Независимая оценка качества образования
01.09.2025
Что такое независимая
оценка качества образования
В документе определено, что независимая оценка
качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в
отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими
образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого
образования:
- «- потребностям физических лиц - потребителей
образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних,
обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного
образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по
соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия
в выборе образовательной организации, образовательных программ,
соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также
определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- - потребностям юридических лиц (в том числе
самой образовательной организации) в части определения качества реализации
образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по
итогам экспертизы;
- - учредителя, общественных объединений и др. в
части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для
последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на
повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых
ими образовательных программ».
Инициаторы и Заказчики
Независимая оценка
качества образования осуществляется по инициативе:
- — органов управления образованием
муниципального, регионального и федерального уровней;
- — органов местного самоуправления;
- — учредителя,
- — руководства образовательных организаций,
общественного совета при региональном (муниципальном) органе
исполнительной власти;
- — региональной общественной палаты;
- — юридических или физических лиц, родителей,
общественных объединений;
- — граждан при обращении с соответствующим
заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
В качестве заказчиков
процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
- — органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления;
- — общественные советы, общественные
объединения, региональные общественные палаты;
- — учредитель образовательной организации;
- — руководитель образовательной организации;
- — педагогический работник образовательной
организации;
- — родители обучающихся;
- — обучающиеся старших классов.
Что оценивается:
Объектом независимой
оценки качества образования могут быть:
- — образовательные программы, реализуемые
образовательными организациями;
- — условия реализации образовательного процесса,
сайты образовательных организаций и др.;
- — результаты освоения обучающимися
образовательных программ;
- — деятельность органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием,
органов местного самоуправления в части организации текущего
функционирования и развития образования.
Измерительные материалы
Для определения уровня
результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими
оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы
(тесты, оценочные задания, др.) на основе:
- — требований, соответствующих ФГОС,
- — измерительных материалов международных
сопоставительных исследований результатов образования,
- требований заказчика.
Инструментарий:
При проведении
оценочных процедур используются:
- — рейтинги;
- — публичные доклады региональных
(муниципальных) органов управления образованием, образовательных
организаций;
- — статданные официального статистического
учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в
информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
- — другие открытые данные, характеризующие
условия и процесс образовательной деятельности в образовательной
организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в
информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Размещенные в открытом
доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться
в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования
участия самой организации в данных процедурах.
Кто осуществляет :
К осуществлению
независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в
установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:
- — некоммерческие организации, деятельность
которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами,
имеющими соответствующий уровень квалификации;
- — коммерческие рейтинговые агентства, имеющие
опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
- — региональные центры оценки качества
образования;
- — отдельные эксперты или группы экспертов,
имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества
образования;
- — общественные и общественно-профессиональные
организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации,
имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий
для проведения оценочных процедур.
Возможно привлечение
нескольких исполнителей под разные технические задачи.
- Должна быть обеспечена открытость при
формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности
образовательных организаций. Список организаций, осуществляющих процедуры
независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов
регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления
образованием.
- Образовательная организация вправе выбрать сама
те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные
некоммерческие, негосударственные организации), которые будут
содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Об итогах
Организации и отдельные
эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по
завершению работы анализируют полученные результаты оценочных
процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных
организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают
методологию и проводят рейтингование образовательных организаций,
другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии
образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их
заказчику.
Об осуществлении
независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть
обеспечены открытость и доступ к всесторонней информации
Действенность результатов
Результаты оценки могут
оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального,
регионального и федерального уровней.
Результаты независимой
оценки качества образования должны способствовать:
- — повышению качества предоставляемых
образовательных услуг;
- — развитию конкурентной среды;
- — выявлению и распространению результативных
моделей организации образовательного процесса;
- — сохранению и развитию единого
образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
На основе результатов
независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:
- — управленческие решения на уровне региона,
муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о
выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества
образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного
учреждения и т.д.);
- — рекомендации:
для заказчика;
- — органов самоуправления разных уровней;
- — общественных организаций;
- — органов управления образованием;
- — образовательных учреждений;
- — для родителей обучающегося;
- — для обучающегося;
- — для педагогического работника.
Участникам образовательных отношений
Руководителю
образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и
ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на
следующее:
- — администрации.
- — Знание настоящего документа позволит более
тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки
качества работы учреждения (информирован — значит вооружен).
- — При необходимости получить внешнюю оценку
качества работы учреждения можно заказать оценочную экспертизу и
использовать ее результаты для анализа работы учреждения, для разработки
перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации рекламной
кампании, выявления перспективных направлений работы.
- — Результаты оценки позволят:
- ¦ определить узкие места деятельности
педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
- ¦ организовать работу по повышения
конкурентоспособности учреждения;
- ¦ иметь независимую оценку деятельности
педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
- ¦ воспользоваться результатами оценки в
случае конфликтных ситуаций.
- — педработников.
У педагогических
работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей
процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в
соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной
профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению
аттестации в целях установления квалификационной категории.
- — родителей.
Теперь родители
(законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из
организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования,
либо к экспертам в соответствующей области для определения уровня результатов освоения обучающимся
образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и
соответствующие рекомендации.
- — обучающихся старших классов
Согласно документу,
обучающиеся старших классов имеют право обратиться в одну из организаций,
осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти
независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов
освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию
индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план,
перспективам получения профессионального образования.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.09.2025
Дата обновления: 30.09.2025
Дата публикации: 01.09.2025