-х классов составлена на основе Требований к результатам
освоения программы основного общего образования ФГОС ООО и
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей
программе воспитания БМАОУ СОШ №2.
Основной целью курса является формирование функционально
грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Учебный курс «Функциональная грамотность» входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный курс имеет модульную структуру, в состав учебного курса входят
четыре модуля:
• читательская грамотность;
• математическая грамотность;
• финансовая грамотность;
• естественно-научная грамотность.
Читательская грамотность
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает:
• работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными),
• нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в
тексте.
Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и
интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке
противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что

формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные
формы и количественные отношения.
Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация
социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность.
Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и
графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать
вероятностный характер случайных событий.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности определяются
смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в
международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным
наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
• научно объяснять явления;
• демонстрировать понимание особенностей естественно-научного
исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов».
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия
разумных финансовых решений.
Обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного
использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать
финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать
финансовые решения и оценивать финансовые риски.
Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков,
необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих

однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и
возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и
предпочтений конкретного человека или семьи.
В каждом классе обучающиеся осваивают содержание всех четырех
модулей. Последовательность изучения содержания модулей определяет
образовательная организация. Содержание каждого модуля предполагает
поэтапное
развитие
различных
умений,
составляющих
основу
функциональной грамотности.
В 5-м классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6-м классе формируется умение применять знания о математических,
естественно-научных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В 7-м классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать
(интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном
контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и
синтезировать в единую картину, могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое
целое.
В 8-м классе обучающиеся учатся оценивать и интерпретировать
различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного
содержания.
В 9-м классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать
выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и
явлений в отрыве от предметного содержания.
Место учебного курса «Функциональная грамостность» в учебном плане.
Учебный курс «Функциональная грамотность» рассчитан на 170 часов,
изучается на протяжении всего периода реализации ООП ООО с 5-го по 9-й
класс:
• в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю);
• в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю);
• в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю);
• в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю);
• в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.
Читательская грамотность.
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей? Типы задач на грамотность
чтения. Примеры задач.
Математическая грамотность.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача
Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах
и тех, кто всегда говорит правду. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира
(от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов
окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Финансовая грамотность.
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги
настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие
мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «свое дело»?
Естественно-научная грамотность.
Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой
и рудой. Атмосфера Земли. Живая природа. Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ.
Читательская грамотность.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской
позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте? Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы

логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
Финансовая грамотность.
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги?
Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Естественно-научная грамотность.
Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса.
Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля. Солнечная система
и Вселенная. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель
Солнечной системы. Живая природа. Царства живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ.
Читательская грамотность.
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации. Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего
использования? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль
текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.
Математическая грамотность.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики. Решение геометрических задач исследовательского
характера.
Финансовая грамотность.
Что такое налоги и почему мы их должны платить? Подоходный налог. Какие
налоги уплачиваются в вашей семье? Пени и налоговые льготы. Что такое
государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды
социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения
банков. Как накопить, чтобы купить? Все про кредит. Вклады: как сохранить
и приумножить? Пластиковая карта– твой безопасный банк в кармане.
Естественно-научная грамотность.

Структура и свойства вещества. Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах. Механические явления. Силы и движение.
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля,
Мировой океан. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган,
торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление
воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной
сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.
Биологическое разнообразие. Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и
внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ.
Читательская грамотность.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом:
как применять информацию из текста в измененной ситуации? Типы текстов:
текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Математическая грамотность.
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Математическое
описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или
иного события. Решение типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Финансовая грамотность.
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и
депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
Естественно-научная грамотность.
Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное
электричество. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии.
Магнетизм
и
электромагнетизм.
Строительство
плотин.

Гидроэлектростанции.
Экологические
риски
при
строительстве
гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя
среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы
жизнедеятельности человека.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ.
Читательская грамотность.
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с
текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы
задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом.
Математическая грамотность.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с
лишними данными. Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение
стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Финансовая грамотность.
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и
управление ими. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Гибридные
инструменты. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля
и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка.
Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное
пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с
финансовым посредником.
Естественно-научная грамотность.
Структура и свойства вещества. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность. Химические изменения состояния вещества. Изменения
состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений. Наследственность
биологических объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования
признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности
изменчивости:
модификационная
и
мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Экологическая система Потоки вещества и энергии в

экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая
деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ООО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
программы
учебного
курса
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
• проявлением интереса к прошлому и настоящему российской науки,
ценностным отношением к достижениям российских ученых и к
использованию этих достижений в прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
• готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением об основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и
пр.);
• готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности ученого.
Трудовое воспитание:
• установкой на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых
умений;
• осознанным выбором и построением индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных интересов и
общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
• способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть закономерности
в искусстве.
Ценности научного познания:
• ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, пониманием науки как сферы человеческой
деятельности, этапов ее развития и значимости для развития
цивилизации;
• овладением научным языком как средством познания мира; овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• готовностью применять знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим
занятий
и
отдыха,
регулярная
физическая
активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
• ориентацией на применение знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
• осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
• готовностью к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
• необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
• способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;

• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного
наблюдения,
опыта,
исследования,
владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Коммуникативные УУД

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные УУД
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;

• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

5 КЛАСС
находит и извлекает информацию из различных текстов;
находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте;
находит и извлекает информацию о естественно-научных явлениях в
различном контексте;
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте.
6 КЛАСС
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
применяет математические знания для решения разного рода проблем;
объясняет и описывает естественно-научные явления на основе
имеющихся научных знаний;
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем.
7 КЛАСС
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста;
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации;
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные
естественно-научные проблемы в различном контексте;
анализирует информацию в финансовом контексте.
8 КЛАСС

• оценивает форму и содержание текста в рамках предметного
содержания;
• интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично
значимой ситуации;
• интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные,
глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте в
рамках предметного содержания;
• оценивает финансовые проблемы в различном контексте.
9 КЛАСС

• оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного
содержания;
• интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации;
• интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных естественно-научных
проблемах в различном контексте в рамках метапредметного
содержания;
• оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы,
предлагает пути решения.

5 класс
№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Читательская грамотность»

Тема
занятия

1.

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки
как источник информации.

2.

Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей?

3.

Всего
часов,
теория/пр
актика

Виды
деятельности

1ч

Отличать
пословицы от
поговорок

1ч

Сопоставление
текстов

1ч

Выделение
главной мысли
текста
Отличать
художественные
и технические
тексты
Уметь
распознавать
виды вопросов

4.

Типы текстов: текст-описание
(художественное и техническое).

1ч

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1ч

6.

Типы задач на грамотность чтения.
Примеры задач.

1ч

7.

Работа со сплошным текстом.

1ч

Типы задач на
грамотность
чтения
Анализировать
сплошной текст

Ф

Бе
фор
мне

Кв

8.

Проведение рубежной аттестации.

1ч
Итого

8ч

Выполнить
диагностическую
работу

6 КЛАСС
№

Тема
занятия

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская
летопись
как источник
информации о реалиях времени.

2.

Всего
часов,
теория/п
рактика

Виды
деятельности

1ч

Отличать тему и
идею текста

1ч

Выявлять
характерные
темы, образы и
приемы
Определение
авторской
позиции

Кр

К

3.

Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.

1ч

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1ч

5.

Типы текстов: текст-повествование
(рассказ, отчет, репортаж)

Понимать
информацию,
содержащуюся в
тексте

1ч

6.

Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи.

Отличать рассказ
от отчета,
репортажа

1ч

7.

Интерпретироват
ь предложенный
текст

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1ч

8. Проведение рубежной аттестации.

1ч
Итого

Ф

8ч

Работа с
несплошным
текстом
Выполнить
диагностическую
работу

Кв

Бе
фор
мне

7 КЛАСС
Всего
часов,
теория/
практик
а

№

Тема
занятия

1.

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический текст
как источник информации.

2.

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.

1ч

3.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

1ч

4.

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.

5.
6.

1ч

1ч
1ч
1ч

7.

Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
8. Проведение рубежной аттестации.

1ч

Итого

8ч

8 КЛАСС

1ч

Виды
деятельности
Определение
темы и идеи в
поэтическом
тексте
Сопоставлять
содержания
текстов
публицистическо
го
стиля.
Преобразовывать
текстовую
информацию

Составлять
резюме
Комментировать
основную мысль
текста
Решать
позиционные
задачи
Работать с
несплошным
текстом
Выполнить
диагностическую
работу

К

№

Тема
занятия

Всего
часов,
теория/
практик
а

Виды
деятельности

Определять
тему и идею в
драматическом
произведении.

1.

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст
как источник информации.

2.

Сопоставление содержания текстов
официально- делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию
из текста в изменённой ситуации?

4.

Типы текстов: текст-инструкция
(указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1ч

6.

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.

1ч

7.

Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры .

Решать
информационн
ые задачи

1ч

Работа с
несплошным
текстом
Выполнить
диагностическую
работу

8. Проведение рубежной аттестации.

1ч

1ч

Определять
деловые
ситуации в
тексте

1ч

Применять
информацию из
текста в
изменённой
ситуации

1ч

Составлять
инструкцию,
правила
Определение
ошибок в
тексте

1ч
Итого

8 ч.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - четверть
5 класс
№

Тема занятия

Ф

Содержание занятия

Б

К

К

1
2

Звуковые явления
Устройство динамика

3
4
5

Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе

6
7

Земля, внутреннее строение Земли
Атмосфера Земли

8

Уникальность планеты Земля

Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Устройство динамика. Современные акустические сис
его воздействие на человека.
Строение вещества
Признаки химических реакций. Природные индикатор
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существова
на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - четверть
6 класс
№

Тема занятия

1
2
3

Тело и вещество
Масса
Строение вещества

4
5

Тепловые явления
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

6
7

Представления о Вселенной
Модель солнечной системы

8
9.

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома
Тепловые явления
Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) –
четверть
7 класс
№

Тема занятия

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.

2
3

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярн
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жи
твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

4

Деформация тел

Деформация тел. Виды деформации. Усталость матери

5

Атмосферные явления

6

Давление воды в морях и океанах

7
8

Внешнее строение дождевого
моллюсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы

9

Внешнее и внутреннее строение птицы

Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ура
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей
Структура подводной сферы. Исследование океана. Ис
подводных дронов.
Биологическое разнообразие
червя, Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насек

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообраз
Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция пти
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миг

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - четверть
8 класс
№
1
2
3
4
5
6.
7.
8.

Тема занятия

Содержание занятия
Структура и свойства вещества (электрические явления
Занимательное электричество.
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнерги
Магнетизм и электромагнетизм.
Магнетизм и электромагнетизм.
Плотины. Гидроэлектростанции
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологи
при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энер
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.
Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Системы жизнедеятельности человека.
Рубежная аттестация
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - четверть
9 класс
№

Тема занятия

1
2

Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

3

Изменения состояния веществ.

4

Физические явления и химические
превращения

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.

Физические явления и химические превращения. Отли
химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов

5

Размножение организмов

6

Вид и популяции

7

Закономерности изменчивости

8

Потоки вещества и энергии в экосистеме

9

Антропогенное воздействие на биосферу

Размножение организмов. Индивидуальное развитие о
Биогенетический закон. Закономерности наследования
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Пр
видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и му
изменчивости. Основные методы селекции растений, ж
микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвити
экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельност
организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюци
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы раци
природопользования.

Календарно – тематическое планирование по курсу финансовая
грамотность 8 класс
№

Тема занятия
Управление денежными средствами

Что такое деньги
Финансы семьи
Источники доходов семьи
Личные и семейные расходы
Контроль семейных расходов
Семейный бюджет
Практическая работа
Проектная работа
Способы повышения семейного благосостояния
10 -11 Финансовые организации
12-13 Финансовое планирование
Практическая работа
14
Проектная работа
15
Риски в мире денег (Особые жизненные ситуации)
ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца
16
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
17
катастрофы
Страхование от несчастных случаев
18
Финансовые риски
19
Финансовые пирамиды
20
Практическая работа
21
Проектная работа
22
Семья и финансовые организации
1
2
3
4
5
6 -7
8
9

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что такое банк
Польза и риск банковских карт
Что такое бизнес
Как создать свое дело
Валютный рынок и его устройство
Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту
Практическая работа
Проектная работа
Человек и государство: их взаимодействие
Налоги, виды налогов
Что такое пенсия, условия ее получения
Практическая работа
Итоговое обобщение и повторение

Учебно- методический комплекс
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы
для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2016.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9
кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».